Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #2773 *"Торжество Православия" и Нафанаил* -01-04/III/12- (чт-вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
                                      Будьте внимательны!

Отправлено: 03-Mar-2012 19:52

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 20 февраля 2012 г. ст.ст., воскресенье 1-е Великого поста

  /Торжество Православия/.

  литургические чтения: Евр.11:24-26,30-12:2; Ин.1:43-51.

 

 

 

>                  ИО.1:43-51: ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

 

> Этот  евангельский  рассказ  читается  в первое воскресенье Великого

> Поста,  посвященное  Торжеству  Православия. Удивительное торжество!

> Много  было  в  Православии  великих  побед:  преодолевали  в спорах

> иудеев,  громили  на  полях  битвы  мусульман, создавали грандиозные

> храмы   на   месте   языческих  святынь.  Всё  это  -  не  Торжество

> Православия,   всё   это   осталось   достоянием  пыльных  церковных

> летописей.  Доводилось  православным  гордиться  своими  победами  -

> моральными,  богословскими  или военными - над католическим Западом.

> Но  и  это - не Торжество Православия в самом полном значении слова.

> Более  того:   когда  православный  Восток  был  раздираем   спорами

> о  почитании  святых  икон,  католический Запад твердо почитал  их -

> у  него   не  было раздвоения,  смущения,  ереси,  не было и триумфа

> над ними.

 

> Торжество  Православия -  воспоминание о победе  не над иной  верой,

> не  над  иной  страной  или  стороной  света, а воспоминание о самой

> великой  из  возможных  побед: над собственными неверием, сомнением,

> раздвоенностью.  Ибо Торжество Православия - праздник, установленный

> в  начале IX cтолетия в память о победе над иконоборчеством, ересью,

> раздиравшей  единый  ромейский  народ  на  протяжении двух столетий,

> ересью,  которой  придерживались  самые победоносные из византийских

> императоров,    ересью,    которая  затем с тех пор и доныне нет-нет

> да  и  поднимет  голову в христианском сердце и спросит: "Понятна ли

> икона   тебе?    не  мешает  ли   она   людям?  нужна ли она Богу?!"

> Чтобы понять, каким чудом стало возможно иконопочитание, каким чудом

> средневековый   мир  -  мир  не  менее  жестокий,  политизированный,

> агрессивный  чем  любой  другой  -   назвал  Торжеством  Православия

> не  какую-то жестокую, политизированную агрессию, а победу над своим

> маловерием,   нужно  вспомнить,   что  вера в Христа и тогда стояла,

> как  и  сегодня,   на Евангелии.  Откровение Духа Святого обращалось

> к  каждому  отдельному  человеку,   свидетельствуя  о  Христе  вновь

> и вновь.

 

> Церковь  смело  установила за литургией в день Торжества Православия

> читать   из   Послания   к  евреям  святого  апостола  Павла  текст,

> перечисляющий  ветхозаветных героев веры.   Апостол  определил  веру

> как  надежду  на  невидимое -  и христиане до Христа  отличали  себя

> от  всех  прочих  верующих  твердой  решимостью  не изображать  Бога

> в  каком-либо образе. Единый Бог Израиля был Богом невидимым, и вера

> в  него  потому  и была непреходящим подвигом, что шествовала в мире

> видимостей  по невидимой дороге, попадая в огонь, пропасти и чудеса.

> Единственным  образом  и подобием Божиим, который знал Ветхий Завет,

> был человек. В его сердце, в его душе невидимый Бог открывался вере,

> оставаясь  невидимым.  Конечно,   в  начале этой веры был  Христос -

> и  апостол  Павел  называет  его  "начальником веры" <(т.е. началом,

> источником  веры)>  -  ибо,  воплотившись  в одном году человеческой

> истории,  Господь  предвечно  явился  плотским  образом  и  телесным

> подобием человека, которого Сам создал.

 

> Апостол называет Христа и "совершителем веры" - Тем, Кто привел веру

> к вершине, цели, спасению.  Иисус не просто  сопровождает  верующего

> на  пути  к Богу -  Он и есть Бог.  Он не просто указывает на цель -

> Он  и есть цель. Соединение Бога и человека и есть спасение; явление

> Невидимого  в  видимой  плоти  и  есть   вершина.    И  оказывается,

> что  героизм  веры со времени Богоявления - в следовании за видимым.

> Евангелист   рисует  героя  такой   веры  -    апостола   Нафанаила.

> Он  рассказывает  о нём немного; ясно одно: то был человек, которому

> мало  было  публичной молитвы, публичного богослужения, составлявших

> основной  массив  религии ветхозаветного народа - как и любой другой

> тогдашней религии. Он,  как и Авраам,  мучался седцем.  Он томился -

> и  невидимый Бог что-то ответил ему.   Евагелист  даже  не сообщает,

> что  именно.   Он  подчеркивает не невидимость мистической  встречи,

> а  видимость  места,  где эта встреча с Богом произошла у Нафанаила:

> под смоковницей.

 

> К взволнованному, погруженному вглубь себя Нафанаилу подходит Филипп

> и  говорит  ему об Иисусе:  "Мы нашли Того,  о Котором писали Моисей

> в  законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова". - "Из Назарета может ли

> быть   что   доброе?"  -    отвечает   Нафанаил.   И  не в том дело,

> что  у  Назарета  была  особенно  скверная  репутация:  Москва, Рим,

> Атланта,  -  любой  город и любая деревня мира могла бы быть названа

> вместо  Назарета,  ибо может ли быть вечное из временного,  спасение

> из  погибающего,  невидимый  Бог  из видимого творения? Что мне твой

> Иисус,  когда  сейчас,  под  смоковницей,  я  испытал  прикосновение

> невидимой  Десницы  Божией?  Только что я испытал то же, что испытал

> праотец   Авраам,  то,  с чего начинается всякая религия:  ощущение,

> что  есть  Некто, видящий меня изнутри и одновременно извне, видящий

> меня  всего,  как  я  сам  себя  не  вижу - и любящий меня через это

> в`идение.

 

> "Пойди   и   посмотри",  -   отвечает  Филипп  -   и  Нафанаил идет.

> Так  удостоверяется подлинность его мистической встречи с Невидимым:

> в  нём  открывается  способность  и желание видеть. Из него исчезает

> лукавство,   ставящее   толкование   Откровение   выше   Откровения,

> лукавство,   предписывающее   Богу,   Каким   Ему  быть,  лукавство,

> помешавшее  большинству  израильтян увидеть в Иисусе -  Сына  Божия.

> И  Спаситель,  видя Нафанаила, говорит:  "Вот подлинно израильтянин,

> в  котором  нет  лукавства".  -  "Почему  Ты знаешь меня?" - "Прежде

> нежели  позвал  тебя  Филипп,  когда ты был под смоковницею, Я видел

> тебя" -   и Нафанаил опускается перед Спасителем на колени:  "Равви!

> Ты  Сын  Божий, Ты Царь Израилев!".  Он -  видит,  он -  прозревший,

> его   вера  совершенна  и  достигла  цели,  ибо  верит  в  видимость

> Невидимого.

 

> Эта вера -  нелегка.  Большинство людей не видели в Иисусе Спасителя

> и  Сына Божия. Они видели обычного мужчину, обычные щеки, губы, нос;

> может  быть,  среди актеров, изображавших Иисуса, были люди красивее

> Его  и  величественнее.  Тот  же апостол Филипп спросил ведь однажды

> Спасителя: "Покажи нам Отца" - и услышал в ответ недоуменно-горькое:

> "Столько  времени  ты  со  Мною  и  не познал, что Отец -   во Мне?"

> И каждый из нас, сколько бы ни созерцал иконы, не понимает до конца,

> до понимания  Дня Судного,  что мы созерцаем не краску,  не материю,

> не  лицо человеческое -  а Лик Невидимого Бога.  Само это созерцание

> и   есть   спасение,  преодоление  пропасти  между  Богом  и  падшим

> человеком, возведение нас на небо по лестнице церковной. Не случайно

> в  истории  Церкви  каждый раз, где слабело почитание икон, начинала

> ослабевать и вера в то, что Телом и Кровию Своими Господь питает нас

> +подлинно+  в Евхаристии, сообщая спасение и вечную жизнь до Второго

> Пришествия  Своего,   оправдывая нас и  обнимая  всецело  ранее Суда

> над нами.

 

> Не  случайно  и  то,  что  именно  евангелист  Иоанн, апостол Любви,

> сказавший:    "Всякий,   не любящий брата и утверждающий,  что любит

> Бога  -  лжец",  поместил в Евангелие рассказ о Нафанаиле. Почитание

> икон -   последний из догматов Православия.  Торжество Православия -

> не  торжество   теории  или  практики,   а  торжество любви;  догмат

> об  иконах  есть  догмат о Богочеловеческой любви,  и мы  возрастаем

> в  познании  икон,  возрастая в любви. Укрепляясьв вере, мы всё чаще

> смеем  обращаться  к Спасителю с просьбой: "Покажи нам Себя реально,

> не  в  иконах,  не в Евхаристии,  а во всей полноте Своей личности".

> И что же мы слышим в ответ? Не только простое напоминание о том, что

> в  Церкви,  в Евхаристии, в иконах мы видим Спасителя именно во всей

> Его богочеловеческой полноте - иначе не нужна была бы ни Евхаристия,

> ни  иконы.  Мы слышим слова, подобные сказанные Филиппу: "Вы столько

> времени   со  Мною,   и  не познали,  что Я -  в человеческой плоти?

> что  когда  вы  кормите  алчущего - вы кормите Меня, когда помогаете

> страдающему   -    помогаете   Мне?   когда  см`отрите  на  ближнего

> или дальнего, друга или врага - см`отрите на Меня?"

 

> Вся наша падшая природа сопротивляется этим словам. Как! Вот на этот

> сизый  нос,   эти  хищно поджатые губы,  эти заплывшие ложью глаза -

> я  должен  глядеть  как  на  нос, уста и очи Сына Божия? Из Назарета

> может  ли  быть  что  доброе? Может ли Иисус глядеть на меня из глаз

> моего   злобного   соседа,   высокомерного   прохожего,  развратного

> начальника?   Куда  проще   вернуться   к  ветхозаветному   героизму

> и считать, что Бог - абсолютно невидим и чужд, что любовь к ближнему

> может быть невидимой для нас самих и для окружающих. Но христианский

> героизм  - иной, как иной - христианский храм. В православной церкви

> верующие  сто`ят   не  прямо   перед  алтарем -   перед иконостасом;

> они  видят  множество человеческих ликов - Спасителя, Матери Божией,

> Иоанна  Предтечи,  пророков и апостолов. Иконостаса не видят только,

> странным  образом,   священнослужители -  они за ним,  пред алтарем.

> Но  каждый  раз,  когда  священник  выходит  из царских врат алтаря,

> выходит  как выходил Спаситель к народу, он видит перед собой другой

> иконостас - живой, составленный из лиц, нарисованных не иконописцом,

> но  Творцом.   Этот живой  иконостас  тоже  достаточно  однообразен:

> лики  святых  похожи между собою,  как бы лишены  индивидуальности -

> и  лица  в толпе тоже теряют свои особенности, сливаясь в один лик -

> Божий.

 

> В   каждом   лице   православие  открывает  лик  Христов.  И  каждый

> христианин,  в  храме  и   за его пределами,   в хорошем  настроении

> и в дурном, в мистическом озарении и без оного - призван самой сутью

> христианской  веры  видеть в человеческом лице - лик Божий, любимый,

> драгоценный, спасительный. Божественная Жизнь вочеловечилась, любила

> людей воочию, была распята и воскресла здесь. К вере зрячей, трезвой

> и  верной  Богу  и людям до смерти и воскресения призваны христиане.

> Господь явил нам Себя и являет нам ближних - и наша любовь к ближним

> становится  лестницей,  возводящей  нас в средоточие жизни Пресвятой

> Троицы.

                 [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ
                   krotov.info/yakov/4_evang/3_io/io_01_43.html
]

 

 

 

к апостольскому чтению:

 + + + вера www.messia.ru/rasylka/008/2137.htm#0 (+ссылки)

 + + + К.Барт: нонконформисты

        www.messia.ru/rasylka/007/1777.htm#0 (+ссылки)

 + + + Яков Кротов: Символ веры: "Верую..."

        www.messia.ru/rasylka/010/2525.htm#0

 

 

к евангельскому чтению:

 + В.Н. Кузнецова: Призвание Филиппа и Нафанаила

                messia.ru/rasylka/011/2660.htm#0

                          (+ ссылки о празднике)

 + свящ. Георгий Чистяков о встрече Нафаниила со Христом

                     www.messia.ru/rasylka/003/372.htm#0

 + о том же - Яков Кротов

    www.krotov.info/yakov/4_evang/3_io/io_01_45.html

        www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_19.htm

 

 + проповеди митр. Сурожского Антония и прот. Георгия Митрофанова

            grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2012&month=3&day=4

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Господь мудростью основал землю, / небеса утвердил разумом,

 Его в`едением разверзаются бездны, / и облака источают росу.

 Сын, да не скроется это от тебя,

  и сохранишь благоразумие и прозорливость.

 И будет это жизнью для твоей души,

  и станет людская милость твоим ожерельем.

 Тогда безопасна будет твоя дорога, / и нога твоя не оступится.

 Ляжешь спать без боязни, / заснешь - и сон будет сладок.

 Не бойся внезапного несчастья, / погибели, что готовят нечестивцы;

 ибо Господь - на твоей стороне, / Он не даст тебе ступить в западню.

 Не скрывай добра от законного владельца, / если это в твоей власти;

 не говори ближнему: 'Ступай, придешь потом,

  завтра дам', - если есть, чем поделиться.

 Не замышляй ничего против человека, / который тебе доверяет.

 Не ссорься попусту с тем, / кто не причинил тебе зла.

 Не завидуй творящему насилие / и не выбирай его дороги,

 ибо мерзок Господу коварный, / а честные - у Него в доверии.

 Проклятие Господа - на доме нечестивца;

  а жилище праведных Он благословляет.

 Над насмешниками Он посмеется, / а кротким дарует милость.*

                                                      (Пр.3:19-34/&/)

* * *

*Многократно и многообразно говоривший в прошлом

 с нашими отцами через пророков,

 Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына.

 Ему Он отдал в наследие мир, с Его помощью сотворил всю вселенную.

 Сын есть сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности.

 Он управляет вселенной Своим могучим словом.

 Совершив очищение грехов,

 Он сел по правую руку Божественного величия в небесах,

 став настолько же выше ангелов,

 насколько имя, унаследованное Им, выше их имен.

 Потому что кому из ангелов сказал когда-либо Бог:

 "Ты - Мой Сын,

   сегодня Я стал Отцом Тебе"?!

 И еще:

 "Я буду Ему Отцом,

   а Он будет Мне Сыном".

 И опять же, когда Он приводит Своего Первенца Сына в мир, Он говорит:

 "Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!"

 Об ангелах Бог говорит:

 "Он Себе назначает в вестники ветер

   и в слуги - пламя огня".

 О Сыне же Он говорит:

 "Престол Твой, о Боже, на веки веков.

   Жезлом справедливости

    правишь Ты в Царстве Своем.

  Ты праведность любишь, порок ненавидишь.

  И поэтому Бог Твой, о Боже,

   возвысил Тебя над сподвижниками,

    елеем восторга помазав Тебя".

 И еще Он говорит:

 "Это Ты, о Господь, изначально

   заложил основанья земли,

    небеса - это тоже дела Твоих рук.

  Погибнут они -

   но Ты остаешься.

  Они, как плащ, обветшают,

   Ты свернешь их, подобно одежде,

  переменишь, как плащ, их -

   они переменятся.

  Но Ты всегда тот же,

   и годам Твоим нет конца!"* (Евр.1:1-12/*/)

                                * * *

*Благодаря вере Моисей, став взрослым,

 отказался называться сыном дочери фараона.

 Он предпочел делить тяготы с народом Божьим

 вместо того, чтобы наслаждаться временными удовольствиями греха.

 Оскорбления, выпавшие на долю Помазанника Божьего,

 он счел богатством б`ольшим, чем сокровища Египта:

 ведь он устремлял свой взор к будущей награде.

 Благодаря вере он покинул Египет, не убоявшись царского гнева -

 он был стоек, как человек, видящий Невидимого.

 Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью,

 чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян. ...

 Но ст`оит ли продолжать?

 У меня не хватит времени рассказать

 о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде,

 а также о Самуиле и пророках.

 Благодаря вере они покоряли царства, вершили справедливость,

 добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов,

 гасили яростный огонь, спасались от острия меча,

 обретали силу после слабости, становились могучими в бою,

 разбивали войска чужеземцев.

 Женщины получали умерших детей воскресшими.

 Иных мучили до смерти,

 но они отказались от свободы,

 чтобы обрести воскресение в лучшей жизни.

 Другие же испытали на себе издевательства и побои,

 даже цепи и тюремные решетки.

 Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами.

 Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры,

 вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий.

 Те, кого весь мир был недостоин,

 блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях.

 Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу,

 но не получили обещанного.

 И это ради того,

 чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами,

 так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее.

 И раз вокруг нас такая тьма свидетелей,

 то нам надо снять с себя бремя цепкого греха

 и бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко,

 не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя веры - Иисуса.

 Ради той радости, которая Ему предстояла,

 Он, пренебрегши позором, претерпел смерть на кресте

 и теперь сидит по правую руку от Престола Божьего.*

                                            (Евр.11:24-28,32-12:2/**/

* * *

*Кто не смотрит на мир с неба, тот смотрит на мир из преисподней,
 видит исподнее, изнанку, скопившуюся за тысячелетия пыль греха,
 тот циничен и разочарован: что ж это людишки так поиспортились...
 долгов не отдают... безответственные...* (Я.К.)

             *********************************************

/&/ паремия пятницы (перевод РБО, 2000г.)

/*/ апостольское чтение субботы.

/**/ апостольское чтение воскресенья.

  В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2773.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook:

                       www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное