22 Светильник для тела есть око.
Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь
для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? 26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? 28 И об одежде что заботитесь?
Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка'к всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! 31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32 потому
что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. 34 Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботится о себе: довольно для каждого дня беды его.
22 Глаза
это светильник для человека.
И если глаза здоровы,
весь человек полон света, 23 а если глаза больны,
человек весь окутан тьмой.
Но если свет, который в тебе, тьма,
то какова тогда тьма?!
24
Никто не может служить одновременно двум господам: одного он
не будет любить, а другого будет; одному будет предан, а другим
будет пренебрегать. Вы не можете служить и Богу, и деньгам.
25
Вот почему Я говорю вам:
не беспокойтесь о том,
что для жизни нужны вам еда и питье,
а для тела одежда. Ведь жизнь важнее еды,
а тело важнее одежды. 26 Взгляните на птиц:
не сеют они и не жнут,
не ссыпают зерно в закрома,
но их кормит ваш Небесный
Отец.
А разве вы не намного дороже, чем птицы? 27 Кто из вас, как бы он ни старался,
может продлить свою жизнь хоть на час? 28 И для чего об одежде забота?
Посмотрите, как растут полевые лилии:
не трудятся, не прядут. 29 Но говорю
вам, сам Соломон,
при всём своем блеске,
не одевался, как любая из них. 30 И если полевую траву, которая
сегодня есть,
а завтра будет брошена в печь,
Бог так одевает,
уж вас-то тем более, маловеры! 31 Итак, не твердите озабоченно:
"Что нам есть?", "Что нам пить?",
"Во что одеться?" 32 это главная
забота язычников.
А ваш Небесный Отец знает,
что вам всё это нужно. 33 Стремитесь прежде всего к Царству
Бога
и к исполненью того, что Он велит,
а всё остальное Он даст вам
в придачу. 34 Так не заботьтесь о завтрашнем
дне!
Завтра само о себе позаботится.
Каждому дню
своих довольно тревог.
> <...> Что имел в виду Иисус, говоря, что «светильник тела есть глаз» (стих
22)? Мне кажется, это значит, что наш взор всегда должен быть обращен к Богу, хотя, конечно, мы не можем Его увидеть реально. На что обычно направлен ваш взор? Можете ли вы контролировать себя и смотреть в правильную сторону или же ваши глаза берут верх над вашим сердцем и мыслями? Вспомните снова, что для вас важнее всего в жизни - вспомните о ваших приоритетах. В правильном ли направлении ведут вас глаза, на тот
ли путь они смотрят?
> И, наконец, поговорим о третьей, наиболее известной, поговорке: «не можете Богу служить и ... маммоне» (так она звучит в раннем переводе). «Маммоной» раньше называли всё, что относилось к имуществу, богатству. Маммоне даже поклонялись как божеству, от чего предостерегал Иисус. Но ведь и сейчас мы делаем это, когда употребляем такое выражение, как «всемогущий доллар»
(оно опасно похоже на благочестивое словосочетание - «всемогущий Господь»)! Мы много шутим по поводу денег, так как знаем об их силе. «Деньги разговаривают, - слышим мы, - но мне они в основном говорят: прощай!» Иисус знает, что деньги могут овладеть душами людей. Но если ваши приоритеты верны, у вас есть лишь один властелин - Бог.
> Итак, разберитесь в себе, чтобы, обернувшись на прожитые вами пять,
десять, пятнадцать лет, вы смогли бы сказать, что сделали правильный выбор приоритетов.
> Вы когда-нибудь задумывались над тем, что Иисус, по существу,
был счастливым человеком?
> Да, в пророчествах говорится о том, что Мессия был <«человеком, познавшим страданья, изведавшим боль» (Ис.53:3)>. Мы знаем, что вся тьма и печаль мира обрушились на Иисуса, когда Он взошел на крест. Одной из самых душераздирающих сцен, когда-либо рассказанных, является сцена в Гефсиманском саду, где Иисус в мучениях, до кровавого пота,
готовится выполнить волю своего Отца. Мы знаем, как Он плакал у гробницы Лазаря и как печалился о том, что люди отказываются верить в Бога и творимые Им чудеса. И всё же это - исключительные случаи, подобные темным пятнам на светлом фоне. Важно представить, что все написанное в данном отрывке из 6-й главы вытекает из собственного жизненного опыта Иисуса. Он наблюдал за птицами, парящими над галилейскими холмами, и понял,
что они наслаждаются полетом и просто живут, не беспокоясь о завтрашнем дне. Иисус видел сотни разных цветов, выросших на галилейской земле («лилиями» могли называться и осенние крокусы, и анемоны, и гладиолусы). При взгляде на эти цветы у Иисуса захватывало дух от их хрупкой красоты: один взмах косы, одно жвачное животное - и от них ничего не останется. Кто создал эту красоту? Она не стояла часами перед зеркалом,
делая макияж. Она не ходила по магазинам за нарядной одеждой. Она естественна, богоданна, восхитительна, прекрасна.
> Иисус остро и живо чувствует доброту своего небесного Отца, Творца мира. Духовность Иисуса очень далека от тех мыслителей, которые утверждают, что современный мир - обитель теней, сумрака, тщеславия и суеты. По их мнению, истинный философ должен избегать мира и сосредоточиться на умственной работе.
А Иисус советовал своим ученикам не беспокоиться о завтрашнем дне - и так же делал Он сам. Иисус не заглядывал в будущее с нетерпением, у Него была потрясающая способность всецело наслаждаться настоящим. Он отдавал себя каждому моменту, славя доброту и щедрость Господа здесь и сейчас. Разве это не лучший способ быть счастливым?
> Иисус хотел, чтобы Его последователи тоже были счастливы. Когда Он убеждал
своих учеников сделать своим приоритетом не какого-то бога, далекого от мира, а Самого Создателя, который наполнил мир прекрасными и загадочными вещами, полными силы, энергии, жизни. Этот Бог хочет, чтобы люди, верящие в Него и любящие Его, всё необходимое для их жизни получали именно от Него.
> Итак, когда Иисус велит нам не беспокоиться о том, что они будут есть, пить и носить, Он вовсе не утверждает,
что всё это не имеет значения. В отличие от некоторых учителей, Он не говорит, что нам следует есть и пить как можно меньше и носить лохмотья, чтобы показать свое презрение к земным благам. Вовсе нет! Сам Иисус любил красивую одежду, и даже римские солдаты после смерти Христа играли в кости на Его восхитительный хитон. Но если что-то мирское станет для нас важнее всего, оно вскоре потеряет всю прелесть, померкнет. Если
же для нас на первом месте всегда будет Бог, то и мир с Его помощью всегда будет прекрасным.
> Иисус, конечно, не имеет в виду и того, что мы не должны засевать поля и собирать урожай, не должны прясть и ткать, шить одежду. Скорее мы должны наслаждаться всей этой работой, потому что Бог, наш небесный Отец, Творец всего сущего, хочет накормить и одеть нас. Мы должны радоваться, а не жить
и работать в унынии, будто Господь - ужасный тиран, сделавший нашу жизнь невыносимой. Конечно же, мы живем в мире, полном тревог, и это не может не отразиться на нас. Но все основные заповеди, перечисленные в Нагорной проповеди, должны воодушевить и ободрить нас. Царство Божье, праведная жизнь, добрые дела, жизнь по Завету - вот то, к чему Божьи люди должны стремиться. Тогда нам всегда будет хватать необходимой еды, питья, одежды.
> Для многих
людей жить ни о чём не волнуясь - так же невозможно, как не дышать. Некоторые из нас настолько привыкли к беспокойству, что если вдруг окажется, что беспокоиться не о чем, мы обязательно решим, что о чём-то важном забыли. На призыв, прозвучавший в середине Нагорной проповеди, откликнулось удивительно мало людей. Почему бы нам не научиться испытывать такую же радость жизни, как Сам Иисус?
[ Н.Т.Райт. из книги "МАТФЕЙ. ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий" ]