Тогда Петр приступил к Нему и сказал:
Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против
меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю
тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
Тогда подошел к Нему Петр и спросил:
— Господь, сколько раз должен я прощать брата, если он передо
мной провинится? Семь раз?
— Нет, не семь, а семьдесят раз по семь, — отвечает
ему Иисус.
Синодальный перевод
(Мф 18:21-22)
Перевод В.Н. Кузнецовой
> Когда Петр спросил Его, должен ли он прощать
брату своему, согрешающему против него, до семи раз, Господь
ответил: Не говорю тебе: до семи, но до седмижды
семидесяти раз. Всеми способами Он учит нас быть подобными
Ему в смирении и доброте. Ослабляя и разрушая порывы
наших буйных страстей, Он укрепляет нас примером собственной
мягкости, прощая нам в вере все наши грехи. Свойственные
нам пороки не достойны прощения, потому прощение исходит только
от Него. Он прощает даже те грехи, которые остаются
в нас после исповеди.
> Отмщение, которое надлежало Каину, было семикратным, но
грех тот был содеян против человека, против его брата Авеля, которого
он убил {См. Быт 4:8}.
Но за Ламеха назначено другое отмщение: в семьдесят раз
всемеро {См. Быт 4:24},
и такое отмщение, как мы считаем, установлено для несущих
ответственность за страдания Господа51.
Но Господь через веру людей дарует прощение за это преступление,
а даром крещения Он жалует милость спасения Своим завистникам
и гонителям. Насколько же больше нужно нам, как Он показывает,
возвращать это прощение без меры и количества. Мы не должны
думать, сколько раз прощаем, но должны останавливать свой гнев к согрешающим
против нас всякий раз, как такому гневу есть место. Частота,
с которой мы должны прощать, показывает, что для нас вообще
нет времени для гнева, потому что Бог прощает все наши
грехи полностью Своим даром, а не нашими заслугами. И не можем
мы ссылаться на это количество прощений [то есть до седмижды
семидесяти раз], потому что благодатью Евангелия Бог даровал
нам прощение вне всякой меры.
51 Ламех
хвалился тем, что убил отрока, так что в нём именно гордость
требует исправления. Подобную гордость Иларий Пиктавийский приписывал
и убийцам Спасителя (ср. Быт 4:18-24).
> Боже, Спаситель наш, Ты, через
пророка Твоего Нафана покаявшемуся в своих согрешениях
Давиду прощение даровавший и покаянную молитву Манассии
принявший! Сам и раба Твоего [или
рабу Твою] (имя), кающегося [или
кающуюся] в совершённых им [или
ею] согрешениях, прими с обычным Твоим человеколюбием,
не взирая на всё, им [или ей]
соделанное, отпуская неправды и покрыв беззакония. Ибо
Ты сказал, Господи: "Я совсем не хочу смерти
грешника, но чтобы он обратился и был жив",
и что до семижды семидесяти раз должно прощать
грехи, потому что величие Твоё беспримерно и милость
Твоя безмерна; если же Ты, Господи, будешь замечать
беззакония, то, Господи, кто устоит?
> Ибо Ты – Бог кающихся, и Тебе славу
воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во
веки веков. Аминь.