> 19 Был
некогда богач, одевался по-царски, и жизнь у него была
> 20 сплошной
праздник. ∙ И был нищий, весь покрытый язвами, его звали >
21 Лазарь. Он лежал у ворот богача ∙ в
надежде, что ему достанутся > куски,
брошенные под стол. Прибегали собаки и лизали его язвы. >
22 И вот умер нищий, и ангелы отнесли его
на небо, на почетное
> 23 место
рядом с Авраамом. Умер и богач, похоронили его. ∙ И в
аду,
> в
страшных мучениях подняв глаза, он увидел вдали Авраама
> 24 и
рядом с ним Лазаря. ∙ Богач закричал: «Авраам, отец! Сжалься
> надо
мной, пошли ко мне Лазаря, пусть омочит в воде кончик
> пальца
и освежит мне язык. Какие муки терплю я в этом огне!» > 25 Но
Авраам ответил: «Вспомни, сынок, ты уже получил
> при
жизни всё хорошее, а Лазарь всё плохое. Теперь он здесь > 26 утешился,
а ты страдаешь. ∙ А кроме того, между вами и нами
> пролегает
великая бездна: даже если кто захочет перейти отсюда > 27
к вам, не сможет. И оттуда к нам никому не перейти».
∙ Богач сказал:
> 28 «Прошу
тебя, отец, пошли его в дом моего отца. ∙ Ведь у меня пятеро
> братьев.
Пусть он предупредит их, а то и они попадут в это ужасное
> 29 место».
∙ Авраам ответил: «У них есть Моисей и Пророки. Пусть
> 30 слушают
их!» ∙ «Нет, отец мой Авраам, сказал
богач, вот если
> кто
из мертвых придет к ним, тогда они перестанут грешить».
> 31 Но
Авраам сказал ему: «Если они Моисея и пророков не слушают,
> никто
их не убедит, даже мертвый, вставший из гроба».
> 19 богач в папирусе
р75:«богач по имени Невес». > 21куски, брошенные в некоторых
рукописях: «крошки, упавшие».
> 31 Ин 11.44-48
> В основу первой части притчи, вероятно, положена фольклорная
история, которая сначала появилась в Египте, а затем через
Александрию проникла в Палестину. Перемена судьбы на противоположную
в загробной жизни была широко известным фольклорным мотивом.
Этот рассказ уже был частично использован Иисусом в притче
о великом пире (14.16-24). Богатый откупщик за единственный
добрый поступок в своей жизни был почтен похоронами, на которых
присутствовал весь город. Смерть же бедняка-учителя осталась незамеченной.
Но его другу в сновидении была открыта посмертная судьба двух
этих человек. Учитель наслаждался в райских садах, орошаемых
ручьями, а откупщик, страдающий от жажды, тщетно стремился
дотянуться до воды. Египетская история заканчивалась словами:
«Тот, кто делал добро на земле, будет благословен в царстве
мертвых, а кто делал зло на земле, будет страдать в царстве
мертвых».
> Ст. 19 Богач наслаждался жизнью, он одевался
по-царски (дословно: «одевался в пурпур и виссон»).
Пурпурные ткани, окрашенные краской, которую получали из морских
моллюсков, стоили огромных денег, и их носили цари и богачи.
Виссон это тончайший, почти прозрачный узорчатый лен,
стоивший еще дороже, это тоже одежда царей. Каждый день
богач устраивал пиры и праздники. Он не проматывал свое состояние,
как это делал непутевый сын (15.11-32), но жил в роскоши,
как было принято среди таких же богатых людей. Вероятно,
он считал, что его богатство это дар Бога,
а бедность наказание за грехи.
> Ст. 20-21 Богач не обращал внимания
на то, что недалеко от его дома, у ворот, лежит
другой человек. Обычно персонажи притч остаются безымянными, но
это единственная притча, где один из персонажей назван по имени.
Лазарь грецизированная и сокращенная форма
широко распространенного еврейского имени Элиэзер (евр. «Бог помогает»).
> В противоположность богачу бедняк жил за счет скудного
подаяния, он лежал у ворот, то есть был парализованным,
и, кроме того, страдал каким-то кожным заболеванием. Его приносили
его родственники или друзья, чтобы он просил подаяния
у прохожих. Он ждал, что ему достанутся куски хлеба,
которыми гости богача, как это было принято в те времена,
вытирали руки после еды, а затем бросали под стол. То,
что собаки, которые считались нечистыми животными, лизали
язвы на его теле, подчеркивает его мучительное состояние.
> Ст. 22 Но вот оба они умерли.
Мучения Лазаря закончились со смертью: ангелы отнесли его на небо
и предложили ему место почетного гостя рядом с праотцом
Авраамом (дословно: «отнесли на лоно Авраама» ср.
Ин 13.23) на небесном пиру праведников. Некогда он лежал
голодный и униженный, но теперь он пирует, восседая
на почетном месте.
> Ст. 23 Участь богача противоположна:
он оказался в аду. Ад это еврейское
«шеол», не место вечного наказания, каким в еврейской
мысли считалась геенна (см. коммент.
на 12.5). Ад был тем местом, где умершие дожидались
Божьего Суда и, в зависимости от своей жизни на земле,
уже наслаждались или мучились. Согласно еврейским представлениям
того времени, в шеоле умершие могли видеть друг друга (ср.
13.28).
> Ст. 24 Авраам считался прародителем всех
евреев и, в силу своих многочисленных заслуг перед Богом, заступником
и ходатаем за своих потомков. Поэтому богач обращается
к нему, называя его отцом. Он просит лишь о капле
воды. Будучи на земле, он, вероятно, и не замечал
нищего у своего дома, но теперь просит чтобы этот нищий
оказал ему услугу.
> Ст. 25 Авраам не отрицает их родства,
он называет богача «текнон» («сынок, детка»), но ничем
помочь не может. Он объясняет это тем, что после
смерти в загробном мире участь богача и бедняка испытала
переворот: кто наслаждался, тот страдает, а кто страдал,
тот наслаждается (см. 6.20-26).
> Ст. 26 Но есть и другая причина:
рай и ад отделены пропастью, которую невозможно перейти. Но
надо помнить, что перед нами не путеводитель по загробному
миру, а притча, так что искать здесь точных сведений о жизни
после жизни не следует. Пропасть это указание
на окончательность Божьего Суда.
> Ст. 27-28 Вероятно, богач старший
в семье и после смерти отца ему поручено заботиться
о своих младших братьях, которых у него пятеро. И снова
он просит Авраама послать Лазаря, но теперь к его
братьям. Богач понимает, почему он страдает теперь: он должен
был жить не так, как он жил. Согласно представлению тех времен,
умершие и живущие на небесах могли быть вестниками
для живых.
> Ст. 29 Но Авраам указывает на то,
что братья богача знают, как надо жить, чтобы исполнять волю Бога,
и для этого не нужно посылать особого вестника с небес.
В Законе Моисея и у Пророков изложены заповеди Божьи.
Моисей и Пророки то же что и Закон
и Пророки (см. 16.16).
> Ст. 30 Люди склонны верить, что чудо
сможет изменить их жизнь. Да, они знают заповеди, но вот
если бы произошло нечто из ряда вон выходящее... Как говорит
русская пословица: «Гром не грянет мужик не перекрестится».
> Ст. 31 Но Авраам настроен более
пессимистически: на таких людей ничто не подействует,
даже если они увидят человека, воскресшего из мертвых.
Евангелист об этом знает: те, что не верили в Иисуса
при Его жизни, не поверили и после того, как
Он встал из гроба.
[ В.Н. Кузнецова. Евангелие от Луки.
Комментарий.
// М.: ОПУОПАМ, 2004; стр. 374-8 ]