Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #3163 *служение правде во всей ее чистоте и свободе* / 7-8/X/14 (пт-сб)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 07-Nov-2014 14:12

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

См. предыдущие беседы: #2969, #2975, #2979, #3001, #3005, #3018, #3053.

 

 

> СВЯТОСТЬ.    Воплощенная суть (продолжение)

> Среди своих святых Русская Церковь почитает около семидесяти епископов. Епископ – это глава Церкви, это самый высокий иерархический представитель христианства. Поэтому интересно знать, какие качества, какой дух ценил народ в этих духовных вождях, за что сохранил их образ в своей памяти. Мы не можем, конечно, ни перечислить здесь всех имен, ни даже кратко сказать о самых интересных и показательных из них. Но очень важно, и важно именно сейчас, когда казенная антирелигиозная пропаганда всеми силами стремится дискредитировать веру – причем в первую очередь через «развенчание» духовенства и возведение против него всевозможных обвинений, – очень важно вдуматься в тот идеал духовного вождя, которым веками жил народ и который не раз и не два, а многократно воплощался в этих вот святых епископах нашей Церкви.

> Но не будем говорить здесь о том, что представляется самоочевидным у духовного учителя жизни – о чистоте его нравственной жизни, о молитвенности, о духовной сосредоточенности. К этому призваны все верующие, и тут нет разницы между епископом, священником, монахом или же рядовым членом Церкви. Но на фоне этих общих религиозных качеств выделяются уже, так сказать, особые, специфические качества духовного вождя. В чём же они состоят?

> На вопрос этот лучше всего отвечают жизнеописания святых епископов, составленные в пятнадцатом веке Пахомием Логофетом – сербским ученым монахом, приехавшим на Русь с Афона и много потрудившимся, чтобы поднять общекультурный уровень Русской Церкви. И вот очень интересно, что наряду с такими качествами, как забота о чистоте веры, Пахомий ставит как, пожалуй, самое главное в епископе его общественное исповедничество, т.е. защиту им всеми способами правды и справедливости: «Видяще неправедное от царей и от вельмож деемое, видяще сироты истязаемы, грабление и хищение, царей обличаху» – обличали царей, т.е. власть, т.е. правительство, т.е. силу. В наши дни, когда представители Церкви требуют слепого подчинения власти, угождения ей во всём, этот образ древнего святителя, мужественного борца за правду и бесстрашного обличителя всех власть имущих особенно дорог нам.

> Остановимся кратко на примере двух епископов, восставших, хотя и по-разному, против злой, несправедливой, деспотической власти Иоанна Грозного. Это святые Герман, митрополит Казанский, и Филипп, митрополит Московский. Святого Германа Грозный вызвал из Казани в Москву и хотел заставить его принять митрополичий сан, т.е. сделать возглавителем всей Русской Церкви. Князь Курбский рассказывает296, что уже состоялось соборное избрание и Герман переселился в митрополичьи покои, когда между ним и царем произошел разрыв из-за опричнины – террористической ватаги, созданной царем и наводившей ужас на всех и вся. В беседе с царем наедине Герман «тихими и кроткими словесы» напомнил царю о Божией правде, о Божием суде, пред которым все равны, и Грозный порвал с епископом: «Еще и на митрополию не возведен, а уже связываешь меня неволею»297. Епископу не суждено было вернуться в Казань, и мы даже не знаем, что происходило с ним в те два года, которые он провел в Москве перед своей смертью в 1568 году298.

> Но, конечно, самым потрясающим, самым незабываемым остается трагический конфликт с Грозным московского митрополита Филиппа. Избранный на том же соборе, что и Герман, он прямо поставил предварительным условием своего избрания отмену опричнины, т.е. террора. Царь и епископы убедили его отказаться от этого условия, сохранив за митрополитом лишь древнее «право печалования», т.е. заступничества за жертв произвола. Когда через полтора года возобновились казни, Филипп возвысил свой голос, сперва увещая царя наедине, а затем перенес свои обвинения в Успенский собор. Его жизнеописание сохранило нам пересказ вдохновенных его речей: «Мы, о государь, приносим здесь бескровную жертву, а за алтарем льется кровь христиан»299 и в ответ на угрозы царя: «Не могу повиноваться повелению твоему больше, нежели Божию... подвизаюсь за истину, хотя бы лишился сана и лютейшее пострадал»300. Для святого Филиппа исповедание правды было столь же обязательным, как и исповедание веры, «иначе, – говорил он, – тщетна будет для нас вера наша». «Впечатление от этого слова правды, сказанного в лицо тирану, – пишет историк, – было велико, но в деморализованной опричниной России мало было охотников следовать путем Филиппа»301. Собор епископов по требованию царя низложил митрополита, обвиняя его в неясных для нас преступлениях. Филипп был заточен в монастырь в Твери и через год задушен опричником Малютой Скуратовым во время карательного похода царя на Новгород.

> В лице митрополита Филиппа мы находим, конечно, вершину этого служения епископа – служения правде во всей ее чистоте и свободе. Но если к его имени и к имени святого Германа Казанского прибавить имена тех очень многих епископов, которые сознательно и ответственно участвовали в государственной и политической жизни своего народа, стараясь всю эту жизнь просветить нравственными и духовными идеалами, изнутри подчинить ценностям высшего порядка, то мы получим как бы некий соборный образ духовного вождя, учителя, носителя нравственного идеала и нравственной силы, и именно этот-то образ и сохранила народная память. Имен этих, повторяю, много – достаточно напомнить о знаменитых московских святителях Петре, Алексии, Ионе, о патриархе Гермогене и его национально-всенародном служении в Смутное время, о более чем двадцати канонизованных епископах Великого Новгорода…

 

 

296 Князь Курбский Андрей Михайлович (1528–1583) – русский политический и военный деятель. Первоначально близкий друг царя Ивана Грозного, впоследствии, после бегства в Польшу, – обличитель его жестокостей. Отношения Грозного с митрополитами Германом и Филиппом освещены Курбским в главе VIII сочинения «История о великом князе Московском». Цитаты оттуда, как и из жития святителя Филиппа Московского, приводятся о. Александром в редакции Г.П. Федотова по его книге «Святые Древней Руси» (Гл. 6. Святители).
297 См.: Федотов Г.П. Святые Древней Руси. С. 96.
298 По другим сведениям – в 1567 г.
299 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. С. 97.
300 Там же.
301 Там же.

протопр. Александр Шмеман.
 оп. в сб. "Беседы на Радио «Свобода»", т. I 
(Подчеркивание – редактора рассылки)
]

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*/Иисус сказал:/

 "Никто, зажегши светильник,
  не станет накрывать его горшком
  или ставить под кровать.
  Нет, его ставят на подставку,
  чтобы входящие видели свет!
  Ведь нет ничего тайного,
  что не станет явным,
  и нет ничего скрытого,
  что не станет известным и не выйдет наружу.
  Так присмотритесь к себе, как вы слушаете.
  Ведь тому, у кого есть, Бог прибавит,
  а у кого нет, у того и то,
  что, как ему кажется, есть, будет отнято".
 Однажды пришли к Нему мать и братья,
 но не смогли из-за толпы пройти к Нему. Иисусу сообщили:
 "Твои мать и братья стоят на улице, хотят Тебя повидать".
 Но Он сказал им в ответ:
 "Мои мать и братья — это те, кто слушает слово Бога и следует ему".*

                                                      (Лк.8:16-21/**/)

* * *

*Иисус ... сказал им:

 "Кто не со Мной, тот против Меня.

   Кто не собирает со Мной, тот расточает.

  Когда нечистый дух выходит из человека,

  он бродит по безводной пустыне, ища себе пристанища,

  и, не найдя, говорит себе:

  "Вернусь-ка я в свой прежний дом, откуда вышел".

  И, возвратившись, находит его подметенным и прибранным.

  Тогда он идет, берет с собой семь других бесов, еще худших, чем он,

  и они, войдя, там поселяются.

  И в конце концов человеку тому становится еще хуже,

  чем было вначале".* (Лк.11:23-26/*/)

             *********************************************

/*/ евангельское чтение пятницы.

/**/ евангельское чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве –> www.messia.ru/rasylka/014/3163.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное