Все выпуски  

вып. #3206 *Можно ли отпевать неверующих?* / 10/II/15 (вт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 09-Feb-2015 19:56

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

> МОЖНО ЛИ ОТПЕВАТЬ НЕВЕРУЮЩИХ

> Молитвы об умерших изначально парадоксальны.

> Если умерший верил в Бога, то молиться о его судьбе совершенно не нужно, Бог, разумеется, не даст ему войти во ад.

> Если умерший не верил в Бога, то он попадёт в ад, как бы мы о нём ни молились.

> Совершенно несущественным является вопрос, праведно или нет жил умерший. Вера без дел мертва. Если человек грешил, то он был верующим лишь по имени, фиктивно, следовательно, на деле он не был верующим, так что молиться о нём вообще не следует.

> Если умерший был неверующим праведником, то он безусловно будет спасён, как сказал Иисус о тех, кто удивится на Суде своему спасению. Праведники кормили не Бога, а людей, но в этих людях был Бог.

> Молитвы об умерших именно как об умерших, как об отдельной группе членов Церкви, возникли далеко не сразу. Они развились в Европе в Средние века. Надо отличать в этих молитвах положительный смысл и суеверие. Суеверие там, где человек считает, что его веры недостаточно для спасения. Именно в борьбе с этим суеверием протестантизм подверг критике развитую практику молитв об усопших. Католическая Церковь не осталась глухой к этой критике, резко сократив количество таких молитв, так что сегодня, скорее, молитвы об умерших более развиты в Православии.

> Положительный смысл молитв об умерших не в отрицании действенности веры, а в утверждении смирения, в покаянии, в сознании того, что верующий далеко не всегда живёт по вере, но покаяние возвращает к Богу. В этом смысле молитвы об умерших – часть покаянных молитв, где сам кающийся уже безмолвен.

> Православная совесть чувствует (если она есть), что молиться об умерших неверующих можно и нужно, но затрудняется это объяснить. В Греции с XIX века появился чин молитв об усопших неправославных (а ведь формально различия между инославным, инаковерующим и неверующим нет – если под «формой» понимать подмену Бога словесным оформлением учения о Боге). В России такой чин был составлен накануне революции и перепечатан в 1985 году в третьей части требника Московской Патриархии.

> Эти последования составлялись в очень своеобразном контексте, где все люди ещё были формально крещёными, то есть, членами Церкви, и предполагалось, что эти молитвы нужны прежде всего им для прощения их грехов.

> Сегодня обстоятельства изменились. Даже в России, где так развито псевдо-православие, что опять уже скоро будет очень мало некрещёных, ещё есть неверующие.

> Сегодня с просьбой об отпевании неверующих обращаются либо неверующие, которые суеверно хотели бы выполнить какой-нибудь обряд, отмечающий переход от жизни к небытию, либо верующие, которые любили умершего и уверены, что он перед Богом так же достоин спасения, как и они, а то и более – по тем самым делам, которые были для Бога, хотя совершались для людей.

> В первом случае отпевание так же не следует совершать, как и при отпевании крещёных, но потерявших веру людей – например, Ленина или Сталина.

> Во втором случае отпевание совершать вполне возможно, хотя очевидно, что содержание молитв должно быть другим. Нет смысла говорить о том, что умерший был христианином и веровал. Но говорить о своей вере в то, что Божие милосердие и человеческие добрые дела защитят человека от небытия, – можно и нужно. Нет смысла читать так называемую «разрешительную молитву», которая снимает с покойника анафемы и проклятия, наложенные на него духовником или епископами (в Средние века такая молитва была актуальна, потому что анафемы и проклятия были заурядной практикой).

> Каким должен быть чин отпевания (молитв) над умершим неверующим, совершаемый по просьбе и в присутствии его верующих родных и друзей, если именно они полномочны определять порядок похорон и умерший при жизни не определил такой порядок похорон, который не допускает молитв? А перечитайте обычный чин отпевания. Там вовсе не нужно что-то радикально менять. Можно ли называть неверующего "раб Божий"? Конечно! Все рабы Божии! Это вот христиане – уже не рабы, но сыны и дочери Божии! Нас извиняет лишь то, что слово по сути своей поэтично, метафорично. Можно ли молиться о прощении грехов неверующего? Да только о неверующих и можно так молиться! У христианина грехов быть не может – иначе какие ж они христиане?!

> Даже молитва "Боже духов и всякия плоти..." вполне относится и к неверующим. Почитайте её внимательно. И отрывок из Евангелия, который читается на отпевании, говорит о воскресении к вечности не тех, кто веровал, а тех, кто творил добро. Просто у нас, православных, на глазах византийский средневековый фильтр, который мы к тому же не понимаем.

> Над неверующим нельзя читать "разрешительную молитву". Но почему? Потому что эта молитва о том, что если умерший был под анафемой, под проклятием от своего духовника или епископа, то вот, прости ему, Господи. А теперь вдумаемся: это означает, что Льва Толстого не просто можно было отпевать, но и нужно! Потому что о нём уж точно было известно, что он – под анафемой. А то выходит, что о снятии проклятия мы молимся только над теми, у кого есть справка, что он не проклят!

> Наконец, главный аргумент против молитв о неверующих – что это насилие над свободной волей человека. Как писал св. Афанасий (Сахаров):
> "Но всё же, если бы, скажем, Ваши [неверующие] родители были живы и согласились пойти вместе с Вами помолиться в православном храме, ведь Вы сами, приступая к Святому Причащению, несомненно, и мысли не допустили бы о том, чтобы и родителей подвести ко Святой Чаше".

> Тут наша совесть не улавливает самого главного – смысла вечности. Смерть как раз и переводит человека из состояния свободы от Бога в свободу перед Богом. Заканчивается земная ясность – вот верующие, вот неверующие. Начинается тайна Божьей воли. Поэтому церковная традиция запрещает судить умерших – они у Бога. Так ведь наша молитва именно о том, чтобы была воля Божия! Так что сравнивать живых и умерших невозможно именно потому, что живых причащают люди, а мёртвых причащает Бог. Мы можем уверенно сказать, что Бог механически смотрит на людей – вот этот устами меня отрицал, в ад его? Напротив, Евангелие нам говорит, что Бог смотрит на Своих любимых подсудимых совсем иначе.

> Я бы предложил такую молитву об умершем неверующим – которую можно читать и на отпевании, и просто лично, в любое время.

священник Якров Кротов. Оп. на сайте krotov.info 8 февраля 2014 г. ]

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*вот та Весть, которую вы услышали изначально:
 мы должны любить друг друга! ...
 Тот, кто не любит, остается во власти смерти.
 Всякий, кто ненавидит брата, — убийца.
 А вы знаете, что у убийцы нет вечной жизни, она не живет в нём.
 Вот как мы можем узнать, что такое любовь: Он отдал за нас Свою жизнь.
 Так и мы должны отдавать за братьев свою жизнь.
 А в том, который в этом мире живет в достатке и видит брата в нужде,
 но запирает сердце для жалости — разве в нём может жить Божья любовь?
 Детки, так не будем любить на словах, одним только языком,
 но докажем истинность своей любви на деле!
 Вот как мы можем узнать, что мы принадлежим истине,
 и успокоить свою совесть перед Ним, когда она уличает нас,
 потому что Бог больше, чем наша совесть, и знает всё.
 Любимые, если совесть нас не обличает,
 мы не ведаем страха перед лицом Божьим
 и получаем от Него всё, о чём ни попросим,
 потому что мы исполняем Его заповеди и делаем то, что Ему приятно.
 И вот Его заповедь — верить в Сына Его Иисуса Христа
 и любить друг друга, как Он повелел нам.
 Те, кто исполняет Его заповеди, живут в Нём, а Он — в них.
 Живет ли Он в нас, мы можем узнать по Духу, который Он дал нам.*
                                                     (1Ин.3:11,14-24/*/)

             *********************************************

/*/ из апостольского чтения вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 HTML-версия в архиве –> www.messia.ru/rasylka/015/3206.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное