Все выпуски  

вып. #3243 *Мы ВСЕ уже умерли, и наша жизнь сокрыта со Христом в Боге* / 27/III/15 (пт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 26-Mar-2015 20:55

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

> <...> Христианские катакомбы на деле — это совершенно такие же кладбища, как и нехристианские катакомбы или кладбища. Церковь поддерживает свое существование в условиях преследований именно как collegium funeralium, сообщество, предоставляющее дешевые похороны своим членам, точно так же, как наши эмигрантские братства в Америке главной своей задачей видели подобающие похороны. Евхаристия, которую служили в день смерти мученика на его могиле, язычнику представлялась как refrigerium, жертвенная трапеза, какую предлагали и они своим умершим. Казалось, ничего не изменилось, но в то же время изменилось всё, ибо изменилась сама смерть. Или, точнее, смерть Христа радикально, если угодно — онтологически, изменила смерть. Смерть — уже не разлука, ибо перестала быть разлукой с Богом и, следовательно, с жизнью. И ничто не выражает уверенность в этой радикальной перемене лучше, чем надписи на христианских могилах, подобные вот такой, сохранившейся на могиле молодой девушки: «Она жива!». Древняя Церковь живет в тихой и радостной уверенности, что усопшие во Христе, en Christô, — живы или пребывают, цитируя еще одну раннюю формулировку похоронного обряда: «идеже присещает свет лица Божия»[4]. Церковь не задает вопросов о природе и образе этой «жизни» до всеобщего воскресения и Последнего Суда — вопросов, которые много позднее составят единственную тему последних глав догматики, так называемого трактата De Novissimis («О последних временах»). И не задает она этих вопросов не из-за (как считают западные богословы) «неразвитости» богословия на этой ранней стадии, из-за отсутствия тогда выработанной систематической эсхатологии, а потому, что, как мы увидим, она свободна от индивидуалистического — можно даже сказать, эгоцентрического — интереса к смерти как к моей смерти, как к судьбе моей души после того, как я умру, интереса, который появится много позже и практически вытеснит эсхатологию ранней Церкви.

> Для ранних христиан всеобщее воскресение — именно всеобщее — это космическое событие, исполнение всего в конце времен, исполнение во Христе. И этого славного исполнения ожидают не только усопшие, его ожидают и живые, и вообще всё творение Божие. В этом смысле, по словам апостола Павла, мы (я имею в виду и живых, и умерших) все мертвы — не только те, кто покинул эту жизнь, но и все те, кто умер в воде Крещения и вкусил Христово воскресение в воскресении Крещения. Мы все умерли, говорит апостол Павел, и наша жизнь — не только жизнь усопших, но и жизнь живых, — «сокрыта со Христом в Боге» {Кол.3:3}. И я еще раз повторю (потому мы так привыкли уже к этим словам, что воспринимаем их как некую музыку, не думая о ее смысле): жизнь сокрыта со Христом, а Христос — жив, смерть не имеет над Ним власти {ср. Рим.6:9}. Так, живые или мертвые, в этом ли мире, чей образ проходит {ср. 1Кор.7:31}, или покинув его, мы все живы во Христе, ибо мы соединены с Ним и в Нём имеем свою жизнь.

> Такова христианская революция по отношению к смерти. И если мы не поймем этот поистине революционный, поистине радикальный характер христианства — революционный в отношении религии, всего, что человек относил к таинственной реальности смерти, если мы этого не поймем, то мы не сможем понять и истинный смысл обращения Церкви с умершими.

> У нас нет механизма для «отличения» в долгой и сложной истории христианского «богослужения смерти» подлинной традиции от искажений и капитуляций перед старым «культом мертвых» или (если процитировать страшные слова Христа) стремлением «мертвых хоронить своих мертвецов» {Лк.9:60}. Какая ужасная картина! Попробуйте себе это представить. Но именно в таком «отличении» мы нуждаемся сегодня более, чем когда-либо. Ибо (взглянем правде в глаза) смерть, которую навязывает нам наша секуляристская культура, это, как ни странно это может прозвучать, старая, дохристианская смерть, смерть приручённая, дезинфицированная, вульгаризированная, ее скоро будут доставлять нам вместе с медицинской справкой, гарантирующей «посмертное существование». Но мы знаем и мы верим (или по крайней мере мы как христиане должны знать и верить), что Бог создал нас, призвал нас «из тьмы в чудный Свой свет», как говорит апостол Петр {1Пет.2:9}, не ради «загробной жизни» (пусть даже вечной) или, говоря по-иному, не ради «вечного существования в смерти», но ради общения с Ним, познания Его, которое одно есть жизнь, и жизнь вечная.

> Когда человек, предпочтя себя Богу, отвернулся от Бога и умер (ибо без Бога жизни нет), когда (другими словами) он превратил всю свою жизнь в разлуку, тление и одиночество, Бог Сам в лице Человека Иисуса Христа сошел в царство смерти, разрушил его «и сущим во гробех живот даровал». Именно эту жизнь, точнее, Бога — подателя жизни, а не смерти, прославляем мы в наших похоронных обрядах, в нашей «литургии смерти», истинное значение которой скрыто сегодня даже от тех, кто ее совершает (ибо таков наш интерес — можно даже сказать: наша нездоровая любовь — к «старой смерти»). Смысл истинно христианского похоронного богослужения в том, что оно вечно претворяет «надгробное рыдание в песнь "Аллилуия!"»[A] — песнь тех, кто за пределами этой жизни, за пределами смерти лицезрят Бога, и только Его одного: чья душа «истомилась, желая во дворы Господни», чьи сердце и плоть «восторгаются к Богу живому» {cм. Пс. 83:3}. <...>

 


> [4] Последование панихиды: «О отпуститися им от всякия болезни, и печали, и воздыхания, и вселити их, идеже присещает свет лица Божия, Господу помолимся...» («Об избавлении их от всякой муки, скорби и стенания, и вселении туда, где сияет свет лица Божия, Господу помолимся»).

> [A] Последование панихиды: «...надгробное рыдание творяще песнь: аллилуия».

протопр. Александр Шмеман. (перевод: Елена Дорман)
Из кн. «Литургия смерти и современная культура», из лекции 1
(Полное издание: М: Грант, 2013)  ]

 

 

 

 

 

 

 

О проведении Великого поста: 5-я седмица

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Спустя некоторое время после этих событий
 Бог подверг Авраама испытанию.
 - Авраам! - сказал ему Бог.
 - Да! - отозвался Авраам.
 И Бог сказал:
 - Возьми своего сына - единственного, любимого - Исаака,
   и иди с ним в землю Мориа.
   Там, на гор`е, которую Я укажу тебе,
   ты принесешь его в жертву всесожжения.
 Наутро Авраам оседлал осла, взял с собой двух слуг, взял Исаака,
 нарубил для всесожжения дров и отправился в путь -
 к тому месту, о котором говорил ему Бог.
 На третий день пути он увидел вдали это место.
 - Побудьте здесь, постерегите осла, - сказал он слугам. -
   А мы с мальчиком пойдем, поклонимся Богу и вернемся к вам.
 Он взял дрова для всесожжения и положил их на плечи Исааку.
 Потом взял огниво, взял нож и пошел дальше - вдвоем с Исааком.
 Исаак окликнул Авраама:
 - Отец!
 - Да, сынок? - отозвался Авраам.
 Тот спросил:
 - У нас есть и огниво, и дрова, но где ягненок для всесожжения?
 - Сынок, - сказал ему Авраам, -
 Бог видит, где ягненок для всесожжения!
 И они шли дальше, вдвоем.
 Дойдя до места, о котором говорил ему Бог,
 Авраам устроил жертвенник и разложил на нём дрова.
 Он связал Исаака, положил его поверх дров на жертвенник,
 достал нож и занес над сыном.
 И тогда воззвал к нему с неба ангел Господень:
 - Авраам, Авраам!
 - Да! - отозвался тот.
 - Не поднимай на него руки, - сказал ангел, -
   ничего ему не делай!
   Теперь Я знаю, что ты боишься Бога -
   ты не пожалел отдать Мне своего единственного сына!
 И Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в зарослях.
 Он подошел, взял барана
 и принес его в жертву всесожжения вместо сына.
 Место, где всё это было, Авраам назвал Яхв`е-Ирэ.
 (Отсюда и поговорка: 'На горе Господней будет видно.')
 И вновь ангел Господень воззвал к Аврааму с неба:
 - Самим Собою клянусь, - говорит Господь:
   за то, что ты это сделал - не пожалел отдать единственного сына -
    Я тебя благословлю! / Я дарую тебе потомков,
    числом - как звезды на небе, / как песок на морском берегу.
   И падут пред твоими детьми вражеские врата!
   Благословеньем будут дети твои для всех народов земли -
   за то, что ты Меня послушался.* (Быт.22:1-18/*/)

              *********************************************

/*/ чтение пятницы, новый перевод РБО.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3243.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное