Все выпуски  

вып. #3343 *Благочестивая фальсификация* / 27-28/IX/15 (вс-пн)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 27-Sep-2015 15:05

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 14 сентября 2015 г. ст.ст., воскресенье.

  Воздвижение Честно#&x301;го и Животворящего Креста Господня.

  литургические чтения: 1Кор.1:18-24; Ин.19:6-11,13-20,25-28,30-35.

 

 

С праздником!

 

 

 

К апостольскому чтению:
∙ В.Н. Кузнецова: Слово о кресте (+ссылки);
         противопоставление двух мудростей

 

К евангельскому чтению:
∙ Том Райт: Распятие Мессии

 

 

 

> 326 ГОД: КАК НЕ НАШЛИ КРЕСТ ХРИСТОВ

> Христиане первых трёх столетий относились ко кресту, конечно, не как к обычному орудию казни. Слишком часто Иисус говорил о несении креста. Слишком ярко говорил о кресте как инструменте спасения апостол Павел. Однако никто не изображал креста. Самый яркий пример: в римских катакомбах нет ни одного древнего изображения креста.

> Что двигало людьми IV века, которые начинали с пустого <листа> почитание Креста? Искали подлинный крест, «воздвизали» его, стали изображать крест и сцену распятия, совершать крестное знамение? Прямых свидетельств нет, можно указать на аналогии. Например, во Франции XIV-XV столетия существовал обычай публичного покаяния судей, вынесших неверный приговор (см. превосходный очерк: Тогоева О.И. Право на ошибку: ритуал снятия с виселицы во Франции в эпоху позднего средневековья // Право в средневековом мире. СПб.: Алетейа, 2001. С. 219-230. Отсюда и цитаты в дальнейшем тексте).

> В какой-нибудь большой праздник, обязательно днём, при большом скоплении народа, судебный чиновник, окружённый стражей, шел к месту своего преступления. Стражники следили за тем, чтобы кающийся вслух объявлял о своём проступке. Местом преступления судьи считалось место, где казнили человека – виселица.

> «Судья, приносящий покаяние, должен был проделать всю операцию лично, без чьей-либо помощи. Он собственноручно снимал с виселицы тело несправедливо осуждённого им человека и сам переносил его в церковь или в дом родственников. Особого внимания во всей этой процедуре заслуживает не просто физический контакт судьи и его жертвы (их объятия в буквальном смысле слова), но обязательный поцелуй в губы, которым чиновник обязан был наградить умершего. Поцелуй этот символизировал союз мёртвого и живого тела, попытку вдохнуть несправедливо отнятую жизнь и установление мира. Ритуал поцелуя, восстанавливая поруганную честь умершего и, одновременно, умаляя достоинство преступник, – комментировала Тогоева, – исполнял функцию отведения агрессии: предотвращал возможность мести со стороны родственников потерпевшего».

> Современная смертная казнь не публична. Казнят тайком и тело повешенного сразу снимают с виселицы. Уже научились стыдиться казни, ещё не научились воздерживаться от казни. В древности специально оставляли тело казнённого висеть в петле – как же, торжество справедливости. Если торжество справедливости отменялось, когда тело уже разложилось, разрешалось изготовить фигуру («репрезентацию») повешенного в натуральную величину. Судья-преступник снимал эту фигуру, её обнимал, её целовал.

> Продолжалось покаяние в храме (следовало поставить свечу весом в 1-2 килограмма), заканчивалось похоронами несправедливо казнённого. Иногда судью приговаривали к сооружению часовни, где служились мессы об упокоении несправедливого казнённого.

> Это магия – так называемая «симпатическая магия», основанная на вере в то, что сходство действий или предметов отражает их «симпатию», внутреннюю связь друг с другом. Сделай куклу, похожую на человека, воткни в неё иголку, и человеку станет больно. На логике симпатической магии основано большинство примет. Лавровый листок в супе, значит, придёт конверт с листком бумаги, письмом. Бывают «православные» приметы: «Кто не постит Воздвиженью – Кресту Христову, на того семь грехов воздвигнутся».

> Можно было бы предположить, что императрица Елена, мать императора Константина, вдохновлялась именно таким отношением к миру, когда предпринимала поиск креста, на котором был распят Иисус. Проблема в том, однако, что Елена креста не искала и не находила. В реальности император Константин в 326 году приказал на месте иерусалимского храма Венеры построить христианский храм. Это было последовательное продолжение его политики: по его указу в Гелиополе разрушили храм Венеры и построили на этом месте церковь. В египетской Александрии уничтожать храмы не стали, просто по приказу Константина отдали христианам под богослужение знаменитые Цезареон и Изеум.

> Позже во многих странах в самое разное время христианские церкви сооружались на месте уничтожаемых языческих святынь. Понятно, что язычники относились к этому как к кощунству и издевательству. Когда сегодня многие люди трепещут, представляя мечеть на месте той или иной церкви, им следовало бы поинтересоваться, что чувствовали язычники, когда христиане ставили эти церкви на месте их древних святилищ.

> Кстати, Храмовая гора была при христианах превращена в свалку. Мусульмане, завоевавшие Иерусалим в 638 году, очень возмущались таким кощунственным отношением к святому месту.

> При строительстве храма была найдена древняя гробница, которую сочли гробницей Иисуса. Её и до сих пор показывают в таком качестве. В последующие несколько десятилетий и родилась легенда, в которой многое напутано: не император Константин, а его мать Елена, не строит храм, а ищет крест Христов и находит – причём именно в пещере, где Иисус был похоронен. С какой стати эти кресты положили бы в пещеру, распространители легенды не задумывались. Зато они восторженно рассказывали о том, как из трёх крестов (в пещере якобы нашли все три, хотя зачем туда затащили кресты разбойников, вовсе уже неясно) выбрали настоящий: возложили на больную, и один из трёх её исцелил.

> К концу IV века поклонение изображениям креста расцвело, как и почитание «подлинного» Креста и его частиц. Император Юлиан Отступник, сообщал Кирилл Александрийский, в своё недолгое правление запретил изображать крест над дверьми, запретил совершать крестное знамение (тогда крестили только лоб).

> В V веке императоры Феодосий и Валентиниан III запрещают под страхом тяжёлого наказания изображать крест на дорогах или полах: наступить ногой на крест с их точки зрения – кощунство (Кодекс Юстиниана, I, тит. VII). Этот запрет подтвёрждён был Трулльским собором 691 года (канон 72). Крест не трогали иконоборцы.

> Григорий Турский в VI веке добавил к легенде о Елене деталь: якобы некий иудей Иуда Кириак указал место, где лежит крест. В следующем веке сочиняются разнообразные сказания об этом Кириаке. Теперь в православных святцах есть святой Иуда Кириак, якобы епископ Иерусалима. Появляется завершающая деталь: якобы кресты возлагали на мёртвого, который воскрес. Появляется праздник в честь находки («Воздвижения») креста, причём первоначально было два праздника: один в мае, другой в сентябре (древние предания относили раскопки Елены именно к маю). Постепенно остался только сентябрьский.

> Фальшивыми являются абсолютно все частицы, выдаваемые за часть Креста, от крохотных щепочек до толстых брёвен. Фальшивы любые "терновые венцы" (перед одним из них служил в 2007 г. молебен патр. Алексий в соборе Парижской Богоматери). Фальшивы любые гвозди, которыми якобы приколачивали Спасителя.

> Сама мысль о том, что это фальшивки, кажется многим верующим кощунством, хотя кощунство, разумеется, изготавливать фальшивки. Поклонение фальшивкам, во всяком случае, неосознанное, к счастью, не есть кощунство или лукавство.

> Впрочем, если не Елена, то распространители легенды об открытии Креста, видимо, глядели на мир схоже с французами XIV века. Когда в России в XVII веке царь Алексей Михайлович торжественно переносил в Москву останки митрополита Филиппа, замученного Иваном Грозным, когда в России в XX веке вчерашние коммунисты торжественно кланялись останкам Николая Романова, и это была попытка использовать «симпатию». Правда, события, выстроенные таким образом, показывают, насколько с течением веков глубокая языческая вера обмельчала и превратилась в бюрократическую игру, но не христианам об этом жалеть. Ещё бы бюрократия не порождала кое-что похуже язычества…

> Любопытно, что один из самых громких французских процессов против неправедного судьи, закончился своеобразным – и, к счастью, вполне реальным – воздвижением креста:

> "Господин Гийом де Диньонвиль, прево Парижа, приказал казнить двух университетских клириков ... Они подозревались в многочисленных кражах и по этой причине, несмотря на их статус..., были приговорены к смерти и повешены [в 1406 г. – прим. Я.Кротова]. А затем по иску, поданному университетом, упомянутый прево был лишён права занимать королевские должности и был обязан сделать каменный крест, большой и высокий, около виселицы. И на этом кресте были изображения тех двух клириков. Кроме того он приказал снять их с виселицы и положить их на повозку, покрытую чёрной тканью. И в сопровождении сержантов и прочих людей, державших в руках зажжённые свечи, были перевезены [тела] в церковь Сан-Матурен, где прево передал их ректору университета, который приказал похоронить их с достоинством в этой церкви" (Тогоева, с. 219).

свящ. Яков Кротов. krotov.info/yakov/1_history/04_moi/326_krest.htm ]

 

 

 + + + свящ. Александр Мень: красота Церкви и верных утверждение

 + + + Анна Коваленко: Тропарь Кресту – изменение текста и смысла

 + + + митрополит Сурожский Антоний: Всмотримся в Крест (+ссылки!)

 + + + из богослужения праздника.

        messia.ru/rasylka/008/2305.htm (+ссылки)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Обновите свой ум и дух
 и облекитесь в Нового Человека, созданного по образу Бога,
 в истинной праведности и святости!
 Поэтому откажитесь от лжи и "говорите каждый своему ближнему правду",
 ведь все мы — части одного тела.
 "Даже рассердившись, не допускайте себя до греха".
 Пусть гнев ваш остынет прежде, чем сядет солнце.
 Не оставляйте лазейки дьяволу!
 Кто воровал, пусть больше не ворует,
 а усердно работает собственными руками,
 чтобы было чем поделиться с тем, кто в нужде.
 Пусть не будет у вас на языке ни одного дурного слова,
 лишь слова, полезные для назидания, благотворные для слушателей.
 И не печальте Святой Дух Божий,
 печатью которого вы отмечены для Дня нашей полной свободы.
 Навсегда избавьтесь от раздражения,
 гнева, ярости, крика, проклятий вместе с прочими злыми чувствами.
 Будьте друг к другу добры, сострадательны,
 прощайте друг друга, как простил вас Бог через Христа.* (Еф.4:23-32/*/)

             *********************************************

/*/ содержит апостольское чтение понедельника.
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3343.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное