Все выпуски  

вып. #3745 *превращение благочестивого сына Давида в полуязыческого деспота* 22/XII/18 (сб)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 22-Dec-2018 12:15

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

22/9 декабря  –
  25-й день Рождественского поста (по юлианскому календарю).

 

 

 

 

 

 

 

 

> Соломон чудный / и благодати премудрости преисполненный /
> некогда злое против Бога сотворив, / отступил от Него. /
> Ему ты сама, душа, по жизни своей, / проклятия достойной, уподобилась.
> Услаждениями влекомый страстей своих, / Соломон осквернился. /
> Увы, ревнитель премудрости / стал любителем распутных жен и чуждым для Бога. /
> Ты сама, душа, подражала ему в уме / сладострастием скверным.

> Автор Священной Истории* не случайно с таким недоверием относился к цивилизации. На его глазах с ее распространением приходили в Израиль чужеземные обычаи и языческие верования. В плане же социальном она вела к усилению имущественного неравенства и к укреплению деспотического характера монархии.

> Соломон, заботясь о престиже своей власти, постепенно усваивал привычки восточного деспота. Его уже не удовлетворяла сравнительная простота нравов, царившая при дворе отца. Он сооружает себе огромный дворец, который по роскоши соперничает с Храмом и строительство которого занимает гораздо больше времени и сто́ит куда дороже. Чертоги отделываются драгоценными камнями и редкими породами дерева. Парадный зал превращен в чудо великолепия: трон из слоновой кости, украшенный офирским золотом, окружают изваяния львов по числу двенадцати колен. «Подобного сему, — говорит летописец, — не было ни в одном царстве». {3Цар 10,20.}

> По понятиям древности, величина гарема соответствовала могуществу властелина. Поэтому гарем Соломона был превращен в целую колонию разноплеменных женщин, обитавших в обширных покоях, специально для этого построенных. Говорили, что число царских жен доходило до тысячи. Эта огромная масса женщин стоила казне очень дорого. Но царь не жалел средств. Он любил показывать приезжим свои богатства, свои огромные золотые щиты, свою драгоценную посуду, обезьян и павлинов, привезенных из Офира.

> Гарем служил источником соблазна. Жёны Соломона исповедовали разные религии. Частично для них, а частично для приезжих царь приказал построить в столице святилища Астарте, Милхому, Хамосу и другим сирийским богам. {3Цар 11,4.} Эти храмы должны были содействовать торговым связям. Иностранные купцы, посещая Иерусалим, могли теперь приносить жертвы своим богам в городе Ягве. К старости Соломон всё больше и больше подпадал под влияние своего окружения: женщин и евнухов. Он не останавливался перед крутыми мерами для того, чтобы изыскивать средства для роскошных пиров, приемов и содержания гарема. Но дороже всего обходились постройки в Иерусалиме. Для пополнения казны увеличивали и без того непомерные подати, а хананейское население было объявлено общественными рабами. Все области, за исключением Иудеи, жестоко страдали от поборов. В довершение всего в угоду своим женам сам царь открыто стал участвовать в языческих обрядах.

> Это превращение благочестивого сына Давида в полуязыческого деспота вполне объяснимо. Сам воспитанник придворной среды, Соломон был далек от пуританских традиций старины, а с годами всё больше подвергался тлетворному влиянию неограниченной власти. Подобных примеров известно множество. Не был ли даже Нерон учеником Сенеки, подававшим большие надежды на первых порах царствования?

> Соломон запечатлелся в народной памяти двуликим. С одной стороны — мудрым и справедливым, строителем храма, а с другой — жестоким угнетателем, самодуром и поклонником чужих богов. Скорее всего, положительная сторона его правления была оценена позднее. При жизни же Соломона многие видели в нём прежде всего тирана, который принес народу больше зла, чем добра.

> Когда израильтянин смотрел на зубчатые стены царского дворца, на пышные шествия и вельмож в роскошных одеяниях, он, вероятно, расценивал всё это как измену Богу Израилеву. Священная История рассказывала людям о Моисее, о временах странствования в пустыне, о свободной жизни пастухов до появления царей. Прошлое всё больше рисовалось утраченным раем, о котором вздыхали свободолюбивые израильтяне.

> Возможно, что именно в это время возник цикл свадебных песен, в которых говорилось о юной девушке, не желающей идти в гарем Соломона, а предпочитающей ему своего возлюбленного пастуха. {Легенда впоследствии приписала Песнь Песней самому Соломону, т.к. первоначальный смысл ее был утрачен. То, что Песнь Песней стала употребляться на свадьбах, придало ей ритуальное значение, а впоследствии в ней видели символ любви Бога к своему Народу. См. статью Э.Ренана, приложенную к переводу Песни Песней А.Эфроса (СПб., 1909, с. 137). Упоминание старой северной столицы Израиля Фирцы указывает на северное происхождение Песни и на ее древность. Впрочем, окончательная редакция книги, очевидно, послепленная. См.: М.И.Занд. Песнь Песней. — Литературная энциклопедия, т. 5, 1968, с. 709.}

> Эти перекликающиеся песни, которые Гёте назвал «самым нежным и неподражаемым из всего, что дошло до нас, как выражение страстной, пламенной любви», превращаются в ликующий гимн свободе, весне, юности. Они передают буйный ритм захватывающего танца среди зеленых полей, виноградников и расцветающих лилий. Картины весенней природы выступают как контраст мертвенной роскоши Соломонова дворца.

> В последние годы царствования Соломона северные области стали очагом непрестанных волнений. Одно из самых значительных восстаний было вдохновлено пророком Ахией из Силома. Он побудил к мятежу эфраимита Иеровоама, начальника строительных работ в столице, который хорошо знал недовольство народа, отбывавшего повинности. Подробности заговора неизвестны. Летописец говорит лишь, что Иеровоам «поднял руку на царя». {3Цар 11,26 сл.} Заговор был раскрыт, и Иеровоаму пришлось бежать в Египет.

> Там мятежник был встречен как желанный гость. Дело в том, что фараон, который состоял в союзе с Соломоном, умер и теперь царствовал Сусаким I (935–914 гг.), мечтавший восстановить египетскую гегемонию в Сирии. Смуты в еврейском царстве внушали фараону надежды на успех.

[ прот. Александр Мень. Из книги "Из кн. "История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т.
Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей", из гл. 24. ]


* Речь идет о т.наз. "Ягвисте" – гипотетическом авторе первоначальной версии первых книг Библии, современнике Соломона. См. гл. "Священная история". Однако, "в последнее время" теория, что текст Пятикнижия (или Шестикнижия, т.е. первых 6 книг Библии) приобрёл современную форму в результате объединения нескольких первоначально независимых литературных источников ("Документальная гипотеза"), "утратила популярность". – Прим. ред. рассылки.

 

 

см. также:
У.Брюггеман. Первая и Вторая книги Царей / сокр. в вып. ХП 6.325/b47.

А.Десницкий. Соломон: золотой век Израиля
В.Сорокин. Правление Соломона

о. Александр Мень: Священная история
он же: Борьба за веру. Пророк и царь
о. Луи Буйе: таинственная двойственность
о. Луи Буйе и о. Яков Кротов о Соломоне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Одним словом, старайтесь походить на Бога, ведь вы Его любимые дети.
 Живите в любви — точно так, как
  Христос полюбил нас
  и отдал за нас Свою жизнь,
  как жертвенное приношение Богу
  благоуханное и приятное.
 Что же касается таких вещей, как разврат, похабство, жадность,
 то среди вас даже разговоров о них не должно быть.
 Не подобает это Божьему народу,
 так же, как всякая грязная, глупая, двусмысленная болтовня!
 Неуместно! Лучше благодарите Бога!
 Но в этом вы можете быть уверены:
 ни один развратник, похабник, хапуга
 (они ничем не отличаются от идолопоклонников)
 не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
 Никому не дайте обмануть себя пустыми словами!
 Ведь это навлечет на непокорных Божий гнев.
 Пусть не будет у вас с ними ничего общего!
 Некогда вы были тьмой, а теперь, когда вы с Господом, вы — свет.
 Так живите, как подобает сынам света!
 А плоды света — это доброта, справедливость и истина.
 Старайтесь дознаться, что приятно Господу.
 Не участвуйте в бесплодных делах тьмы.
 Наоборот, своей жизнью обличайте их!
 О делах, которые творятся ими втайне, стыдно даже говорить.
 Только при свете становится видно всё то, что обличается,
 а всё, открытое свету, и само есть свет.
 Поэтому и говорится:
  Спящий, проснись!
  Встань из мертвых —
  и тебя осияет Христос!* (Еф.5:1-14/*/)

* * *

*Иисус сказал:
 — Чему подобно Царство Бога?
  С чем Мне его сравнить?
  Представьте себе: вот горчичное зернышко,
  его взял человек и посадил у себя в огороде,
  и оно выросло высотою с дерево,
  и птицы в его ветвях свили гнёзда.
 И еще сказал Иисус:
 — С чем сравнить Мне Царство Бога?
  Представьте себе: вот горстка дрожжей,
  их взяла женщина и положила в целых три пуда муки —
  и поднялось всё тесто.
 Иисус шел через города и селения и учил людей.
 Он держал путь в Иерусалим. Какой-то человек спросил Его:
 — Господь, неужели будут спасены только немногие?
 Иисус им сказал:
 — Постарайтесь пройти через узкую дверь,
  потому что, поверьте,
  многие будут пытаться войти,
  но не сумеют.
  А когда встанет хозяин дома и дверь закроет,
  вы окажетесь снаружи,
  будете стучаться в дверь, говоря:
  "Господин наш, открой нам!"
  А он вам скажет в ответ:
  "Я не знаю, кто вы и откуда".
  Станете вы тогда говорить:
  "Мы с тобой вместе ели и пили.
   Ты учил у нас на площадях".
  А он вам ответит:
  "Я не знаю, кто вы и откуда.
   Уйдите от меня, все творящие зло!"
  И заплачете вы и заскрипите зубами,
  когда увидите Авраама, Исаака, Иакова
  и всех пророков в Царстве Бога,
  а вы — изгнаны вон!
  Придут с востока и с запада, с севера и с юга
  и усядутся за пиршественный стол в Царстве Бога.
  Тогда те, кто сейчас последние, станут первыми,
  а первые станут последними.* (Лк.13:18-30/**/)

             *********************************************

/*/ включает апост. чтение субботы.
/**/ включает евангельское чтение субботы.
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3745.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru


В избранное