Все выпуски  

вып. #3873 *для погибающих -- глупость, а для спасаемых -- сила Божья* / 10-16/XI/19 (вт-сб)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 15-Nov-2019 20:16

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

> ПРОПОВЕДЬ О ХРИСТЕ

<>

> Основополагающая тема <благовестия апостола> Павла — крест Христов, т. е. позорная в глазах современного апостолу Павлу мира казнь Мессии* на кресте. Для евреев, ожидавших царя-победителя, не только потомка Давида, но и продолжателя его дела в возрождении славы Израильского царства, смерть Мессии на кресте была соблазном*, т.е. поводом к утрате веры в Него, а для греко-римского мира с мифическими героями его эпоса и триумфаторами-императорами его истории полнейшей глупостью. Но именно в том, что для этого мира является глупостью, была явлена тайна* Божьей силы и мудрости, открывающая спасение* всем поверившим в Христа — иудеям* и язычникам*. Об этом апостол Павел ярко со свойственным ему парадоксализмом (склонностью к обнаужению нелепости общепринятых представлений) говорит в 1Кор 1:18–2:5, неоднократно еще обращаясь к теме креста в других своих посланиях.

> МЕССИЯ — греч. передача арам. меши́ха или же евр. маши́ах — помазанник, чему соответствует греч. христо́с. Данный титул связан с ритуалом помазания головы оливковым маслом при поставлении священников (Исх 40:13-15) и царей (1Цар 10:1), когда помазуемому сообщался Дух Господень (1Цар 16:13). Давид, помазанный еще прежде вступления его на царство над Израилем (1Цар 16:6-13), оказался помазанником в особом смысле, поскольку ему через пророка Натана (Нафана) Богом было дано обещание, что из его рода произойдет царь, чье царство будет утверждено «на веки» (2Цар 7:12-16). Это пророчество и стало основанием всех дальнейших ожиданий евреями Месси́и (по  LXX — Христа), т.е. Царя Израиля из рода Давида, чье царство будет вечным.
> СОБЛАЗН — слав. слово, соответствующее греч. скандало́н (отсюда — скандал), в первоначальном значении крючок в западне, на который насаживается приманка, в библ. традиции его аналогами служат: сеть, западня, петля, наконец, камень преткновения, когда фигурально речь идет о том, что сбивает с толка (например, Мф 16:23), влечет к совершению греха, но главное — приводит к утрате веры.
> ТАЙНА — помимо просто чего-то специально сокрытого или скрываемого до времени, в Библии это понятие выступает еще в специфическом значении, когда им обозначается то, что невозможно постигнуть человеческим умом и что может лишь быть дано Богом как Его откровение (Иов 11:6; Пс 25(24):14; Дан 2:18 дал). В НЗ, помимо этого, также встречаются такие выражения: тайны Царства Божьего (Мф 13:11; Мк 4:11; Лк 8:10) и тайна благочестия (1Тим 3:16), когда речь идет о Божьем замысле спасения во Христе, открытом через Него и принимаемом верой. При этом Его апостолы именуются домоправителями Божьих тайн (1Кор 4:1), так как они об этом возвещают и занимаются устройством церкви, куда вступают поверившие Евангелию и желающие спасения.
> СПАСЕНИЕ — в древности это понятие включало в себя широкий спектр смыслов, связанных с избавлением от какой-либо опасности. Отсюда спасением называлось выздоровление от болезни. А титул Римского императора — спаситель мира связывался с лежащей на его администрации и войсках функций поддержания общественного порядка на всей обширной территории империи. В библ. традиции этот термин также имеет отношение к Богу, спасающему Свой народ или отдельных людей, надеющихся на Него, от выпавших на их долю бед и опасностей. Кроме того, он приобретает эсхатологический характер. Возвещающее наступление мессианской эры пророчество в «Книге утешения» Второ-Исайи говорит о Мессии* как о «свете народов», который принесет спасение «до конца земли» (Ис 49:6). Таким образом, с этим термином связывается наступление Царства Божьего, а уже традиция фарисеев свяжет с ним и наследование вечной жизни (этим, например, обусловлены вопросы, обращенные к Иисусу в Мф 19:16,25; Мк 10:17, 25; Лк 18:18,26). В НЗ спасение преимущественно предстает как избавление от вечного осуждения и гибели, даруемое Богом через веру в единственного Сына Божьего — Господа Иисуса Христа (Ин 3:16-17), Который становится Спасителем в собственном смысле.
> ИУДЕИ — в ВЗ так первоначально названы те, кто принадлежал к колену Иуды (2Цар 19:14–16), затем, после разделения Израильского царства, это название стало относиться к жителям южного Иудейского царства с центром в Иерусалиме, постепенно отождествляясь с понятием евреи, язык которых стал именоваться иудейским (4Цар 18:26). Во время Вавилонского плена (587–538 до н.э.) и позднее евр. иехуди́ — в LXX в греч. передаче Иудэ́ос (Иуда́йос) уже прочно утвердилось в качестве обозначения всего еврейского. Так что в НЗ, согласно обычаю, устоявшемуся ко времени описываемых в нём событий (кон. I в. до н.э. – кон. I в. н.э.), так именуются евреи. При этом титул Царь иудеев (в слав. пер. царь Иудейский) применительно к Иисусу употребляют исключительно иностранцы — волхвы (в Мф 2:2), Понтий Пилат и римские солдаты, тогда как евреи, включая противников Иисуса, используют титул Царь Израиля (в значении Царь народа Израиля), который, собственно, и является мессианским. В Евангелии Иоанна термин иудеи, помимо обозначения вообще евреев, служит также для указания на евр. религиозных авторитетов, имея в виду членов синедриона (1:19; 2:18, 20; 5:10,15,16; 7:1,13; 8:48,52,57; 9:18,22; 10:24,31,33; 13:33; 18:14,31,36,38; 19:7,12,14,31,38; 20:19).
> ЯЗЫЧНИКИ — евр. слово гойи́м и греч. э́тни (э́тнэ) переводимые букв. как народы и предаваемые в русск. библ. переводах словом язычники, обозначают тех, кто не принадлежит к народу Израиля, чтущему единственного Бога. При этом язычники характеризуются как идолопоклонники, т.е. почитатели различных изваяний, изображающих многочисленных богов в виде людей и животных или же олицетворяющих небесные светила и природные силы, являющиеся, согласно библ. традиции, творениями единственного Бога (см. Рим 1:18-23). У Павла синонимом язычников выступает понятие эллины, т. е. те, кто принадлежит к греко-римской культуре, неотъемлемой частью которой был культ богов и связанная с ними мифология. В свою очередь, ожидавшийся евреями приход Мессии* должен, согласно библ. традиции, ознаменоваться просвещением язычников, их обращением к истинному Богу и спасением* (Ис 42:6; 49:6; 52:10). Всё это находит свое отражение в НЗ.

 

> 1Кор 1:18-2:5

> Распятый Христос — Божья сила и мудрость

18 /.../ слово о кресте для погибающих — глупость, а для нас, спасаемых, — сила Божья. 19 Ведь написано4:

Погублю мудрость мудрых
и разум разумных отвергну
5.

20 Где мудрец? Где книжник*? Где мыслитель этого века?6 Не обратил ли Бог в глупость мудрость мира? 21 Так как по мудрости Божьей мир не познал Бога своею мудростью, то Бог пожелал глупостью Вести спасти верующих7. 22 А так как иудеи ищут знамений*, а эллины8 — мудрости, 23 то мы проповедуем распятого Христа — соблазн для иудеев и глупость для язычников, 24 однако для тех, кто призван, будь то иудеев или эллинов — Божью силу и Божью мудрость: 25 потому что глупость Бога мудрее людей и Его слабость их сильнее9.

26 Посмотри́те, братья, какими вы были, когда вас призвал Бог: не многие ведь из вас по-человечески мудры, не многие сильны, не многие благородны10. 27 Но Бог в миру избрал глупое, чтобы посрамить мудрых, слабое, чтобы посрамить сильных, 28 безродное и ничего не значащее — как бы несуществующее, чтобы свести на нет, то, что есть, 29 дабы никто11 не стал похваляться перед Богом. 30 И по Его воле вы — во Христе Иисусе, Который стал для вас мудростью от Бога, праведностью*, освящением* и избавлением12, 31 дабы, как  написано13: Кто хвалится, пусть хвалится Богом14.

> Провозвестие о распятом Христе

2 Так что и я, братья, прийидя к вам, пришел возвещать тайну Божью15 не с блистательными мудрыми речами. Поскольку я рассудил, что среди вас не буду  знать ничего, кроме Иисуса Христа, распятого Иисуса Христа. И, придя к вам, я испытал слабость, страх и великий трепет, и мое слово, и моя проповедь — не в убедительных словах мудрости, а в проявлении силы Духа16, 5 чтобы ваша вера основывалась не на человеческой мудрости, а на силе Божьей.

[Ср. др. переводы: Радостная Весть (В.Кузнецовой, СРП) / М.Кулакова / А.Десницкого / "Новый русский перевод" ]

> 4 Написано — традиционная формула евр. учителей Закона, вводящая цитату из Священного Писания.

> 5 Ис 29:14.

> КНИЖНИКИ — книжниками назывались учители Закона, прошедшие систематическое обучение под руководством авторитетного учителя и видевшие свою обязанность прежде всего в том, чтобы предписывать евреям, как им следует поступать в том или ином случае, чтобы не был нарушен закон Моисея. При этом выражение книжники и фарисеи воспроизводит семит. грамматическую конструкцию, обозначающую учителей народа из числа фарисеев.

> 6 Апостол Павел отсылает своих адресатов как к греч. философам («мудрецам»), так и к евр. книжникам и исследователям Закона, с тем чтобы задать последующий риторический вопрос.

> 7 Выражение глупость Вести означает, что Весть о распятом Христе представляется глупостью в глазах мира и его мудрецов.

> ЗНАМЕНИЕ — слав. слово, вошедшее в русский литературный язык в качестве обозначения некоего особого знака. В библ. традиции в связи с этим речь идет о знаке, подаваемом Богом Своему народу (например, Ис 7:13-17), а в НЗ его выражением выступают чудеса Господа Иисуса, служащие показателем того, что Он есть Мессия*, посланный Богом

> 8 Эллины — люди, принадлежащие к греч. культуре (в их число включали и римлян), в отличие от других язычников, которых именовали варварами.

> 9 Смысл данной сентенции состоит в том, что кажущееся людям глупостью, если оно исходит от Бога, оказывается гораздо мудрее высших проявлений их собственной мудрости, и то, что им представляется <проявлением> слабости Бога, во много раз превосходит результат их собственных усилий.

> 10 Благородны — имеется в виду знатность происхождения и принадлежность к высшим слоям греко-римского общества.

> 11 Никто — букв.: никакая плоть — что означает: ни один человек.

> ПРАВЕДНОСТЬ — данное слово служит <для передачи> евр. цэдака́ и греч. дикэоси́ни (дикайосю́нэ), переводимыми также как справедливость. Библ. традиция не делает различия <между понятиями> справедливость и праведность, поскольку речь в любом случае идет о том, что справедливо перед Богом. Однако в современных библ. переводах использование термина праведность призвано подчеркнуть, что речь идет не столько о том, что справедливо с общечеловеческой точки зрения, сколько о том, что соответствует воле Божьей.

> ОСВЯЩЕНИЕ — связанное с этим словом понятие святости, по-евр. ко́дэш, говорит об особом отделении кого или чего бы то ни было в своем ряду для Бога, Который, согласно библ. традиции, свят, т.е. превосходит всё, что существует как Его творение, будучи непостижимым для всякого человеческого представление о Себе. Поэтому в Библии освящением называется отделение особых дней, земель, вещей или людей (в этом ряду как народ святой (Исх 19:6) должны рассматриваться сыновья Израиля, т. е. евреи), которые становятся собственностью Бога. В НЗ с этим термином также стало связываться вхождение в церковь, когда через крещение человек, верящий в Иисуса как в Христа — Сына Божьего, становится святым, т.е. принадлежащим Богу уже на правах усыновленного ему ().

> 12 Избавление — такое значение в евр. и в первохристианской среде во времена апостола Павла имело слово, букв. означающее выкуп. В данном случае оно подразумевало, что жертва, которую Христос принес на кресте, есть неподъемная для кого бы то ни было из людей, да и для человечества в целом «цена» его избавления от вины за грех, восходящий к Адаму и ставший причиной его неизбежной смертности (см. Пс 49(48):7-10, ср. Быт 3:22-24).

> 13 См. примеч. <4>.

> 14 Иер 9:24.

> 15 Согласно другим рукописям: свидетельство Божье, т.е. свидетельство о Боге.

> 16 Сила Духа — таков смысл семит. синтаксической конструкции, переводимой букв.: Дух и сила, имея в виду, что апостол Павел возвещает о Христе, будучи движимым Святым Духом.

 

игумен Иннокентий (Павлов).
Из кн. "Что такое христианство?" (М.: Эксмо, 2008, с. 149–151). 
(В текст перевода фрагмента 1Кор. редактором рассылки внесены изменения.)
 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 ---------------------------------------------------------------
|       Буду благодарен за материальную поддержку проекта.      |
|          Как это можно сделать, описано на странице           |
|                  www.messia.ru/pomoch.htm.                    |
 ---------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*И если вы умерли вместе с Христом
  и теперь свободны от стихий мира,
 зачем же вы позволяете им устанавливать для вас
  всякие предписания,
 словно вы всё еще живете в этом мире?
 "Не прикасайся!" "Не ешь!" "Не трогай!"
 Да все эти запретные вещи для того и существуют,
 чтобы быть уничтоженными при употреблении!
 Всё это – человеческие заповеди и учения!
 Такие предписания, с их самодеятельным благочестием,
 смирением и умерщвлением плоти,
 конечно же, создают видимость какой-то мудрости,
  но грош им цена.
 Они ведут лишь к потворству плоти!
 Итак, если Бог воскресил вас вместе с Христом,
 стремитесь к тому, что на небе,
 там, где Христос восседает по правую руку Бога.
 Помышляйте о вышнем, а не о земном.
 Ведь вы умерли, ваша жизнь сокрыта в Боге
  вместе с Христом. ...
 Пусть всё – и слова ваши, и поступки –
  будут во имя Господа Иисуса,
 потому что через Него вы благодарите Бога Отца.
 Жёны, повинуйтесь мужьям, это ваш долг перед Господом.
 Мужья, любите жен и не будьте с ними резки.
 Дети, во всём повинуйтесь родителям,
  ведь это приятно Господу.
 Отцы, не раздражайте детей,
  не то они станут малодушными. ...
 Что бы вы ни делали, труди́тесь от всей души –
 как если бы это было для Господа, а не для людей.
 Ведь вы знаете, что Господь даст вам в награду наследие.
 Ваш Господин – Христос, вы служите Ему.
 А кто причиняет зло, тому в той же мере воздастся злом,
 у Бога нет пристрастий.* (Кол.2:20-3:3,17-21,23-25/*/)

* * *

*Постоянно моли́тесь,
  бодрствуйте во время молитвы и благодарите! ...
 Ведите себя мудро с посторонними,
  используйте любую возможность.
 Пусть ваша беседа будет всегда приятна и остроумна,
 и пусть для каждого у вас
  найдется нужный ответ.* (Кол.4:2,5-6/**/)

* * *

Иисус сказал:
"Глаза – это светильник для человека.
  Когда глаза здоровы, весь человек полон света,
  когда глаза больны, человек окутан тьмой.
 Смотри же, чтобы свет в тебе не был тьмой!
 Так вот, если ты полон света / и нет ничего в тебе темного,
 ты весь будешь светиться,
  как если б озарял тебя своим сиянием светильник".
 Когда Иисус кончил говорить,
 один фарисей пригласил Его к себе на обед.
 Иисус вошел в дом и сел за стол.
 А фарисей, увидев, что Иисус не омылся перед едой,
  был очень удивлен.
 Но Господь сказал ему:
 "Вот вы, фарисеи, хотя и чистите снаружи свою чашу и блюдо,
  но внутри полны жадности и злобы.
  Глупцы!
  Разве не один Творец сотворил
   и то, что снаружи, и то, что внутри?
  Раздайте бедным содержимое чаши и блюда –
   и всё у вас будет чистым!" (Лк.11:34-41/@/)

* * *

*Иисус обратился сначала к Своим ученикам:
 "... Нет ничего скрытого,
  что не выйдет наружу,
  и нет ничего тайного,
  что не станет известным.
  То, о чём вы говорили во тьме,
  услышат при дневном свете,
  и то, о чём вы шептались в укромном месте,
  будут кричать с крыш домов.
  Говорю вам, друзья Мои,
  не бойтесь тех, кто может убить тело,
  а потом уже ничего сделать не может.
  Я укажу, кого вам надо бояться:
  бойтесь Того, кто, убив,
  власть имеет ввергнуть в геенну.
  Да, говорю вам, вот кого бойтесь!
  Разве не пять воробьев за два гроша продаются?
  А Бог не забыл ни одного из них.
  А у вас и волосы на голове сочтены все.
  Не бойтесь!
  Вы сто́ите много больше воробьев!
  Я говорю вам:
  того, кто открыто признает Меня перед людьми,
  признает и Сын человеческий перед Божьими ангелами,
  а кто откажется от Меня перед людьми,
  от того и Он откажется перед Божьими ангелами.
  Всякий, кто скажет хулу на Сына человеческого,
  будет прощен,
  но кто хулит Дух Святой,
  прощен не будет.
  Когда приведут вас в синагоги,
  к начальству и властям,
  не беспокойтесь, как вам защищаться
  или что говорить.
  Дух Святой научит вас,
   что вам в тот час говорить".* (Лк.12:1-12/#/)

             *********************************************

/*/ апостольское чтение вторника и среды.
/**/ включает часть апостольского чтения четверга.
/@/ евангельское чтение вторника.
/#/ евангельское чтение пятницы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3873.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru


В избранное