Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4013 *либерализм и христианство* (1) / 8-10/II/21 (пн-ср)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 10-Feb-2021 12:44

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

> <Политический> либерализм {философское и общественно-политическое течение, провозглашающее непоколебимость прав и личных свобод человека – ред. рассылки} является безусловным проявлением духа подлинного христианства (то есть евангельского учения Иисуса Христа), а в историческом контексте — следствием развития христианской культуры общества. Таким стало моё глубокое убеждение уже очень давно. Права человека, в основе которых лежат принципы гуманизма — уважение к личности человека, свобода, равенство и братство всех людей вне зависимости от каких бы то ни было различий между ними — являются воплощением христианского учения. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», — гласит 1 статья Всеобщей Декларации прав человека 1948 г.

> В нашем обществе по этому вопросу не существует ясности, а скорее утверждается обратное. Тому есть, как минимум, две основные причины.

> Первая. Советская атеистическая идеология прошлых лет сформировала прочный стереотип, что эти принципы являются противоположными религии и христианству: церковь и клерикализм {здесь: политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества – ред. рассылки} понимались как синонимы религии и христианства, а до антиклерикального Просвещения церковь как политический институт стояла на страже клерикального и монархического государства, являясь фактически его частью.

> Однако, если мы обратимся к первоисточникам, то увидим, что христианство, о котором учил Иисус Христос в Евангелии, совершенно таким не было.

> «Кесарю — кесарево, а Богу — Богово» — эти слова Иисуса Христа явным образом утверждают принцип отделения церкви от государства и, соответственно, отрицают идеологию государственной клерикализации.

> «Суббота для человека, а не человек для субботы» — эти слова со всей очевидностью утверждают принцип гуманизма: Иисус провозгласил, что закон (не только государственный, но даже и религиозный!) должен служить человеку, а не наоборот (не человек — закону), и следовательно, человек является высшей (<вместе> с Богом) ценностью.

> Некоторые, правда, пытаются опровергнуть это утверждениями, что высшей ценностью является только Бог, а человек — это «тварь дрожащая» (словами Достоевского). Иисус же, однако, говорит более чем категорично: «То, что вы сделали (или не сделали) братьям Моим, то́ вы сделали (или не сделали) Мне», тем самым показывая, что служение Богу осуществляется через служение человеку, а значит, не существует никакой «высшей ценности Бога» вне ценности человека (о чём говорят также и другие места Нового Завете).

> Второй причиной отрицания христианских корней либерализма и прав человека (которую наверное в отношении исторической хронологии следует считать первой) является тот факт, что сама Церковь любит отождествление клерикализма с христианством, а антиклерикализм и, соответственно, права человека считает чуждыми. Это совершенно понятно, если вспомнить, что после провозглашения христианства государственной религией при императоре Константине Церковь всегда была частью государственного аппарата, других форм христианства просто не существовало (за исключением так называемых сект, учение которых провозглашалось ересью) до той поры, как возникли демократические государства.

> Всю предшествующую многовековую историю Церковь неизменно служила монархии и клерикальному государству, не терпя инакомыслия и инаковерия. Рецидивы этого продолжаются и в наше время. В нашей же стране это не просто рецидивы, но тоталитарная политика, связанная главным образом с тем, что демократического прошлого в истории нашего государства практически нет (до революции 1917 г. была монархия с государственной церковью, после революции — коммунистический режим, при котором, несмотря на атеистическую идеологию, государственная церковь была отчасти реставрирована в виде воссоздания аппарата Московской Патриархии Иосифом Сталиным).

> Таким образом, люди, не вникающие в суть христианского учения, каким оно сформулировано в Евангелии, включая и верующих христиан, включая и представителей церковной иерархии, продолжают отождествлять клерикальное государство и государственную церковь с христианством, отсекая либерализм и принципы прав человека как чуждые христианству, что в корне не соответствует истине.

Елена Преображенская. Из ст. "Христианство и права человека" ]

 

 

 

 

см. тж.:

∙ Елена Преображенская. "Христианское обоснование демократии и либерализма" (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)

∙ игумен Вениамин (Новик). Христианская основа либерализма
   (
фрагмент в рассылке)
∙ его же: ПРАВОСЛАВИЕ. ХРИСТИАНСТВО. ДЕМОКРАТИЯ. (сб. статей) /
   Христианство и демократия / Бог, закон, право /
   Как Библия спасла Запад от коммунизма /

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Что пользы, братья мои, если человек говорит,
 что у него есть вера, но если дел у него нет?
 Может ли такая вера спасти его?
 Если брату или сестре нечего надеть на себя
  и нет пищи на день,
 а кто-то из вас скажет им:
 "Ступайте с миром, погрейтесь и поешьте досыта!",
 а сам не даст им того, в чём нуждается их тело, –
 то какая от этого польза?
 Так и вера, если у нее нет дел, сама по себе мертва.
 Но, предположим, кто-то скажет:
  "У тебя есть вера, а у меня – дела".
 Покажи мне свою веру без дел –
  и я покажу тебе свою веру через дела!
 Ты веришь, что Бог – один. Хорошо делаешь!
  Бесы тоже верят и трепещут.
 А знаешь ли ты, пустой человек, что вера без дел напрасна?!
 Разве наш праотец Авраам был оправдан не по делам,
 когда принес своего сына Исаака на жертвенник?
 Ты видишь, что вера содействовала его делам
 и благодаря делам его вера стала совершенной.
 Так исполнились слова Писания:
 "Авраам поверил Богу, и Бог признал это за праведность",
 и Авраам был назван другом Бога.
 Видите, Бог оправдывает человека за дела,
  а не за одну только веру.
 Так было и с проституткой Раав.
 Разве она, которая приняла у себя разведчиков
 и направила их по другой дороге, была оправдана не за дела?
 Ведь точно так же как тело без духа мертво,
 и вера без дел мертва.* (Иак.2:14-26/*/)

* * *

*Братья, не стремитесь все стать учителями!
 Знайте, что нас, учителей, будут судить более строго.
 Ведь все мы много грешим.
 Кто не грешит словами,
 тот уже человек зрелый, способный держать в узде всё тело.
 Так, вложив лошади в рот удила, чтобы подчинить ее себе,
 мы управляем всем ее телом.
 Или вот, к примеру, корабли:
 они такие огромные, ими движут могучие ветры,
 а направляет их воля кормчего
  с помощью такого маленького руля.
 Так и с языком: это совсем небольшой орган в теле,
 а какие непомерные у него претензии!
 Или возьмем огонь: сколько дерева он сжигает!
 И язык – это тоже огонь.
 Среди остальных органов нашего тела
 он воплотил в себе весь неправедный мир
  и оскверняет всё тело.
 Он воспламеняет всё течение жизни,
  а его самого воспламеняет геенна!
 Каких только зверей, птиц, змей, морских животных и рыб
 не укротил уже или не укрощает человеческий род!
 А язык не дано укротить никому из людей.
 Это необузданное зло, полное смертоносного яда!
 Языком мы благословляем Господа и Отца,
 и тем же языком проклинаем людей,
  созданных по подобию Бога.
 Из одного и того же рта исходит
  и благословение, и проклятие!
 Братья, такого не должно быть!
 Может ли из одного родника
  бить струя и пресной, и соленой воды?
 Братья, может ли смоковница приносить маслины
 или виноградная лоза – смоквы?
 Скорее соленый источник даст пресную воду!
  Неужели среди вас нет людей мудрых и понимающих?
 Пусть они докажут это доброй жизнью и делами,
 которые совершают со скромностью, свойственной мудрости!
 А если в сердце у вас черная зависть и своекорыстие,
 то не хвастайтесь, не извращайте истины!
 Это не та мудрость, что нисходит с небес.
 Это мудрость земная, бездуховная, бесовская!
 Ведь где зависть и своекорыстие,
  там неурядицы и всякие некрасивые дела.
 Та же мудрость, что свыше, во-первых, чиста,
 а во-вторых, миролюбива, кротка, сговорчива,
 исполнена милосердия и плодов добрых дел,
  непристрастна, нелицемерна.
 А те, которые созидают мир вокруг себя, мирно сеют,
 чтобы пожать плод праведности.
 Откуда у вас стычки и ссоры?
 Не от того же ли самого –
  от страстей, что борются в вашем теле?
 Вы чего-то жаждете, но у вас этого нет. И вот вы убиваете.
 Вы страстно чего-то добиваетесь, но не можете получить.
 И вот вы ссоритесь и деретесь.
 Но у вас ничего нет, потому что вы не про́сите.
 А даже если про́сите, то не получаете,
 потому что не о том про́сите:
 вы хотите лишь удовлетворения своих страстей.
 Неверные люди, разве вы не знаете,
 что приязнь к миру означает вражду к Богу?
 Тот, кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу.
 А может быть, вы думаете, что Писание напрасно говорит:
 "Жаждет Он духа, что поселил в нас, жаждет ревниво"?
 Но Он дал нам еще бо́льшую милость.
  Ведь Писание говорит:
  "Бог противится гордецам,
   но любит смиренных".* (Иак.3:1-4:6/**/)

*********************************************

/*/ апост. чтение понедельника.
/**/ включает апост. чтения вторника и среды.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4013.htm

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментирвать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное