Все выпуски  

вып. #4024 *основная разница между римским ихристианским пониманием ценностей* / 16/III/21 (вт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 16-Mar-2021 10:24

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

* 3 марта 2021 г. ст.ст.,
  вторник 1-й седмицы Великого поста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

> Святитель Николай Сербский (Велимирович), основная часть жизни которого прошла в первой половине ХХ в., так ответил на письмо одного из прихожан: «Вы сожалеете о римской «культуре», понимая под ней «прекрасные мраморные статуи, которыми были украшены улицы и площади Рима». А разве не сожалеете вы о тысячах несчастных людей, которых волокли в цепях и кандалах мимо этих статуй на казнь? В этом и состоит основная разница между римским и христианским пониманием ценностей. Римляне-язычники ценили государство и культуру выше человеческой жизни, а христианство ценило и ценит человеческую душу выше государства, культуры и всего мира. Ибо и государство, и культура ради человека, а не человек ради государства и культуры. Человек создает государство и культуру не как конечную цель жизни, а как вспомогательное средство для достижения духовных и нравственных целей». {Цит. по: Год души. Православный календарь с чтением на каждый день, 2009. – М., 2008. С. 144.}

> О том же писал и выдающийся русский мыслитель Николай Лосский (1870–1965). Напоминая о словах Ф.М.Достоевского об абсолютной ценности человеческой личности, о христианской природе её признания, он с печалью констатирует: «При жизни Достоевского отход от христианской культуры еще не зашел так далеко, но наше время {Речь идет о 1940-х годах.} уже становится свидетелем исполнения предсказаний Достоевского. Там, где абсолютною ценностью признаётся не Царство Божие и идеалы Христа, а коммунистический строй, или раса, или государство, уже осуществляется такое истязание человека и такое принижение личности, которое имеет подлинно сатанинский характер». {Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Бог и мировое зло / Сост. А.П.Поляков, П.В.Алексеев, А.А.Яковлев. – М.: Республика, 1994. С. 126.}

* * *

> Противостояние двух «философий», двух мировоззрений – холистского и индивидуалистского – зародилось в глубокой древности. К.Поппер говорил, что «философия, которая ставит человека в центр своего интереса, началась только с Протагора». {Поппер Карл Раймунд. Открытое общество и его враги. В 2 тт. Т. 1: Чары Платона / Пер. с англ. под ред. В.Н.Садовского. – М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. С. 236.} Но это V век до н.э. Однако уже законодательство Моисея (XIII век до н.э.) пронизано идеей ценности личности. Известный русский правовед и библеист А.П.Лопухин (1852–1904 гг.) отмечал: «При своей крепкой, органической связи община не поглощала и не подавляла личную самостоятельность отдельных членов ее, как это было во всех древних государствах, напротив, служила обеспечением этой самостоятельности против незаконных притязаний некоторых отдельных членов, осуществляющих тем главную цель Моисеева законодательства – наибольшее развитие чувства свободы в народе». {Лопухин А.П. Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея. Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым / Под ред. и с предисловием проф. В.А.Томсинова. – М.: Зерцало, 2005. С. 11–12.}

> Понимание ценности индивида отнюдь не противоречит первой заповеди Декалога – о любви к Богу (Втор.6:4-5). Обращаю на это внимание, поскольку среди аргументов против ст. 2 <Конституции РФ> выдвигается как раз то, что названное конституционное положение «ставит человека на место Бога», тогда как именно Бог является высшей ценностью.

> Это ошибочно даже не потому, что невозможно обеспечить следование такой ценности в условиях свободы совести, а потому, что для верующих вообще не может быть в духовной сфере никаких юридических императивов. Сама вера и есть восприятие Бога как высшей ценности. Но ценности, выбираемой самим индивидом. Если бы её провозгласило государство, это стало бы насилием над индивидуальной волей, чего не позволяет Себе Сам Бог.

> Самое же главное – включение Бога в официальную ценностную иерархию приземляет, «обмирщает» понятие Творца мира, делает Его едва ли не равным нам, тогда как все поколения людей, когда-либо существовавших на земле и которые еще, возможно, будут существовать, даже взятые в совокупности, не могут быть равны Создателю.

[ М.А.Краснов.
Из монографии "Христианство и права человека: компендиум", (1.7-8) стр. 12–14 ]

 

                 

 

 

См. тж.:
+++ игумен Вениамин (Новик): Веришь в Бога – стой за правду!

+++ Андрей Десницкий: не пост и пост (+ссылки)
+++ продолжение: мы-то здесь причем?

+++ игумен Петр (Мещеринов) о соотношении аскетики и нравственности
+++ "Христианство и права человека"
     (Павел Проценко, Елена Санникова, Яков Кротов)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Премудрость на улице восклицает,
                                на площадях возвышает голос;
 в шумной толпе взывает,  /   у городских ворот держит речь:
 'Сколько можно простакам коснеть в простоте,
                 наглым – наглостью тешиться,
                                глупцам – ненавидеть знание?
  Обернитесь на мой упрек –     /      изолью на вас мой дух
  и поведаю вам мое слово.
                 Я позвала – а вы отвернулись;
                      протянула руку – но никто не замечает.
  Вы отвергли все мои советы  /   и не приняли моих упреков.
  Что ж, и я над вашей бедой посмеюсь,
                      поиздеваюсь, когда настигнет вас ужас!
  Как буря, придет к вам ужас,
                 и беда, как ураган нагрянет;
                                  придавят вас гнет и бремя.
  Тогда позовут меня – и не отвечу,
                            разыскивать будут – и не найдут.
  За то, что они возненавидели знание
                                 и отвергли страх ГОСПОДЕНЬ,
  не приняли мой совет,     /      презрели все мои упреки –
  вкусят они плоды своих дел, /  замыслами своими насытятся.
  Потому что простаков погубит своенравие,
                            глупцов подведет их беспечность.
  А кто слушает меня, будет жить спокойно,
                                 не страшась никакой беды'.*
                                            (Пр.1:20-33/*/)

*********************************************

/*/ чтение вторника, пер. РБО, 2000г.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4023.htm

 

Поделиться (припросмотре выпуска насайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментиривать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное