Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4048 *Непригодность духовных установок древности* (1) / 10/IV/21 (сб)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 10-Apr-2021 16:19

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

 

* 28 марта 2021 г. ст.ст., суббота 4-ой седмицы Великого Поста.
  литургические чтения:
Евр.6:9-12; Мк.7:31-37.

 

 

+++ В.Н.Кузнецова: Слова ободрения. Божье обещание и клятва
+++ протопр. Александр Шмеман:
     Ветхий Завет как свидетельство о Христе
+++ свящ. Александр Мень. Пророчества о Христе

 

 

 

 

 

> Непригодность духовных установок древности

> К досаде реконструкторов современное положение дел выявляет невозможность механического переноса духовных установок древности в ХХI век. Причина их практической непригодности заключается в трёх значительных различиях эпох: 1) содержательном значении основных понятий, 2) различной оценке духовных состояний, 3) смене задач самой духовной жизни.

> Древние монахи, противопоставляя себя миру, имели чёткую семиотику {Семиотика (от греч. semeion – знак)  – наука, исследующая свойства знаковых систем, или систем знаков. Здесь – система знаков. – Прим. ред. рассылки, здесь и далее.} этого противопоставления. В древности всё имело своё символическое измерение: трапеза, блюда, танцы, одежды и т.п. Даже за стол поесть рассаживались согласно традиции. С христианской точки зрения, при такой встроенности личности в обрядовые цепи фраз и действий человеческое «Я» становится необязательным, а значит, античная культура обесчеловечивает.

> Чтобы это подчеркнуть, монахам достаточно было поменять религиозно-культурный вектор на обратный. Они стали отшельничать, носить максимально плохую одежду, есть максимально плохо и мало, отказались от секса, танцев, зрелищ и т.д. Это было полноценным знаковым заявлением о неповторимом «Я», стоя́щим пред Богом, понятным для той культурной эпохи.

> Проблема сегодняшней ситуации в том, что древние действия благочестия, например, такие как отказ от общения, брака и т.п., считываются в ХХІ веке совсем иначе. Отшельничество понимается как асоциальность, презрение к людям; отказ от секса и качественной жизни (там, где он <реален>) воспринимается как невротическая симптоматика или специфическая индивидуальная потребность, но никак не по́двиг благочестия. Таким образом, современные подвижники, будучи детьми своей эпохи, сами в себе с трудом находят мотивацию для аскетических подвигов. Т.е. аскетизм древности перестаёт быть понятным самим православным подвижникам.

> Доводы, аргументы и основания, которые были сильны в одном языковом и знаковом мире, в другом пространстве культуры предстают слабыми, недостаточными или даже противоположными. Это делает многие термины омонимичными. {Оминимы – слова, совпадающии в звучании/написании, но имеющие разное значение. Например, "град" как метеорологическое явление и "град" как синоним для "город".} Например, человеческое «Я» в архаичной культуре понималось как то́, чему до́лжно исполнить поведенческие модели общества: ремесленник, воин, мать, правитель и т.д. Исключительными считались те, кто исполнял приказы свыше: пророки, шаманы, жрецы. Но в любом случае само человеческое «Я» мыслилось только как инструмент исполнения социальных или божественных директив.

> В этом контексте «мы» понималось как крепкая социальная идентичность: народ, каста, род, вера, которые также предполагали ролевую фабулу. «Благодать» в том же контексте есть данное свыше магическое действие для исполнения социально-ролевой директивы. Попадающие в этот языковой мир идеи боговоплощения, свободы, жертвы и т.п. не имеют возможности выявить единичное «Я», даже если будут говорить о нём в каждом предложении.

> В рамках современной религиозной мысли «Я» есть свободное сознание, необязательное для эволюционной адаптации. В этой его невостребованности оно подобно Божьему. Теперь человеческое «Я» – субъект блуждающего в мире одиночества сознания.

> <...> Гораздо важнее – изменение целей и задач самой духовной жизни. Те состояния духа, к достижению которых призывают святые отцы со страниц духовных наставлений, уже имеют другое значение не только для внешней оценки, но и для внутреннего самоощущения.

> Аскетические установки древности, сколь бы ни были полезны в раннем и позднем Cредневековье, по естественному смысловому дрейфу утрачивают своё изначальное прочтение. Состояния, на которые они нацелены, и исходные переживания, на которые опирались почтенные отцы-пустынники, сегодня понимаются иначе.

[ протоиерей Вячеслав Рубский.
Из кн. "Православная духовность. Перезагрузка. Наброски внутренней реформы"@, 
из гл. "Обратная сторона нимба"  ]

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Плоти моей движения умертви,
Бога во плоти Родившая превыше ума,
и подай просвещение мысли моей, Чистая,
истинное Облако света!*
(Богородичен 9-й песни канона 1 4-й субботы Вел. Поста, перевод иером. Амвросия(Тимрота))

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4048.htm

 

Поделиться (припросмотре выпуска насайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментиривать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное