Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4107 *Духовный мир бинарного мышления* / 1-3/X/21 (пт-вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 03-Oct-2021 10:41

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 20 сентября 2021 г. ст.ст., воскресенье 15-е по Пятидесятнице,
  воскресенье по Воздвижении.
  Литургические чтения:
  (рядовые) 2Кор.4:6-15; Мф.22:35-46;
  (по Воздв.) Гал.2:16-20; Мк.8:34-9:1.

 

 

к рядовому воскресному апост. чтению:
 + Cергей Фудель: чувство "глиняного сосуда"
 + горшки
 + Владимир Зелинский: человеческий ответ тайне
 + Владимир Леви об о. Александре Мене:
    "Я ведь работаю, как и работал, при большом противном ветре"

 

к рядовому воскресному еванг. чтению:
 * Михаил Завалов: Как полюбить людей: первые шаги
    (+ ссылки к ряд. еванг. и апост. чтениям)

 

 

 

> Духовный мир бинарного мышления

> Черно-белое восприятие мира — такая же форма сознания, как другие. Часть христиан только так и мыслят: есть свой и чужой, еретик и правоверный, праведник и грешник. Для другой части христиан такой способ восприятия мира травматичен. Под тем или иным флагом он ведет к отторжению «неправильных» и обособлению «правильных». Для многих такое контрастное разделение болезненно, однако внутри бинарного мировоззрения оно считывается как признак верного пути. Таким образом, деление людей на друзей и врагов веры по-разному воспринимается теми, кто делит, и теми, кто принципиально отказывается делить. Первые интерпретируют это как признак подлинности, вторые — как недостаток подлинности.

> То же относится к пути страдания в христианской духовности: тяжесть вериг, радикальность самоограничений и другие аскетические тяготы первым типом расцениваются как положительные, вторым — как подозрительные. С точки зрения апостола Павла, <смиренномудрие>, изнурение тела, небрежение о насыщении плоти имеет только вид мудрости (Кол.2:23) — особенно в контексте его слов о свободе во Христе. Первый тип христиан чаще цитирует слова Христа о тесных вратах (Мф.7:13), отвержении себя и взятии креста (Мф.16:24), второй — о том, что Иисус пришел отпустить измученных на свободу (Лк.4:18).

> Нередко искренний подвижник, верной интуицией ощущая, что мир трагически оторван об Бога, идет по простому пути — ищет виновного в этой беде. Он очень хочет его осудить и наказать, но запретил себе это как нечестие. И он осуждает и наказывает себя с упоением отчаянного существа. Это полезно для истребления грехов, но мало научает жить в любви с обычными людьми.

> Подвижник такого типа отселяется от них подальше во всех смыслах. Величайшими жертвами обставлен путь такой духовности — хотя Христос говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас {т.е. Я дам вам покой/отдых – прим. ред. рассылки.}; возьмите иго Мое на себя... и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:28-30), но в этой парадигме ноша труженика становится максимально тяжелой. Иисус говорит: …позна́ете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:32), но этот путь познания не может позволить человеку свободы — ни внешней, ни внутренней. Он присущ значительной части религиозных людей, даже если они не могут его реализовать полноценно.

> Далеко не всегда тип мышления «массового» христианина обусловлен отсутствием живого опыта Встречи. Давление социальных стереотипов и жестких моделей поведения (в том числе религиозного) оттесняет личный духовный опыт радости и свободы во внутреннее гетто. В результате в мышлении и поведении христианин не нуждается в опыте Бога. Это важно для того, чтобы понять последующую логику религиозных теорий и аскетических упражнений. Большинство из них базируется на противопоставлении праведности и греха. При этом «праведность» — то, что нравится фиксирующему эту праведность, а «грех» есть неприемлемое социальное поведение или мышление. Чтобы выстроить этику и метафизику на противоборстве этих двух начал, существование Бога и духовного опыта не является обязательным, так как здесь «Бог» превращается в философскую категорию и следует за решениями и оценками культуры определенного времени. Духовный опыт, не соответствующий устоявшимся культурным кодам, будет проигнорирован, нивелирован или признан еретическим.

> Недоверие к личному опыту богообщения или его отсутствие вынуждает значительное количество православных мыслителей определять святость материалистическими критериями. Это подменяет духовность борьбой за духовность, а праведность — борьбой за праведность. Но Бог не выявляется бинарной оппозицией «праведность — грех». Он соединяет Себя с мытарями, грешниками и блудницами в акте жизни и с разбойниками — в акте смерти (на Кресте). 

[ протоиерей Вячеслав Рубский.
Из кн. "Православная духовность. Перезагрузка. Наброски внутренней реформы"@,
стр. 119–21 ]

 

 

к апостольскому чтению воскр. по Воздвижении:
   &&& Мартин Лютер: что значит быть христианином?
                    messia.ru/rasylka/005/1281.htm
   &&& он же: мы грешим, исполняя Закон?
           messia.ru/rasylka/004/904.htm
   &&& он же: оправданные не делами, а верой!
                messia.ru/rasylka/002/206.htm
   &&& он же: христианин – тот, кто прощен благодаря вере
                            messia.ru/rasylka/002/205.htm
   &&& он же: принявший смерть за НАШИ грехи
               messia.ru/rasylka/002/259.htm
 
   &&& свящ. Александр Мень: религия смерти... и воскресения
                               messia.ru/rasylka/002/211.htm
   &&& он же: Господи, разве мы годимся  свидетельствовать о Тебе?
                                     messia.ru/rasylka/004/909.htm
 
   &&& митр. Сурожский Антоний: миссионерство сегодня
                         mitras.ru/archive/040911.htm
   &&& он же: исцеление и новая жизнь
        messia.ru/rasylka/004/930.htm
   &&& он же: мы дети, не сознающие своих подлинных нужд
                           messia.ru/rasylka/002/242.htm

   &&& В.Н.Кузнецова – комм. на Гал.2:16-17
        messia.ru/rasylka/003/566.htm
       и Гал.2:17-20
        messia.ru/rasylka/003/567.htm

 

 

 

к евангельскому чтению воскр. по Воздвижении:
+ св. Марк Подвижник: Воздаяние за прощение обид и наш крест
+ Том Николас Райт:
 Искусство христианской жизни. Можно спасти себя только одним способом...
+ он же: послушание, которого Богожидал отсвоего творения
+ таланты и крест (Мать Мария (Скобцова) и др.)
+ свящ.  Александр Мень: в нас причина того, что сила Евангелия
                         не действует в мире так, как могла бы
   (+ ссылки к апост. и ев. чтениям)
    messia.ru/rasylka/010/2622.htm

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Некогда вы, не зная Бога, были в рабстве у "богов",
 которые и не боги вовсе.
 Но теперь, когда вы узнали Бога, вернее сказать, когда Бог узнал вас,
 неужели вы снова хотите вернуться
 к этим бессильным и жалким стихиям, обратно к ним в рабство?
 Вы соблюдаете какие-то дни, месяцы, времена и годы!
 Боюсь, мои труды у вас пошли насмарку...* (Гал.4:8-11/*/)

* * *

        *Бог этого века ослепил  разум неверующих, и они  не видят
         света Радостной  Вести о славе Христа, который есть образ
         Бога.  Ведь мы не самих  себя  возвещаем, а Иисуса Христа
         как  Господа, а себя – лишь как  ваших слуг  ради Иисуса.
         Потому что Бог,  сказавший: "Из тьмы да воссияет свет", –
         воссиял в наших сердцах, озаряя их светом познания Божьей
         славы на лице Иисуса Христа.
        Мы же всего лишь глиняные сосуды,  в которых хранится такое
        сокровище. Поэтому очевидно,  что эта безмерная сила исходит
        от  Бога, а не от нас. Нас  теснят    со всех сторон,  но  мы
        не загнаны в угол. Мы в отчаянном положении, но не в отчаянии.
        Нас  преследуют,  но мы   не брошены    на произвол   судьбы.
        Мы сбиты с ног, но не уничтожены.  Мы  всегда носим  в своем
        теле смерть Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашем
        теле.  Нас,  живых,  постоянно предают смерти ради Иисуса,
        чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашей смертной плоти.
        Итак, в нас действует смерть, а в вас – жизнь.
       А так как в нас   тот же    дух веры,   о котором     сказано
       в  Писании: "Я поверил  и поэтому стал говорить",  мы  верим,
       а   потому   и  говорим.  Мы  знаем:  Тот, кто поднял Господа
       Иисуса из мертвых, и нас поднимет вместе с Иисусом и поставит
       перед Собою,   рядом    с вами.  Ведь   всё    это   делается
       ради вас, чтобы Божья доброта, умножаясь,  достигла множества
       сердец и хлынула из них потоком благодарности во славу Бога.
                                                    (2Кор.4:4-15/**/)

             *********************************************

/*/ из апостольского чтения пятницы.
/**/ содержит рядовое апостольское чтение воскресенья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4107.htm

 

Поделиться (припросмотре выпуска насайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное