Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4132 *Признать и осознать абсурдности молитвы* 3-4/1/22 (пн-вт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 03-Jan-2022 15:35

 

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос рождается - славьте!       
          Христос с Небес - встречайте!       
                    Христос на Земле - воспряньте!       
                              Пой Господу, вся Земля!       

 

 

 

 

 

> Молитва как неоцененная ценность

> В вопросе о молитве прежде всего обращает на себя внимание некоторое несоответствие молитвенных практик классическим параметрам Бога. На эту неувязку указал и Сам Христос. Зачем излагать свои нужды перед Богом, если знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф.6:8)? Богу не нужна информационная часть молитвы: смысл не в произносимом, а в акте произнесения. В то же время едва ли не в каждой молитве мы перечисляем свои потребности или просто заказываем хлеб насущный. Эта нагрузка на молитвословия кажется излишней.

> То же и с красноречием в молитве: молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им (Мф.6:7), то есть не думайте изяществом или обилием слов привлечь Бога, Он не купится на это. А мы испещрили свои тексты красивыми риторизмами, славянизмами и параллелизмами. Мы даже обращаемся к Богу не на  том языке, на каком думаем о Нём, — это уже начало лицедейства.

> В Евангелии Господь указывает на некоторые важнейшие параметры молитвы: когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе (Мф.6:5-6). Это о том, что моление не должно быть встроено в одобрительный контекст. Фарисеи молились на людях, так как это считалось признаком праведности. Но если мы, сами в себе, считаем молитву признаком праведности, происходит то же самое: определенное удовлетворение от молитвенной деятельности уже получено. Совет Иисуса закрыться в комнате противопоставлен социальному одобрению, которое делает молитву автономным удовольствием. Психологическая мзда (т.е. выгода) оказывается для нее достаточным основанием. Перемещаясь за «закрытую дверь», формула повторяется: я лично ценю и одобряю свое молитвенное делание, я лично считаю, что это благочестивее перед Богом, чем смотреть телевизор. И тут ловушка захлопывается: для произнесения молитвы появляется собственное психологическое основание.

> Выход из тупика — осознание абсурдности молитвы. Если Бог знает всё прежде прошения нашего (Мф.6:8) и больше сердца нашего (1Ин.3:20), то молитва есть только наша потребность, а не элемент угождения Богу.

> Если мы не уничтожим молитву как рейтинговый элемент, как единицу благочестия, мы попадем в ту же ловушку, в какую попали фарисеи I века и всех последующих. Статусность молитвы должна быть облегчена или снята полностью. Нельзя отдавать приоритет молящемуся перед немолящимся даже внутри самого себя. Иначе, сколько бы ты ни затворял дверь твою и втайне молился Отцу твоему, самооценка войдет вслед за тобой и поразит тебя собственным благочестием. Великие подвижники, дорожившие молитвой, платили за нее нарочитым и искренним самоуничижением.

> В истории христианства молитва стала автономной ценностью. Ею вымеряли святость святых, ею наставляли в постулатах правоверия, ею вызывали эмоции, пересказывали жития святых и обучали грамоте. Чтобы доставлять удовольствие уму и слуху, она обросла логическими и риторическими пируэтами, напевами, многоголосием и аккомпанементами. Наиболее ярким примером смешения молитвы и манифестации вероучения является пение Символа веры на литургии: это не молитва, но гармонично воспринимается так же, ведь молитва давно уже несет на себе немолитвенные тяготы.

> В наш век, пронизанный психологическим измерением чего угодно, лучше расценить молитву как индивидуальную <психологическую потребность>: «Господи, я знаю, что это глупо, но вот что я Тебе скажу...» В этом — необходимое юродство христианства: когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1Кор.1:21). Мы должны обесценить практику молитвы, чтобы ее значимость как бонуса к духовности не заслоняла ее глубочайший смысл.

[ свящ. Вячеслав РубскийИз книги "Православная духовность: перезагрузка"
(сс. 169–171 печатной версии)
  ]

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.

Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

Поделиться:

 

 

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбукаличное сообщение в Vkличное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Иисус сказал:
 "А для того человека, кто поколеблет веру
  у одного из этих простых и малых,
  было бы лучше,
  если бы мельничный жернов на шею ему надели
  и бросили в море.
  Если рука твоя тебя вводит в грех,
  отруби ее!
  Лучше тебе войти одноруким в Жизнь,
  чем с обеими руками войти в геенну,
  в неугасимый огонь!
  Если нога твоя вводит тебя в грех,
  отруби ее!
  Лучше тебе войти в Жизнь одноногим,
  чем с обеими ногами оказаться в геенне.
  Если твой глаз тебя вводит в грех,
  вырви его!
  Лучше тебе одноглазым войти в Царство Бога,
  чем с обоими глазами оказаться в геенне,
  "где непрестанно точит червь и где огонь не гаснет".
  Каждый будет очищен огнем,
  словно жертва солью.
  Соль – хорошая вещь.
  Но если соль несоленой станет,
  чем вы вернете ей вкус?
  Имейте в себе соль!
  И будьте в мире друг с другом.* (Мк.9:42-50/#/)

* * *

*...пришли к <Иисусу> фарисеи
  и задали вопрос, желая испытать Его:
 – Может ли по Закону мужчина развестись с женой?
 – А что вам заповедал Моисей? — спросил Иисус.
 – Моисей позволил развестись с женою,
  дав ей разводное свидетельство, —
 ответили они.
 – Моисей написал вам такую заповедь,
  потому что сердца у вас черствы и упрямы, —
   возразил Иисус. —
  Но с самого начала, со времен сотворения мира,
  Бог "создал мужчину и женщину.
  Поэтому оставит человек отца и мать и привяжется к жене,
  и станут двое одной плотью".
  Итак, их уже не два человека, а одно существо.
  То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает.
 А в доме ученики спросили Его о том же.
 – Кто разведется с женой и женится на другой,
 тот согрешит, нарушив супружескую верность, —
  ответил Иисус. —
 И если женщина разведется с мужем и выйдет за другого,
 то она совершит тот же грех.* (Мк.10:2-12/&/)

*********************************************

/#/ фрагмент еванг. чтения понедельника.
/*/ содержит стихи из апост. чтения вторника.

 

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4132.htm

 

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП»вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное