Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
05-Jun-2022 10:30
=рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Христос
воскрес!
*
23 мая 2022 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пасхе.
литургические чтения: Деян.20:16-18,28-36;
Ин.17:1-13.
{память отцов I Вселенского Собора, 325 (перех.)}.
>
Арий: единственный христианин, который точно не был арианином
>
Арий (ум. 336) в истории христианства — как Троцкий в истории
большевизма. Воплощённое зло. Символ неверия. Для него Иисус —
не Христос, Троица — не Троица, богочеловек —
не богочеловек.
> Всё это чепуха. То есть, взгляды, приписываемые
Арию — не чепуха, и в наши дни есть сотни людей, которые
с гордостью называют себя арианами. В США есть даже Католическая Арианская
Церковь, которая в 2006 году причислила Ария к лику святых (arian-catholic.org).
К арианам причисляют (с полным правом) Ньютона. Ньютон —
арианин, а вот Арий — не арианин и даже не ньютонианец.
> Впрочем, недоразумения такого рода в истории не редкость.
Арий — не арианин, но ариане-то — ариане? Разница
невелика. Толстой — не толстовец, это не делает историю толстовцев
менее значительной (а она значительна!).
> Толстовцы —
значительное историческое, арианство — нет. Только сразу надо добавить,
что так называемый «золотой век святоотеческого богословия», вообще «святые
отцы» — тоже незначительное историческое явление. По масштабу
ближе к истории кроссвордистов, чем к толстовцам. <.....>
>
* * *
> Историка настораживают несколько фактов из истории борьбы
с Арием. Во-первых, изначальное соединение теологии с политикой. Первое
же известное нам послание еп. Александра Александрийского против Ария есть
одновременно послание против епископа тогдашней столицы — Никомедии.
Во-вторых, демонизация противника, размашистость обвинений — антихрист,
никак не меньше. В-третьих, переписывание аргументов задним числом —
именно к это сводилась деятельность действительно великих мыслителей конца
IV века. То есть, спор, как он вёлся изначально, был заведомо проигрышным
для всех сторон. Терминология была, деликатно говоря, «несовершенная». В-четвёртых,
и в наши дни «суть учения Ария» определяется поразительно по-разному,
но никогда — так, как в семинарских учебниках.
>
На уровне формул, учение Ария осуждено за фразу «было, когда Христа
не было». Именно против этой фразы вставлено в «Никейский» символ веры
«рождённого прежде всех век». Однако, по ближайшем рассмотрении быстро выясняется,
что Арий вовсе не имел в виду, что Христос — одно
из творений. «Прежде появления времени» может быть совмещено с «было,
когда Христа не было», — всё зависит от того, как определять
«время». Арий определял по-своему: между появлением «времени» и вечностью
существует ещё промежуточная стадия, абсолютно уникальная, которая не является
ни «временем», ни «вечностью». Всё содержание этой стадии
(которая не может быть названа ни «моментом», ни «мгновением»)
и составляет появление Христа, больше ничего не произошло. Тем самым
Христос отделяется от всех, что не есть Бог, и отграничивается
(не отделяется) от Отца. Рождён или сотворён Иисус? Арий не отрицает,
что Иисус — рождён, но именно поэтому утверждает, что «было,
когда Христа не было» — ведь слово «рождение» и обозначает
«появление того, чего не было».
> На самом деле, и Арий,
и его противники (а были ещё богословы, которые не были ни «арианами»,
ни «анти-арианами», и таких богословов было большинство) были едины
в том, что мыслили они не на том языке, на котором мыслили
авторы Библии и первые поколения христиан. Простейший пример —
характеристика Бога, данная Арием и сохранившаяся в послании Афанасия
Александрийского:
> «Мы исповедуем единого Бога, одного нерождённого,
одного не имеющего конца, одного не имеющего начала, одного истинного,
одного бессмертного, одного мудрого, одного господствующего».
> Спор
вёлся о том, можно ли все эти определения отнести ко Христу.
Арий считал, что они относятся лишь к Отцу. Чтобы не дать этому
спору овладеть мозгом, полезно иначе взглянуть на фразу: что в ней —
из Библии, а что — из греческой
философии?
> Первые три <определения> — греческая философия,
общая и для Ария, и для его противников. Остальные пять терминов —
из Евангелия (Ио.17,3 — Иисус называет Бога «единым истинным»;
1Тим.6,15-16 называет Бога бессмертным и царствующим; Рим.16,27 называет
единым мудрым; можно вспомнить и Мк.10,18 — только Бог благ, причём
тут ещё Иисус оговаривает, не следует Его, Иисуса, называть благим,
что благ лишь Бог).
> Разница словарного запаса очевидна,
она отражает различие в стиле мышления, в культуре.
>
Еврейская — библейская — традиция говорит о Боге, сравнивая
Его с людьми, точнее, с царями. Бывают самозваные цари —
Бог — истинный царь. Бывают смертные цари —
Бог — царь бессмертный. Бывают цари глупые —
Бог — мудр, бывают цари, у которых в подданстве
один-два царька, а у Бога в подданных —
все цари мира.
> Греческая мысль говорит о Боге, сравнивая
Его с временем — понятием бесконечно более абстрактным. Конечно,
«время» обозначается через конкретные проявления времени, и Бог есть
отрицание этих проявлений. Все три определения на греческом и начинаются
с «не» («а»): агенетос, аидиос, анархос. Спрашивается: можно ли Христа считать
нерождённым, если Он рождён? Всё — вот и появляется «было,
когда Христа не было». Это «было» — так же вне времени,
как «большой взрыв» у физиков. Поэтому Арий подчёркивал, что не употребляет
термина «время» («хронос»), только «было, когда не было».
> Горячность,
даже страстность, обвинений в адрес Ария была
призвана скрыть один простой факт: сам Арий вовсе не отрицал божественности
Иисуса. Что Иисус есть Христос было для него таким же непреложным
фактом, как и для его обвинителей. Поэтому в течение многих
десятилетий Арий был другом своих будущих судей, а вовсе не потому,
что Арий лицемерил или друзья были слепы. Они веровали в одного
Христа, а все размышления были о том, как выразить эту веру
и описать этого Одного. Когда одна сторона решила, что неверное описание
есть отрицание факта, произошёл взрыв, из которого и родилось противостояние,
разговоры про антихриста и порождение сатаны.
> Как может
быть, что Бог родил Сына до времени, если рождение есть процесс, требующий
времени, хотя бы на уровне «до/после»? А как может быть, что ссорятся
друзья, которые вместе сидели в тюрьме во время гонений (Арий и Александр —
сидели)?
> Как может одновременно быть «до» и «после»? А как
может быть, что одновременно Арий напал на Александра и Александр
напал на Ария?
> Именно так реально в жизни и бывает —
ненависть вспыхивает одновременно. «Он первый начал» — иллюзия, оба начали
одновременно. А как же иначе — ведь были же друзья,
были вместе, значит, разрыв не мог не произойти «разом». Если скала
треснула, то одновременно обе половины «расстались», а не так,
что одна «начала», а другая «ответила». Эта одновременность ненависти
есть негатив с одновременности любви, дружбы, всякого творческого контакта
и единства, которые не «конструируются» в течение пятилетки, а «рождаются»
в одно мгновение.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
Иисус
сказал: 'Те слова, что Я вам говорю, Я не от себя говорю –
это Отец, который во Мне, совершает Свои дела. Верьте Мне: / Я –
в Отце и Отец Мой – во Мне. А не верите Мне, / из-за дел
этих верьте. Говорю вам истинную правду: тот, кто верит в
Меня, / будет делать те же дела, что и Я, и даже бо́льшие
сделает, / потому что Я отправляюсь к Отцу. Всё, о чём ни
попро́сите, призвав Мое
имя, / Я исполню, чтобы был прославлен Отец через Сына.
Если Меня вы о чём-то попро́сите,
призвав Мое имя, / Я исполню. Если Меня вы лю́бите,
/ то исполните то, что Я вам заповедал. И Я Отца попрошу,
/ и Он даст вам другого Заступника, чтоб он навеки остался с вами.
Тот Заступник – Дух Истины, / мир его принять не способен,
потому что не видит его и не знает. Но вы его знаете, /
ведь он теперь с вами и останется в вас. Я сиротами вас не оставлю,
/ снова к вам возвращусь. Еще немного – / и мир Меня уже
не увидит, а вы Меня будете видеть, потому что живу Я, /
и вы будете жить. И в тот день вы узнаете, / что Я – в Отце
Моем, вы – во Мне, и Я – в вас. Кто
хранит Мои заповеди и исполняет их, он и есть тот, кто любит Меня'.
(Ин.14:10-21 – чтение субботы)