Все выпуски  

вып. #4186 *Арий не был арианином!* 3-5/VI/22 (пт-вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 05-Jun-2022 10:30

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Христос воскрес!

* 23 мая 2022 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пасхе.
   литургические чтения:
   Деян.20:16-18,28-36; Ин.17:1-13.
   {память отцов I Вселенского Собора, 325 (перех.)}.

 

 

 

 

 

> Арий: единственный христианин, который точно не был арианином

> Арий (ум. 336) в истории христианства — как Троцкий в истории большевизма. Воплощённое зло. Символ неверия. Для него Иисус — не Христос, Троица — не Троица, богочеловек — не богочеловек.

> Всё это чепуха. То есть, взгляды, приписываемые Арию — не чепуха, и в наши дни есть сотни людей, которые с гордостью называют себя арианами. В США есть даже Католическая Арианская Церковь, которая в 2006 году причислила Ария к лику святых (arian-catholic.org). К арианам причисляют (с полным правом) Ньютона. Ньютон — арианин, а вот Арий — не арианин и даже не ньютонианец.

> Впрочем, недоразумения такого рода в истории не редкость. Арий — не арианин, но ариане-то — ариане? Разница невелика. Толстой — не толстовец, это не делает историю толстовцев менее значительной (а она значительна!).

> Толстовцы — значительное историческое, арианство — нет. Только сразу надо добавить, что так называемый «золотой век святоотеческого богословия», вообще «святые отцы» — тоже незначительное историческое явление. По масштабу ближе к истории кроссвордистов, чем к толстовцам. <.....>

> * * *

> Историка настораживают несколько фактов из истории борьбы с Арием. Во-первых, изначальное соединение теологии с политикой. Первое же известное нам послание еп. Александра Александрийского против Ария есть одновременно послание против епископа тогдашней столицы — Никомедии. Во-вторых, демонизация противника, размашистость обвинений — антихрист, никак не меньше. В-третьих, переписывание аргументов задним числом — именно к это сводилась деятельность действительно великих мыслителей конца IV века. То есть, спор, как он вёлся изначально, был заведомо проигрышным для всех сторон. Терминология была, деликатно говоря, «несовершенная». В-четвёртых, и в наши дни «суть учения Ария» определяется поразительно по-разному, но никогда — так, как в семинарских учебниках.

> На уровне формул, учение Ария осуждено за фразу «было, когда Христа не было». Именно против этой фразы вставлено в «Никейский» символ веры «рождённого прежде всех век». Однако, по ближайшем рассмотрении быстро выясняется, что Арий вовсе не имел в виду, что Христос — одно из творений. «Прежде появления времени» может быть совмещено с «было, когда Христа не было», — всё зависит от того, как определять «время». Арий определял по-своему: между появлением «времени» и вечностью существует ещё промежуточная стадия, абсолютно уникальная, которая не является ни «временем», ни «вечностью». Всё содержание этой стадии (которая не может быть названа ни «моментом», ни «мгновением») и составляет появление Христа, больше ничего не произошло. Тем самым Христос отделяется от всех, что не есть Бог, и отграничивается (не отделяется) от Отца. Рождён или сотворён Иисус? Арий не отрицает, что Иисус — рождён, но именно поэтому утверждает, что «было, когда Христа не было» — ведь слово «рождение» и обозначает «появление того, чего не было».

> На самом деле, и Арий, и его противники (а были ещё богословы, которые не были ни «арианами», ни «анти-арианами», и таких богословов было большинство) были едины в том, что мыслили они не на том языке, на котором мыслили авторы Библии и первые поколения христиан. Простейший пример — характеристика Бога, данная Арием и сохранившаяся в послании Афанасия Александрийского:

> «Мы исповедуем единого Бога, одного нерождённого, одного не имеющего конца, одного не имеющего начала, одного истинного, одного бессмертного, одного мудрого, одного господствующего».

> Спор вёлся о том, можно ли все эти определения отнести ко Христу. Арий считал, что они относятся лишь к Отцу. Чтобы не дать этому спору овладеть мозгом, полезно иначе взглянуть на фразу: что в ней  из Библии, а что  из греческой философии?

> Первые три <определения> — греческая философия, общая и для Ария, и для его противников. Остальные пять терминов — из Евангелия (Ио.17,3 — Иисус называет Бога «единым истинным»; 1Тим.6,15-16 называет Бога бессмертным и царствующим; Рим.16,27 называет единым мудрым; можно вспомнить и Мк.10,18 — только Бог благ, причём тут ещё Иисус оговаривает, не следует Его, Иисуса, называть благим, что благ лишь Бог).

> Разница словарного запаса очевидна, она отражает различие в стиле мышления, в культуре.

> Еврейская — библейская — традиция говорит о Боге, сравнивая Его с людьми, точнее, с царями. Бывают самозваные цари — Бог  истинный царь. Бывают смертные цари — Бог  царь бессмертный. Бывают цари глупые — Бог  мудр, бывают цари, у которых в подданстве один-два царька, а у Бога в подданных  все цари мира.

> Греческая мысль говорит о Боге, сравнивая Его с временем — понятием бесконечно более абстрактным. Конечно, «время» обозначается через конкретные проявления времени, и Бог есть отрицание этих проявлений. Все три определения на греческом и начинаются с «не» («а»): агенетос, аидиос, анархос. Спрашивается: можно ли Христа считать нерождённым, если Он рождён? Всё — вот и появляется «было, когда Христа не было». Это «было» — так же вне времени, как «большой взрыв» у физиков. Поэтому Арий подчёркивал, что не употребляет термина «время» («хронос»), только «было, когда не было».

> Горячность, даже страстность, обвинений в адрес Ария была призвана скрыть один простой факт: сам Арий вовсе не отрицал божественности Иисуса. Что Иисус есть Христос было для него таким же непреложным фактом, как и для его обвинителей. Поэтому в течение многих десятилетий Арий был другом своих будущих судей, а вовсе не потому, что Арий лицемерил или друзья были слепы. Они веровали в одного Христа, а все размышления были о том, как выразить эту веру и описать этого Одного. Когда одна сторона решила, что неверное описание есть отрицание факта, произошёл взрыв, из которого и родилось противостояние, разговоры про антихриста и порождение сатаны.

> Как может быть, что Бог родил Сына до времени, если рождение есть процесс, требующий времени, хотя бы на уровне «до/после»? А как может быть, что ссорятся друзья, которые вместе сидели в тюрьме во время гонений (Арий и Александр — сидели)?

> Как может одновременно быть «до» и «после»? А как может быть, что одновременно Арий напал на Александра и Александр напал на Ария?

> Именно так реально в жизни и бывает — ненависть вспыхивает одновременно. «Он первый начал» — иллюзия, оба начали одновременно. А как же иначе — ведь были же друзья, были вместе, значит, разрыв не мог не произойти «разом». Если скала треснула, то одновременно обе половины «расстались», а не так, что одна «начала», а другая «ответила». Эта одновременность ненависти есть негатив с одновременности любви, дружбы, всякого творческого контакта и единства, которые не «конструируются» в течение пятилетки, а «рождаются» в одно мгновение.

 

 

см. также об Арии, арианстве и I Вселенском соборе:
 + + + Христианство в IV веке (вып. рассылки "ХП", ц. 1)
 + + + История христианства, IV век (вып. рассылки "ХП", ц. 7)

 

см. тж. к евангельскому чтению:
 + + + прот. Вячеслав Рубский:
      отбросить идею согласия как условия дружбы, любви и православности
 + + + свящ. Георгий Чистков, Карл Барт: вселенскость и единство Церкви
 + + + свящ. Яков Кротов:
        Единство Церкви и единство церквей (+ссылки)
 + + + он же: Иисус дает невозможное (+ссылки)
 + + + он же:
        Рождение единства Церкви как проблемы (+ссылки)
 + + + он же: свидетельствовать о единстве Церкви
        messia.ru/rasylka/005/1176.htm (+ссылки)
 + + + свящ. Яков Кротов, свящ. Александр Мень:
        "Да будут все едино!" (+ссылки)

 + + + Р.Гвардини. В последний раз вместе
 + + + еп. Кассиан (Безобразов) о первосвященнической молитве Иисуса:
        в кн. "Христос и первое христианское поколение", IV.4:
         текст / аудио (15, с 42:20 до конца)
 + + + он же в кн. "Водою и кровию и Духом"
 + + + протоиерей Алексий Уминский:
        Что же это за имя, которое Христос открыл людям?
         (в кн. "Что я хочу от Бога")

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

Иисус сказал:
'Те слова, что Я вам говорю, Я не от себя говорю –
 это Отец, который во Мне, совершает Свои дела.
 Верьте Мне: / Я – в Отце и Отец Мой – во Мне.
 А не верите Мне, / из-за дел этих верьте.
 Говорю вам истинную правду:
 тот, кто верит в Меня, / будет делать те же дела, что и Я,
 и даже бо́льшие сделает, /
  потому что Я отправляюсь к Отцу.
 Всё, о чём ни попро́сите, призвав Мое имя, /
  Я исполню,
  чтобы был прославлен Отец через Сына.
 Если Меня вы о чём-то попро́сите, призвав Мое имя, /
  Я исполню.
 Если Меня вы лю́бите, /
  то исполните то, что Я вам заповедал.
 И Я Отца попрошу, / и Он даст вам другого Заступника,
  чтоб он навеки остался с вами.
 Тот Заступник – Дух Истины, / мир его принять не способен,
  потому что не видит его и не знает.
 Но вы его знаете, /
  ведь он теперь с вами и останется в вас.
 Я сиротами вас не оставлю, / снова к вам возвращусь.
 Еще немного – / и мир Меня уже не увидит,
  а вы Меня будете видеть,
 потому что живу Я, / и вы будете жить.
 И в тот день вы узнаете, / что Я – в Отце Моем,
  вы – во Мне, и Я – в вас.
 Кто хранит Мои заповеди и исполняет их,
  он и есть тот, кто любит Меня'.
   (Ин.14:10-21 – чтение субботы)

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4186.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное