Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
12-Jun-2022 12:20
=рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Христос
воскрес!
* 30 мая
2022 г. ст.ст., воскресенье. Пятидесятница - сошествие Св. Духа на Апостолов, День Св. Троицы. литургические чтения: Деян.2:1-11;
Ин.7:37-52;
8:12.
>
Непоименованность Духа {т.е. то, что у Него нет имени –
пр.р.р.} делает Его принципиально свободным от неизбежной
стагнации, цементирования и перегрузки образов Отца и Сына. Дух есть
неуловимый ветер, Которому позволено (не)появляться
где угодно. Это некое непознанное Бога, Бог в Себе; Бог без функций,
задач и амплуа. Где Дух Господень там свобода. «Дух дышит,
где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит
и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3,8).
> Иисус на празднике Кущей в Иерусалиме выступил с огромным
тезисом: основанием духовности, фундаментом веры,
её пространством должен быть Св. Дух. Не Писание – оно основано
на обещании, не старцы и раввины – это чужой опыт, а Святой
Дух. Затравкой под Его проповедь была до боли знакомая ситуация
с верификацией Его статуса: «Вот, Он говорит явно, и ничего
не говорят Ему: 'Не удостоверились ли
начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он;
Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он'.
Тогда Иисус возгласил в Храме, уча и говоря:
'И знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришёл
не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.
Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня'»
(Ин.7,26-29). И далее: «В последний же
великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: 'Кто жаждет,
иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано
в Писании, из чрева потекут реки воды живой'.
Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще
не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7,37-39).
>
Именно Дух является источником и основанием христианства: > «Утешитель
же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Моё, научит вас всему» (Ин.14,26). >
«Когда же будут предавать вас, не заботьтесь,
как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что́ сказать,
ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10,19-20);
«поклоняющийся духом и истиной» (Ин.4,23). >
«Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы
опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва,
Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы –
дети Божии» (Рим.8,15-16). > «<...самое
сие помазание> учит вас всему...» (1Ин.2,27).
>
Не Отец и Сын – это было бы ошибкой – они легендаризированны,
и не могут быть в основании свободы. Где
Дух Господень, там свобода. «Духа истины, Которогомир не может принять, потому что не видит
Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает
и в вас будет» (Ин.14,17). Почему не может? Потому, что нет легенды/амплуа.
<Святой/Божий Дух в Ветхом Завете> – безликая сила и метафора
Бога (<в этом «Свидетели Иеговы»> правы).
>
Т.е. в основании должно быть непредсказуемое, неуловимое, неинтерпретируемое.
>
Мы не можем верить по логике обещания Бога в Завете.
>
Все книги говорят о Боге. Как все книги, говорящие о страхе,
говорят обо мне, говорящие о любви и дружбе – говорят
обо мне. Так и всякая книга и упоминание о Боге говорят о моём
опыте Бога. Я узнаю́ там его или не узнаю́.
>
Поэтому могу при столкновении цитат спокойно выбирать одну или ни одной.
Позвольте Иисусу общаться с сирофиникиянкой, не оглядываясь на всё человечество
в последующие тысячи лет! Если же я под давлением экзегезы
«принимаю» нормативное толкование, то принимаю его поверхностно, т.к. оно
не имеет глубокого отклика.
>
Чем труднее веровать в Сына, тем легче верить в Духа. Сын легендарен.
Этот Его плюс есть Его и минус. Иногда сказания о Нём кажутся невероятными.
У Духа нет истории. Он неопределён.
И хотя у Сына есть беспредельность, но есть и локация, и пол
и характеристика.
>
Почему Иисус не называл Себя Богом? Потому, что «Бог» есть определённое понятие, обременённое параметрами и амплуа.
Нельзя называть Себя Богом в обществе, где представления о Нём неадекватны:
тебя, даже если ты – Бог, истолкуют по-иудейски.
А у иудеев Он полностью подчинён политическим амбициям.
>
Более того, Иисус и Отца Богом
называет очень условно: Он – папуля. Он Бог, но совсем не в смысле
сло́ва «Бог»! Он не рулит миром, не заведует праведностью и наказанием,
и т.д. Т.е. Иисус не верит в «Бога», он верит в Папу.
> Понимание «Бога» как набора свойств и <атрибутов> вернуло искушение
многобожия. В попытке осмыслить/схватить Христа как Бога Ему атрибутировали
всё те же божественные предикаты: Суд, творение и вседержительство. Это породило ситуацию двух богов.
>
КТО СУДИЯ?Мы ждём праведного суда от Бога, Который воздаст
каждому по делам его(Рим.2,56); О Христе: Се, гряду скоро, и возмездие
Мое со Мною, чтобы создать каждому по делам его (Откр.22,12). К Судии
всех Богу(Евр.12,23). Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его (т.е. Бога, Откр.14,7). Все мы предстанем на суд Христов ... Итак,
каждый из нас даст за себя отчёт Богу (Рим.14,10.12).
> Иисус: Я есмь Альфа и Омега, начала и конец,
говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель (Откр.1,7-8).
> ... день гнева
и откровения праведного суда от Бога (Рим.2,5). ... великий
день Бога Вседержителя (16,14). Ибо пришёл великий день гнева (Агнца)
и кто может устоять? (Откр.6,17).
>
Если всё в Ветхом Завете делал Сын, тогда Отец нам неизвестен. В этом
смысле Св. Дух есть Бог без атрибутов, Бог, от Которого можно ожидать
всего. Он не связан контекстом – незнакомый Бог.
>
Назвался Богом – полезай в параметры! Но Иисус не назвался
Богом и Дух не назван Богом. Это крах богословия: у нас
есть ещё Бог, равный Сыну и Отцу, о Котором мы только это и знаем!
>
Попытка навязать Духу роль и функцию остались малоубедительны. Всё, что делает/решает/желает
и т.д. Отец и Сын, то же делает и Дух. Если у Троицы
одна воля, то как можно говорить о воле Духа, если у Троицы одна
природа, то как вообще можно говорить о Духе: у Него нет своего
естества и средств выделения Его ипостаси – воли (она = Отцу
и Сыну). Таким образом, православная ортодоксия на уровне богословия
практически <провалила> учение о Троице, согласившись с Савелием –
еретиком III-го века. Доказательство:
>
<Св. Иоанн> Дамаскин. <"Точное изложение православной веры">, § 8: "в Святой и пресущественной, и высшей всего, и непостижимой
Троице... общность и единств о усматриваются, на самом деле, по причине
совечности лиц и тождества их сущности, действия и воли, по причине
согласия познавательной способности и тождества власти и силы, и благости –
я не сказал: подобия, но тождества – также единства
происхождения движения, потому что одна сущность, одна благость, одна сила,
одно хотение, одно действие, одна власть; одно и то же,
не три, подобные одно другому, но одно и то же движение трех
ипостасей; ибо каждая из них едина есть с другой, не менее как
с самой собою; ибо Отец и Сын и Святый Дух во всём едино,
кроме нерожденности, рождения и исхождения, мыслью же разделенное,
ибо мы знаем единого Бога, но замечаем мыслью различие только по свойствам,
т.е. отчеству, сыновству и исхождению, как различаем причину, зависящее
от причины и совершенство ипостаси, или образ бытия".
>
Таким образом, «Св. Дух» превращается в словесный фантик, в языковой
оборот, к Которому нельзя обратиться «приди и вселися в ны», потому, что Его, как воли и естества попросту нет.
Точнее – Его отрицает поздняя православная догматика, в которой
любые «Его» действия неатрибутируемы как действия Святого Духа, т.к. это действие
также и Отца и Сына. И даже не «также», а «оно же»!
Православие попользовалось учением о Троице в IVVI
веках, а в VIII и далее вернулось
к ереси Савелия, проклятого на соборе.
>
Лосский. "Догматическое богословие":
«Божественные свойства (атрибуты) относятся к общей природе: разум, воля,
любовь, мир свойственны всем трем Ипостасям и не могут определять их различие.
Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, обозначив ее одним из Божественных
имён».
> Это просто <провал>
идеи Троичности. Если разум и воля принадлежат природе, то мы имеем
дело с одной разумной природой (дикое выражение, но для поздней
византийской схоластики <это нормально>).
>
При этом православные отцы и соборы подчёркивают присное исхождение
и рождение Сына и Духа. Это усугубляет положение (Арий
неумело, но возражал против этого): если у меня есть рука, которая присно
исходит из плеча, если у меня есть волосы, присно рождающиеся из головы.
Если всё, что есть во мне: и рождающееся и исходящее имеет
только одну волю, то как я могу называться троицей или пятёрицей?
У меня одно естество, одно «Я», одна воля/желание/мышление. Я моничен.
Так и к Богу неприложимо понятие Троицы в поздневизантийской версии
богословия. Да, по Символу веры, это классический
тритеизм, осуждённый, кстати, на соборе. Но и в поздней версии
это не Троица, а Единица, в Которой мы мысленно можем отличать
составляющие. Но они никогда не были по отдельности, и они
никогда не могут разлучиться, поэтому их нельзя назвать составляющими. Таким
образом, «Лица» Троицы есть смысловой пируэт православного
богословия, отвергшего собственное исповедание IVV
веков.
> Я исповедую Троицу.
Я знаю Бога непредсказуемого в Своей милости и бытийности. Для меня
он также есть, как и нет – как ветер – так бывает со всяким, рождённым от Духа:
голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда
уходит? Я верен Его бытию, т.к. Он есть
Нечто/Некто нераскрытое, о чём не слышало ухо и не видел
глаз, и что на ум не приходило. Основная религиозная интуиция –
о Нём. А языческое потребительство, это про Яхве́-Баала.
Там обычный комплект религиозных услуг: благословения и <проклятия>
на всякую потребу.
> У меня
<.> создаётся устойчивое впечатление, что Сын под именем
Отца проповедовал о Духе. Характеристика Его «Отца-аббы́» не совпадает
ни с Ним Самим, ни с Яхве́ Ветхого Завета. Значит ли
<это>, что «Отец» есть некий Бог в Себе? Бог-на-потом? –
я считаю, да.
> Если уж совсем
в перспективе «на потом», то вернее будет формула:
Бог есть Множица. Ну, или если грести прочив числительности, то –
Бог есть Нечислимый!
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Когда
наступил день Пятидесятницы, апостолы все собрались вместе. И
вдруг с неба раздался шум, как от порыва ураганного ветра. Шум
заполнил весь дом, в котором они находились. Они увидели нечто напоминающее
языки пламени; эти языки, разделившись, сошли на каждого из них.
Все исполнились Святого Духа и заговорили на разных языках, что
даровано им было Духом. В то время в Иерусалиме находились благочестивые
евреи со всех концов света, из самых разных народов, и на
шум этот собралась большая толпа. Все они изумлялись, слыша,
что те говорят на языках их стран. Они удивлялись: - Ведь
все эти люди, которые говорят сейчас, галилеяне. Разве не так?
А почему же мы слышим, что каждый говорит на языке той страны,
откуда мы родом? А среди нас есть и парфяне, и мидийцы, и эламиты,
и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии,
Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии,
и Рима, как евреи, так и обращенные, и критяне, и арабы...
И все мы слышим, как они говорят о великих деяниях
Бога на наших языках!*
(Деян.2:1-11 — апост. чтение воскр.)