> Бог есть предельно
видящий меня, предельно отданный мне. Проблема нашего общения — в моей
закрытости как свободном акте. Не Бог гневается, а я отворачиваюсь,
убегаю от него в Фарсис (Ион.1:3). Моя одаренность от Бога
свободой — серьезнейший параметр наших с Ним отношений. Всякий
подлинный грех придает Богу роль Отсутствующего в моей внутренней жизни.
Это происходит, когда мое сознание пожирается пожираемой пищей, когда
моя эмоция существует сама по себе, без сопричастности Бога к ней.
Привычное закупоривание себя в жизненные процессы и события удаляет
человека от Бога и человека от человека.
>
Наш ближний, смакующий свое переживание (приятное или неприятное) сам
в себе, закрывается им от нас. Людям иногда полезно раскрыть свой кокон.
Не потому, что в коконе нашего психофизического сознания происходит
что-то плохое, а потому, что происходящее отгораживает людей друг от друга.
Тогда возникает потребность в «беспредметной» коммуникации, когда человек
приглашает другого сосуществовать с собой. Это естественно и терапевтично.
>
В отношениях с Богом происходит примерно то же самое. Здесь так же,
как и в отношениях с людьми, наблюдается двойное движение: одновременно
к Нему и от Него (другой не поймет, осудит). Таким образом,
при всём рациональном желании полного единства с Богом легко заметить
наше внутреннее обособление от Него. Грехом в данном контексте оказывается
мое личное ошибочное стремление, противоречащее другому моему стремлению.
Вот то, что можно назвать грехом против себя — препятствие
к осуществлению цели открытости перед Богом. Когда апостол Петр в порыве
благочестия отказался от омовения ног, Иисус пояснил ему, что это —
ошибка, ведь целью Петра было стать частью Христова Царства.
>
Менее масштабное понимание греха сводит его к различного рода личному дискомфорту.
Это ссоры, обиды, ложь, объедение, леность и т.п. Фиксируя эти явления
как дискомфортные, человек может переживать их как грех, на который
Бог гневается. Но правда заключается в том, что как верующие,
так и неверующие обладают строгим внутренним цензором, который осуждает один
тип поведения в сравнении с другим. В психологии это называется
«внутренний критик», решающий вопросы контроля и оценки.
>
Поведенческие шаблоны в нашем сознании часто конфликтуют. Например, мы носим
в себе одновременно образ прагматика, знающего толк в жизни, и благородного
рыцаря. Когда мы в третий раз соглашаемся на просьбу друга потерпеть,
пока он вернет долг, образ благородного рыцаря входит в конфликт с образом
прагматичного современного человека. Внутренние конфликты такого рода равно распространены
среди верующих и неверующих. Это процесс чисто психологический,
он не связан ни с верой в Бога, ни с Его отрицанием.
На языке повседневности чаще всего это называют совестью. Для христиан
на этот случай апостол Иоанн пишет следующее: «Мы сможем узнать, что мы от истины,
и успокоим наше сердце перед Ним. И даже если наше сердце
осуждает нас, мы можем успокоить его, потому что Бог больше нашего сердца
и знает всё» (1Ин.3:19–20. Новый русский перевод). Урегулирование конфликтов
совести есть обстоятельство внутреннего комфорта/дискомфорта человеческого сознания.
А Бог не может быть определен как «голос совести», потому что голосу
совести противостоит другой голос совести в рамках одного сознания.
>
Итак, естественное выветривание и выхолащивание понятий не обошло и понятие
«грех» — в современном поле смыслов оно существует как рудимент
с неработающими отсылками к изначально гармоничному миру, гневливому
Богу, словесным манипуляциям и т. п.
> Понятие «грех»
в его современной роли по-прежнему подчинено созиданию и укреплению
чувства вины перед Богом и человеком. Традиционная детализация греховности
не предполагает баланса между чувством вины и чувством собственного
достоинства: первое объявляется чистой добродетелью, второе — гордостью,
что тоже — грех. Современный христианин испытывает двойное отношение
к гипертрофированию вины: с одной стороны, мы продолжаем ценить чувство
вины как благочестивое, с другой — не желаем превращаться
в самобичующегося невротика. Таким образом, цель понятия «грех» также оказывается
смещенной в сторону трезвой самооценки.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
Иисус
сказал: "Берегитесь лжепророков,
которые приходят к вам в овечьей шкуре:
под ней они хищные волки. Вы узна́ете
их по плодам их дел. Разве
собирают с терновника виноград,
а с колючек инжир? Так вот, хорошее дерево приносит хорошие плоды,
а дерево с
гнилью плохие плоды. Хорошее дерево не приносит плохих
плодов,
а дерево с гнилью хороших плодов. Всякое дерево, не
приносящее хороших плодов,
срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их дел вы узна́ете
их. Не всякий, кто говорит Мне: 'Господь! Господь!'
войдет в Царство
Небес, а только тот, кто
исполняет
то, что велит Мой Небесный Отец". (Мф.7:15-21/&/)
*********************************************
/&/
из ев. чтения понедельника. В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.