Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
22-Jun-2022 10:22
=рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
> Методологические проблемы
> Постпозитивистская
{Постпозитивизм – общее название для нескольких школ философии
науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям,
которые обосновывали получение объективного знания из опыта. –
П.р.р.} историческая критика при анализе древних текстов
обращается к современным критическим методам – с целью понять,
какую функцию выполняли эти тексты в то время, когда они только
возникли. Поскольку бо́льшая часть библейских текстов связана с историческими
событиями (их функция – об этих событиях рассказать), отправной
точкой для любой нашей работы с ними становится понимание фактов.
>
В том, что касается критических методов, ключевую роль по-прежнему играет
критерий несходства{}: подлинны те речения, которые
не удается вывести ни из идей иудаизма, ни из раннего
христианства. Этот подход подвергается справедливой критике, ведь если бы
Иисус высказывал лишь оригинальные и совершенно новые идеи, окружающим было
бы очень трудно его понять, а нам – счесть его реальным живым
человеком. Однако важнейшие мысли и деяния личности действительно уникальны
и нетипичны. И в «Исследовании Иисуса» мы также должны начинать
с уникального – и лишь затем спрашивать о том, какие
части оставшихся свидетельств совместимы с уникальными и образуют вместе
с ними целостную картину.
> Критерий достоверности,
особенно продвигаемый Гердом Тайсеном{}, <на первый
взгляд> кажется альтернативной версией критерия несходства, однако по сути
являет собой полную его противоположность. Воссоздание жизни и идей
любого человека из прошлого должно сочетаться с миром, в котором
он жил. В нашем случае это означает, что мы должны уметь объяснить,
в каком смысле деяния и слова́ (лексические коды, метафоры) Иисуса
были уникальны для его современников. «Достоверность» в данном
случае означает, что и типичные черты, и даже черты уникальные можно
распознать, лишь поместив их в изначальный контекст и сопоставив с окружающей
обстановкой.
> Литературный обзор и деконструкция {Деконструкция –
понятие современной философии, означающее понимание посредством разрушения стереотипа
или включения в новый контекст. –
П.р.р.}
> С литературоведческой
точки зрения рассказ о Страстях Иисусовых – кульминация всех канонических
Евангелий{}. Несмотря на все свои великие деяния,
Иисус «предан» в руки врагов и умирает как распятый Мессия или Царь
Иудейский. И, как это ни парадоксально, распятие можно понять как его инаугурацию
и <коронацию>.
> Попытки разложить историю Страстей
на составные части и воссоздать тот процесс, посредством которого
она развивалась в известные нам версии – их четыре,
или пять, если добавить Евангелие Петра {Один
из новозаветных апокрифов. Текст был утрачен, его фрагмент
был найден в 1886 году при раскопказ в Ахмиме (Египет). В сб.
"Иисус. Все мировые исследования" ему посвящена
гл. в ст. Крэйга Эванса "Иисус и неканонические писания". –
П.р.р.}, – имеют для «Исследования Иисуса»
косвенное, но немаловажное значение. Несколько десятилетий тому назад авторы ряда
важных исследований, посвященных евангельским историям Страстей, высказывали сомнение
в существовании более древнего рассказа о Страстях, возникшего еще прежде
Евангелия от Марка{}. И более того, в древнейшем
пласте преданий об Иисусе мы находим несколько независимых текстовых
единиц, наделенных самостоятельным смыслом, – но всё же вскоре
они начинают сочетаться друг с другом, и Марк первым сводит их
в общий литературный «каркас». Однако существование письменного ядра рассказа
о Страстях, возникшего еще до посланий апостола Павла, по мнению
некоторых современных ученых{}, вполне вероятно{}.
Что же касается Евангелия Петра, возможно, оно сохранило
ценные детали древних преданий, однако в целом оно – и в том
числе слова́ на кресте – несомненно, появилось позднее.
И его самый очевидный поздний элемент в нём – это представленная
в форме рассказа история о воскресении, которая в христианской
литературе I в. отсутствует.{}
>
Согласно 1Кор 11:23, во времена апостола Павла предания об установлении
Вечери Господней и о предательстве Иисуса были связаны друг с другом
в один цикл. Должно быть, предательство, что вполне логично, связывалось
с арестом и допросом. История распятия – семантически отдельная
текстуальная единица, и даже исторически она вполне могла быть независимым
преданием,{} ядром позднейшего рассказа о Страстях.
Мы видим здесь сюжетные единицы, известные апостолу Павлу – скорее
всего, благодаря устной традиции, – как группа текстов, повествующих о последних
днях Иисуса{}. Марк придал им письменную форму; Лука и Матфей
позаимствовали их у Марка, а возможно, знали о них и из каких-то
иных письменных источников.{} О письменном характере
рассказа о предательстве Иуды можно судить по тому, что в Евангелии
от Марка (Мк 14:10) Иуда назван одним из двенадцати апостолов –
для читателей Марка (см.: Мк 3:19) информация излишняя. С этой
группой историй Марк сочетал историю об отречении Петра, которую рассказывает
поразительным образом: отречение Петра противопоставлено исповеданию и пророческим
словам Иисуса в Мк 14:62. Литературное значение этого повествования
для современного литературоведения раскрыл Эрих Ауэрбах в своей книге
«Мимесис»{}.
> Мы не знаем,
где и как сложились отдельные части рассказа о Страстях –
установление Тайной Вечери, Гефсимания, предательство и арест, допрос, отречение
Петра, распятие, {Авторы Евангелий также добавляли в свои повествования
отрывки народных устных преданий – скажем, сон жены Пилата (Мф 27:19).} –
и можем прийти лишь к самым общим выводам о связи повествований
о Страстях у синоптиков и Иоанна. Вполне возможно, что Иоанн
читал рассказ Марка, добавил к нему сведения из собственных источников
и дал всему в целом совершенно новую интерпретацию в свете собственного
богословия.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*И
не за то, что Авраам исполнял требования Закона, Бог дал ему обещание, что
он и его потомки будут владеть миром, а за его веру, благодаря которой
он был оправдан. Если бы это обещание касалось только тех, кто исполняет
Закон, тщетна была бы вера и ничего бы не значило обещание. Потому
что Закон несет возмездие; где нет Закона, там нет и его нарушения. Вот
почему обещание это — за веру, чтобы оно было даром Бога, чтобы
было непреложным для всех потомков Авраама — не только тех, кто подчиняется
Закону, но и тех, кто верит верой Авраама. Он всем нам отец,
как сказано в Писании: "Я сделал тебя отцом множества народов". Он
отец перед лицом Бога, которому он поверил, — Бога, возвращающего мертвых
к жизни и приводящего несуществующее из небытия к бытию. И Авраам
с надеждой — хотя не было никакой надежды — поверил и стал отцом множества
народов, по словам Писания: "Столь многочисленно будет твое потомство..." И
вера его не ослабела, хотя он понимал, что тело его почти мертво, раз
ему сто лет, и что утроба Сарры давно омертвела. Но он не усомнился,
а поверил обещанию Бога, и исполнился силой благодаря вере и вознес хвалу
Богу, уверенный, что Бог в силах сделать то, что обещал. Вот
почему веру эту Бог признал за праведность. Эти слова Писания "признал
за праведность" относятся не только к нему, но и к нам. И
наша вера будет признана за праведность — вера в Того, кто поднял Иисуса,
Господа нашего, из мертвых. Он был предан смерти за наши грехи и
был воскрешен, чтобы мы получили от Бога оправдание.* (Рим.4:13-25/&/)
*
* *
Иисус сказал: 'Не всякий, кто говорит
Мне: "Господь! Господь!" — войдет в Царство Небес, а
только тот, кто исполняет то, что велит Мой Небесный Отец. Многие
будут говорить Мне в тот День: "Господь! Господь! Разве
не во имя Твое мы проповедовали? Разве не именем Твоим изгоняли
бесов? Разве не именем Твоим совершали множество чудес?" Но
Я им тогда отвечу: "Я никогда вас не знал. Уходите
от Меня, творящие зло!"'. (Мф.7:21-23/&/)