Все выпуски  

вып. #4195 *покаяние как самостоятельная практика благочестия* 23-26/VI/22 (чт-вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 26-Jun-2022 10:45

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Христос воскрес!

* 13 июня 2022 г. ст.ст., воскресенье  2-е по Пятидесятнице.

  {память всех святых, в земле Российской просиявших}

  литургические чтения: Рим.2:10-16; Мф.4:18-23;
        (в честь святых:) Евр.11:33-12:2; Мф.4:25-5:12.

 

 

С праздником!

 

 

 

о празднике см.:
+ + + митрополит Сурожский Антоний:
      
наши святые (+ ссылки)

 

 

 

 

 

 

 

> Покаяние и исправление

> В аскетических текстах покаяние выступает как ценность и связано с процессом самооценки. «Похвала христианам – покаяние со слезами», – говорит Ефрем Сирин. «Путь к совершенству есть путь к сознанию, что я и слеп, и нищ, и наг, в непрерывной связи с которым стои́т сокрушение духа, или болезнь и печаль о нечистоте своей, изливаемая перед Богом, или, что то же, непрестанное покаяние. Покаянные чувства суть отличительные признаки истинного подвижничества», – настаивал Феофан Затворник (Путь ко спасению. Гл. 3). Высоко оценивая покаяние, кающийся заинтересован в нём, так как, благодаря аскетическим похвалам, покаяние выступает критерием истинности. Кто усиленно кается, тот подлинный христианин! В то же время он потому и кается, что не соответствует образу подлинного христианина. Таким образом, покаяние как амбивалентная практика мотивируется собственным высоким статусом.

> Оттого покаяние и исправление себя нередко распадаются на отдельные самодостаточные явления. Как показывает опыт святых подвижников, покаяние может отделиться и развиваться как самостоятельная практика благочестия. Покаянные переживание и практики становятся ценностью сами по себе, когда имеют отдельный стимул, например, представление о том, что Богу угодны покаянные муки и само чувство сокрушения: Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс.33:19), Он исцеляет сокрушенных сердцем и смиренных возвышает (Пс.146:3,6). Стимулом служит и убежденность в том, что усиленное смирение и покаяние приносит очищение душе́. Также самоуничижение может восприниматься как жертва, приятная Богу: жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс.50:19). Наряду с эмоциональным самоудовлетворением такие предпосылки покаяния делают его практически независимым от исправления жизни на деле. Это как если бы мы вместо того, чтоб убираться в квартире, упражнялись в усиленном сокрушении по поводу беспорядка, не планировали бы уборку и не брали в руки швабру, а стенали, причитали и били поклоны, наказывая себя различными способами.

> Практическое исправление себя мотивируется представлением о том, как до́лжно поступать, чтобы избежать повторения греха, и может не зависеть от степени самоукорения. Безусловно, в естественном порядке вещей сильное сожаление всегда сопутствует решимости что-то изменить и исправить, но это не более чем сопутствующий эффект.

> Как показывает практика, покаяние, сокрушение, самобичевание и т.п. сами по себе не приводят к смирению. В притче о заимодавце (Мф.18:23-35) мы видим, что искренно и смиренно молящий о пощаде не делается от этого милостивее. Иудеи предельно аскетично поклялись ничего не есть, пока не убьют апостола Павла (Деян.23:14). Игнатий Лойола, Джироламо Савонарола и другие аскеты, жестко наказывавшие себя, с тою же жесткостью обрушивались на грешников.

> Можно вспомнить практику самобичевания (т.н. флагеллантство), пропагандировавшуюся в трактате Петра Дамиани († 1072) «Похвала бичам», а также русские сектантские движения хлыстов (XVII–XIX вв.), скопцов (XVIII–XX вв.), постников во главе с Аввакумом Копыловым (XIX в.). Все они придавали исключительное значение пищевым запретам и жесткой аскезе, но это отнюдь не делало их милосерднее к окружающим.

> Многие проповедники видят причинно-следственную связь между самоуничижением и смирением, добротой сердца, тогда как чаще всего они не связаны и существуют как отдельные грани сознания. Например, атеист, любитель покушать, может быть добрейшим человеком, а жесткий аскет (как Ферапонт у Достоевского) – возгревать в себе презрение и агрессию.

[ протоиерей Вячеслав Рубский.
Из кн. "Православная духовность. Перезагрузка. Наброски внутренней реформы",
из раздела "Покаяние, исправление, приятие" ]

 

 

к ряд. воскр. еванг. чтению см. тж.:
 +++ протоиерей Вячеслав Рубский:
      беседа о Рим.1–3 (2015 г., видео, с 29:37)
 +++ он же: требовать покаяния от окружающих?
 +++ он же: Грех как неразумие (+ссылки)
      (
главка, следующая за текстом сегодняшнего выпуска)
  
>> Грех как обветшавшее понятие (+ссылки)
  >> Положительное понимание покаяния
 +++ он же: покаяния как цельного акта не существует
 +++ свящ. Яков Кротов:
     
Отношение ко греху или отношение ко Христу
 +++ преподобный Макарий Египетский: путь восхождения к святости
      (1, +ссылки) (2)
 +++ Н.Л.Трауберг: Христианин – не спасаемый, а спасающий
     
messia.ru/rasylka/009/2427.htm (+ссылки)
 +++ прот. Андрей Дудченко:
     
святой народ, Божье владение

 

к еванг. чтению в честь святых:
 +++ священник Александр Мень: ...ибо их есть Царство Небесное
 +++ Заповеди блаженства – не о блаженстве! (о.Я.К.)
       (духовная?) нищета и бесовское смирение (о.С.Т.)
 +++ о. Саймон Тагуэлл:
      
пустота, в которой творит Бог (+ссылки)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Но и тебе нет извинения, друг, если судишь других  –
 тем, что ты судишь другого, ты осуждаешь самого себя,
 потому что других  судишь,
 а сам поступаешь так же, как они.
 А мы знаем, что суд Божий
  беспристрастно судит тех, кто так поступает.
 Не думаешь ли ты, друг, осуждая тех, кто так поступает,
 а сам делая то же, что избежишь Божьего приговора?
 А может, ты презираешь Его великую доброту,
 снисходительность и терпение?
 Разве ты не знаешь,
  что доброта Божья направляет тебя к раскаянию?
 Но ты упрям и не хочешь раскаяться,
 ты копишь себе сокровища гнева для дня Гнева,
 когда явится правый суд Бога,
  который каждому воздаст по делам его:
 тем, кто постоянством в добрых делах
 искал славы, чести и бессмертия,  – вечную жизнь;
 себялюбцам, непослушным истине, а послушным злу,  –
  гнев и ярость.
 Горе и страдание всякому человеку, делающему зло,
 во-первых еврею, потом и язычнику.
 Слава, честь и мир всем, делающим добро,
 во-первых еврею, потом и язычнику.
 Ведь Бог беспристрастен!
 Те, кому не было дано Закона,
  согрешили и погибнут вне Закона.
 Те, кто согрешил, имея Закон, будут осуждены по Закону.
 Ведь правы перед Богом не те, кто внимает Закону,
 а те, кто исполняет Закон.
 Когда язычники, у которых нет Закона,
 следуя природе, делают то, что велит Закон,
 они сами себе закон, хотя и нет у них Закона.
 Они тем самым доказывают,
  что Закон запечатлен у них в сердцах;
 о том же свидетельствует и их совесть,
 раз одни мысли их осуждают, а другие защищают.*
                                (Рим.2:1-15/***/)

* * *

*Мы знаем, что всё, что говорит здесь Закон,
 относится к тем, кто подчиняется Закону,
 чтобы никто не смел рта раскрыть для самооправданий
 и весь мир был ответчиком перед Богом.
 Потому что делами Закона
  "не оправдается пред Ним никто из живущих".
 Через Закон приходит лишь осознание греха.
 Но теперь Бог открыл людям путь избавления от вины
  помимо Закона,
 хотя и Закон и Пророки тоже свидетельствуют о нём.
 Это оправдание за веру в Иисуса Христа  –
 для всех, кто верит, без разницы:
 все согрешили и все лишены сияния Божьей славы.
 И все оправданы даром, по Его доброте,
 через Иисуса Христа, выкупившего их на свободу.
 Бог предназначил Ему стать жертвой,
 кровью которой будут очищены все поверившие Ему.
 Бог явил Свою справедливость,
  простив грехи, совершенные в прошлом,
 в те времена, когда Он их терпел.
 И тем явил Свою справедливость в настоящее время,
 показав, что Сам Он праведен и оправдывает верящих Иисусу.*
                                            (Рим.3:19-26/@/)

* * *

*Адам – прообраз Другого, Того, кто должен был прийти.
 Но преступление Адама нельзя равнять с Божьим даром.
 Из-за преступления одного человека погибло множество людей.
 А Божий дар – Его дар многим через одного Человека,
  Иисуса Христа –
 неизмеримо больше.
 Дар Бога нельзя равнять с грехом одного человека:
 единственная вина – и обвинительный приговор,
 множество преступлений –
  и благодатный дар полного оправдания.
 Ведь если из-за одного преступления,
  совершенного одним человеком,
 воцарилась смерть –
 тем более благодаря одному Человеку, Иисусу Христу,
 будут жить и царствовать с Богом
 те, кто получил щедрый дар Божьей доброты,
  дающей оправдание.
 Действительно, как преступление одного
  принесло осуждение всем людям,
 так и праведное деяние одного
 избавляет от вины всех людей и дарует им жизнь.
 Если неповиновение одного
  сделало множество людей грешниками,
 то повиновение одного сделает множество людей праведниками.
 Закон пришел, чтобы увеличить преступления.
 Но где возрос грех,
  там во много раз больше возросла Божья доброта,
 и как грех воцарился, принеся с собой смерть,
 так и Божья доброта воцарится, чтобы избавить нас от вины
 и дать вечную жизнь через Иисуса Христа, Господа нашего.
  – Так что из этого следует?
  Будем жить по-прежнему, в грехе,
   чтобы возрастала Божья доброта?
  — Ни в коем случае! Мы для греха умерли!
  Разве мы сможем и дальше жить в грехе?
  Или вы забыли, что, когда мы крестились,
  чтобы соединиться с Христом Иисусом,
  мы тем самым разделили Его смерть:
  крещением – соучастием в смерти – мы погребли себя с Ним.
  И теперь, подобно Христу,
   поднятому из мертвых величием славы Отца,
  мы тоже сможем жить новой жизнью.* (Рим.5:14-6:4/*/)

* * *

Иисус сказал:
 "Как счастливы те, что бедны ради Господа!
    Царство Небес – для них.
  Как счастливы те, что скорбят!
   Бог их утешит.
  Как счастливы кроткие!
   Бог им отдаст во владение землю.
  Как счастливы те, что жаждут исполнения воли Господней!
   Жажду их Бог утолит.
  Как счастливы милосердные!
   И к ним будет Бог милосерд.
  Как счастливы те, у кого чистое сердце!
   Они Бога увидят.
  Как счастливы те, что добиваются мира!
   Бог назовет их Своими сынами.
  Как счастливы те, кого гонят за исполнение воли Господней!
   Царство Небес – для них.
  Будьте же счастливы,
   когда вас оскорбляют, преследуют и клевещут на вас,
   обливая вас грязью из-за Меня!
  Радуйтесь и ликуйте! Велика ваша награда на небесах!
   Так гнали пророков, которые жили до вас". (Мф.5:3-13/+/)

* * *

*... приходят к Нему ученики Иоанна и говорят:
 — Почему мы и фарисеи часто постимся,
   а Твои ученики не постятся?
 Иисус им ответил:
 — Разве могут печалиться гости на свадьбе,
   пока с ними жених?
   Но наступят дни,
   когда отнимут у них жениха –
   тогда и будут поститься.
   Никто не ставит заплаты из новой ткани на старую одежду,
   иначе потянет на себя заплата старую ткань –
   и дыра станет еще больше.
   И никто не наливает молодое вино в старые мехи,
   иначе прорвутся мехи –
   и вино вытечет, и мехи пропадут.
   Нет, молодое вино наливают в новые мехи,
   тогда и вино, и мехи будут в целости.* (Мф.9:14–17/**/)

*********************************************

/+/ включает часть еванг. чтения Дня российских святых.
/*/ включает апост. чтение пятницы.
/**/ ев. чтение пятницы.
/***/ включает ряд. чтение воскресенья.
/@/ чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4195.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное