Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
27-Jun-2022 21:45
=рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
>
Должны ли христиане, будучи христианами, непременно верить в бессмертие человеческой
души? И что на самом деле означает бессмертие в пространстве христианской
мысли? Этьенн Жильсон в своих Гиффордских лекциях счел необходимым сделать
следующее поразительное заявление: “В общем, – сказал он, –
христианство без бессмертия вполне осмысленно, и доказательство этому
то, что поначалу оно осмыслялось именно так. По-настоящему бессмысленно
христианство без воскресения человека”.
> Удивительной чертой раннего
периода истории христианского представления о человеке было, по всей
видимости, подчеркнутое отрицание ярчайшими авторами второго века природного бессмертия
души. И похоже, что это не странное или абсурдное мнение отдельных
писателей, но, скорее, всеобщая тенденция того времени.
> Не была она
полностью утрачена и позднее. Епископ Лидере Нюгрен в своей знаменитой
книге Den kristna karlekstanken genom tiderna восхваляет апологетов
второго века именно за эту смелую мысль и видит в ней выражение
подлинно евангельского духа. Основной акцент ставился в те годы –
а, по мнению Нюгрена, должен был ставиться всегда – на «воскресении
тела», а не на «бессмертии души»{}.
Ученый-англиканин XVII-го века Генри Додуэлл (Henry Dodwell, 1641–1711, бывший
«Кэмденовским профессором» истории Оксфордского университета) издал в Лондоне
любопытную книгу под весьма озадачивающим названием: Эпистолярные рассуждения,
доказывающие из Писаний и ранних отцов,
что душа – исходно смертное начало, делаемое, однако, бессмертным
или на вечную муку – по божественному изволению, –
или на жизнь вечную – сочетанием с Божественным Крещающим
Духом. Которыми доказывается, что со времен Апостолов никто кроме епископов
не имеет власти давать Божественный Дух Бессмертия (1706).
>
Доводы Додуэлла нередко запутанны и сбивчивы. Впрочем, основное достоинство
книги – невероятная эрудиция ее автора. Додуэлл был, очевидно,
первым, кто собрал огромное количество информации по раннехристианскому
учению о человеке, хотя сам он и не смог надлежащим образом воспользоваться
ей. И он абсолютно прав, когда утверждает, что христианство признаёт,
скорее, не естественное “бессмертие,” а сверхъестественное
соединение с Богом, который “единый имеющий бессмертие” (1Тим 6:16).
Не удивительно, что книга Додуэлла вызвала яростную полемику. Против автора
было выдвинуто официальное обвинение в ереси. Несмотря на это, он обрел
немало страстных сторонников, а анонимный писатель, “пресвитер англиканской
церкви”, опубликовал две книги на данную тему, приводя тщательное исследование
патристических свидетельств тому, что “Святой Дух был творцом бессмертия, то есть
бессмертие было особой новозаветной милостью, а не природным свойством
души” и что “бессмертие было сверхъестественным для человеческих
душ, даром Иисуса Христа, сообщаемым Святым Духом в Крещении.”
>
Интересная черта этой полемики: позиция Додуэлла критиковалась, в основном,
“либералами” того времени, и его главным литературным оппонентом был
знаменитый Самуил Кларк (Samuel Clarke) из St. James, Westminster, последователь
Ньютона и корреспондент Лейбница, известный своими неортодоксальными взглядами
и идеями, типичный представитель ве́ка Свободомыслия и Просвещения.
Удивительная ситуация: “бессмертие” атакуется “ортодоксом,” а защищается
просвещенцем. На самом деле, этого и следовало ожидать. Ведь теория
природного бессмертия была одним из немногих догматов просвещенного
деизма тех лет. Человек эпохи Просвещения мог с легкостью отделаться
от учения об Откровении, но не имел права усомниться в “истинности”
доводов Разума. Жильсон предположил, что “так называемая "Моралистическая”
доктрина XVII-го века первоначально была возвратом к позициям ранних отцов,
а не выражением, как обычно считается, настроений вольнодумства”.
>
Вообще говоря, подобное утверждение несерьезно. Положение вещей в XVII-м
веке было куда сложнее и запутаннее описанного Жильсоном. Но в случае
Додуэлла (и некоторых других богословов) догадка Жильсона полностью обоснованна.
Налицо “возврат к позиции первых отцов”.
[ протоиерей
Георгий Флоровский. Из Воскресение жизни // "Бессмертие"
души, ч. I (Введение) ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*...
Закон духовен. А я человек из плоти, проданный в рабство греху.
Я сам понять не могу своих поступков! Чего хочу, того не делаю,
а то, что мне ненавистно, делаю. И если я делаю то, чего не хочу,
это значит, что я признаю правильность Закона. Но на самом
деле это действую не я, а живущий во мне грех. Я знаю, что добра во
мне (то есть в моей природе) нет. Желание делать добро есть, но это
у меня не получается. И я не делаю добра, хотя и хочу, а зло,
хотя и не хочу этого, делаю. А если я делаю то, чего не хочу, это
значит, что действую не я, а живущий во мне грех. Итак, я открыл в себе
закон: каждый раз, когда я хочу сделать добро, у меня выходит зло.
Внутренний человек во мне радуется закону Бога. Но в своем теле
я вижу иной закон, восстающий против закона моего разума и
делающий меня пленником закона греха, который действует во мне.
Несчастный я человек! Кто освободит меня от этого смертоносного
тела?! Благодарю Бога моего — Он сделал это через
Иисуса Христа, Господа нашего. Итак, сам по себе я только разумом служу
закону Бога, а своей плотской природой — закону греха.
Итак, тем, кто соединен с Христом Иисусом, теперь не грозит обвинительный
приговор, ведь закон Духа, дающий жизнь в единении с Христом Иисусом,
освободил тебя от закона греха и смерти.* (Рим.7:14-8:2/#/)