Все выпуски  

вып. #4196 *Должны ли христиане верить в бессмертие души?* (1) 27-28/VI/22 (пн-вт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 27-Jun-2022 21:45

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

> Должны ли христиане, будучи христианами, непременно верить в бессмертие человеческой души? И что на самом деле означает бессмертие в пространстве христианской мысли? Этьенн Жильсон в своих Гиффордских лекциях счел необходимым сделать следующее поразительное заявление: “В общем, – сказал он, – христианство без бессмертия вполне осмысленно, и доказательство этому то, что поначалу оно осмыслялось именно так. По-настоящему бессмысленно христианство без воскресения человека”.

> Удивительной чертой раннего периода истории христианского представления о человеке было, по всей видимости, подчеркнутое отрицание ярчайшими авторами второго века природного бессмертия души. И похоже, что это не странное или абсурдное мнение отдельных писателей, но, скорее, всеобщая тенденция того времени.

> Не была она полностью утрачена и позднее. Епископ Лидере Нюгрен в своей знаменитой книге Den kristna karlekstanken genom tiderna восхваляет апологетов второго века именно за эту смелую мысль и видит в ней выражение подлинно евангельского духа. Основной акцент ставился в те годы – а, по мнению Нюгрена, должен был ставиться всегда – на «воскресении тела», а не на «бессмертии души»{}. Ученый-англиканин XVII-го века Генри Додуэлл (Henry Dodwell, 1641–1711, бывший «Кэмденовским профессором» истории Оксфордского университета) издал в Лондоне любопытную книгу под весьма озадачивающим названием: Эпистолярные рассуждения, доказывающие из Писаний и ранних отцов, что душа – исходно смертное начало, делаемое, однако, бессмертным или на вечную муку – по божественному изволению, – или на жизнь вечную – сочетанием с Божественным Крещающим Духом. Которыми доказывается, что со времен Апостолов никто кроме епископов не имеет власти давать Божественный Дух Бессмертия (1706).

> Доводы Додуэлла нередко запутанны и сбивчивы. Впрочем, основное достоинство книги – невероятная эрудиция ее автора. Додуэлл был, очевидно, первым, кто собрал огромное количество информации по раннехристианскому учению о человеке, хотя сам он и не смог надлежащим образом воспользоваться ей. И он абсолютно прав, когда утверждает, что христианство признаёт, скорее, не естественное “бессмертие,” а сверхъестественное соединение с Богом, который “единый имеющий бессмертие” (1Тим 6:16). Не удивительно, что книга Додуэлла вызвала яростную полемику. Против автора было выдвинуто официальное обвинение в ереси. Несмотря на это, он обрел немало страстных сторонников, а анонимный писатель, “пресвитер англиканской церкви”, опубликовал две книги на данную тему, приводя тщательное исследование патристических свидетельств тому, что “Святой Дух был творцом бессмертия, то есть бессмертие было особой новозаветной милостью, а не природным свойством души” и что “бессмертие было сверхъестественным для человеческих душ, даром Иисуса Христа, сообщаемым Святым Духом в Крещении.”

> Интересная черта этой полемики: позиция Додуэлла критиковалась, в основном, “либералами” того времени, и его главным литературным оппонентом был знаменитый Самуил Кларк (Samuel Clarke) из St. James, Westminster, последователь Ньютона и корреспондент Лейбница, известный своими неортодоксальными взглядами и идеями, типичный представитель ве́ка Свободомыслия и Просвещения. Удивительная ситуация: “бессмертие” атакуется “ортодоксом,” а защищается просвещенцем. На самом деле, этого и следовало ожидать. Ведь теория природного бессмертия была одним из немногих догматов просвещенного деизма тех лет. Человек эпохи Просвещения мог с легкостью отделаться от учения об Откровении, но не имел права усомниться в “истинности” доводов Разума. Жильсон предположил, что “так называемая "Моралистическая” доктрина XVII-го века первоначально была возвратом к позициям ранних отцов, а не выражением, как обычно считается, настроений вольнодумства”.

> Вообще говоря, подобное утверждение несерьезно. Положение вещей в XVII-м веке было куда сложнее и запутаннее описанного Жильсоном. Но в случае Додуэлла (и некоторых других богословов) догадка Жильсона полностью обоснованна. Налицо “возврат к позиции первых отцов”.

протоиерей Георгий Флоровский.
Из Воскресение жизни // "Бессмертие" души, ч. I (Введение)  ]

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*... Закон духовен.
  А я человек из плоти, проданный в рабство греху.
 Я сам понять не могу своих поступков!
 Чего хочу, того не делаю, а то, что мне ненавистно, делаю.
 И если я делаю то, чего не хочу,
 это значит, что я признаю правильность Закона.
 Но на самом деле это действую не я, а живущий во мне грех.
 Я знаю, что добра во мне (то есть в моей природе) нет.
 Желание делать добро есть, но это у меня не получается.
 И я не делаю добра, хотя и хочу,
  а зло, хотя и не хочу этого, делаю.
 А если я делаю то, чего не хочу,
 это значит, что действую не я, а живущий во мне грех.
 Итак, я открыл в себе закон:
 каждый раз, когда я хочу сделать добро, у меня выходит зло.
 Внутренний человек во мне радуется закону Бога.
 Но в своем теле я вижу иной закон,
 восстающий против закона моего разума
 и делающий меня пленником закона греха,
  который действует во мне.
 Несчастный я человек!
 Кто освободит меня от этого смертоносного тела?!
 Благодарю Бога моего —
 Он сделал это через Иисуса Христа, Господа нашего.
 Итак, сам по себе я только разумом служу закону Бога,
 а своей плотской природой — закону греха.
 Итак, тем, кто соединен с Христом Иисусом,
 теперь не грозит обвинительный приговор,
 ведь закон Духа, дающий жизнь в единении с Христом Иисусом,
 освободил тебя от закона греха и смерти.* (Рим.7:14-8:2/#/)

*********************************************

/#/ включает чтения вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4196.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное