Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4251 ...восходящий не останавливается никогда... 17-20/XI/22 (чт-вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 20-Nov-2022 12:01

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Христос воскрес!

* 7 ноября 2022 г. ст.ст.,
  воскресенье 23-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения:
  Еф.2:4-10; Лк.8:41-56 (24-го вс).

 

 

 

 

> Эта огненная колесница, на которой Илия был восхи́щен на небо <{4Цар.2.11-12}>, сближалась раввинами с той, также огненной, колесницей, на которой в виде́нии Иезекииля восседает божественное Присутствие. Быть восхищенным огненными всадниками чтобы достичь этой колесницы — Меркабы, — восседая на которой Ягве царит над херувимами, — можно сказать, что это и стало высшим чаянием израильской мистики.{}

> * * *

> В конечном итоге, мы должны признать, что в этой мистике господствуют две образные мысли: Шекина́ и Меркаба́. Своею Шекиной, Ягве́ нисходит к Израилю, пребывает с ним под шатром в его земном странствовании и проявляет Себя ему настолько, насколько это возможно по отношению к человеку, еще связанному с землей. Между тем, на Меркабе херувимов, Ягве остается свободным от всех земных связей: Он витает выше самых высоких небес. Предельная же надежда заключается в том, что Он призовет в Свою близость и повелит огненным всадникам восхитить на небо того, кому Он уже на земле благоволил явить нечто от Себя Самого в светящемся облаке Своей Шекины.

> Великий 17-й Псалом — по преимуществу псалом богоявлений  — уже подготовил нас к сочетанию этих двух тем. В нём Шекина летит на Меркабе. И она нисходит к человеку лишь для того, чтобы овладеть им и вырвать его из среды земных противоречий:

> "Он простер руку с высоты, и взял меня, и извлек меня из вод многих. Избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня"...61

> Так и друзьями Божиими Енохом и Илией в этом мире овладевает Присутствие, которое сначала "ходит с ними" в Своей Шекине, пока это нужно чтобы достаточно ознакомить их с Собою в этом месте изгнания, а затем похищает их и возносит вслед за херувимами до сверх-небесного Присутствия. Сами пронизанные божественным огнем, они тогда познаю́т Лицо Божие, божественный лик, смутное подобие которого они носили в самих себе. Это позволяет нам понять, до какой степени Послание к евреям верно еврейской традиции, когда всё скитание народа по пустыне оно представляет как искание потерянного рая, или даже небесного града, где человек пребывает с Богом вовеки, тогда как завершение дела Христа оно видит в том, что Он Своим вознесением, как наш предтеча, вошел в небесное святилище. Ведь и сам ап. Павел, "восхи́щенный в рай"62, был, по вполне обоснованному пониманию отцов Церкви, достойным преемником Моисея или Илии.{} А как, с другой стороны, излагает он фессалоникийцам христианскую надежду? "Мы восхищены будем на облаках на воздух, в сретение Господу, и таким образом всегда с Господом будем"64. И, согласно ап. Павлу, уже теперь Бог "нас посадил на небесах во Христе Иисусе"65.

> Мы могли сказать, что иоанновская тема Воплощения представляет собою последнее откровение Шекины. Не менее существенной темой 4-го Евангелия о вознесении Иисуса Христа через Его крест к Отцу66, о Его уходе от нас для того, чтобы приготовить нам место67, завершается и как бы исполняется мистика Меркабы, которая дает направление высшей надежде Израиля и порождает виде́ния апокалипсисов, почти современных Евангелию.

> Отметим еще одну, последнюю черту. Во всех этих виде́ниях Божества, одно и то же слово повторяется по поводу дающегося ими Присутствия. Бог "проходит" подле Авраама, Он "проходит" перед Моисеем, "проходит" перед Илией. Равным образом, огненные кони уносят Илию вдаль от Елисея к Богу, Который не пребывает ни в каком доме созданном руками человеческими. Вспомним также, что творческий акт, божественным вмешательством положивший начало израильскому народу, был "пасхой", т. е. опять "прохождением" Ягве в Египте, немедленно вызвавшим "исход" Израиля. Наконец, согласно Евангелию от Луки, Христос на горе́ Преображения беседовал с Моисеем и Илией "об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме"68.

> Это, быть может, самая глубокая и наиболее отличительная черта израильской мистики. Всякая неподвижность ей чужда. Само божественное Присутствие является в ней тем, что по преимуществу неуловимо. Меркаба Иезекииля символизирует его вполне: строго говоря, "на небе", понимаемом как некое сверхъестественное место, Бог есть не больше чем в каком угодно месте на земле. Он  — сама свобода. Космические ду́хи, составляющие Его престол, являются огненными конями и колесами: престол этот — колесница, непрестанно двигающаяся, даже, когда она кажется неподвижной. Оттого и для Божиих людей кочевничество оказывается естественным состоянием в отношении к земле, где всё затвердело, застыло в смерти. "Не имеем здесь постоянного града", говорит еще послание к Евреям, "но ищем будущего"69... И Воплощение, понимаемое согласно Писанию, отнюдь не должно водворить Бога на земле, оно низводит Его на землю лишь для того, чтобы нас, видящих Его "сзади" как Моисей, увлечь следом за Ним в восхождении, о котором прекрасно сказано в Комментарии к Песне Песней св. Григория Нисского: "Подлинно подымающемуся придется подыматься всегда; бегущему к Господу никогда не будет недостатка в широком пространстве. Итак, восходящий не останавливается никогда, идя от начала к началу, через начала, которым нет конца".70


> 57 Мф.16.14; Мк.8.28; Лк.9.19
> 58 3Цар.19.9-13
> 59 4Цар.2.11-12
> 61 Пс.17,17-18
> 62 2Кор.12.4
> 64 1Фес.4.17
> 65 Еф.2.6
> 66 Ин.3.14-16; 8.28; 12.32,33
> 67 Ин.14.2-3
> 68 Лк.9.31
> 69 Евр.13.14
> 70 Комментарий к Песне Песней, Греч. Патр., т. 44, гр. 876 с.

[ Луи Буйе. Из кн. "О Библии и Евангелии", из гл. 7 "Еврейская мистика".
ср.: полная версия книги в хорошем качестве ]

 

 

см. тж. к апост. чтению:
+++ Александр Ткаченко: Гнев Божий и Потоп (+ссылки)
+++ Гнев Божий - что это? (+ ссылки)

 

 

к еванг. чтению:
 +++ свящ. Вячеслав Рубский: да, но не совсем (+ссылки)
 +++ он же: "Вера и скверна", проповедь 21.11.2021, видео
 +++ он же: в беседе по Мк.5, с 17:04, аудио
 +++ митр. Антоний (Блум): надежда за пределом надежды
                messia.ru/rasylka/010/2631.htm (+ссылки)

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*И вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов,
 из-за которых вы некогда шли злыми путями этого мира,
 покоряясь владыке поднебесного мира,
 духу, который и поныне действует в тех,
  кто противится Богу.
 Ведь мы все тоже из их числа,
 мы тоже жили по законам плотской природы,
 исполняя все вожделения нашего тела и ума,
 и из-за этого нашего естества подлежали наравне со всеми
 Суду Божьего гнева.
 Но Бог, богатый милостью, по великой Своей любви,
 которой Он полюбил нас, мертвых от грехов,
 оживил нас вместе с Христом.
 По доброте Его вы спасены!
 Вместе с Христом Иисусом Он воскресил нас
 и усадил в небесах рядом с Ним,
 чтобы через Христа Иисуса явить всем грядущим векам
 неизмеримое богатство Своей милости, Своей доброты к нам.
 Вы спасены — через веру — Его великой добротой!
 И не за ваши заслуги — это Божий дар!
 И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!
 Это Бог сделал нас теми, кто мы есть,
 создав нас, через единение с Христом Иисусом,
 для добрых дел,
 которые Он нам изначально предначертал совершить.* (Еф.2:1-10/*/)

             *********************************************

/*/ включает воскресное апостольское чтение.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4251.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное