Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #'23L-4 (4273) *2 смысла рассказа о Закхее* 25-30/I/23 (ср-пн)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 29-Jan-2023 14:35

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

    Христос воскрес!

 

* 16 января 2023 г. ст.ст., воскресенье 33-е по Пятидесятнице.
  Литургические чтения (32-го вс): 1Тим.4:9-15; Лк.19:1-10.

 

`

 

 

cм. к апостольскому чтению:
 +++ Бернар Себоюэ: Когда об аде говорит Иисус
 +++ Ив Рагэн: Если Христос — Спаситель ВСЕХ, то какова миссия и весть Церкви? & свящ. Александр Мень: апоката... (+ссылки)
 +++ цель провозвестия Иисуса (по кн. И.Рагэна)
 +++ др. главки книжки И.Рагэна в рассылке
 +++ Дэвид Бентли Харт: милостивцы

 

 

 

 

Начинается 19-я глава, как вы помните, с Закхея. Когда Христос вошел в Иерихон... "И вот, некто, именем Закхей..."

Это повествование есть только у Луки. Эпизод, как начальник мытарей, старший над мытарями... залез на смоковницу, чтобы увидеть как мимо нее пройдет Иисус... этот эпизод очень знаменательный... но не какой-то там слюнявой романтикой: вот какой хороший поступок совершил Закхей, и еще лучше поступок совершил Иисус... Это просто глупо. Хотя для иудейской идеологии это было тоже революционно. Но для нас это ничего не может уже означать. Мы могли бы эту страницу вырвать, как, знаете, раньше отрывные календари были: прошел день, вырвал лист, выкинул. Но этот случай невозможно выкинуть. Потому что тот смысл, который придают ему обычно обыватели-христиане, конечно же, слишком поверхностен. Но для начала "матчасть": кто такой Закхей, что означает быть старшим над мытарями, почему он такой как бы грешник.

Ситуацию вы помните. Вошел Иисус в Иерихон и, видимо, он направлялся в синагогу ("проповедуя в синагогах их"). И так как Закхей знал путь к синагоге от той в точки, через которую Иисус вошел в город, следовательно, он заранее знал, какой дорогой пройдет Иисус, и залез там на дерево, потому что был маленького роста. Здесь разные люди подчеркивают, что "маленький рост" имеется в виду  духовный пигмей, а не только рост. Но тем не менее, вот он был такой любопытный и хотел посмотреть, кто же такой Иисус, хотя бы увидеть, как Он проходит мимо. Причем ждать в синагоге у него не хватило разума... Наверное, он в синагогу давно не ходил.

Кто такой начальник мытарей? Как строилась вообще мытарская служба? Мытари — это налоговая служба. Как была устроена система налогообложения? Не было таких налогов, как: на утку — столько-то, на мешок крупы — столько. Это появилось позже. Система налогообложения была такая: существует, допустим, Иерихон, и римская власть говорит: обьявляется конкурс, кто сколько даст за Иерихон? Один говорит: я возьму с Иерихона и передам вам столько-то драхм, другой говорит: а я больше! Значит, ты будешь начальник налоговой. Причем ты даешь эти деньги вперед, ну а дальше ты уже выжучиваешь эти деньги или больше — естественно, больше — как хочешь. Если кто-то придет новый и скажет: "Ваш Закхей всё работает уже 10 лет за 200 драхм, а я готов давать 250". Закхею предлагается повысить ставки. Если он не согласен, его заменяют. Причем деньги государство получает сразу.

Так вот, Закхей был такой инвестор и, естественно, он брал налоги столько, сколько мог. Брали с бизнеса ровно столько, чтобы он не издох. Потому что, если задушить бизнес, торговлю, то и не возьмешь. Сейчас всё очень нормально, сейчас за счет небольших взяток можно добиться экономического успеха, прибыли больше, чем тогда. Потому что тогда мытарями становились люди очень плохого сорта, потому что они драли в три шкуры, так как назначались на конкурсной основе. Если поступать с людьми по-человечески, то другой кто-то будет не по-человечески, возьмет с них больше, и он по-любому, по самой ситуации, начальник мытарей должен быть жестким. Потому что если даже он был бы добрый, то другой, злой, перекупит это место у римской власти.

Вот почему мытари и начальник мытарей, как олицетворение этой службы, является символом всей греховности. И когда Христос сказал ему: "Закхей, давай быстрей слезай, сегодня мне надлежит быть у тебя в доме", то люди возроптали, они сказали: "Ну, к кому Он пошел? Что это — лизоблюдство? Попытка подложиться под власть местную? Или это очевидная слепота духовная? Неужели Он не знает, кто это? Тем более Он называет его по имени, ну, должен же знать!" Люди недоумевают, недоумевают они и до сих пор. Когда наши архиереи идут к начальникам налоговой полиции и т.д... То есть ропот этот сам по себе не уникален. Что в нём удивительного?

Дальше идет рассказ о том, что вот Закхей был польщен, потому что Христос применил такую формулу: "Днесь бо в дому твоем подобает Мне быти", то есть "сегодня Я должен" — в контексте: по некоему высшему определению — "Мне подобает быть у тебя дома". Не то что вот — "а Я вот подумал... мне захотелось... и наверняка у тебя там вкусные оладьи..." или что-то такое. Нет, "Вот мне надлежит, Я иду свыше".

Принял его Закхей. И там они о чём-то беседовали... И Закхей после этого, встав, сказал: "Господи, половину имения моего я отдам нищим, если кого чем-то обидел, воздам вчетверо". Вы помните, 22-ю главу Книги Исход, там такое вот гуманное законодательство о воровстве: если ты воруешь чтобы бы то ни было, и тебя ловят, ты всего лишь возвращаясь две цены украденного. {"В случае кражи или присвоения чужого имущества каким-нибудь другим незаконным способом виновный должен был возместить ущерб, добавив одну пятую его стоимости (Лев.6:5; Чсл.5:7). Закхей, таким образом, отдает пострадавшим от него гораздо больше, чем того требует Закон" ("Женевская Библия").} Представляете? Украли вы мобильный... сегодня за это можно и в тюрьму сесть, если мобильный сто́ит больше [определенной суммы]... ведь если это смартфон какой-нибудь последней версии, то можно и в тюрьму есть, а по законодательству Книги Исход, надо всего лишь вернуть 2 мобильника. (Учитывая, что 1 у нас в руках, то еще 1.) Но если вы воруете вола или овцу и убиваете, то за вола вы возвращаете 5 волов, а если украли, зарезали и съели овцу, то вы возвращаете 4 овцы. И так как Закхей знал эти пункты законодательства, то он говорит "воздам вчетверо". ... Т.е. Закхей кается, у него происходит очищение.

Дальше Христа спрашивают: "Чего Ты туда пришел?" Он говорит: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибщее". Тут суть в чём? Во фразе "ибо и сей сын Авраамль есть", "ибо и он сын Авраама".

Цель описания этого случая — показать, что даже самый плохой плохиш — хуже уже нет, хуже, чем начальник мытарей просто не придумашь... если взять Пилата, то он не хуже, потому что — ну, язычник... что с него взять? А это Закхей, в переводе с еврейского "светлый", т.е. свой человек... но, оказывается, самый плохой — тоже сын Авраама. Ему тоже светит спасение, он тоже может быть человеком светлым. Только к нему нужно правильно подобрать ключи. Этот момент, что даже самый отъявленный, последний грешник тоже является человеком, звучит еще раз на кресте, и еще раз — в истории с Пилатом, который хотел отпустить Христа... хотел, да не мог, тот же разбойник на кресте тоже оказался хорошим.

Вот этот рассказ — о том, что самый последний человек... И раньше Он говорил: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные", здесь же Он говорит: "Я пришел спасти погибшее", то есть уже всё, уже погибшее, в прошедшем времени — погибшее, не "погибающее", а "погибшее", т.е. Он пришел туда, где не водится жизнь, и там ее обнаружил. Для чего это важно, почему этот случай поставлен перед самым вхождением в Иерусалим? Потому что дальше начнутся такие события, которые сделают одних черными, других белыми. Противоборствующие стороны пытаются упростить картинку, представить ее черно-белой. Один священник в своем блоге написал: "Я после событий в Украине {2014 г.} " — а сам он в России — "Я после событий в Украине не люблю читать Дж.Р.Р.Толкина". Почему? Потому что у него есть хорошие — и плохие, а в жизни это не так. Это самая большая неправда, которая есть в жизни, она является подложкой любого конфликта. А так как они сейчас входят в Иерусалим и грядет большой конфликт — мы уже знаем какой, и они тоже догадывались — конфликт между Иисусом Христом и Его последователями — и Его противниками, то очень важно подчеркнуть, что даже самые черные фанатики со своей неправильной точкой зрения, скажем так, являются вполне сынами Авраама. "Сын Авраама" — идиома, означающая "светлый, хороший человек", как подлинный русский, подлинный интеллигент. Даже в са́мом забулдыге, который где-то там в собственных фекалиях валяется на нехоженном тротуаре, живет подлинный интеллигент, утонченный эстет, притом что он никогда не был хорошим человеком, никогда не читал Бунина. Вот это заявление — странное, но заявление сделано в качестве изложения факта: вот видите, так случилось, вот Закхей — самый плохиш, оказывается, он хороший. Эта хорошесть его сделана из заявления, что он всё раздаст нищим. Христиане, не понимающие это из существа дела, говорят: он кается. Он не кается, он пытается поступать так, поступил бы еврей на его месте. Т.е. он не говорит: "О, какой я плохой, какой я ужасный, какой я нехороший!" Он говорит: "Вот, я сын Авраама", а сын Авраама, если уведет у кого овцу, он возвращает вчетверо, я увел у людей овцу — я возвращаю вчетверо. Я не каюсь. Вообще, идеи покаяния в Ветхом Завете нет, кроме Псалма Давида {50-го}... И то там такое... условное покаяние.

Человек возвращается на исходную, он становится человеком, в иудейской парадигме он становится сыном Авраама. А "сын Авраама", если он перешел дорогу на красный свет, он платит 80 гривен штраф, сам идет в ГАИ и говорит: "Я перешёл... вот возьмите с меня штраф". И они берут штраф и записывают это в книгу эпохальных событий украинского ГАИ. Думаю, что такого события никогда не было. ...

Поэтому, если кому кажется этот случай банальным... ну, Закхей покаялся... естественно, каждый человек может покаяться... Он не каялся, он нашел в себе иудея, нашел в себе сына Аавраама.

И вот так показывается, когда разойдутся эти два лагеря, когда христиане скажут: иудеи — это что-то ужасное, плохое, геенна под ними распалена и они все пойдут в ад, а иудеи скажут, что христиане — это такие-сякие, плохие... и они тоже должны идти в ад... вот в этот момент, как бы наперед, Христос даёт вот этот случай, который должен быть камертоном наших суждений об этой полярности.

Еще раз я могу сделать такую параллель с нашим временем. Конечно, мы с вами более-менее трезвомыслящие люди, и не совсем участвуем в этой полемике вокруг "укропов" и "ватников"... но я думаю, что сами эти клички, само восприятия оппонента говорит о какой-то нездоровости этого явления, когда одни и те же люди, у которых чаще всего родственники перекрещены каким-то образом... считают друг друга просто исчадьем ада, достойным уничтожения... и два фронта одной и той же войны кричат одно и то же: мы за мир, поэтому надо добить гада... и тогда наступит мир. Это интересно и работает только потому, что существует такое понятие как "гад", то есть человек окончательно плохой, закхей. Убьем закхеев — и тогда наступит мир. Повесим всех иуд — и наступит мир. Как говорят атеисты: справимся с религией — наступит мир. Или православные говорят: обратим всех в православие — и наступит мир. Ну идиоты, да? Это же одно и то же, это же одни и те же лапти, и кто бы в них не стал, тот будет ходить по этим путям. Ему сто́ит только уничтожить бяку — и наступит хорошее событие. Но не существует бяки, вот в чём суть! Закхея нет, есть сын Авраама! Который да, помещен в Закхея. Закхей  не фантазм, он существует.

прот. Вячеслав Рубский. Из беседы 2015 г. о Лк.19 (с 1:23 до 18:34, ВИДЕО)
Расшифровка — редактора рассылки.
 ]

 

 

к см. тж.:
+++ о. Вячеслав Рубский:
     проповедь "О Закхее и каше с моторным маслом" (аудио)
+++ его же проп. "О Закхее и сближении" (2022 г., видео)
+++ его же проп. "Реакция на Бога" (2021  г., видео)
+++ он же: Покаяние под микроскопом
+++ он же: покаяния как цельного акта не существует (+ссылки)
+++ архим. Ианнуарий (Ивлиев). В беседах на Лк: аудио (с 10:05) / текст
+++ протопресвитер Александр Шмеман:
     Подготовка к Великому Посту: Желание (Неделя о Закхее)
+++ Комментарий Давида Стерна к Лк.19
+++ Комм-й "Новой Женевской Библии"
+++ митр. Антоний (Блум):
     Больше всего в поиске Бога мешает боязнь быть осмеянными (+ссылки)
+++ он же: не проходить мимо (+ссылки)
+++ свящ. Александр Мень:
     мы вообще не верим в неверующих (+ссылки)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Неужели среди вас нет людей мудрых и понимающих?
 Пусть они докажут это доброй жизнью и делами,
 которые совершают со скромностью, свойственной мудрости!
 А если в сердце у вас черная зависть и своекорыстие,
 то не хвастайтесь, не извращайте истины!
 Это не та мудрость, что нисходит с небес.
 Это мудрость земная, бездуховная, бесовская!
 Ведь где зависть и своекорыстие,
  там неурядицы и всякие некрасивые дела.
 Та же мудрость, что свыше, во-первых, чиста,
 а во-вторых, миролюбива, кротка, сговорчива,
 исполнена милосердия и плодов добрых дел,
  непристрастна, нелицемерна.
 А те, которые созидают мир вокруг себя, мирно сеют,
 чтобы пожать плод праведности.
 Откуда у вас стычки и ссоры?
 Не от того же ли самого –
  от страстей, что борются в вашем теле?
 Вы чего-то жаждете, но у вас этого нет. И вот вы убиваете.
 Вы страстно чего-то добиваетесь, но не можете получить.
 И вот вы ссоритесь и деретесь.
 Но у вас ничего нет, потому что вы не про́сите.
 А даже если про́сите, то не получаете,
 потому что не о том про́сите:
 вы хотите лишь удовлетворения своих страстей.
 Неверные люди, разве вы не знаете,
 что приязнь к миру означает вражду к Богу?
 Тот, кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу.
 А может быть, вы думаете, что Писание напрасно говорит:
 "Жаждет Он духа, что поселил в нас, жаждет ревниво"?
 Но Он дал нам еще бо́льшую милость.
  Ведь Писание говорит:
  "Бог противится гордецам,
   но любит смиренных".
  Так покоритесь Богу!
  Воспротивьтесь дьяволу, и он убежит от вас.
 Приблизьтесь к Богу, и Бог приблизится к вам.
 Омойте руки, грешники, очистите сердца, двоедушные люди!
 Скорбите, рыдайте и плачьте!
 Пусть ваш смех обратится в рыдание, радость — в уныние.
 Принизьте себя перед Господом, и Он вас возвысит.
 Не оговаривайте друг друга, братья!
 Кто оговаривает или осуждает брата,
 тот говорит против Закона и осуждает Закон.
 А если ты осуждаешь Закон,
  ты уже не исполнитель Закона, а судья.
 Но есть лишь один Законодатель и Судья,
 который может и спасти, и погубить.
 А кто ты такой, чтобы судить ближнего?
 Теперь послушайте меня вы, те, кто говорит:
  "Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то город,
    проведем там год,
    будем торговать и заработаем много денег".
 Вы не знаете даже, что будет с вашей жизнью завтра!
 Ведь вы как дымка, что возникла на миг и тут же пропала.
 Вам бы говорить вместо этого:
  "Если захочет Господь,
    то поживем и сделаем то-то и то-то".
 А вы теперь хвастаетесь, зано́ситесь.
 Всякое такое хвастовство порочно!
 Итак, тот, кто знает, что должен делать добро,
  но не делает,
 повинен в грехе.* (Иак.3:13-4:17/*/)

* * *

*Вы – избранный род, священство Царя,
  святой народ, Божье владение,
 избранные, чтобы возвестить о великих деяниях
 Того, кто призвал вас из тьмы в Свой дивный свет.
  "Некогда не народ,
   теперь вы – народ Божий;
   не знавшие милости раньше,
   теперь вы ее получили".* (1Пе.2:9-10/&/)

* * *

*Сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней,
 но упражняй себя в подлинном богопочитании.
 Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти,
 оно же полезно всегда,
 потому что в нём обещание жизни и нынешней, и будущей.
 Вот верные слова, достойные быть принятыми.
 Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук,
 ради этого боремся,
 потому что мы надеемся на Живого Бога,
 а Он — Спаситель всех людей, особенно верующих.*
                                 (1Тим.4:7-10/**/)

*********************************************

/*/ включает апост. чтения среды и четверга.
/**/ стихи из воскресного апостольского чтения.
/&/ из апост. чтения пятницы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/_23L-4.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное