Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4514 *Если в Православии всерьёз примут апофатику...* 28/X-3/XI/24 (пн-вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 03-Nov-2024 13:18

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

* 21 октября 2024 г. ст.ст., воскресенье 19-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 2Кор.11:31-12:9; Лк.16:19-31 (21-го вс).

 

 

 

 

 

 

> Если бы <апофатика> была принята <христиаским богословием>, и христиане начали бы с того, что мы ничего толком не знаем, и ни одно слово не приложимо к Богу, то теология не имела бы того директивного и неприкосновенного статуса в византийской культуре, с помощью теологии нельзя было бы никого репрессировать. Исходя из практической апофатики, даже если бы двое из нас точно видели Бога и решили бы побеседовать на эту тему, они бы упёрлись в то, что все слова непригодны для этого, и, таким образом, они не могли бы поссориться.

> Но, к сожалению или счастью, христианство пошло по другому пути, где словам придавалось огромное значение. И качественное различие между теологией и Богом осталось только в апофатических пассажах свв. отцов.

> Мифологическое сознание инклюзивно. Один миф может противоречить другому мифу, как говорил Николай Кун, но они могут сосуществовать, как, например, множество древнеегипетских мифов. Оторвавшись от мифического Бога, христианство так и не перешло к полновесной теологии, учитывающей невыразимость духовного опыта, и потому утратило едва зародившуюся способность отличать словесное выражение от объекта, который оно описывает.

> Потому христиане и сегодня с таким скрипом принимают из уст католика Джона Капуто простые вещи, которые должны были быть очевидными для христиан с самого начала, когда они ещё не убивали за веру своих единоверцев, воздвигая на пьедестал святости слова о Боге.

> Сильная теология и реальное положение дел

> Сличая евангельское повествование с реальностью, мы можем видеть расхождение законов жанра, письма и реальности богооткровения.

> В сказании евангелистов Христос ведет себя агрессивно: учит жить, угрожает, делит людей на достойных и недостойных, обзывается, опрокидывает столы меновщиков, проклинает смоковницу (причём под смоковницей подразумевается целый народ). Но в наблюдаемой и переживаемой реальности и в ходе истории Христос так Себя не ведёт. Иначе Он бы разогнал лавку в том храме, куда вы хо́дите. Он этого не делает, евангельский текст каким-то образом не про Него. В Евангелии, когда надо было заплатить дидрахму, Иисус сказал Петру: иди, слови рыбку, а в клювике у рыбки найдёшь монетку. Почему же людям, которые сегодня не могут оплатить важную операцию, Иисус не пошлёт такую рыбку? Потому что Христос не ведёт Себя так директивно. Законы языка приписывают прямые действия, но реальность это не подтверждает. Он не вмешивается, проходя мимо тысяч расслабленных, согбенных и кровоточивых. Он проходит мимо вдовиц с их умершими сыновьями (см. Лк.7:14), мимо девиц, которых некому воскресить (см. Мк.5:41). Таким образом, сильная теология не соответствует духовной реальности.

> Недостатки сильной теологии

Главный недостаток сильной теологии заключаются в том, что она подана нам как связный нарратив. И, таким образом, она стремится к логоцентризму, т.е. опоре на центральный элемент текста. В тексте он всегда есть, а в бытии его может не быть. Вот пример. Христос-Бог после Своей смерти на три дня спустился в ад и там проповедовал. Из этого фрагмента текста мы можем заключить, что абстрактная система пытается обосновать себя и сказать: Бог не может умереть, потому Он должен был три дня где-то быть до Воскресения. Любая абстрактная система находится в поисках устойчивого фундамента для логичного повествования. Это то, в чём Капуто обвиняет язык и самую структуру рассказа. Система защищает себя, мы не можем говорить: «Бог  Троица и Еди́ница», «Христос  Бог и Христос  человек». Система требует какого-то синтеза (триадологического и христологического). В рамках логоцетризма мы пытаемся не просто перечислять положения, а как-то их синтезировать. И если вдруг в бытии эти положения не могут быть синтезированы, то языковая система всё равно их «синтезирует».

> Таковы языковые паттерны говорения о Священном. Они порождают градацию и дистанцию. Капуто говорит, что большая ошибка метафизики думать, что мы можем мыслить чисто рационально. В нашем мышлении проявляется нечто иррациональное. Метафизика стремится к системности, цельности, можно сказать — к аристотелевской неподвижности. Она сильно повлияла на становление православной теологии в требовании чёткой, иерархической, неподвижной системы. Неоплатонизм и стоицизм подали христианским теологам уже готовый каркас. На него осталось только навесить правильные имена: Христос, Богородица, благодать и прочее. И когда метафизическая концепция богословия выстроена, то любая попытка её разрушить встречается с крайним сопротивлением. Здесь вы уже не можете сказать: «Батюшка, а вот вы сказали, что Христос сходил в ад и вывел мёртвых. А можно ли сказать ровно наоборот, что не Он сходил во ад, а к Нему зашли в рай покойнички поприветствовать?» И батюшка скажет: «Нет, не можно! Вы в ад пойдёте за такое изложение!» Потому что структура рассказа, однажды высказанная и принятая, застывает, как бетон. Вы её потом не можете сдвинуть. Скорее — она вас сдвинет.

> И то, что когда-то было духовным впечатлением, «тайной слуха, зрения, ощущения», — как говорил Дж.П.Мануссакис, — некоторым индивидуальным прикосновением, после высказывания превращается в догмат, который император защищает своими войсками. Оно становится репрессивным не потому, что оно злое самоё в себе, а потому что оно логично и системно. И система защищает себя.

> Сильная теология подразумевает своё право на агрессию. Например, еретик соблазняет людей, которые из-за его ереси попадут в ад. Ад существует, потому что об этом сказано в Священной книге. Еретик направляется в следующий город, он соблазнит ещё 200 человек. Чтобы их спасти, логично его убить или связать, по крайней мере.

> Следовательно, апофатика невозможна. Никто и никогда в Православии всерьёз апофатику не примет. А если примет, то это уже будет Слабая теология, т.е. практическая апофатика, когда мы говорим о том, что мы имеем дело с описанием как следом События.

прот. Вячеслав Рубский. из ст. "Введение в «Слабую теологию» Джона Капуто" ]

 

 

см. тж.:
+ прот. Вячеслав Рубский:
   "Слабая" и "Сильная" теология: Дар или возмездие

 

 

к апостольскому чтению см.:
+ протоиерей Александр Мень: близок ли конец мира?
+ священник Георгий Чистяков: Всемогущий являет нам свое всебессилие
+ митрополит Сурожский Антоний:
  
за гранью того, что “правильно”, мы можем встретить Бога (+ссылки)
+ свящ. Александр Мень: актуальный смысл Воскресения
(+ссылки)

 

 

к евангельскому чтению:
 +++ прот. Вячеслав Рубский в беседе по Лк.16, с 46:00 (видео)
 +++ он же: притча о том, что есть люди, которых не нужно тревожить христианством!
 +++ его же проповедь 2022 г. "Место для Учителя (о богаче и Лазаре)":
      видео / текст
 +++ он же об этой притче в "Раннее христианство. Происхождение"
 +++ его же
      проповедь 2019 г. "О ложном равновесии (О богаче и Лазаре)" (текст)
 +++ он же: "Почему Иисус Христос проповедовал притчами?" дзен / ~тг
 +++ нетерпимая несправедливость (К.Снодграсс, К.Бломберг)
 +++ свящ. Яков Кротов:
      как временное превращается в вечное (+ссылки)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь на тг-канал "Время пробудиться"!
Каждый день нового года там, кроме всего прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло "Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Я и впредь буду радоваться.
 Ведь я знаю,
 что всё это, по вашим молитвам и благодаря Духу Иисуса Христа,
 который для меня поддержка и опора, обратится мне во спасение,
 и, как я стремлюсь всей душой и надеюсь,
 мне не доведется краснеть от стыда.
 Напротив, я буду и дальше проповедовать так смело и открыто,
 что благодаря мне еще больше воссияет величие Христа —
 жизнью моей, или смертью!
 Ведь для меня жизнь — Христос.
 Значит, смерть мне в прибыль.
 Но остаться жить означало бы плодотворно трудиться...
 Что выберу, не знаю.
 Разрываюсь между двумя желаниями.
 Хочу уйти из этого мира и быть с Христом. Это лучше — и намного!
 Но остаться жить нужнее, ради вас.
 А так как я в этом убежден, то знаю твердо, что останусь.
 Я еще побуду со всеми вами
 и помогу вам продвинуться в вере и в той радости, которую она дает. ...
 Только живите достойно Вести Христовой!* (Флп.1:19b-25,27a/*/)

* * *

*Благодарение Богу,
 Он дал нам победу через Господа нашего Иисуса Христа.
 Так вот, братья мои любимые,
 будьте стойкими, будьте неколебимыми.
 Отдавайте себя без остатка работе для Господа,
 ведь вы знаете: ваш труд для Господа не будет напрасен.
 Теперь о сборе денег для народа Божьего. /.../
 Пусть каждый из вас в первый день недели откладывает дома
 кто сколько может, в зависимости от заработанного,
 чтобы не надо было заниматься сборами
 тогда, когда я приду.* (1Кор.15:57-16:2/**/)

* * *

*И если всё-таки надо чем-то похвалиться,
 похвалюсь тем, в чём видна моя слабость.
 Бог и Отец Господа Иисуса —
 да будет Он благословен вовеки! —
 знает, что я не лгу.
 В Дамаске правитель царя Ареты сторожил все ворота Дамаска,
 чтобы схватить меня,
 но меня спустили в корзине через отверстие в стене,
 и я от него спасся.
 Приходится хвалиться, хотя пользы в этом нет.
 Перейду к видениям и откровениям, что были даны Господом.
 Я знаю одного христианина,
 который четырнадцать лет тому назад
 (не знаю, наяву или в видении, один только Бог знает)
 был схвачен и вознесен на третье, самое верхнее небо.
 Да, я знаю такого человека.
 Наяву или в видении, не знаю, один только Бог знает,
 он был перенесен в Рай и там слышал неизреченные слова,
 которые человеку нельзя разглашать.
 Вот таким человеком похвалюсь, а собой хвалиться не буду,
 разве только своими слабостями.
 Ведь даже если я захочу похвалиться,
 то не буду говорить как дурак, а скажу чистую правду.
 Лучше воздержусь, иначе кто-нибудь решит,
 что я лучше, чем кажусь ему,
 когда он видит меня или слышит.
 Мне ведь были такие откровения!
 И потому, чтобы я не заносился, Бог дал мне занозу в тело —
 ангела Сатаны, он меня колотит, чтобы я не заносился.
 Трижды взывал я к Господу, моля избавить от него.
 Но Он сказал мне:
 "Тебе достаточно Моей любви.
  Ведь сила сильнее всего проявляется в слабости".
 И вот мне всего приятнее хвалиться своими слабостями,
 чтобы обитала во мне сила Христа.
 И поэтому я доволен, когда я слаб, когда меня оскорбляют,
 доволен лишениями, гонениями, горестями ради Христа!
 Ведь, когда я слаб, лишь тогда я силен!* (2Кор.11:30-12:10/+/)

* * *

*Однажды, когда Иисус молился в одиночестве,
  к Нему пришли ученики. Иисус спросил их:
 — Кем считают Меня в народе?
 — Одни говорят, что Ты — Иоанн Креститель, другие — что Илья, а некоторые говорят, что это встал из мертвых один из древних пророков, — ответили они.
 — А вы кем считаете Меня? — спросил Он.
 — Ты — Помазанник Божий, — ответил Петр.
 Но Иисус, строго наказав им никому об этом не говорить,
  сказал:
 — Сын человеческий должен претерпеть много страданий, Его отвергнут старейшины, первосвященники и учителя Закона, Его убьют, но на третий день Он встанет из мертвых.
 А потом Иисус сказал всем:
 — Кто хочет следовать за Мной,
  пусть забудет о себе
  и каждый день несет свой крест —
  тогда он будет следовать за Мной.
  Потому что тот, кто хочет спасти свою жизнь,
  ее потеряет,
  а кто свою жизнь потеряет ради Меня,
  тот ее спасет.
  Что пользы человеку, если он, приобретя весь мир,
  сам погибнет иль покалечится?
  А кто постыдится Меня и Моих слов,
  того и Сын человеческий постыдится признать,
  когда придет в сиянии Своей славы,
  славы Отца и Божьих ангелов.* (Лк.9:18-26/^/)

* * *

*В то время как все дивились делам, которые делал Иисус,
 Он сказал ученикам:
 — Выслушайте и запомните то, что Я вам скажу:
  Сына человеческого отдадут в руки людей.
 Но они не знали, что значат эти слова:
 смысл их был от них скрыт и они не могли понять,
 а спросить Его о том, что Он сказал, боялись.
 Среди учеников произошел спор, кто из них больше.
 Иисус зная, о чём они про себя думают,
 взял ребенка, поставил рядом с собой и сказал им:
 — Кто примет этого ребенка ради Меня,
  тот принимает Меня,
  а кто примет Меня,
  принимает и Того, кто послал Меня.
  Ведь тот из вас, кто меньше всех,
  больше всех.
 Тогда Иоанн сказал Иисусу:
 — Наставник, мы видели одного человека,
  который Твоим именем изгоняет бесов,
  но мы ему запретили, раз он с нами не ходит.
 — Не запрещайте.
  Кто не против вас, тот за вас, — ответил ему Иисус.*
                                        (Лк.9:43-50/@/)

             *********************************************

/*/ содержит апост. чтение четверга и стих из чтения пятницы.
/**/ содержит часть апостольского чтения субботы.
/+/ содержит рядовое апост. чтение воскресенья.
/^/ включает евангельское чтение вторника.

/@/ включает евангельское чтение среды.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.info/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/024/4514.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.info/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info

  

В избранное