> Наиболее распространенная
трудность, известная каждому по собственному опыту, – это очень
тонкое искусство согласовать наш зыбкий, неспокойный, отягощенный сиюминутными
заботами душевный мир как с литургической молитвой, так и с нашим
личным молитвенным правилом. Но за этим вполне реальным напряжением поиска
сложного согласия часто скрывается немое сопротивление, род очень изощренного
искушения. Обычно оно выдвигает аргумент искренности: мы не находимся
в данный момент в молитвенном состоянии, а если будем заставлять
себя, то рискуем профанировать святыню, поскольку в любом случае останемся
рассеянными, внешними, отсутствующими и в конце концов скука и душевная
отягощенность восторжествуют!
> Нужно ли в этом
случае ждать минуты вдохновения, рискуя не обрести его никогда?
>
Чтобы уничтожить в зародыше эту форму искушения и избежать сомнений,
важно хорошо усвоить, что молитва включает предварительное состояние,
аскетический аспект усилия.
>
Вот опыт одного отшельника: «Думаю, нет вещи более мучительной, чем молитва.
Когда человек хочет приступить к молитве, тут же враги его, бесы, ищут
помешать ему… молитва требует борьбы до последнего вздоха»332.
>
Есть также сопротивление природы, исходящее от лености и отягощенности
души. Эта темная сторона человеческого существа позволяет понять, что, как говорит
Ориген, «один святой
своей молитвой сильнее в борьбе, чем тысяча грешников»333.
В другом месте тот же автор замечает, что восхождение на крутую
гору утомительно334.
>
В молитве есть особого рода борьба; она не чужда той «силы», которой
берется Царство, – силы над человеком, повергающей его на землю
в поклонении, силы над Богом, заставляющей Его склоняться к земле
и человеку в молитве335.
>
Господь «смертию смерть попрал», поэтому и любая молитва несет
свой собственный крест, усилием она преодолевает усилие, чтобы, наконец, хлынуть
свободно и легко. Очень важно и участие тела: пост, коленопреклонения,
земные поклоны помогают концентрации духа, настраивают его подобно музыкальному
инструменту.
> Учителя́ говорят, что надо преодолеть
самый первый трудный момент внимательным чтением псалмов, т. е. поступать
так, «как будто» нет недостатка во вдохновении, и чудо благодати
свершится. Старец Амвросий
Оптинский говорил: «Читайте… ежедневно Евангелие по главе или более;
а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять
нападет и опять читайте Евангелие»336.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Пусть
не завидует сердце твое грешникам, / пусть всегда
боится ГОСПОДА, ибо наступит
будущее, / и
твоя надежда не погибнет.
Слушай, сын, и становись мудрым, / на
верный путь направь сердце. Не будь с теми, кто упивается вином /
да объедается мясом, ибо
пьяница и обжора обнищают, / а
лень тебя вырядит в лохмотья. Слушайся отца, что породил тебя,
/ а состарится мать – не презирай ее. Приобретай
истину и не растеряй / ни мудрости, ни воспитания, ни разума. Отец праведника
возликует, / родитель
мудреца не нарадуется. Да возрадуются твои отец и мать,
/ да возликуют твои родители!
Сын!
Ко мне обрати свое сердце, / взор
к моим путям направь. Блудница – что глубокая яма,
/ чужая жена – что узкий колодец,
она – что разбойник в засаде,
/ умножает число преступлений.
У
кого это охи да вздохи? / У
кого это ссоры да жалобы? У кого синяки невесть откуда?
/ У кого муть в глазах?
У тех, кто засиживается за вином, / всё
выискивает вина пряные. Не гляди на вино, как оно алеет, / как
в чаше играет, /
да
как пьется легко; потом ведь укусит, как змея, /
ужалит, как гадюка; засмотришься тогда на чужих женщин, /
и придут на ум превратные мысли; словно ты улегся среди моря,
/ на верхушке мачты улегся.
"Били меня, – скажешь, – а мне нипочем, /
колотили –
а я и не чувствовал; а уж как просплюсь,
/ так
примусь за старое".
Не завидуй людям злым,
/ не стремись стать одним из них,
жестокие затеи у них на уме, /
их уста кому-то беду готовят.
Мудростью возводится дом,
/ разумением
он прочен, а знание наполняет покои /
достатком драгоценным и желанным. Кто мудр, тот силен, /
кто обладает знанием, тот могуч.
..... Выручай ведо́мых на смерть! / Избавишь
ли обреченных на гибель? Ты скажешь: "Мы же не знали об этом!"
Но Испытующий сердца понимает, / всё
знает Страж твоей жизни – / Он каждому воздаст по заслугам.*
(Пр.23:17-24:5,11-12/&/)
*********************************************
/&/
включает бо́льшую часть чтения четверга; нов.пер. РБО, 2000 г.