Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4188 *нарративное богословие: повествование важнее доктрин?* 8-9/VI/22 (ср,чт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 08-Jun-2022 20:14

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Христос воскрес!

 

 

 

 

 

> Люди по природе своей рассказчики. Все племена и народы облекают свое понимание реальности в мифы и истории. Некоторые повествования носят более личный характер. С древних времен люди вспоминают историю своего рода, делятся свидетельствами событий собственной жизни, пишут биографии и автобиографии.

> Начиная с 1970-х годов, новое богословское движение, приобретшее немало сторонников, предпринимает попытки обогащения богословской задачи за счет последних открытий о немаловажном значении повествований для человеческого самосознания. Этот подход, получивший название «нарративное богословие» использует связь истории и человека — повествователя в качестве основы богословских исследований.

<.....>

> Как и многие другие течения в богословии XX века, нарративное богословие начинается с вопроса: что значит быть человеком в современном мире? Ключ к ответу на этот вопрос они ищут в повествовании, или истории. Человеческий опыт, утверждают они, обязательно принимает форму повествования,{} и, следовательно, понять его можно только в форме повествования.{} Представители христианского нарративного богословия сосредоточивают внимание на конкретных исторических событиях, лежащих в основании христианского вероучения, <на повествовании> Библии и предания христианской Церкви, которые ведут к искуплению человека, становясь частью его собственной истории, а значит, и основой его самосознания и существования как личности.{}

> Внимание к передаче своей истории и вплетении ее в историю общества основывается на современной идее о том, что почти все наши основополагающие убеждения, как религиозные, так и светские, уходят корнями в то или иное повествование, в контексте которого они обретают смысл. В качестве логического следствия этой идеи представители нарративного богословия выдвигают предположение, что нравственные разногласия между людьми объясняются конфликтом «разъясняющих историй».{} Итак, повествование крайне важно для богословия, утверждают представители нарративного богословия; оно играет ведущую роль в понимании и осмыслении религиозных убеждений, занимающих центральное место в богословских исследованиях. По словам Майкла Голдберга, сторонники этого типа мышления стоя́т на следующей исходной предпосылке:

> Чтобы иметь основания для разъяснения, исследования и преобразования глубоко укоренившихся религиозных убеждений, формирующих церковное сообщество, необходимо принять во внимание те лингвистические структуры, которые, отображая непредсказуемое взаимодействие людей и событий, составляют источник и основу этих убеждений.{}

<...>

> В Средние века и в эпоху протестантской схоластики в Церкви преобладало единое представление о богословии как о систематическом изложении истины откровения. Откровение, в свою очередь, рассматривалось как хранилище истинных суждений. К середине двадцатого века этот подход полностью утратил свою актуальность. Не только богословы, но и многие христиане пришли к выводу, что простое цитирование Библии не поможет нам преодолеть про́пасть между I веком и веком XX. Необходимо было найти новый способ решения богословской задачи, не обращаясь к пропозициональному откровению*. Многообещающим направлением для некоторых в этом смысле оказалось библейское повествование.

> Родоначальники нарративного богословия не призывали к полному отказу от традиционной задачи <формулирования> абстрактных пропозициональных суждений{} (тогда как некоторые их последователи в этом смысле пошли дальше них самих {Джеймс Макклендон мл., напр., противопоставляет повествовательное богословие пропозициональному. См. Biography as Theology, 188, 197-98.}). Их идея заключалась скорее в том, что в процессе критических размышлений богословы не вправе забывать о повествованиях, которые служат источником богословских размышлений. Иными словами, они подчеркивали, что в центре внимания богословия должны всегда находиться само повествование и его систематическое осмысление.{}

> И всё же на этом основании представители нарративного богословия в своих трудах провозгласили бо́льшую значимость истории, чем учения. Тем самым они попытались опровергнуть традиционный акцент на учении как центральном аспекте откровения. Как проницательно заметил Стенли Хауэрвас, «учение... не развязка истории; оно не содержит в себе ее смысл. Это всего лишь инструмент, который помогает нам лучше рассказать историю».{}

> В дополнение, а возможно, и вследствие кризиса в вопросе о природе богословия, похожая ситуация сложилась и в связи с христианским самосознанием.{} По мнению представителя нарративного богословия Джорджа Струпа, одним из симптомов этого кризиса стал умолкнувший в Церкви голос Писания:

> Библия уже давно не пользуется прежним авторитетом в христианских общинах. А там, где она продолжает играть свою традиционную роль, мало кого интересует решение проблем, актуальных для двадцатого столетия.{}

> Наряду с упомянутым симптомом мы наблюдаем, как из жизни Церкви исчезают и другие основополагающие элементы: утрачено ощущение, что верующий и его община продолжают ту или иную богословскую традицию. Богословие больше не играет той роли, которую когда-то играло в жизни Церкви.

> В результате христиане оказались неспособны поставить свою веру в качестве основы собственного самоопределения, рассуждал Струп.{} Всё большее число христиан не придают особого значения проявлениям веры или своему участию в жизни церкви при формулировке личного повествования, того образа, который они преподносят окружающим людям. Нарративное богословие возникло отчасти как попытка решения этих проблем.

Стенли Гренц, Роджер Олсон. Из кн. "Богословие и богословы XX века"
/esxatos (членам клуба); twirpx (нужна регистрация)/, 
сс. 408-14, из гл. 9, "Трансцендентность в рамках повествования. Нарративное богословие"
  ]

 


* "Прозиция" — "суждение". "Пропозициональная модель откровения" подразумевает, "что Бог открыл себя в ряде пропозиций или истин, на которые человечество может полностью положиться" (Don Stewart. What Is Propositional Revelation?), иначе говоря, что суть Божьего откровения сводится к определенным доктринам ("учениям"), догматам. См. подробнее: "Модели откровения" в: Алистер МакГрат. "Введение в христианское богословие". – Прим. ред. рассылки. 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

Иисус сказал:
"Говорю вам истинную правду:
 вы плакать будете и скорбеть,
 а мир будет радоваться.
 Вы будете печалиться,
 но печаль ваша радостью станет.
 Рожая, женщина мучится, ибо пришел ее час,
 а родив ребенка, забывает о муках,
 радуясь, что родился в мир человек.
 И вы тоже печальны теперь,
 но Я увижу вас снова –
 и сердце ваше наполнится радостью,
 эту радость у вас никому не отнять.
 В тот день вы Меня ни о чём не спро́сите.
 Говорю вам истинную правду:
 если имя Мое призовете,
 даст Отец вам всё, что попро́сите!
 Говорю вам истинную правду:
  если имя Мое призовете,
  даст Отец вам всё, что попро́сите!
 До сих пор вы еще ни о чём не просили, призвав Мое имя.
  Так проси́те – полу́чите,
  и наполнит вас радость!
 Я говорил вам об этом иносказаниями,
  но час наступает,
  когда Я скажу об Отце вам открыто, без иносказаний.
 И в тот день вы просить Его будете, Мое имя призвав.
  Не говорю, что Я буду за вас умолять Отца.
 Отец ведь сам любит вас,
  потому что вы Меня полюбили
  и поверили, что Я от Бога пришел.
 Я пришел от Отца в этот мир
  и снова мир покидаю и ухожу к Отцу".
 "Вот теперь Ты говоришь открыто, без иносказаний, –
 говорят Его ученики. –
 Теперь мы поняли, что Ты всё знаешь,
  даже прежде, чем Тебя спросят.
 Поэтому мы верим, что Ты от Бога пришел".
 "Поверили наконец? – сказал им в ответ Иисус. –
  Вот наступает час,
   он уже наступил,
  когда вы все по домам разбежитесь,
   оставив Меня одного.
  Но Я не один,
   потому что Отец со Мною.
 Я вам это сказал,
  чтобы вы обрели во Мне мир.
 В мире вас ждут скорби,
  но вы мужайтесь:
 Я победил этот мир!"
(Ин.16:19-33 – вкл. чтение четверга и частично чтение среды)

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4188.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное