Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
08-Jun-2022 20:14
=рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Христос
воскрес!
>
Люди по природе своей рассказчики. Все племена и народы облекают
свое понимание реальности в мифы и истории. Некоторые повествования
носят более личный характер. С древних времен люди вспоминают историю своего
рода, делятся свидетельствами событий собственной жизни, пишут биографии и автобиографии.
>
Начиная с 1970-х годов, новое богословское движение, приобретшее немало сторонников,
предпринимает попытки обогащения богословской задачи за счет последних открытий
о немаловажном значении повествований для человеческого самосознания.
Этот подход, получивший название «нарративное богословие» использует связь истории
и человека — повествователя в качестве основы богословских
исследований.
<.....>
> Как и многие другие течения
в богословии XX века, нарративное богословие начинается с вопроса:
что значит быть человеком в современном мире? Ключ к ответу на этот
вопрос они ищут в повествовании, или истории. Человеческий опыт,
утверждают они, обязательно принимает форму повествования,{}
и, следовательно, понять его можно только в форме повествования.{}
Представители христианского нарративного богословия сосредоточивают внимание на конкретных
исторических событиях, лежащих в основании христианского вероучения, <на повествовании>
Библии и предания христианской Церкви, которые
ведут к искуплению человека,
становясь частью его собственной истории, а значит, и основой его самосознания
и существования как личности.{}
> Внимание
к передаче своей истории и вплетении ее в историю общества основывается
на современной идее о том, что почти все наши основополагающие убеждения,
как религиозные, так и светские, уходят корнями в то или иное
повествование, в контексте которого они обретают смысл. В качестве логического
следствия этой идеи представители нарративного богословия выдвигают предположение,
что нравственные разногласия между людьми объясняются конфликтом «разъясняющих
историй».{} Итак, повествование крайне важно для богословия,
утверждают представители нарративного богословия; оно играет ведущую роль
в понимании и осмыслении религиозных убеждений, занимающих центральное
место в богословских исследованиях. По словам Майкла Голдберга, сторонники
этого типа мышления стоя́т на следующей исходной предпосылке:
>
Чтобы иметь основания для разъяснения, исследования и преобразования
глубоко укоренившихся религиозных убеждений, формирующих церковное сообщество,
необходимо принять во внимание те лингвистические структуры, которые, отображая
непредсказуемое взаимодействие людей и событий, составляют источник и основу
этих убеждений.{}
<...>
>
В Средние века и в эпоху протестантской схоластики в Церкви
преобладало единое представление о богословии как о систематическом
изложении истины откровения. Откровение, в свою очередь, рассматривалось
как хранилище истинных суждений. К середине двадцатого века этот подход
полностью утратил свою актуальность. Не только богословы, но и многие
христиане пришли к выводу, что простое цитирование Библии не поможет
нам преодолеть про́пасть между I веком и веком XX. Необходимо
было найти новый способ решения богословской задачи, не обращаясь к пропозициональному
откровению*. Многообещающим направлением
для некоторых в этом смысле оказалось библейское повествование.
>
Родоначальники нарративного богословия не призывали к полному отказу
от традиционной задачи <формулирования> абстрактных пропозициональных
суждений{} (тогда как некоторые их последователи в этом
смысле пошли дальше них самих {Джеймс Макклендон мл., напр.,
противопоставляет повествовательное богословие пропозициональному. См. Biography
as Theology, 188, 197-98.}). Их идея заключалась скорее в том,
что в процессе критических размышлений богословы не вправе забывать
о повествованиях, которые служат источником богословских размышлений. Иными
словами, они подчеркивали, что в центре внимания богословия должны всегда
находиться само повествование и его систематическое осмысление.{}
>
И всё же на этом основании представители нарративного богословия
в своих трудах провозгласили бо́льшую значимость истории, чем учения.
Тем самым они попытались опровергнуть традиционный акцент на учении
как центральном аспекте откровения. Как проницательно заметил Стенли Хауэрвас,
«учение... не развязка истории; оно не содержит в себе ее смысл.
Это всего лишь инструмент, который помогает нам лучше рассказать историю».{}
>
В дополнение, а возможно, и вследствие кризиса в вопросе о природе
богословия, похожая ситуация сложилась и в связи с христианским
самосознанием.{} По мнению представителя нарративного
богословия Джорджа Струпа, одним из симптомов этого кризиса стал умолкнувший
в Церкви голос Писания:
>
Библия уже давно не пользуется прежним авторитетом в христианских
общинах. А там, где она продолжает играть свою традиционную роль, мало
кого интересует решение проблем, актуальных для двадцатого столетия.{}
>
Наряду с упомянутым симптомом мы наблюдаем, как из жизни Церкви
исчезают и другие основополагающие элементы: утрачено ощущение, что верующий
и его община продолжают ту или иную богословскую традицию. Богословие
больше не играет той роли, которую когда-то играло в жизни Церкви.
>
В результате христиане оказались неспособны поставить свою веру в качестве
основы собственного самоопределения, рассуждал Струп.{}
Всё большее число христиан не придают особого значения проявлениям веры
или своему участию в жизни церкви при формулировке личного повествования,
того образа, который они преподносят окружающим людям. Нарративное богословие
возникло отчасти как попытка решения этих проблем.
[ Стенли
Гренц, Роджер Олсон. Из кн. "Богословие и богословы XX века"
/esxatos
(членам клуба); twirpx
(нужна регистрация)/, сс. 408-14, из гл. 9, "Трансцендентность
в рамках повествования. Нарративное богословие" ]
*
"Прозиция" — "суждение". "Пропозициональная модель
откровения" подразумевает, "что Бог открыл себя в ряде пропозиций
или истин, на которые человечество может полностью положиться"
(Don Stewart. What
Is Propositional Revelation?), иначе говоря, что суть Божьего откровения
сводится к определенным доктринам ("учениям"), догматам. См. подробнее:
"Модели
откровения" в: Алистер МакГрат. "Введение в христианское
богословие". – Прим. ред. рассылки.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
Иисус
сказал: "Говорю вам истинную правду: вы плакать будете и скорбеть,
а мир будет радоваться. Вы будете печалиться, но печаль
ваша радостью станет. Рожая, женщина мучится, ибо пришел ее час,
а родив ребенка, забывает о муках, радуясь, что родился в мир
человек. И вы тоже печальны теперь, но Я увижу вас снова –
и сердце ваше наполнится радостью, эту радость у вас никому не
отнять. В тот день вы Меня ни о чём не спро́сите.
Говорю вам истинную правду: если имя Мое призовете, даст
Отец вам всё, что попро́сите!
Говорю вам истинную правду: если имя Мое призовете,
даст Отец вам всё, что попро́сите!
До сих пор вы еще ни о чём не просили, призвав Мое имя. Так проси́те –
полу́чите,
и наполнит вас радость! Я говорил вам об этом иносказаниями,
но час наступает, когда Я скажу об Отце вам открыто, без иносказаний.
И в тот день вы просить Его будете, Мое имя призвав. Не говорю,
что Я буду за вас умолять Отца. Отец ведь сам любит вас,
потому что вы Меня полюбили и поверили, что Я от Бога пришел. Я
пришел от Отца в этот мир и снова мир покидаю и ухожу к Отцу".
"Вот теперь Ты говоришь открыто, без иносказаний, –
говорят Его ученики. – Теперь мы поняли, что Ты всё
знаешь, даже прежде, чем Тебя спросят. Поэтому мы верим,
что Ты от Бога пришел". "Поверили наконец? – сказал
им в ответ Иисус. – Вот наступает час,
он уже наступил, когда вы все по домам разбежитесь,
оставив Меня одного. Но Я не один, потому что Отец
со Мною. Я вам это сказал, чтобы вы обрели во Мне мир.
В мире вас ждут скорби, но вы мужайтесь: Я победил
этот мир!" (Ин.16:19-33 –
вкл. чтение четверга и частично чтение среды)