Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
29-Jun-2022 12:02
=рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
>
В Новом Завете можно увидеть три различных
подхода к государству и земной власти. {Кордочкин Андрей,
прот. Кесарю кесарево? Должен ли христианин быть патриотом? — М., 2019. С. 28}
Или четыре.
> В Евангелии
от Иоанна ставится под вопрос существование власти как таковой —
Пилату лишь кажется, что он имеет власть, а на самом деле он поместил
себя внутрь иллюзиона и никакой настоящей власти у него нет:
{Там же. С. 24.} «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь?
не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить
Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы
не было дано тебе свыше» (Иоан.19:10,11).
> В Евангелии
от Марка и Матфея вторая половина ответа Иисуса про по́дать
кесарю «одновременно вызывающая и провокационная: «дайте Богу то, что принадлежит
Богу». Возникает вопрос: «что же принадлежит кесарю, а что
принадлежит Богу?» Для Иисуса и многих его современников —
евреев всё принадлежит Богу. Что принадлежит Цезарю? Смысл
в том, что ничего!». {Борг Маркус , Кроссан Джон. Последняя
неделя. Хроника последних дней Иисуса в Иерусалиме, 2006.}
>
«Государство есть слепая безличная сила. И если Бог употребляет ее, как Свое
орудие, то Он делает это в том же порядке, в каком Он пользуется
и стихиями мира». {Кассиан (Безобразов), еп. Царство кесаря
перед судом Нового Завета. — М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество
любителей церковной истории, 2001.}
>
Признаю́тся оба царства, но при этом Царство Бога имеет безусловный
приоритет
> В 17-й главе Евангелия
от Матфея Иисус спрашивает: «как тебе кажется, Симон? цари земные с кого
берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак,
сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось
уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот,
найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя».
Иисус скорее делает одолжение, чем выполняет долг. По отношению к предписаниям
земной власти Его ученики именуются свободными; они — дети царя.
{Кордочкин Андрей, прот. <Там же>. С. 22.}
> При этом,
«если Господь и признаёт Его обязанности по отношению к государству,
Он говорит о государстве как о некоей чуждой силе. И ударение
в Его ответе, в полном противоречии с привычным пониманием,
лежит именно на Божием, а не на кесаревом. Господь признаёт
за своими соплеменниками обязанности по отношению к кесарю.
Он готов их подтвердить. Но и только. Чем больше мы вчитываемся
в наш отрывок, тем больше мы чувствуем в нём отчужденность
от государства». {Кассиан (Безобразов), еп. <Там же>.}
>
«В политических категориях, мировоззрение обоих посланий [Послании
Иакова иПослании к евреям] может быть определено,
как глубокий и последовательный аполитизм». {Там же.}
> Власть богоустановлена, но подчинена Богу как слуга
>
В Послании к римлянам
Павел утверждает: <.> «всякая душа да подчиняется
высшим властям. Ибо нет власти, кроме как от Бога, а существующие
поставлены Богом. Поэтому противящийся власти восстал против Божьего установления;
а восставшие навлекут на себя осуждение. Ибо начальники страшны не для доброго
дела, но для злого. Хочешь не бояться власти? Делай доброе и будешь
иметь похвалу от нее. ибо она — Божий слуга, тебе на благо.
Если же делаешь злое, бойся; ибо она не напрасно носит меч, ибо она
Божий слуга, отмститель, карающий гневом делающего злое. Потому нужно подчиняться
не только ради гнева, но и ради совести. Поэтому вы и налоги
плаи́тите: ибо они — служители Божии, постоянно у этого
дела стоя́щие» (Рим.13:1-7, перевод еп. Кассиана)
>
Еп. Кассиан подчеркивает: «с какою осторожностью мы должны пользоваться учением
послания к Римлянам (XIII гл.) для извлечения из него общеобязательного
христианского отношения к государству». «Апостол соглашается признать носителей
власти служителями Божиими, если они неуклонно исполняют все обязанности,
которые на них возложены. Иначе говоря, не всякая власть, не власть,
как таковая, а только та, которая исполняет свое назначение, может быть
рассматриваема, как Божие установление». {<Там же>.}
>В конце I века
слышен голос: «напоминай… повиноваться и покоряться начальству и властям…» (Тит.3:1).
И «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения
за всех человеков, за царей и за всех начальствующих,
дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии
и чистоте» (1Тим.2:1-2). «Будьте покорны всякому человеческому начальству,
для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него
посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих
добро… Всех почитайте, братство люби́те, Бога бойтесь, царя
чтите» (1Пет.2:13-18).
>Как и ап. Павел, христиане
знали во все времена истории Церкви, что государство есть начало
порядка, и что оно, при всех своих несовершенствах, спасает
от худшей опасности безвластия. Апостолы и их ученики, приемля
государство, как явление естественного порядка, и противясь его обожествлению,
ценили государственную действительность их времени по достоинству.
{Там же.}
> Сопротивление власти
Кесаря
>«В новозаветное учение о государственной
власти отчужденность от государства входит не менее существенною чертою,
чем принципиальное признание государства». «В повествовании об искушении —
в одном только Евангелии от Луки — передано слово искусителя
о его власти над царствами вселенной: «Она предана мне, и я,
кому хочу, даю ее» (6:6). Это — уже больше, чем отчужденность
от государства. Это — прямое осуждение государства, как силы,
противостоящей Богу». {Там же.}
> Тайнозритель
в Откровении не отрицает государства, как такового. Но
на исходе I века римская императорская власть потребовала от христиан
религиозного поклонения. Этого поклонения Церковь оказать ей не могла. Царство
кесаря вторгалось в область Божьего. И ответом Церкви могло быть и было
только решительное «нет». Этот ответ запечатлен в Апокалипсисе».
>
«Тайнозритель восстал против тоталитарного принципа современного ему государства.
Последний ответ Нового Завета на поставленный нами вопрос о христианской
ценности государства есть осуждение Римской империи». «В тоталитарном
строе государство становится богом. Под властью греха, тяготеющею над падшим
миром, всякое государство более или менее тоталитарно». «Если всякое государство
в своей сущности тоталитарно, надо думать, что и всякая попытка построить
государство на законе Христовом роковым образом обречена на неудачу».
{Там же.}
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Итак,
тем, кто соединен с Христом Иисусом, теперь не грозит обвинительный
приговор, ведь закон Духа, дающий жизнь в единении с Христом Иисусом,
освободил тебя от закона греха и смерти. То, что было невозможно
для Закона из-за слабости нашей природы, сделал Бог. Послав
Своего собственного Сына, облеченного в тело, подобное греховному человеческому
телу, чтобы покончить с грехом, Он вынес смертный приговор
греху в человеческом теле, чтобы теперь мы могли жить так,
как справедливо требует Закон, потому что мы живем согласно Духу, а
не плотской природе. Кто живет согласно своей плотской природе,
живет устремлениями этой природы; кто живет согласно Духу —
устремлениями Духа. Жить устремлениями собственной природы означает
смерть, Духа — жизнь и мир. Итак, человек, живущий
устремлениями собственной природы, враждебен Богу: он не
подчиняется закону Бога, да и не может ему подчиниться. Люди,
живущие согласно своей природе, не могут понравиться Богу. Но
вы живете устремлениями не собственной природы, а Духа, если в
вас действительно обитает Дух Бога. А у кого нет Духа Христова, тот
не Его. Но если Христос в вас, то хотя тело ваше и смертно
из-за греха, но дух живет благодаря примирению с Богом. И
если Дух Того, кто поднял Христа из мертвых, живет в вас, Тот, кто
поднял Христа из мертвых, оживит и ваши смертные тела Своим
Духом, живущим в вас. Итак, братья, у нас есть долг, но это
не долг перед нашей плотской природой, не долг жить так, как хочет она.
Потому что если вы будете жить согласно собственной природе, то умрете,
а если умертвите Духом греховные дела тела, будете жить.* (Рим.8:1–13/#/)