Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4197 *В Новом Завете можно увидеть 4 различных подхода к государству* 29/VI/22 (ср)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 29-Jun-2022 12:02

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

> В Новом Завете можно увидеть три различных подхода к государству и земной власти. {Кордочкин Андрей, прот. Кесарю кесарево? Должен ли христианин быть патриотом? — М., 2019. С. 28} Или четыре.

  1. > Критическое дистанцирование. Отчужденность отгосударства

> В Евангелии от Иоанна ставится под вопрос существование власти как таковой — Пилату лишь кажется, что он имеет власть, а на самом деле он поместил себя внутрь иллюзиона и никакой настоящей власти у него нет: {Там же. С. 24.} «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Иоан.19:10,11).

> В Евангелии от Марка и Матфея вторая половина ответа Иисуса про по́дать кесарю «одновременно вызывающая и провокационная: «дайте Богу то, что принадлежит Богу». Возникает вопрос: «что же принадлежит кесарю, а что принадлежит Богу?» Для Иисуса и многих его современников — евреев всё принадлежит Богу. Что принадлежит Цезарю? Смысл в том, что ничего!». {Борг Маркус , Кроссан Джон. Последняя неделя. Хроника последних дней Иисуса в Иерусалиме, 2006.}

> «Государство есть слепая безличная сила. И если Бог употребляет ее, как Свое орудие, то Он делает это в том же порядке, в каком Он пользуется и стихиями мира». {Кассиан (Безобразов), еп. Царство кесаря перед судом Нового Завета. — М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2001.}

  1. > Признаю́тся оба царства, но при этом Царство Бога имеет безусловный приоритет

> В 17-й главе Евангелия от Матфея Иисус спрашивает: «как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя». Иисус скорее делает одолжение, чем выполняет долг. По отношению к предписаниям земной власти Его ученики именуются свободными; они — дети царя. {Кордочкин Андрей, прот. <Там же>. С. 22.}

> При этом, «если Господь и признаёт Его обязанности по отношению к государству, Он говорит о государстве как о некоей чуждой силе. И ударение в Его ответе, в полном противоречии с привычным пониманием, лежит именно на Божием, а не на кесаревом. Господь признаёт за своими соплеменниками обязанности по отношению к кесарю. Он готов их подтвердить. Но и только. Чем больше мы вчитываемся в наш отрывок, тем больше мы чувствуем в нём отчужденность от государства». {Кассиан (Безобразов), еп. <Там же>.}

> «В политических категориях, мировоззрение обоих посланий [Послании Иакова иПослании к евреям] может быть определено, как глубокий и последовательный аполитизм». {Там же.}

  1. > Власть богоустановлена, но подчинена Богу как слуга

> В Послании к римлянам Павел утверждает: <.> «всякая душа да подчиняется высшим властям. Ибо нет власти, кроме как от Бога, а существующие поставлены Богом. Поэтому противящийся власти восстал против Божьего установления; а восставшие навлекут на себя осуждение. Ибо начальники страшны не для доброго дела, но для злого. Хочешь не бояться власти? Делай доброе и будешь иметь похвалу от нее. ибо она — Божий слуга, тебе на благо. Если же делаешь злое, бойся; ибо она не напрасно носит меч, ибо она Божий слуга, отмститель, карающий гневом делающего злое. Потому нужно подчиняться не только ради гнева, но и ради совести. Поэтому вы и налоги плаи́тите: ибо они — служители Божии, постоянно у этого дела стоя́щие» (Рим.13:1-7, перевод еп. Кассиана)

> Еп. Кассиан подчеркивает: «с какою осторожностью мы должны пользоваться учением послания к Римлянам (XIII гл.) для извлечения из него общеобязательного христианского отношения к государству». «Апостол соглашается признать носителей власти служителями Божиими, если они неуклонно исполняют все обязанности, которые на них возложены. Иначе говоря, не всякая власть, не власть, как таковая, а только та, которая исполняет свое назначение, может быть рассматриваема, как Божие установление». {<Там же>.}

конце I века слышен голос: «напоминай… повиноваться и покоряться начальству и властям…» (Тит.3:1). И «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим.2:1-2). «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро… Всех почитайте, братство люби́те, Бога бойтесь, царя чтите» (1Пет.2:13-18).

>Как и ап. Павел, христиане знали во все времена истории Церкви, что государство есть начало порядка, и что оно, при всех своих несовершенствах, спасает от худшей опасности безвластия. Апостолы и их ученики, приемля государство, как явление естественного порядка, и противясь его обожествлению, ценили государственную действительность их времени по достоинству. {Там же.}

  1. > Сопротивление власти Кесаря

>«В новозаветное учение о государственной власти отчужденность от государства входит не менее существенною чертою, чем принципиальное признание государства». «В повествовании об искушении — в одном только Евангелии от Луки — передано слово искусителя о его власти над царствами вселенной: «Она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (6:6). Это — уже больше, чем отчужденность от государства. Это — прямое осуждение государства, как силы, противостоящей Богу». {Там же.}

> Тайнозритель в Откровении не отрицает государства, как такового. Но на исходе I века римская императорская власть потребовала от христиан религиозного поклонения. Этого поклонения Церковь оказать ей не могла. Царство кесаря вторгалось в область Божьего. И ответом Церкви могло быть и было только решительное «нет». Этот ответ запечатлен в Апокалипсисе».

> «Тайнозритель восстал против тоталитарного принципа современного ему государства. Последний ответ Нового Завета на поставленный нами вопрос о христианской ценности государства есть осуждение Римской империи». «В тоталитарном строе государство становится богом. Под властью греха, тяготеющею над падшим миром, всякое государство более или менее тоталитарно». «Если всякое государство в своей сущности тоталитарно, надо думать, что и всякая попытка построить государство на законе Христовом роковым образом обречена на неудачу». {Там же.}

протоиерей Александр Усатов. Из кн. "Развитие христианских идей и практик" ]

 

 

см. также:
+++ Александр Храмов: Нет власти не от Бога?..
+++ священник Димитрий Свердлов (+ епископ Кассиан (Безобразов):
     "Царство кесаря перед судом Нового Завета" (+ ссылки)
+++ Валентина Кузнецова: Христианство и власть
    >> Христианство и власть: 2. "нет власти, которая была бы не от Бога"?
+++ игумен Вениамин (Новик): власти от Бога? (+ ссылки)
+++ Олег Сальманов: Христиане, покорность властям и демократия

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Итак, тем, кто соединен с Христом Иисусом,
 теперь не грозит обвинительный приговор,
 ведь закон Духа, дающий жизнь в единении с Христом Иисусом,
 освободил тебя от закона греха и смерти.
 То, что было невозможно для Закона
  из-за слабости нашей природы,
 сделал Бог.
 Послав Своего собственного Сына,
 облеченного в тело, подобное греховному человеческому телу,
 чтобы покончить с грехом,
 Он вынес смертный приговор греху в человеческом теле,
 чтобы теперь мы могли жить так,
  как справедливо требует Закон,
 потому что мы живем согласно Духу, а не плотской природе.
  Кто живет согласно своей плотской природе,
 живет устремлениями этой природы;
 кто живет согласно Духу — устремлениями Духа.
 Жить устремлениями собственной природы означает смерть,
 Духа — жизнь и мир.
 Итак, человек, живущий устремлениями собственной природы,
 враждебен Богу:
 он не подчиняется закону Бога,
  да и не может ему подчиниться.
 Люди, живущие согласно своей природе,
  не могут понравиться Богу.
 Но вы живете устремлениями не собственной природы, а Духа, 
 если в вас действительно обитает Дух Бога.
 А у кого нет Духа Христова, тот не Его.
 Но если Христос в вас,
  то хотя тело ваше и смертно из-за греха,
 но дух живет благодаря примирению с Богом.
 И если Дух Того, кто поднял Христа из мертвых, живет в вас,
 Тот, кто поднял Христа из мертвых,
  оживит и ваши смертные тела
 Своим Духом, живущим в вас.
 Итак, братья, у нас есть долг,
 но это не долг перед нашей плотской природой,
 не долг жить так, как хочет она.
 Потому что если вы будете жить согласно собственной природе, то умрете,
 а если умертвите Духом греховные дела тела, будете жить.* (Рим.8:1–13/#/)

*********************************************

/#/ включает чтение среды..

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4197.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное