Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
02-Jun-2022 12:44
=рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Христос
воскрес!
*
20 мая 2022 г. ст.ст., четверг 6-ой седмицы по Пасхе - ВОЗНЕСЕНИЕ
Господне. литургические чтения: Деян.1:1-12;
Лк.24:36-53.
С
праздником!
>
Вообще говоря, о Вознесении Иисуса Христа нам повествует только один
евангелист – евангелист Лука. Больше мы ни у кого о Вознесении
не читаем. Причем, конечно, о пребывании Иисуса Христа на небе
было известно и задолго до Луки, с самого начала христианства,
о чём свидетельствуют другие тексты Нового Завета. Но вот о само́м
факте в пространстве и во времени, видимом факте Вознесения –
нам рассказывает только Лука, причем делает это из совершенно особых
своих богословских соображений.
> Первоначально, как показывают нам библейские
исследования, факт Воскресения и факт Вознесения не отделялись друг
от друга. То был как бы единый процесс, причем процесс, не носящий
физический характер (мы не можем его измерить в сантиметрах, в метрах
или в секундах, часах), потому что это переход уже из нашего мира
в мир иной, где не действуют ни наши законы, ни наши меры.
Поэтому мы нигде не найдем конкретных описаний Воскресения, никаких свидетелей
мы не знаем. Единственное исключение – это евангелист Лука, и то
он не описывает Воскресение, а описывает уже явления после Воскресения
в течение сорока дней и Вознесение. Причем, как я сказал, он делает
это из своих особых совершенно, богословских соображений. Каких соображений?
>
Следующих. Для раннего христианства была очень характерна вера в то,
что наступил конец света. В этом и Евангелие Иисуса Христа! Помните,
первые Его слова, которые произнес Он во время Своей публичной деятельности (Мк 1:15):
«Исполнился срок, и приблизилось Царствие Божие» (то есть конец света –
уже не царство сатаны, а Царство Божие). «Покайтесь и веруйте в это Евангелие».
Какое Евангелие? То, что исполнился назначенный Богом срок, и вот уже здесь
Царство Божие.
> И, конечно, это Царство Божие подобно горчичному зерну.
Но оно растет, горчичное зерно, и в скором времени оно вырастет
в прекрасное большое дерево. Такие образы мы видим в Евангелиях.
Все первые христиане были глубоко убеждены в том, что скоро уже наступит
конец реальный и окончательный. То есть это горчичное зерно, наконец,
вырастет в большое дерево, и будет Второе Христово пришествие. Этот
мир упразднится, и новый мир возникнет, вот такое чудесное деяние. Об этом
говорил Иисус Христос, и о временах и сроках нам не положено
ни задумываться, ни мечтать, – всё это должно произойти
внезапно, и Христос явится как тать в нощи. Всё это нам известно
из христианского предания.
> Итак, первые христиане очень остро
жили именно этим ожиданием. Но жизнь-то тяжела
была. Это мы сейчас живем в относительном комфорте. Поглядите вокруг себя.
Даже чисто в историческом плане. Вот недавно отмечали годовщину
Победы над фашисткой Германией. Представьте себе, вряд ли кто может из вас,
может быть, только родители, а, может быть, кто-то из своего детства помнит
военные и послевоенные годы, весь тот ужас, который люди переживали…
А на фронте что было! Всякая война – это кошмар. Вот
мы живем (большинство из нас, я не имею в виду тех, кто воевал
в Афганистане, Чечне, в других «горячих точках») в комфорте уже многие
десятилетия – это счастливое время, редкостное время. В истории
вообще никогда такого не было! Ни в одной стране, тем более
в России. И поэтому для нас вот эта острота бедствий, эта близость
какого-то кошмара, смерти, скажем – к нам приходит эта мысль,
но мы гоним ее от себя; большинство не задумывается даже… Даже в Средние
века, во времена Возрождения, скажем, представьте себе жизнь Европы. Я уже
не говорю об античных временах! Жизнь Европы, скажем, в XIV–XV
веке, когда через каждые 5-10 лет случалась чума, которая косила каждые 2/3 населения:
вот утром человек жив, а вечером его уже нет. И всё это поджидало
на каждом шагу: болезнь, голод, страшный голод! Мы такого и не знаем
сейчас! Смерть была всегда рядом, жизнь была ужасна, этот мир казался страшным,
и тем более это было в те далекие времена, в античном мире.
И, конечно, люди, особенно несчастные, бедные люди, задумывались над тем,
когда же, наконец, придет конец этому и наступит царство справедливости,
царство блага и добра, Царство Божие. Ждали. Ждали очень напряженно.
>
Но вот Христа уже нет. Вот образовалась Церковь. Вот проходит
первое поколение, вот проходит второе поколение христиан. Да что ж
такое? А Христос всё не приходит. Всё нет и нет Его. Как это осознать?
Что об этом думать? Ведь все же ждали, а Он всё не приходит.
Это надо было как-то объяснить, как-то переосмыслить вообще все свои представления
об истории, о конце этого света и о Втором Христовом пришествии.
Так постепенно и появляются такие сочинения, как Евангелие от Луки
и Книга Деяний, которые появились где-то в <.>
80-е годы первого столетия, то есть спустя почти полстолетия
после событий Воскресения, Вознесения и Пятидесятницы.
> И целью
Евангелиста Луки было показать, что дело Христа на земле еще не закончено,
и Христос продолжает еще жить на земле, только в другом виде, в другом
образе – в образе Тела Христова, то есть Церкви. Он живет
в Духе Святом, или Духом Святым. Иисус Христос и Его земная жизнь, воплощенного
и вочеловечившегося Сына Божия, закончилась, началась Его небесная жизнь:
воскресение, вознесение, седение Его одесную Отца, как мы и исповедуем в нашем
Символе Веры. И теперь, как Он и обещал, Он послал Духа Своего
Святого на Своих учеников и апостолов, чтобы Дух Святой вселился
в них. Как мы сейчас молились: «Царю Небесный…
прииди, и вселися в ны, и очисти ны…», так Дух Святой сошел
на учеников и апостолов. Ведь смотри́те: как Дух Святой
некогда сошел на Деву Марию, и Она зачала ребёнка Иисуса Христа –
человека, во всём на нас похожего, кроме греха: со всеми болезнями,
со всеми ограничениями человеческой жизни, вплоть до самой смерти. Так же
теперь Дух Святой, по обетованию древних пророков, пророка Иоиля, в частности,
по обетованию Иисуса Христа, сходит на людей. И это как бы
второе уже зачатие, только теперь уже не Христос в Его конкретной
единичности, а Тело Христово как Церковь, которая представляет собой
коллективного Христа. И вот Церковь должна именно как вот такой коллектив,
корпорация (от латинского слова «корпус» – тело), Церковь должна
пройти от самого своего рождения до са́мого конца тот же
путь, какой прошел Иисус Христос. Ну, по-своему, конечно, каждый христианин по-своему
проходит путь от рождения до смерти, со своими несчастиями, со своими
радостями, горестями, со своими ограничениями. Но если он останется
верен до конца, то Тело Христово воскреснет, вознесется, и наступит
Царствие Божие.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Вознёсся
во славе Ты, Христе Боже наш, / и радость подарил ученикам, / обещав
им Святого Духа, / когда они через Твоё благословение уверились, / что
Ты - Сын Божий, Искупитель мира.* (Тропарь праздника, русский
перевод)
* * *
*Однажды,
сидя с учениками за столом, Он повелел им не покидать Иерусалима:
- Ждите обещанного Отцом дара, о котором вы от Меня
слышали. Иоанн омывал водою, а вы вскоре
будете омыты Святым Духом. И вот собравшиеся стали спрашивать Его:
- Господь! Значит, Ты восстановишь теперь Израильское
царство? А Он ответил им: - Не вам знать времена и сроки,
которые установил Своей властью Отец! Но когда сойдет на вас
Святой Дух, вы полу́чите силу и станете
Моими свидетелями в Иерусалиме, и по всей Иудее и Самарии,
и до самых пределов земли. После этих слов Он стал у них на глазах
возноситься на небо. Облако скрыло Его из виду. Но они не
сводили глаз с неба и после того, как Он исчез. И вдруг перед ними предстали
два человека в белых одеждах, они сказали: - Галилеяне! Что
вы вглядываетесь в небо? Этот самый Иисус, взятый от вас на небо,
вернется точно таким же образом, как на ваших
глазах ушел! Тогда ученики с этой горы, которая называлась Масличной,
возвратились в Иерусалим.* (Деян.1:4-12/&/)
*
* *
*Павел, как обычно, пришел к ним и три субботы
подряд объяснял и доказывал им на примерах из Писания, что Помазанник Божий
должен был, после многих страданий, воскреснуть из мертвых. "Иисус, которого
я вам возвещаю, и есть Помазанник", – говорил он". (Деян.17:2-3/#/)
*
* *
*Павел, представ перед Ареопагом,
заговорил: "Афиняне, я вижу по всему, что вы люди в
высшей степени почитающие богов. Когда я ходил и осматривал ваши святыни,
я обнаружил алтарь, на котором написано: "НЕИЗВЕСТНОМУ
БОГУ". Именно этого Бога, которого вы, не зная, уже почитаете,
я возвещаю вам. Бог, создавший мир и всё, что в мире,
Господин неба и земли, не живет в храмах, построенных для Него
руками людей. Он не нуждается ни в чём из того, что могли бы
предоставить Ему человеческие руки. Наоборот, это Он дал всем всё,
в том числе жизнь и дыхание. От одного-единственного человека
Он произвел все народы, чтобы они населили всю землю, заранее
определив для них и точные времена, и границы их обитания.
Он сделал это, чтобы люди искали Бога, чувствуя, что Он совсем
недалеко от каждого из нас, и могли Его найти. "Ведь
в Нём мы живем, и движемся, и существуем". То же самое сказали
и некоторые из ваших поэтов: "Ибо мы все Его род".
И раз мы Божий род, не пристало нам думать, что Бог таков, каким Его
изображают - в золоте, в серебре или в камне - человеческое
искусство по человеческим представлениям. Бог всё это прощал в те времена,
когда о Нём не знали. Но теперь Он повелевает всем людям
везде, где бы они ни жили, раскаяться, потому что Он уже определил
день, когда будет судить вселенную праведным судом, и уже
назначил Человека, который будет судьей. Он дал всем людям доказательство
этого, воскресив Его из мертвых".* (Деян.17:22-31/**/)
*
* *
*Старшие священники и фарисеи
собрались на заседание Совета. — Что нам делать? – говорили
они. – Этот человек совершает много чудес. Если
мы позволим Ему продолжать, все поверят в Него. И тогда придут
римляне и уничтожат и наше святое место, и наш народ. Один
из них, Кайафа, первосвященник того года, сказал им: — Ничего вы не
понимаете! Неужели вам не ясно, что для вас будет лучше,
если один человек умрет за народ, чем если все евреи погибнут?
Это он сказал не от себя: будучи первосвященником того года,
он изрек пророчество, что Иисус умрет за народ, и не только за
этот народ, но и для того, чтобы собрать воедино всех рассеянных
по земле детей Божьих. И с того дня они стали думать, как погубить Иисуса.*
(Ин.11:47-53/##/)
*
* *
*Фарисеи говорили друг другу:
- Видите, мы бессильны что-либо предпринять. Весь народ
пошел за Ним! Среди пришедших на праздник поклониться Богу были и греки.
Они подошли к Филиппу, который был родом из Вифсаиды, что в Галилее,
и обратились к нему с просьбой: - Господин наш, мы хотим увидеть
Иисуса. Филипп идет и говорит об этом Андрею,
а затем они оба, и Андрей, и Филипп, приходят и говорят
Иисусу. Иисус отвечает: - Час настал - Сын
Человеческий облекается в славу Божью! Говорю вам истинную правду:
ПОКА ПШЕНИЧНОЕ ЗЕРНО НЕ УМРЕТ, УПАВ В ЗЕМЛЮ, ОНО
ТАК И ОСТАНЕТСЯ - ОДИНОКИМ ЗЕРНЫШКОМ, А УМРЕТ - ПРИНЕСЕТ БОЛЬШОЙ
УРОЖАЙ. Тот, кому дорога своя жизнь, ее губит,
а кому в этом мире жизнь своя ненавистна, тот для вечной жизни
ее сохранит. Тот, кто Мне служит, пусть идет
за Мной следом! И где Я, будет там и слуга Мой.
И тому, кто Мне служит, честь воздаст Мой Отец.* (Ин.12:19-26/*/)
*
* *
*Иисус сказал: - Совсем
недолго свету осталось быть с вами. Так ходите, пока светло,
чтобы тьма не объяла вас. Ведь тот, кто ходит во
тьме, не знает, куда направляется. А пока еще
светит вам свет, верьте в свет - и станете сынами
света! И, сказав это, Иисус ушел и скрылся от них. Но,
несмотря на то, что Он столько знаков явил перед ними,
в Него не верили. Ибо должны были исполниться
слова пророка Исайи, который сказал: "Господь,
кто поверил тому, что услышал от нас? Кому открылось могущество
Господа?" И они потому были неспособны поверить, что, как
говорит тот же Исайя: "Бог ослепил их глаза / и отупил их
ум, так что глазами не видят, / не понимают умом. А
иначе ко Мне обратились бы - / и Я бы их исцелил". Исайя
сказал так потому, что видел славу Иисуса; он говорил о Нём.
Но даже среди влиятельных людей было немало поверивших в Иисуса,
только они не говорили об этом открыто из-за фарисеев, чтобы
те не отлучили их от синагоги. Славе от Бога они предпочли славу среди
людей. Иисус громко воскликнул: - Тот, кто верит в Меня,
не в Меня, а в Того, кто послал Меня, верит. Тот,
кто видит Меня, видит Того, кто послал Меня.
Я - свет, и в мир Я пришел, чтобы всякий, кто
верит в Меня, не оставался во тьме. А кто слова
Мои слушает, но не исполняет, не Я тому буду судьей;
ведь пришел Я не для того, чтобы мир осудить, - Я пришел для
спасения мира.* (Ин.12:35-47/@/)
*********************************************
/#/
из апост. чтения понедельника.
/##/ из
еванг. чтения понедельника.
/*/ из
еванг. чтения вторника. /**/ частично
содержит апост. чтение вторника. /@/ Из
еванг. чтения среды. /&/ Из
апост. чтения праздника.