Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Театральный вестник"

  Все выпуски  

"Театральный вестник"


Алексей Козлов – глоток вожделенной свободы

 

Что же делать? Остается мне

Выбросить жокея моего,

И бежать, как будто в табуне,

Под седлом, в узде, но без него.

Владимир Высоцкий

 

К сожалению, приходится признать: современный русский репертуарный театр – это место, где через сто пятьдесят лет после отмены крепостного права сохранилось узаконенное рабство. Участь актера – это участь раба, который всецело зависит от воли художественного руководителя, и,  воистину, безмерно счастье, если во главе театра стоит умный, терпимый, воспитанный и порядочный человек. А если наоборот? Если этакий Карабас-Барабас ненавидит все живое за свое голодное деревенское детство, за свою нищую, наполненную унижениями юность, за свою так рано пришедшую старость, наконец? Главная беда в том, что законы для него не писаны. Попробуй кто-то со стороны вмешаться в театральные дела, и актеры, как по мановению, выбегают на идиотский митинг или объявляют коллективную голодовку. А что делать? Они-то люди подневольные. Кто-то с такой долей смиряется, кто-то спивается, но есть единицы, которые находят в себе силы и делают отчаянный рывок на пути к свободе, без которой немыслимо настоящее творчество.

Алексей Козлов покинул совершенно бесперспективный для молодого и талантливого человека Новочеркасск два года тому назад и направился в Москву. Шумная и суетливая, непригодная для нормальной жизни Первопрестольная продолжает оставаться Меккой всех российских театралов. Именно здесь сосредоточены лучшие силы и лучшие умы, именно здесь простой актер может заработать на хлеб, не унижая своего достоинства. Однако далеко не все могут освоиться в столице. Сколько их, амбициозных и дерзких, пританцовывает в подземных переходах под губную гармошку? Но это не самая плохая судьба. Многие заканчивают карьеру суперзвезды на грязных и вонючих рынках. Некоторые попросту исчезают, ведь Москва, наверное, самый опасный из наших городов.

Алексей Козлов не только не исчез и не опустился, он сохранил верность театру, а это было, пожалуй, самым сложным, поскольку соблазнов вокруг, как и возможностей в столице, тьма тьмущая, а природа наделила его уймой талантов. Он мог бы реализовать себя в бизнесе и на производстве, поскольку обладает отменными организаторскими качествами, к тому же техническое образование, полученное в юности, выгодно отличают его от коллег, неспособных решить простого квадратного уравнения. Но вместо того чтобы заняться обычным для Москвы делом – зарабатыванием денег, он ставит, снимает сам и пишет. Алексей устроился в школу искусств, преподавать детям основы актерского мастерства. Надо сказать, неплохо в этом преуспел: его ученики уверенно побеждают на самых разнообразных конкурсах.

В русском театре сегодня, как мне кажется, действуют две силы: забронзовевшие старики, живущие воспоминаниями о былых успехах, и гламурные штукари, за эстетскими выкрутасами и эпатажем пытающиеся спрятать свое умственное и духовное убожество. Алексей Козлов представляет третью, еще не вполне сформировавшуюся силу. Эта сила уже заявляет о себе в национальных театрах наших республик, в многочисленных народных коллективах, о которых брезгливо отзываются неизлечимые снобы, она в словах и поступках настоящих мужчин, которые, несмотря на чинимые им рогатки и препоны, рвутся на Большую Сцену. Когда эти разобщенные и разрозненные люди объединятся, у нашего театра, возможно, появится шанс выйти из затянувшегося системного кризиса. Но это случится после, а пока молчаливые энтузиасты, преодолевая косность, невнимание и непонимание, работают на наше будущее.

Своими ролями, а их более трех десятков, и постановками Алексей Козлов отметился еще в Новочеркасске, а в Москве раскрылся и как профессиональный клипмейкер. Здесь свою роль сыграло одно из немногих положительных качеств нашей столицы. Дело в том, что люди, увлеченные какой-нибудь общей идеей, находят друг друга достаточно легко. Случай свел его с ярким и талантливым певцом – Романом Разумом. Вместе они сделали замечательные видеоклипы, посвященные Олимпийским играм в Сочи и событиям в Южной Осетии. Вместе они запустили проект под названием «Журавли», о котором хочется сказать особо.

В нашем бесполом мире мы в последнее время начали отвыкать от качественного мужского пения. Когда не поддающееся биологической систематизации существо бубнит очередную попсовую белиберду – беды никакой нет. Но существуют песни, ставшие национальным достоянием. Увы, ни «Землянка», ни «Эх, дороги…», ни «День Победы» духовным кастратам не по зубам.

Роман и Алексей решили дать новое звучание всем этим великим песням, по-своему прочувствовать и переосмыслить события семидесятилетней давности, в которых наши деды и прадеды покрыли себя бессмертной славой.

Проект поддержали и одобрили многие видные деятели культуры и искусства. Для Алексея Козлова, как для всякого нормального человека, тема Великой Отечественной войны священна, как священна наша история вообще. Это создает определенные неудобства, поскольку его взгляды кажутся непривычными и архаичными в пресыщенной и развращенной театральной среде. Когда везде и всюду пропагандируется нравственный нигилизм, когда в моду вошла издевательская аббревиатура «ВОВ», отстаивать свои идеалы и убеждения затруднительно. Однако Алексей не унывает, когда уверен в своей правоте, он готов стоять до конца.

В свой первый, тяжелейший год московской жизни Алексей Козлов поставил замечательный спектакль «Отель двух миров» Э.Э. Шмитта, продемонстрировав владение как актерским, так и режиссерским ремеслом. Сейчас на выпуске спектакль «Биография» по сложнейшей драматургии Макса Фриша. Идет создание нового театра для молодых режиссеров, актеров, художников и музыкантов. А впереди – большой Дом профессионального творчества молодежи, работа по которому уже ведется. «Мы профессионалы и будем работать профессионально, мы станем Мастерами, и вам не сделать нас маргиналами! Мы сильней и талантливей!..» - вот ответ Алексея Козлова тем, кто потерял нравственные основы профессии, кто считает театр своим поместьем, ответ и одновременно призыв к молодым и дерзким театралам. И он по-детски счастлив, потому что наивысшее счастье для настоящего художника – это счастье свободного творчества. Он сумел выдавить бациллы рабства из своих жил, он, подобно иноходцу Высоцкого, сбросил ненавистного жокея и уже мог спеть про себя:

Я пришел, а он в хвосте плетется

По камням, по лужам, по росе,

Я впервые не был иноходцем,

Я стремился выиграть, как все.

И он действительно остался в выигрыше, потому что впереди у него длинная творческая жизнь, полная удивительных открытий, вдохновения и любви. Я в это верю.

 

Александр Пряжников,

писатель,

действительный член

Академии наук, культуры,

образования и бизнеса

Кавказа

 


В избранное