Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Театральный вестник"

  Все выпуски  

"Театральный вестник"


Такие разные шуты

Как бы это парадоксально ни звучало, но «Шут Балакирев» всегда являлся спек- таклем театра «Ленком», поставленным режиссёром Марком Захаровым в 2001 году. В 2002 году был записан для телевидения с первым составом исполнителей.

«Шут Балакирев» - последняя пьеса Григория Израилевича Горина. Как рассказывает сам Марк Захаров, работу над пьесой драматург закончил за несколько часов до смерти, премьеры спектакля он не увидел. На программке «Шут Балакирев» Марк Захаров поместил обращение к любимому драматургу, с которым он сотрудничал на протяжении всех лет своей работы в «Ленкоме»: «Я старался работать так, как мы сочиняли спектакли по его пьесам… - методом весёлых импровизаций, проб, ошибок, но и счастливых обретений… И если наш Балакирев будет не всегда таким, каким он тебе виделся, сделай так, как умел делать только ты, - прости весело и великодушно».

Герой пьесы, Иван Александрович Балакирев, реальное историческое лицо, дворянин. Он был доверенным слугой Петра I и Екатерины и придворным шутом, оказался посвящён во взаимоотношения императрицы с камергером Виллимом Монсом, был арестован по делу Монса и сослан в Рогервик. Легенда превратила его, не без участия К.А. Полевого, издавшего в 1839 году «Собрание анекдотов Балакирева», в шута-

острослова, имевшего смелость высказывать императору то, о чём другие предпочитали молчать.

И вот уже около пятнадцати лет «Шут Балакирев» не сходит со сцены театра «Ленком», как, впрочем, и других театров. С большим успехом его играют в Русском драматическом театре Литвы, Приморском академическом краевом драматическом театре им. М. Горького - старейшем театре города Владивостока, театре В.Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, в Могилевском областном драматическом театре и многих других.

Мне, к счастью, довелось видеть это бессмертное произведение в разных постановках, и в театре В.Ф. Комиссаржевской, где роль Петра Алексеевича исполнил Геннадий Богачев. И в театре «Ленком», в первом составе, где роль Меньшикова блестяще исполнил Николай Петрович Караченцов, а Петра I – Олег Иванович Янковский, в роли графа Ягужинского — Александр Збруев, Екатерины — Александра Захарова. Увы, после трагической аварии с Н. Караченцовым и его уходом из театра было принято решение, что Меньшикова сыграет артист Виктор Раков, и спектакль зажил своей другой жизнью. С уходом великого русского актера Олега Ивановича Янковского театр осиротел, но нельзя было бросать на произвол судьбы спектакль, который так любит зритель. Роль Петра I доверили Александру Лазареву, который до этого играл камергера Монса и знал все произведение наизусть! Я побывал на премьере спектакля и в новом составе, и это было блестяще! Всё к месту, всё так, как должно быть в театре «Ленком» - на высшем уровне актерского мастерства.

И вот спустя время я побывал в Ростовском драматическом театре им. М. Горького. Интересно, что

зрителю предложат на этот раз актеры в непростой пьесе Г.Горина, которая всегда вызывала довольно противоречивые и неоднозначные отзывы критиков. Режиссер-постановщик этой трагикомедии в двух частях Николай Евгеньевич Сорокин, Мастер с большой буквы настоящего русского театра. Так вышло, что я был на прощальном показе, который состоялся в день рождения Николая Сорокина, так рано ушедшего от нас. В начале спектакля произнесена вступительная речь, было сказано много душевных и трогательных слов и о самом спектакле, и о его режиссёре, подмечено, что на сцене сегодня играют «брильянты» труппы театра, так их сам называл Николай Евгеньевич.

И вот в зале меркнет свет, в бой вступает сила искусства… С первых мгновений меня поразила музыкальная сопровождающая этого спектакля, композитор Олег Коваленко как-то очень точно и пронзительно четко с первых нот передал всю атмосферу последних петровских дней. На сцене появляется главный герой Иван Балакирев, признаться честно, я видел много разных актеров исполняющих эту роль, и она непростая: как начнешь, зажжешь, так всё и пойдет, и от этого никуда не деться, такие правила диктует бессмертный текст Григория Горина. В театре «Ленком», к примеру, в первом составе Ивана Балакирева играл Сергей Фролов, а во втором – Дмитрий Волков, и я вам признаюсь, это было что-то! И тут меня внутри берет за живое - ну, а какой Ванька здесь? Как Николай Сорокин нашел своего Ваньку, и нашел ли он его?. И я вам отвечу - «да!» Потрясающая, не побоюсь этого слова, актерская игра Артема Шкрабака делает этот спектакль незабываемым. Артем Шкрабак сумел передать всю сущность персонажа, которая так характерно выражена у Горина. Как нам известно, далее по ходу пьесы появляются знатные особы. Первым всплывает князь Меньшиков в исполнении Сергея Власова, про эту фигуру в истории России можно говорить часами. Власов смог нам преподнести свое

виденье этого образа, одарив его искрометным юмором и обаятельной улыбкой, князь Меньшиков получился на загляденье. Далее взгляду зрителя открывается шутовская команда при дворе Петра, эти малые все как на подбор, глаз не оторвать. Актеры не просто живут в образах Лакоста, Педрило, Ушастика, они по-настоящему наслаждаются своим положением на сцене. Им не хочется терять ни минуты, ведь побыть в роли придворных шутов, задача непростая, и здесь нельзя мешкать или выходить из образа, и парням это удается до самого конца спектакля. Хочется отметить один из моих самых любимых образов в этой пьесе, яркий и выразительный персонаж - Шапский, обер-шут, которого сыграл Сергей Витченко. Все настолько мастерски и интересно сыграно, что я с замиранием сердца следил за игрой актера, как же ему удобно и комфортно было примерить на себя этот образ, как же он купается в маленькой славе своего героя. Спасибо вам, Сергей, за отличную игру!

Пересказывать всю пьесу я не буду, да и ни к чему описывать все появления героев в хронологическом порядке, ухвачусь лишь за свежие воспоминания и эмоции, полученные от игры актеров и самой постановки Мастера.

Обер-прокурор граф Ягужинский – персонаж непростой. В пьесе у Горина он, возможно, самый загадочный с точки зрения актерской игры. Его можно сыграть как угодно, в отличие от князя Меньшикова или Петра I, придумывать походку и манеру речи, поведение. К примеру, в «Ленкоме» в этой роли был Александр Збруев, он придумал свою манеру подачи текста, изменяя и коверкая свой голос. Здесь же перед нами во всей красе предстает Юрий Добринский, и вот он тот Ягужинский, который, как нам кажется, сошел со страниц

истории. Иногда ловишь себя на мысли, что обер-прокурор был именно таким человеком, каким мы его видим в исполнении Добринского, что он везде появлялся в черных перчатках, чтобы рук не замарать, так как считал себя выше других и выше государя!

Играть роль персон такого уровня – задача не из простых: как актер подаст, так зритель и

воспримет тот или иной исторический персонаж. А не редкий зритель впитает как губка виденье этого персонажа конкретным актером и уже будет точно знать, что настоящего Петра I он увидел в исполнении заслуженного артиста России Сергея Галкина, в постановке Н.Е. Сорокина. Здесь у меня свое отношение к Петру I, к этой фигуре в истории России я отношусь особенно трепетно. Сергей Галкин смог передать всю силу и мощь государя, показал последние непростые дни жизни Петра, он видит его не только тираном и властным правителем, но и любящим мужем, чутким человеком. Радует, что Петр по-настоящему закуривает трубку, из подобных мелочей складывается образ, это те нюансы, которые нельзя упустить, и актеру и режиссеру это удалось. Интересно показана и загробная жизнь Петра на том свете, хочется отметить декорации, они просты, ненавязчивы, но в тоже время передают атмосферу и настроение каждой сцены. Стулья, на которых сидят Петр I и Екатерина радуют глаз, весь реквизит подобран не только с исторической точностью, но и с каким-то внутренним благородным вкусом.

На протяжении пьесы мы видим, как меняются герои и их характеры, это связано с тем, что после смерти царя приходит другое настроение и другая, послепетровская эпоха. В этой постановке Екатерина в исполнении народной артистки России Натальи Гординской показана сильной и мудрой женщиной, а не истеричной безумной стервой, она – любящая подруга государева, знающая и понимающая его как никто другой. И оттого становится ещё горше, когда уходит Петр, оставляя дворец в звенящей тишине. Игра Натальи Гординской выше всяческих

похвал.

В постановке представлено созвездие блестящих актрис. Да что там говорить? Надо только видеть, как тонко играет народная артистка России Татьяна Шкрабак свою Анисию Кирилловну Балакиреву, мать Ивана, ничего лишнего, персонаж как будто вписан в актрису. Дуня проста, добра и наивна в исполнении актрисы Кристины Гаврюковой, и в эти минуты мы не представляем себе другой Дуни. Мать Дуни, Дарья Степановна Бурыкина, ее роль которой исполнила актриса Ольга Вицман. На протяжении всего действа начинаешь находить сходства между матерью и дочерью, а значит, актеры смогли передать что-то заветное, свое тайное и настоящее.

В этой пьесе нет ни больших, ни маленьких ролей, все персонажи важны и у Сорокина, они все на своих местах. Вице-канцлер Пётр Шафиров - слегка нервный и крикливый крупный мужчина, а как иначе быть на таком ответственном посту при Петре, а потом и при Екатерине, эта работенка не из легких, и с ней удачно справился Виталий Соколовский, заслуженный артист России. Соколовский - настоящий Шафиров!

Отдельное спасибо художнику по костюмам Н. Пальшковой, ею проделан колоссальный труд. Спектакль мастерски проведен осветителями, художники по свету заслуживают не меньших аплодисментов, чем артисты. Монтировочная бригада в очередной раз доказала нам всем, что они – сердце театра, они в одной связке с актерами, гримерами, осветителями. Их труд очень важен и заметен, они смогли создать настоящую историю

о любви и предательстве, гордости и тщеславии.

Спектакль «Шут Балакирев» в постановке Николая Сорокина по праву является бесценным вкладом в развитие русского театра, и золотом Ростовского театра драмы им. М. Горького. И кто знает, может быть, спектакль когда-то вернется на подмостки театра, ну а пока что это был заключительный показ.

Всем спасибо… Зритель уходит из зала, а в душе легкая грусть.

Дмитрий Соловьев


В избранное