Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мировая мифология.

  Все выпуски  

Мировая мифология. Мифы Древнего Междуречья 3.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Мифы Древнего Междуречья 3.

 

Сказание об Адапе (акк.).

Адапа – рыбак и мудрец поломал крылья Южному ветру, когда тот напал на него. Ветер пожаловался Ану и верховный бог призвал Адапу для разбирательства. Эа дал мудрецу совет облачиться в траур и ничего не есть у небесного бога.

Встретив на небесах Думмузи и Гишзиду, Адапа сказал, что одел траур ради них. Растроганные боги заступились за него перед Ану. Небесный бог предложил Адапе пищу и воду жизни, Тот, наученный Эа и полагавший, что это смерть, отказался. Так Адапа остался смертным и вернулся на землю

Эпос о Гильгамеше.

Люди Урука жалуются богам на их своенравного владыку, могучего Гильгамеша, заставляющего граждан работать на строительстве городских стен и отбирающего у них женщин.

Боги создают дикого человека Энкиду, способного противостоять герою.

Энкиду сперва живет в степи со зверями, спасая и от охотников. Гильгамеша посещает видение, обещающее ему друга. Узнав об Энкиду, правитель Урука посылает к тому блудницу Шамхат. Гильгамеш надеется, что если ей удастся соблазнить дикого человека, звери его покинут. Блудница приводит Энкиду в Урук, где происходит его поединок с Гильгамешем. Но ни один не может одолеть другого, и это делает их друзьями.

Гилькамеш и Энкиду совершают поход в Ливан. Там они встречают чудовище Хумбабу, окруженное семью магическими оболочками. Но герои рубят кедры, и с каждым ударом топора чудовище лишается своих оболочек и, в конце концов, погибает. Гильгамеш и Энкиду возвращаются с победой.

Иштар предлагает царю Урука свою любовь, но тот гневно отвергает богиню, напоминая о погубленных ею любовниках и мужьях (одного из которых, садовника Ишуланну она превратила в паука).

(Возможно, справедливо истолкование этого сюжета Томасом Манном в романе "Иосиф и его братья". Манн полагает, что прямые домогательства Иштар Гильгамеш расценил как оскорбление его мужественности (ролевая инверсия).

Оскорбленная Иштар насылает на Урук чудовищного быка, от дыхания которого раскалывается земля (триста мужей упали в яму). Однако Гильгамеш вместе с Энкиду убивают быка.

Ночью царю Урука опять снится вещий сон. Он видит совет богов, где Иштар требует его смерти. Но Шамаш, бог солнца, защищает героя. Тогда боги решают покарать Энкиду.

Энкиду тяжело заболевает и умирает. Потрясенный смертью друга, Гильгамеш решает найти бессмертие и отправляется странствовать. Он проходит сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, сражает львов, встречает супружескую пару людей-скорпионов (стражей), посещает чудесный сад и переправляется на ладье через воды смерти на остров блаженных, где живут Ут-Напишти и его жена – единственные люди, которым было дано бессмертие (возможно, Ут-Напишти и Атрахасис – одно и то же лицо). Мудрец рассказывает Гильгамешу о потопе и о том, как проходил совет богов, присудивший ему вечную жизнь. Но ради царя Урука совет богов второй раз не соберется.

Жалей героя, жена Ут-Напишти уговаривает супруга открыть тайну цветка вечной молодости. К несчастью, на обратном пути, когда Гильгамеш купался, цветок похитила змея, и сразу же сбросив кожу, помолодела.

Вернувшись в родной Урук, герой увидел, как вокруг города вырастают возводимые по его приказу стены. Гильгамеш осознал, что бессмертие человека – в делах его.

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное