Многоцветный мост Биврест, ведущий в Асгард,
служит персонификацией радуги. В иранской мифологии ему можно
найти соответствие: многолучевой мост Чинват, ведущий в загробный мир. Поединок Тора с Ермунгандом
относится к типу битвы громовержца со змеем, который В.Н. Топоров назвал
"основным мифом" индоевропейцев. Эквивалент ему мы
видим у славян,индийцев /Индра и Вритра/, греков /Зевс и Тифон/; а
также хеттов, армян и т.д.
Гарм является дублером Фенрира. Двойные псы ада часто ветле
чаются в индоевропейских мифологических
системах: Цербер и Орф /в греческой/;
четырехглазые Шарбары /в индийской/; две собаки, охранявшие мост Чинват /в иранской/.
…Так сказано о том в «Прорицании вельвы»:
Хеймдаль трубит, поднял он
рог,
с черепом Мимира
Один беседует.
Трепещет Иггдрасиль,
Ясень высокий, гудит древний
ствол,
турс вырывается…
…Хрюм едет с востока,
щитом заслоняясь;
Ермунганд гневно поворотился;
Змей бьет о волны,
клекочет орел,
павших терзает;
Нагльфар плывет.
С востока в ладье
Муспелля люди
Плывут по волнам,
А Локки правит;
Едут с Волком
Сыны великанов,
в ладье с ними брат
Бюлейста едет.
Сурт едет с юга
с губящим ветви,
солнце блестит
на мечах богов;
рушатся горы,
мрут великанши,
в Хель идут люди,
Расколото небо…
…Но вслед за тем выступает Видар и становится
ногою Волку на нижнюю челюсьб. На той ноге у него башмак, веки вечные собирался
он по куску… Рукою Видар хватает Волка за верхнюю челюсть и разрывает ему
пасть. Тут приходит Волку конец. Локки сражается с Хеймдаллем, и они убивают
друг друга. Тогда Сурт мечет огонь на землю и сжигает весь мир…
…Сын тут приходит
Отца Побед,
Видар для боя
со зверем трупным;
меч он вонзает,
мстя за отца, -
в сердце разит он
Xведрунга
сына,
Тут славный приходит
Хлодюн потомок,
со змеем идет
биться сын Одина,
в гневе разит
Мидгарда страж,
все люди должны
с жизнью расстаться.
Солнце померкло,
земля тонет в море
срываются с неба
светлые звезды,
пламя бушует питателя жизни
жар нестерпимый
до неба доходит.
... Что же будет потом... ?
... Поднимется из моря земля, зеленая и
прекрасная. Поля незасеянные покроютсявсходами. Живы Видал и Вали, ибо не погубили их море и
пламя Сурта.Они селятся на Идавелль - поле, где прежде был Асгард, Туда приходят и сыновья Тора - Моди
/"смелый"/ и Магни /"сильный"/ и приносят с собой молот Мьелльнир. Вскоре
возвращаются из Хель Бальдр с Хедом. Все сходятся рядом и ведут
разговор, вспоминая свои тайны
и беседуя о минувших событиях, о Мировом
Змее и о Фенрире Волке. Находят они в траве золотые тавлей,
которыми владели асы ...
Многие кеннинги посвящались богам.Они отражали
характерные черты асов и ванов,эпизоды мифической"биографии"и
родственные связи. Вот примеры кеннингов:
-Одина /"бог павших","друг Мимира","противник Волка","ас воронов/ -Тора:/ "сын
Одина и Земли","недруг мирового
змея","сокрушитель черепа Хрунгнира"/.
А в тоще Ходдмимир от пламени Сурта укрылись
два человека - Лив /"Жизнь"/ и Ливтрасир /"Пышущий жизнью"/.
Утренняя роса служит им едою. И от них-то пойдет столь великое
потомство, что заселит оно весь мир…