Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мировая мифология.

  Все выпуски  

Мировая мифология. Бундахишн 2


Бундахишн.

 

По книге: Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Издание подготовлено О.М. Чунаковой. — М.: Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 1997. (Памятники письменности Востока. CXIV).

 

Гл. IV О единосотворенном быке

И он говорит также, что, когда умер единосотворенный бык, он оказался по правую руку, а когда умер Гайомард, он таким же образом (оказался) слева, по левую руку (от Ормазда). Гошурван, как душа единосотворенного быка, вышел из его тела, встал перед быком и заголосил перед Ормаздом так, как если бы разом закричали тысяча человек: «На (кого) ты оставил руководство творениями, что несчастья обрушились на землю и растения засохли? Где тот человек, о котором ты сказал: "Я создам (человека), чтобы он проповедовал заботу (о вас)"?» И сказал Ормазд: «Ты болен, о Гошурван, болезнью, которую принес Злой дух. Если бы было возможно в это время сотворить на земле человека, то Злой дух не был бы таким жестоким». Гошурван отправился к стоянке звезд и также проголосил (там), к стоянке луны и также проголосил (там), а (затем) к стоянке солнца. И тогда (Ормазд) показал фраваши Зардушта (и сказал)

«Я создам для мира (того), кто будет проповедовать заботу (о вас)». Обрадовался дух Гошурвана и согласился: «Я вскормлю творения», — так как он опять одобрил сотворение мира на земле. 

Гл. V О семи планетах

Семь полководцев планет явились семи полководцам звезд: так, планета Тир (явилась) Тиштару, планета Бахрам — Хафторингу, планета Ормазд — Вананду, планета Анахид — Садвесу, планета Кеван — Полярной звезде, Гозихр и разбойничья хвостатая (комета) Мушпери — солнцу, луне и звездам. Солнце прицепило Мушпери к своей колеснице с тем <условием>, чтобы она могла причинить меньше вреда. О горе Албурз  известно, что она (располагается) вокруг мира, гора Тирак — в его центре. Вращение солнца подобно короне вокруг мира. В чистоте, над горой Албурз, оно обращается ("возвращается") вокруг Тирака. Как он говорит: «Тирак Албурза, за который возвращаются мои солнце, луна и звезды». Так как на Албурзе имеется сто восемьдесят окон на востоке и сто восемьдесят на западе, солнце каждый день выходит из одного окна и заходит в другое, и все связи и движение луны и звезд (зависят) от этого. Каждый день (солнце) освещает три с половиной кешвара.

Как это видно ("глазу"), каждый год дважды день и ночь равны, поскольку в первоначальной (битве), когда (солнце) вышло из первой (звезды) дома (Овна), день и ночь были равны, это было во время весны. Когда (солнце) достигает первой (звезды) дома Рака, время (дня) наибольшее, (это) начало лета. Когда (солнце) достигает первой звезды дома Весов, день и ночь равны, (это) начало осени. Когда (солнце) достигает (первой звезды) дома Козерога, ночь больше, (это) начало зимы, а когда оно достигает Овна, ночь и день опять равны. Так что (с того времени), когда оно выходит из Овна, до того, как оно вернется в Овен, за триста шестьдесят дней и пять дней дополнительных оно входит и выходит через те же окна. (Эти) окна не названы, потому что, если бы они были названы, дэвы узнали бы тайну и могли бы причинить вред. От того места, откуда солнце восходит в самый длинный день, до (места, где) оно восходит в самый короткий день, — восточный кешвар Савах. От того места, откуда оно восходит в самый короткий день, до (места, где) оно заходит в самый короткий день, - южная область, кешвары Фрададафш и Видадафш. От того места, где (солнце) заходит в самый короткий день, до (места, где) оно заходит в самый длинный день, — западный кешвар, Арзах. От того места, где оно (восходит) в самый длинный день, (до места, где) оно заходит (в самый короткий день), — северные кешвары Ворубаршт и Ворузаршт. Когда солнце поднимается, (его свет) достигает кешваров Савах, Фрададафш, Видадафш и половину Хванираса. а когда заходит по ту сторону Тирака, то освещает кешвары Арзах, Ворубаршт, Ворузаршт и половину Хванираса. Когда здесь день, там ночь.

Гл. VI О битве созданий мира с противником
 (о битве Злого духа с созданиями Ормазда)

О битве созданий мира с противником - Злым духом  он говорит в Авесте, что Злой дух, когда он обрушился (на землю) и увидел победу богов и свою силу, захотел удрать. Дух неба сам подобен одному из воинов, который надел доспехи, и он устроил встречу неба со Злым духом и сражался с ним до тех пор, пока Ормазд не построил крепость прочнее неба перед небом и вокруг (него). И фраваши воинов и души героев на конях с копьями в руках (встали) вокруг неба, как волосы на голове, наподобие тех, кто охраняет сторожевую крепость. И не нашел дороги Злой дух, чтобы убраться прочь.

И увидел он гибель дэвов и свое бессилие, как Ормазд (увидел) свою конечную победу и воскрешение навсегда и навечно. 

Гл. VII О битве Злого духа с водой

А вторую битву (Злой дух) учинил с водой, потому что, когда звезда Тиштар (была) в (созвездии) Рака, вода протекала в (лунном) доме,  который называют Азарак. В тот самый день, когда напал Враг, (Тиштар) опять появился вечером со стороны запада. Так как каждый месяц (имеет) свое созвездие, и месяц Тир (является) четвертым месяцем года, а Рак — четвертым созвездием, (начиная) с Овна, то (Тиру) (принадлежит) Рак, в котором оказался Тиштар и обнаружил способность проливать дождь. И он принес воду наверх при помощи силы ветра, а помощники Тиштара — Вахман и божество Хом — согласно установленному порядку, (находятся) под покровительством божества Бурз и праведных фраваши. Тиштар принял три образа: образ человека, образ коня и образ быка. Он сиял тридцать дней и ночей, и в каждом (образе) десять дней и ночей он проливал дождь, потому астрологи говорят: «Каждая звезда имеет три образа». Каждая капля этого дождя стала такой большой, как сосуд, и по всей земле вода поднялась в человеческий рост, и вредные твари на земле все были побиты тем дождем и уползли в щели земли. Затем дух ветра, чтобы (ветер) не оказался смешанным, заставляет ветер двигаться в воздухе, подобно тому, как душа движется в теле. И он смел всю воду и отнес (ее) на край земли, и из нее образовалось море Фрахвкард

Мертвые вредные твари оказались в земле, и их яд и зловоние смешались с нею. Чтобы удалить из земли отраву, Тиштар опустился в море в образе белого коня с длинным хвостом. Тогда навстречу (ему) вышел демон Апош, подобно коню с черным коротким  хвостом. (и) отбежал от него Тиштар на (расстояние) в один фрасанг, потому что погнало (его) беспокойство. И он попросил у Ормазда победы, и Ормазд дал ему силу и мощь. Как он говорит, в тот же миг Ормазд дал Тиштару силу десяти коней, десяти верблюдов, десяти быков, десяти гор и десяти рек, и отбежал от него дэв Апош на (расстояние) в один фрасанг из страха (перед его) силой: вот почему говорят о стреле, (пущенной?) (силой) Тиштара. Затем облаком и луной — как хумом, так называют сосуд — орудие для этого дела, — (Тиштар) захватил воду и заставил (ее) проливаться дождем с огромной силой каплями (размером) с голову быка, с голову человека, величиной с кулак, величиной с ладонь, большими и маленькими. Во время <устройства> этого дождя сразились Аспенджаргак и дэв Апош, и вышел огонь Вазишт, и от тяжелейшего удара его палицы (дэв Аспенджаргак) громко закричал, и потому теперь, во время битвы с устроителем дождя появляются гром и молния. И таким образом (десять) дней и ночей (Тиштар) проливал дождь, и те отрава и яд вредных тварей, что были в земле, все смешались с водой, и вода стала соленой, потому что в земле осталось (некоторое количество) семени тех вредных тварей, (что) они всегда накапливают. Затем таким же образом до истечения трех дней ветер задержал воду в разных областях земли, и от этого образовалось три больших моря и двадцать три малых, и появилось два морских источника: одно — озеро Чичаст, другое — Собар, истоки которых связаны с (морским) источником. А на севере (ветер) заставил течь две реки: одна потекла на восток, другая — на запад, это реки Хетменд и Вехруд. Как он говорит: «Заставь течь воду (этих рек) и направь их (по руслу) глубиной с ангошт, (о Ормазд)!» Обе эти реки, огибая земные возвышенности, опять смешиваются с водой моря Фрахвкард. Когда текут эти две реки, из того же источника в них впадают восемнадцать судоходных рек, а <затем> другие воды вытекают из этих судоходных (рек), и все они опять текут в реки Арак и Вехруд, так что от них - процветание мира. 

Гл. VIII О битве Злого духа (с землей)  

(Когда Злой дух) набросился на землю, она задрожала, и горное вещество образовалось в земле. Сначала появилась ("была определена") гора Албурз, затем другие горы в центре земли. <Так как> Когда росла (гора) Албурз, все горы остановились в росте, поскольку все они росли из корня Албурз. К тому времени они поднялись из земли подобно дереву, что выросло до облаков, а корень его пророс вниз. Корни (этих гор) так проникли один в другой, что оказались связанными, и из-за этого сильное сотрясение (земли невозможно). Он говорит, что горные воды прорвали земляную плотину у выхода вод в горах и корни гор снизу <высоко> вверх, чтобы течь по ним, так как корни деревьев пронизывают землю подобно крови в сосудах человека, которая дает силу всему телу. В общей сложности, за исключением (горы) Албурз, все горы выросли из земли за восемнадцать лет, и от них защита и польза людям. 

Гл. IX О битве Злого духа с растениями

(Злой дух) учинил битву с растениями, так  что они засохли. Амахраспанд Амордад как собственник растений размельчил их и смешал с водой, (которую) захватил Тиштар, и Тиштар пролил эту воду дождем по всей земле.

И по всей земле выросли растения, как волосы на голове человека. Десять тысяч их выросло одного основного вида для предотвращения десяти тысяч видов болезней, которые насоздавал для творений Злой дух. Из этих десяти тысяч растений выросло сто двадцать тысяч видов растений, и из этих же семян растений сотворено дерево всех семян. Оно выросло в море Фрахвкард, из него ("из которого") произрастают семена всех видов растений. Рядом с этим деревом всех семян сотворено дерево Гокирн для предотвращения задыхающейся  старости, и от него исходила ("была") полная защита мира. 

Гл. X О битве Злого духа с быком

О битве, учиненной (Злым духом) с единосотворенным быком. Когда бык умер, из каждого его члена, благодаря его растительной сущности, выросло из земли пятьдесят пять видов зерновых и двенадцать видов лекарственных растений, и их свет и сила были из семени быка. Это семя прошло стоянку луны, было очищено ее светом, подготовлено всеми способами и дало жизнь телу. Из него ("оттуда") вышли два (животных), бык и корова, а затем на земле появилось двести восемьдесят два вида каждого (из них). Место обитания птиц — в воздухе, а рыб — в воде.  

 

Тексты по истории, мифологии и культуре Греции.


В избранное