Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мировая мифология.

  Все выпуски  

Мировая мифология.


Бундахишн.

 

По книге: Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Издание подготовлено О.М. Чунаковой. — М.: Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 1997. (Памятники письменности Востока. CXIV).

http://avesta.isatr.org/pehlev/Bundahishn05.htm

 

Глава XI

О свойствах земли

(О) свойствах земли он говорит в Авесте, что (есть) тридцать три вида земли. В день, когда Тиштар пролил дождь и когда от этого появились моря, вся местность, наполовину залитая водой, разделилась на семь частей. Часть, равная половине (всей местности), — центр, а шесть частей — вокруг. Эти шесть частей равны Хванирасу, их назвали (“кешвар”), и они расположены бок о бок: так, часть, которая в восточной стороне от (Хванираса), — кешвар Савах, в западной — кешвар Арзах, в южной две части, кешвары Фрададафш и Видадафш, в северной две части, кешвары Ворубаршт и Ворузаршт, а тот, что центральный, — Хванирас. В Хванирасе есть море, так как его окружает часть моря Фрахвкард. Из Ворубаршта и Ворузаршта выросла высокая гора, так что никто не может пройти из кешвара в кешвар. Из этих семи кешваров больше всего всякого блага сотворено в Хванирасе, и Злой дух наделал больше всего (вреда) для Хванираса из-за опасности, которую он видел в нем, потому что Каяниды и герои были созданы в Хванирасе и добрая вера маздаяснийская была создана в Хванирасе, а потом она была перенесена в другие кешвары. В Хванирасе родился Сошйанс, который ослабит Злого духа и вызовет воскрешение и телесное воплощение.

Глава XII

О свойствах гор

О свойствах гор он говорит в Авесте, что сначала выросли горы за восемнадцать лет, а (гора) Албурз росла на протяжении восьмисот лет: двести лет (она росла) до стоянки звезд, двести — до стоянки луны, двести — до стоянки солнца, двести — до (стоянки) бесконечного света, тогда как другие горы, числом две тысячи двести сорок четыре, выросли из (горы) Албурз. (Среди них) имеется высокая гора Хугар, Тирак, Албурз, Чикат-Даити, гряда Арезур, гора Хусандом, гора Апарсин, которую называют горой Парса, Заридаз, которая является горой Мануш, гора Агарз, гора Каф, гора Вадгис, гора Хошдастар, гора Арезурбум, гора Роишноманд, гора Падишхваргар, что самая большая в Хварис, гора, которую называют Чин, гора Реванд, гора Дарспед, гора Бакир, гора Васшекафт, гора Сиякоманд, гора Вафр(оманд), гора Спендияд и Кондрасп, гора Аснаванд, <Кондрасп> гора Диздах, гора среди тех, что в Кангдизе, о которых говорят, что они суть спокойствие и радость доброго творца, и (другие) малые горы. Я назову их второй раз: гора Албурз окружает эту землю и связана с небом. Что касается Тирака (горы) Албурз — это та (гора), через которую проходят звезды, луна и солнце, и через нее они возвращаются. Высокая (гора) Хугар — та, с которой, с высоты, (равной росту) тысячи человек, устремляются вниз воды Ардвисура. Гора Хусандом — та, что из блестящего металла — небесного вещества, — в середине моря Фрахвкард, в которое вливается вода с (горы) Хугар. (Гора) Чикат-Даити - это та, что в центре мира, высотой, (равной росту) ста человек, на которой стоит мост Чинвар, и на том месте предъявляют счет душам. <Гора Албурз> Вершина гряды Арезур (находится) у ворот ада, где всегда пристраиваются дэвы. И еще он говорит: “Не считая Албурз, Апарсин — гора наибольшая”. Гору Апарсин называют горой Парса, и начало ее в Систане, а конец — в Хузистане. Гора Мануш — гора, на которой родился Манушчихр. Другие горы в большинстве выросли из этих (гор). И как он говорит: “Земли процветающие (?) располагаются большей частью вокруг (этих) гор”. Гора Агарз — на середине (пути) из Хамадана в Хварезм, и она выросла из горы Апарсин. Гора (Мануш), что на востоке, (находится) на границе с Туркестаном и также связана с Апарсин. Гора Каф выросла из той же горы. Гора Хошдастар (находится) в Систане, гора Арезур — та, что (находится) в области Рума. Гора Падишхваргар — та, что в Табаристане и в области Гилян. Гора Реванд (находится) в Хорасане, на ней воздвигнут огонь Бурзен, и она “Реванд”. потому что “блистательная”. Гора Вадгис — та, что у границы (с областью) Вадгис, и в этой области полно строевого леса (?) и деревьев. Гора Бакир — та, которую Фрасияг из Тура использовал как крепость и поселился в ней, а в дни Йимы в этой славной и cчастливой местности было построено десять тысяч деревень и городов. Гора Васшекафт — та, что в Парсе, — (выросла) из той же горы Апарсин, гора Сиякоманд и гора Вафроманд, что (простираются) вплоть до области Кабул, (также) выросли из нее до горы Чин. Гора Спендияд (находится) в пределах (?) (горы) Реванд. Гора Кондрасп, на вершине которой (озеро) Субар, (находится) в области Туса, гора Кондрасп — в Эранвеже. Гора Аснаванд — в Адурбадагане, гора Роишноманд — та, на которой произросли растения. Малые горы, что во всех местах разных областей и земель и на которых возделывают благодатные пашни, — (их) много по названиям и по числу — выросли из этих самых гор. (Это) гора Ганавад, гора Аспарог, гора Фрахгар, гора Демавенд, гора Равак, гора Зарин, гора Гесбахт, гора Давал, гора Мизин, гора Марак, которые все выросли из горы Апарсин, из которой перечислены другие горы. Что касается горы Давад, она выросла в Хузистане, тоже из (горы) Апарсин. Гора Демавенд — (это) то место, к которому был привязан Беварасп. От той же горы Падишхваргар до горы Кумиш (располагается) гора, которую называют “Мадофрияд”, у которой Виштасп разбил Арджаспа, она находится там посредине равнины. Говорят, в священной войне, когда иранцы терпели поражение, (эта гора) откололась от той горы, скатилась на середину равнины и этим иранцы были спасены, поэтому ее называют “пришедшая на помощь”. Гора Ганавад тоже там, на горной гряде Виштаспа, в месте пребывания огня Бурзенмихр, (на расстоянии) девяти фрасангов на запад. Вершина Равак в Зраваде — это место, которое некоторые так и называют — “Зравад”, а некоторые называют (его) Бишан, некоторые - Калак, потому что от него, по двум сторонам горы, спускаются дороги к <жилищу> крепости, и по этой причине, поскольку она там устроена, (это место) называют “калак” — “крепость”. Это место также называют (находящимся) в области Сарадж. Гора Аспарог установлена в озере Чичаст в Парсе, Фрахгар — в Хорасане, гора Марак - в Ларане. гора Зарин — в Туркестане, гора Бахтан — в Спахане. Другие (горы), что вне этого списка, согласно Авесте маздаяснийской, считают плодородными, и (это) малые горы, что постепенно вырастали на местах.

 

Глава XIII

О свойствах морей

О свойствах морей он говорит в Авесте, что море Фрахвкард занимает одну треть (земли) на юге, на границе с Албурзом, так что оно хранит в себе воду тысячи озер, таких, как источник Ардвисур, который некоторые называют ключ-озером. Каждое озеро единственное (в своем роде), есть (озера) большие и маленькие, есть некоторые, которые всадник на коне объезжает („вокруг") за (40) дней, что составляет протяженность в тысячу семьсот фрасангов. Из-за тепла и свежести воды <воды> Ардвисура, очищающей больше, чем другие воды. всё постоянно вытекает из источника Ардвисур. На юге горы Албурз <там> построено сто тысяч золотых каналов, и эта вода, теплая и свежая, поступает через канал на высокую (гору) Хугар. На вершине этой горы есть озеро, и в это озеро (вода) втекает, очищается (в нем) и по другому золотому каналу течет и вытекает. На высоте, (равной росту) тысячи человек, от этого канала отходит открытый золотой рукав к горе Хусандом, что в середине моря Фрахвкард. Оттуда часть (воды) для очищения моря (течет) в море, а часть разбрызгивается влагой по всей земле, и все создания Ормазда от нее получают исцеление, и она уничтожает (сухость) (воздуха). Из соленых морей три – главные, а двадцать три — малые. Из трех главных одно — Путик, одно — Камруд. одно — Сияхбун. Из всех трех Путик — наибольшее, в котором есть прилив и отлив, и оно находится в той же области, что и море Фрахвкард, и соединяется с (этим) морем. Между морем Фрахвкард и Путик, (что) рядом с ним имеется море, которое называют озеро Садвес. Густое и тяжелое зловоние <предпочитает> проходит из моря Путик в море Фрахвкард. Сильным высоким (ветром) озеро Садвес изгоняет (зловоние), и всё чистое и прозрачное попадает во Фрахвкард и источник Ардвисур и снова впадает в Путик. Уровень (?) этого моря связан с луной и ветром, и оно приходит и уходит, увеличиваясь и уменьшаясь, (в зависимости) от вращения (луны). Уровень (?) озера Садвес связан со звездой Садвес, (под покровительство) которой (попадают) моря (южной) области, а другие, в северной области, попадают под покровительство Большой Медведицы. Относительно прилива и отлива он говорит, что из-за луны везде постоянно дуют два ветра, местопребывание которых в озере Садвес. Один называют (ветром) нижнего направления, один — верхнего; когда дует (ветер) верхнего — прилив, а когда дует (ветер) нижнего — отлив. Что касается других морей, в них нет (ничего) от <этого свойства> вращения луны и в них не бывает прилива и отлива. Море Камруд — то, которое проходит на севере, в Табаристане, море Сияхбун — в Руме. Из малых морей самое малое — море Каянсе, что в Систане. Сначала в нем не было вредных тварей, змей и лягушек, а вода была слаще, чем в других морях, а потом („во-вторых") (оно стало) соленым. Из-за зловония вблизи (него) нельзя подойти к нему близко, так велики зловоние и соленость из-за сильного порыва („удара") горячего ветра. Когда случится воскресение, (озеро) опять станет сладким. О свойствах рек он говорит в Авесте, что две реки текут с севера, частично („половина") — с Албурза Ормаздова, (частично — с Албурза восточного). Одна течет на запад, эта река (Арак), одна — на восток, это Вехруд.

Глава XIV

О свойствах животных

О свойствах пяти видов животных он говорит в Авесте, что, когда умер единосотворенный бык, там, где (из него) вышел мозг, проросли семена пятидесяти пяти видов (зерновых) и двенадцати — целебных растений. Как он говорит: “Из мозга (происходит) всякое отдельное творение и каждая вещь, местонахождение которой в мозгу”. Из рога (быка) (выросла) чечевица, из носа - лук-порей, из крови — (виноградная) лоза(?), из которой делают вино, и поэтому вино (пьют) для увеличения крови. Из легких (выросло) горчичное семя, из макушки — чабрец для устранения (запаха) изо рта, и другие, один за одним, как это известно из Авесты. Семя быка было вознесено к стоянке луны, там оно было очищено и (из него) было создано много видов животных. Во-первых, (были созданы) два (животных) - бык и корова, а затем пара каждого вида была пущена на землю и была явлена в Эранвеже на расстоянии хасра. который равен трем фрасангам. Как он говорит, из-за значимости быка он был создан два раза: один раз в виде быка, а другой — в виде (многих видов животных. 1000) дней и ночей они оставались голодными, а (потом) они сначала выпили воды, а затем поели травы („растения"). Потом, как он говорит в Авесте, из него было создано три вида животных: сначала коза и овца, затем верблюд и свинья, а затем лошадь и мул. По сути. во-первых, были созданы пастбищные животные, которые теперь содержатся на (лугу); во-вторых, животные, живущие в горах, свободно разгуливающие, и птицы, и они неприрученные; в-третьих, животные, что (живут) в воде. Что касается видов, то первый — (животные) парнокопытные, с ногами, приспособленными для пастбищ. Из них большее (животное) - верблюд, а меньшее - козленок и жеребенок. Второй вид - (животные) с ногами мула. Из них большее - быстрый конь, наименьшее - осел. Третий вид - (животные) с пятипалыми лапами, из которых собака - наибольшее, а виверра (?) - наименьшее. Четвертый вид - (птицы) („животные"), из которых триединая (птица) Сен - наибольшее, а (щегол (?)) - наименьшее. Пятый вид - те (животные), что (живут) в воде, из них рыба (Кара) - наибольшее, а ... - наименьшее. Эти пять видов разделены на двести восемьдесят два вида. (Первый), пять видов коз: антилопа, овца, горный козел, баран и коза. Второй, пять видов овец: та, у которой есть хвост, та, у которой нет хвоста, горный („каменный") баран, рогатый баран, овца Курушк - овца, у которой большие рога и которая подобна лошади. Она имеет три горба, и ее используют в качестве скакуна. Как он говорит: “Манушчихр использовал Курушк в качестве скакуна”. Третий, два вида верблюдов, горные и пастбищные, так как одного можно использовать в горах, одного — на равнине; есть (верблюды) одногорбые и двугорбые. Четвертый, пятнадцать видов быков: белый, серый, красный, желтый, черный, пестрый, олень, буйвол, жираф, бык-рыба(?), дикий (?) кабан, ... и другие виды быков. Пятый, восемь видов лошадей: белая, черная, желтая, гнедая, караковая, осел, онагр, гиппопотам и другие виды лошадей. Шестой, десять видов собак: овчарка, сторожевая, то есть охраняющая дом, ищейка (?), молодая (?) собака, <водяной> бобр, которого называют водяной собакой, лиса, ласка, еж, у которого на спине колючки, выдра и виверра (?). Из них два вида живут в норах: один -лиса, а один - ласка. (Другие), такие, как выдра и (тот), у которого на спине колючки, а именно еж, живут в зарослях. Седьмой, зайцы. Есть пять видов зайцев: два вида - пустынный, один - домашний (?), один - лесной. Восьмой, восемь видов ласок: один — соболь, один — черный соболь, белка, ..., горностай, белый горностай и другие виды ласок. Девятый, восемь видов мускусных: один - тот, что известен (своим) мускусом, один — (имеющий) мускусную железу, в которой его приятный запах, мускусное (животное) “биш”, которое питается аконитом, черное мускусное, что (является) врагом змей, которых бывает много в реках, и другие виды мускусных. Десятый, сто десять видов птиц. Птицы, такие, как Сенмурв, Каршипт, орел, гриф, который называют “каркас”, ворона, петух, журавль. Одиннадцатый — летучая мышь. Из них два (вида) имеют грудное молоко и выкармливают (своих) детенышей. Сенмурв и летучая мышь летают по ночам. Как он говорит: “Летучая мышь сотворена из трех видов (животных): зубастой собаки, (птицы) и мускусного (животного), так как она летает, как птица, (имеет) много зубов, (как собака), и живет в (норе), как мускусное (животное) „биш"”. Сто десять видов птиц составляют восемь групп, большая часть которых распространена („раскидана") (на земле), как семена, которые человек разбрасывает и просыпает эти семена, большие, средние и малые, сквозь пальцы на землю. Двенадцатый, созданы рыбы десяти видов. Сначала („во-первых"), рыбы арез, арзува, арзука и другие авестийские названия, затем внутри каждого вида были созданы (новые) виды внутри видов, так что всего видов — двести восемьдесят два. О собаках он говорит, что от стоянки звезд, то есть от направления звезд Большой Медведицы, им дано (место) на йоджист (?) дальше от (места) людей из-за того, что они охраняют скот. Собаку потому призывают из (всех) животных для охраны людей, что она превосходит человека в трех отношениях: (у нее) своя обувь, своя одежда, и она бодрствующая (?), деятельная и бдительная. Четырнадцатый, острозубые дикие звери, так что пастух, который остается к тому же (?) со стадом овец, а собаки с ним нет, пребывает в большом страхе. И сказал Ормазд, когда он создал птицу Вареш, которая птица хищная: “Ты создана мною, о птица Вареш! Но я был больше огорчен тобой, чем обрадован, так как ты больше исполняешь желания Злого духа, чем мои. Подобно нечестивому человеку, который не насытился богатством, ты не насыщаешься истреблением птиц, как если бы ты была создана не мною, о птица Вареш, а Злой дух создал тебя в образе птицы (— крылатого волка), которая не оставляла бы в живых (никаких) тварей”. Много животных всех этих видов было создано потому, что если один (из видов) будет уничтожен Злым духом, то останется другой.

 

Глава XV

О природе людей

О природе людей он говорит в Авесте, что Гайомард, умирая, испустил семя, и это семя было очищено <движением> солнечным светом. Три части (его) хранил Нерйосанг, а одну часть получила Спандармад. Через сорок лет (появился) ревень в виде одного ствола, (а еще через (?)) пятнадцать лет (появились) пятнадцать листьев, и выросли из земли Машйа и Машйане. Они (выросли) таким образом, что их руки оставались на плечах (друг у друга), и один соединился с другим, и они стали одним телом и с одной внешностью. Талии их обоих срослись, и они стали одним телом, так что не (было) ясно, кто (из них) мужчина, а кто — женщина, и фарр Ормазда простирается (над ними). Как он говорит: “Что создано раньше, фарр или тело?” И сказал Ормазд: “Фарр создан раньше, а тело потом для (фарра), который (уже) создан. (Фарр) создан в теле, так как сотворены обязанности, а тело дано для (исполнения) обязанностей. И это объяснение того, что душа создана раньше, а тело — после нее”. И они оба превратились из образа растительного в образ человеческий, и фарр как дух вошел в них, а это и есть душа. И вот теперь они выросли подобно высокому дереву, плоды которого — десять видов людей. И Ормазд сказал Машйа и Машйане: “Вы люди, вы отец (и мать) мира, я создал вас из самых совершенных и лучших побуждений. Честно („благонамеренно") исполняйте деяния веры, думайте благие мысли, говорите благие слова, совершайте благие дела и не почитайте дэвов”. И сначала оба они так подумали, что они помыслят один о другом, что он — человек для него. И первое<дело>, что они сделали, когда вышли, - они (так и) подумали (?). А первые слова, которые они сказали, это: “Ормазд создал воду, землю, растения, животных, звезды, луну, солнце и все блага, происхождение и плоды которых — от проявления праведности”. Затем противник пробрался в (их) мысли и осквернил эти мысли. И они завопили: “Злой дух создал воду, растения, животных и все другие вещи, которые названы”. Эта лживая речь была произнесена под влиянием дэвов, и Злой дух обрел от них (свою) первую радость. Из-за этой лживой речи оба они стали грешными, и души их (остались) в аду до конечного воплощения. И тридцать дней они шли без пищи, накрываясь одеждой из травы. Через тридцать дней они пришли в степь, подошли к белой козе и (стали) сосать молоко из ее вымени. Когда они выпили молока, Машйа (сказал) Машйане: “Радость (?) моя была от того, что я не пил этого молока, а теперь, когда я выпил (его), радость моя уменьшилась (?) и телу стало плохо”. От этой второй (лживой речи дэвовская сила увеличилась, и дэвы похитили вкус еды, так что из ста частей (вкуса) осталась одна. Затем, через тридцать дней и ночей, они) отправились к темной овце с белой челюстью и убили (ее). По указанию небесных богов, они разожгли огонь из держи-дерева и самшита. так как эти два дерева наиболее продуктивны при (разжигании) огня, и они раздули огонь своим дыханием („ртами"). Первые дрова, сожженные ими, - это солома, ..., держи-дерево, ..., финиковая пальма и мирт. Они изжарили на вертеле эту овцу и три горсти овечьего мяса бросили в огонь и сказали: “Это доля огня”. Другую его часть кинули в небо и сказали: “Это доля богов”. Мимо них пролетела птица-гриф и утащила это мясо, тогда как первое съела собака. И сначала они накрылись одеждой из шкуры, а затем в степи сделали одежду из грубой пряжи (?). Они выкопали в земле камень и нашли (в нем) железо, обработали его камнем и огнем („жаром" (?)) и сделали из него топор („лезвие"). Они срубили им дерево и сделали деревянное блюдо (?). Из-за неблагодарности, которую они проявили, дэвы ожесточились, и (Машйа и Машйане) стали невольно испытывать (друг к другу) греховную злобу. Они встали друг против друга, били (друг друга), рвали (друг у друга) волосы и (царапали) лица. Тогда дэвы прокричали из тьмы: “Вы — люди, (поэтому) почитайте дэвов, чтобы ваш дэв злобы отдохнул”. Машйа пошел, подоил корову, плеснул молоко в направлении севера, и от этого дэвы стали более сильными, а оба они, (Машйа и Машйане), стали так бессильны, что в течение пятидесяти лет („зим") у них не было желания иметь близость, а если они и имели близость, то (у них) не рождались дети. А по истечении пятидесяти лет появилось желание иметь потомственно сначала у Машйа, а затем у Машйане, так что Машйа сказал Машйане: “Когда я вижу тебя, у меня возникает большое желание”. Тогда Машйане сказала: “О брат Машйа, когда я вижу твое тело, (то и в моем теле) возникает желание”. И тогда к ним пришло взаимное желание, и когда они его удовлетворили, они так подумали: “Это был наш долг в те пятьдесят лет”. У них через девять месяцев родилась двойня („пара"), мальчик и девочка. Из-за (их) привлекательности одного сожрала мать, а одного — отец. Тогда Ормазд лишил детей их привлекательности, чтобы (родители) воспитывали детей, и дети выживали. От (Машйа и Машйане) произошло семь пар, мужчина и женщина, и каждый брат был мужем, а сестра — женой. От каждой из (пар) в течение пятидесяти лет рождались дети, а сами (Машйа и Машйане) умерли через сто лет. Из этих семи пар одна — мужчина по имени Сиямак и женщина Нисак. а от них родилась пара, имена которых были Фравак, (имя) мужчины, и Фравака — женщины. От них родилось пятнадцать пар, каждая из которых стала расой, и от них было умножение рода в мире. Из-за увеличения <всех> пятнадцати рас девять рас (перешли) на спине быка Сарсаок .через море Фрахвкард в другие шесть кешваров и остановились там, а шесть <человеческих> рас остались в Хванирасе. Из этих шести рас имена одной пары были: Таз — мужчины и Тазак — женщины, и они отправились на равнину Тазиган („арабскую"). От одной пары, имя мужчины (в которой) Хошанг, а женщины — Гузак, произошли иранцы. От одной пары произошли мазендеранцы. Из (этого же) числа происходят те, кто живет на землях Эрана, на землях Анэрана, (то есть) на землях Тура, на землях Салма, то есть (в) Руме, Синда, Чинестана, на землях Дай <и на землях Синда>. Те, кто в семи кешварах, — все происходят от потомства Фравака, сына Сиямака, (сына) Машйа. Так как было десять <человеческих> рас и пятнадцать произошло от Фравака, то всего было двадцать пять рас из семени Гайомарда, (и среди них) такие, как те, что (живут) в земле, (что живут) в воде, (те, что) с ухом на груди, с глазом на груди, одноногие, те, кто имеет крылья, (подобно) летучей мыши, и лесные, и хвостатые, и те, у которых волосатое тело.

 

 

«Страйкбол 2008».

Страйкбольные маневры.

 


В избранное