Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка


Информационный Канал Subscribe.Ru

  © 2003, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 023   17 сентября 2003г
 
Появилась возможность обсуждения материалов рассылки. Для этого я открыл новый "Татарский форум".

С удовольствием сообщаю Вам, что у электронной газеты Татарстана INTERTAT.RU тоже открылась своя новостная рассылка INTERTAT ЭКСЛЮЗИВ. Приглашаю подписаться.

В ближайшие дни я буду очень занят, и возможно "ТР" несколько дней не выйдет. Приношу свои извинения.


История

Звездный час кряшен
Сегодня выгодно быть угнетенным народом?

Азат АХУНОВ

Для кряшен прошлый год, похоже, стал звездным. Они переживают невиданный подъем, особенно заметный на фоне некоторого спада в общественно-политической жизни их мусульманских соплеменников, связанный с небывалым давлением из Москвы. Если говорить образно - кряшенам достался пряник, а "обычным" татарам - кнут.
Подобное оживление, безусловно, напрямую связано с общей политикой в российском государстве. Кряшены (крещеные татары) - православные, а православная религия ныне в большом фаворе у российских политиков. Последние события дают основание предполагать, что "кряшенский" вопрос педалируется извне. Но обо всем по порядку.
В конце прошлого года состоялось три знаковых события, разных по форме, но близких по содержанию. Это, во-первых, республиканская конференция национально-культурных объединений кряшен РТ, которая одобрила Декларацию о самоопределении кряшен, как отдельного этноса. Во-вторых, это победа "кряшенского" проекта на второй окружной ярмарке социальных и культурных проектов "Саратов-2001", находящейся под патронажем полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко. Как известно, экспертный совет из 71 заявки из Татарстана финансово поддержал лишь три проекта, в том числе и проект, предложенный кряшенами по созданию Интернет-сервера www.kryashen.ru (на создание которого, как уже сообщал "ВЭ", российские власти выделили 480 тыс. рублей). И, в-третьих, - это презентация перевода Нового Завета на татарский язык, выполненного видными татарскими учеными-мусульманами". Проект финансировался Международным институтом перевода Библии под кураторством главного консультанта по переводу Библии на тюркские языки Саймона Криспа.
До сих пор кряшены испытывали комплекс неполноценности, ощущали себя в роли бедного родственника в большой многомиллионной татаро-мусульманской семье. Ну вот, теперь вековые оковы сброшены. Вместо второсортного татарина можно почувствовать себя кряшеном с большой буквы. Среди кряшен много людей, добившихся немалых высот, - генералов, выдающихся ученых и политических деятелей. Другое дело, что, несмотря на русские имена и фамилии, славяне никогда не признавали их своими, татары-мусульмане также сторонились их. В этом трагедия кряшен - они оказались чужими среди своих. Возможно, что они и продолжали бы смиренно молчать, даже не пытаясь добиваться своих законных прав, но подросло новое поколение кряшенской молодежи - поколение PEPSI, которое не так хорошо знает народные обычаи, но прекрасно разбирается в политической конъюнктуре. Когда в Татарстане стали строить дома дружбы и водить хороводы, они вытребовали себе лучшие кабинеты и стали думать, что делать дальше. Тут созрела и политическая ситуация. Оказалось, что быть национальным меньшинством, "угнетенным", но гордым народом - чрезвычайно выгодно. Татарстан не решает проблем кряшен - ну и пусть, зато акции растут! Чуткие к проблемам малых народов западные фонды всегда готовы финансировать тех, кто испытывает религиозное или национальное притеснение. Но добрый дядя пришел с другой стороны.
Если просмотреть прессу последних лет и покопаться в Интернете, можно увидеть, что некоторые фигуры систематически из раза в раз муссируют "кряшенскую" тему. Наиболее последовательно в этом направлении действует Александр Журавский - кандидат исторических наук.
За эту тему он взялся еще в бытность свою проректором Казанской духовной академии, а теперь занимает пост члена комиссии по развитию этнокультурных и конфессиональных отношений и гражданской идентичности в Приволжском федеральном округе. Говоря проще, работает у Сергея Кириенко. Кстати, если посмотреть башкирские сайты, то они также полны репортажей о том, как возрождаются кряшенские деревни и традиции в Башкортостане. Не стоит сомневаться, что правительство Башкортостана и дальше будет поддерживать кряшен...
...Татары нынче крайне разобщены. И речь идет не только о предстоящей переписи. Посмотрите, сколько землячеств создано в Казани в последние годы - разве это способствует единству нации? Это самый простой способ разъединить и раздробить татарскую нацию. Стоит ли упоминать войну "татаристов" и "булгаристов" - одну из самых долгоиграющих баталий последних лет? Давно ли чуть ли не все татары собирались записаться в булгары? Все это прошло, как проходят детские болезни. Я надеюсь, что и кряшены, переболев этой болезнью, останутся со своими мусульманскими собратьями. Да, сейчас они нужны "старшему брату"- а что дальше?
Мне кажется, что последние события стали для татарстанского руководства хорошим уроком. Надо смириться с тем, что кряшены уже не вернутся в ислам. Правда, этот процесс кое-где наблюдается, но в крайне медленных темпах. Недавно я посетил кряшенскую деревню Верхний Субаш в Балтасинском районе, где от кряшен остались, по сути, одни только русские имена. Там они тянутся к более богатым материально и духовно соседям-мусульманам...
Среди самих кряшен также нет единства. Одни считают, что надо рвать с татарами, другие - что надо и дальше жить вместе.
Мне приходилось бывать в Ливане. Как известно, общество там примерно поровну поделено на христиан и мусульман. И там существуют группировки, которые выступают за переименование ливанцев в финикийцев. Во время гражданской войны католики-марониты подзуживались Израилем, мусульмане-шииты - Ираном, мусульмане-сунниты - Сирией. В конце концов, ливанцы поняли, что все блага, которыми славилась эта страна до 1975 года, пошли прахом "благодаря" советам добрых дядей извне. Теперь они самостоятельно строят свое государство и не слушают ничьих советов. Как гласит старая поговорка, старый сосед лучше новых двух. По-моему, она актуальна и в наше время.
Надо жить с тем, что имеем, и быть более терпимыми к проблемам друг друга.

"Восточный экспресс" №8 (067), 1.03.2003


Кряшены отошли от мусульман, но не пришли к христианам,
считает Файзулхак Ислаев - автор книги "Православные миссионеры в Поволжье"

Что думают ученые о происхождении и статусе кряшен в Поволжье? Ответ на этот вопрос можно получить, порывшись в Национальной библиотеке Татарстана. Кряшены не обделены вниманием этнографов и обществоведов, которые не только проследили пути их развития, но и попытались объяснить причины их некоторой обособленности среди татар. Наше интервью на эту тему с одним из этих ученых, заведующим кафедрой социально-экономических дисциплин ИПКРО Файзулхаком ИСЛАЕВЫМ.
- Файзулхак Габдулхакович, почему кряшены оказались чужими среди своих?
- Эта проблема из разряда тех, которые создало предыдущее поколение, а решить ее должны мы. Я считаю, подобное отношение к кряшенам сформировалось исключительно благодаря государственной политике, которая тем, кто принимал крещение, с самого начала обещала определенные привилегии. Привилегии существовали достаточно длительное время, но до Петра I носили локальный характер - для какого-то отдельного уезда или конкретного села. При Петре эти льготы стали распространяться уже на уровне губерний и в целом по Российской империи.
- А что это за льготы?
- Во-первых, принявшие крещение освобождались от уплаты любых налогов. Во-вторых, по просьбе казанского губернатора новокрещеные через какое-то время получали освобождение от рекрутской повинности. А что означало - уйти в рекруты? Не только разлука с родными практически на всю жизнь. Как правило, солдаты возвращались домой искалеченными, а если они и после ранения были способны владеть оружием, то их расселяли по границам, как казаков. В-третьих, в Сибири преступники, пожелавшие креститься, амнистировались. В четвертых, люди, имеющие перед кем-то долг, могли его не возвращать, для этого достаточно было принять крещение. Но самое главное - в то время, как крещеные освобождались от перечисленных повинностей, некрещеные эти повинности должны были дополнительно брать на себя. Налогообложение, например, увеличивалось в пять-шесть, а то и в семь раз. Татары не раз жаловались на невозможность выплаты таких больших сумм, но безуспешно. Все это было зафиксировано в указе от 11 сентября 1740 года, который, по сути, являлся глобальной программой крещения. В результате такой политики некрещеное татарское общество тихо ненавидело кряшен, порой жестоко третировало их. Кряшены становились изгоями, доводились до самоубийства. И вот итог: сегодня они и сами не хотят считать себя татарами. Возникла своего рода самозащита: мол, отвяжитесь от нас, мы приняли крещение еще задолго до Ивана Грозного и вообще никогда не были мусульманами, а вышли из язычества.
- А может быть, это действительно так?
- Думаю, все-таки кряшены - продукт времени, точнее, обращения татар в христианство. Понимаете, это не национальный вопрос, а конфессиональный. Надо всегда помнить, что Казанское ханство было мусульманским государством. Здесь вполне могли быть православные люди, и даже есть сведения, что имелись церкви. Но надо обязательно учитывать специфику того времени - на территории ханства государственной религией был признан ислам и существовал запрет на проведение миссионерства. Так что распространения христианства до взятия Казани русскими просто не могло быть. Самый пик насильного крещения пришелся на середину XVIII века. После того как была организована Казанская епархия, сюда прислали трех миссионеров - святителей Гурия, Германа и Варсонофия. Вторая волна крещения имела место при Елизавете. Но какое бы сильное давление ни испытывали мусульмане, добиться их массового крещения все же не удалось. Только один раз, в 1749 году, православные миссионеры получили значительные результаты - за год крестили почти две тысячи мусульман. Но больше подобной массовости не было. Возможно, ислам просто ближе менталитету татарского народа.
- Если это вопрос конфессиональный, почему же тогда в графе "национальность" советских паспортов кряшены так и писали: "кряшены"?
- Поправлю: это было всего один раз - в 1926 году, когда разрешили определять свою национальную принадлежность так, как человек ощущал ее. И некоторые татары написали: кряшен, мишар, типтяр. Хотя это не имеет никакого отношения к национальности. Я лично считаю, что татары оказались разделенными на две части по религиозному признаку. Это неравные части (кряшены - всего 5 процентов от всех татар), хотя сами кряшены склонны преувеличивать свою численность. К сожалению, некоторые и сейчас делят татар, как бы поддерживая эту давнюю традицию. А делить-то, по большому счету, нечего: культура одна, говорим мы на одном языке. И в Бога верим, скажем, не в одного, но в единого.
- Мы, татары, очень любим обращаться к книге Альфреда Халикова "500 русских фамилии...": дескать, сколько знаменитых людей имеют татарские корни. Гордимся этим. А кряшены возмущаются (на мой взгляд, вполне справедливо): мол, почему-то никто не обращает внимания на, что эти люди тоже крещеные...
- Это особая тема. Еще во времена Ивана Грозного государство было очень заинтересовано в том, чтобы татарская элита приняла крещение, всячески стимулируя это. Мурзы крестились, потому что нередко это был единственный способ сохранить привилегии, приобретенные ими еще при хане. Сначала служили хану, а потом русскому князю: для феодального общества - нормальное явление. Но для того, чтобы получить полное доверие русского князя, нужно было принять его веру. В течение XVI столетия примерно 40 процентов татарских мурз приняли крещение. Многие после принятия христианства стали русскими князьями и обрусели, правда, сохранили свои татарские фамилии или чуть-чуть изменили их. Ведь, как известно, татарские князья очень дорожили своим происхождением, и лишь единицы меняли свои фамилии на русские. Однако судьба большинства мурз довольно трагична. Иван Грозный не доверял никому, даже своим близким. И в годы опричнины многие знатные татары, принявшие крещение, погибли. Сначала Иван Грозный использовал их в качестве силы, с помощью которой уничтожал своих врагов, действительных и мнимых, а затем очередь дошла и до них самих.
- Файзулхак Габдулхакович, не кажется ли вам, что кряшены, имея русские имена и фамилии, а также традиционное для русских вероисповедание, более подвержены ассимиляции, чем, скажем, казанские татары?
- Нет, я так не считаю. Этнографы отмечают довольно любопытное явление - у кряшен наша древняя татарская культура сохранилась гораздо лучше. Объясняется это просто - им помогла... изоляция. Русская православная община их не приняла, как равных себе, а мусульмане отвернулись. Они ушли от мусульман, но не пришли к христианам - остались где-то между. И, естественно, делали все, чтобы сохранить себя. Однажды в Тюлячах проходила учительская конференция, а после нее состоялся концерт. Один из номеров - учительница-кряшенка со своей дочерью пели кряшенскую народную песню. Слушая их, вспомнил свое детство - такой знакомой показалась мне мелодия. Ба, да ведь ее когда-то пела моя мама! А я пермский татарин. Вы представляете - между Тюлячами и пермским краем 600 - 700 километров, а между нашими культурами сохранилась связь в виде древнего кипчакского элемента...
- Сейчас XXI век, хочется думать, что мы стали цивилизованнее, терпимее. Но среди некоторых татар по-прежнему существует неприятие кряшен.
- Увы! К сожалению, да. На мой взгляд, наше общество - и во властных структурах, и в системе образования - пока не осознает до конца, что эта проблема существует сегодня и требует постоянного внимания. В религиозном отношении каждый из нас сейчас более-менее сориентирован: он или мусульманин, или православный, или иудей, или католик. Значит, эта проблема может обостряться. Если, конечно, религии не договорятся между собой, что не будут переходить границы чужой веры. Мы должны учиться быть терпимыми друг к другу. Об этом, кстати, хотим поговорить на конференции "Школа и религия. Проблемы формирования толерантной личности", которая состоится в октябре. Что касается кряшен, то и у них сформировался многовековой комплекс неполноценности - им кажется, что их обижают, ущемляют. Между тем они сегодня есть и в аппарате президента Татарстана, и в правительстве. Кряшены сидят и на тех местах, которые определяют национально-религиозную политику в республике. Мне лично кажется, что мы должны показать пример, как независимо от конфессиональных различий можно жить дружно и плодотворно сотрудничать. Все, что я делаю, направлено именно на это.

"Восточный экспресс" № 26 (033) 6-12 июля 2001 г.


Появилась возможность обсуждения материалов рассылки. Для этого я открыл новый "Татарский форум".

Приглашаем Вас посетить следующие сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары
- сайт татар Башкортостана
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете дружбы народов

Вы можете установить на Вашем сайте форму подписки на "Татарскую рассылку", напишите мне письмо, и я вышлю Вам код вставки. После установите формы адрес Вашего сайта будет включаться в рассылку.

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"
Буду признателен если Вы отправите своим друзьям и знакомым, интересующимся татарской общественной жизнью ссылку на домашнюю страницу рассылки.

Уважаемые читатели "Татарской рассылки"! Вы можете написать мне о своих замечаниях и предложениях. Постараюсь их учесть в следующих выпусках рассылки.
Буду признателен за помощь в обеспечении "ТР" новыми материалами. Вы также можете обратиться к другим подписчикам, с удовольствием предоставлю такую возможность.

На "Татарскую рассылку" подписалось 295 человек. Нас уже много. Зур рэхмэт Сезгэ! Zur rähmät Sezgä duslar!

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
© 2003, "Татарская рассылка"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное