Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 54 (97) 11 июля 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 54 (097)    11 июля 2004г
 

Исэнмесез дуслар!

Открылась рассылка МТСС!
В рассылке публикуются новости клуба "Московское Татарское Студенческое Собрание". Кто такие татары, какова их история, как проводит время современная татарская молодежь и где можно познакомиться с представителем своей национальности, зачем создаются мононациональные браки, как сохранитьсвою культуру, выучить родной язык, где скачать татарскую музыку и узнать что такое татнет - все это, и многое другое можно узнать, только подписавшись на рассылку МТСС!
Подпишитесь: http://subscribe.ru/catalog/culture.people.mtssnews

Материалы номера :
- Дамир ИСХАКОВ о положении татар в Башкортостане
- Рафаэль Хакимов: "Для России альтернативы федерализму нет".
- Зуля Камалова: "Хочу осознать свою связь со Вселенной"
- Послесловие к Форуму татарской молодежи.
- Мурманскому Татарскому культурному центру "Гульжихан" - 10 лет!
- "Турецкий подарок Казани почти на полтора миллиона долларов" - о пресс-конференции генерального консула Турции.
На сайте TATARICA размещены :
- Хлеб-соль для Хаббарда обернулись для Рафгата Алтынбаева войной с московскими СМИ
- Новые книги : Равиль Фахрутдинов "History of the Tatars", Фарид Асадуллин. "Москва мусульманская".
- О том как строится Казанский метрополитен

Этот и остальные номера "ТР" Вы можете прочитать в архиве рассылки.


Платон мне друг, но...

    В последнее время наблюдается братание между Татарстаном и Башкортостаном на официальном уровне (пограничные встречи высокопоставленных чиновников, учреждение некоей комиссии по налаживанию отношений и пр.). Если учесть, что ранее по известным причинам отношения соседей были действительно основательно подпорчены, главным образом не по вине татарской стороны, эти шаги, вне зависимости от того, по чьей инициативе они были предприняты, следовало бы только приветствовать. Разумеется, если они приведут к признанию существующих проблем и выработке реальных механизмов их решения. Но в этом-то есть большие сомнения.
    Почему? Да потому, что эти проблемы не относятся к числу легко решаемых. И они вовсе не связаны с так называемыми "мензелинскими башкирами", по поводу коих, бьюсь об заклад, что если таковые независимыми экспертами (международными, федеральными и т.п.) будут в Татарстане обнаружены, татарстанская сторона готова немедленно признать их культурно-языковые потребности. Проблемный блок - и это скажет любой непредвзятый аналитик - сосредоточен восточнее р. Ик, а не наоборот, как пытается доказать башкортостанская сторона.
    Скажем, вопрос о статусе татарского языка в Башкортостане никак нельзя отнести к числу надуманных. Если бы это было не так, мы бы не наблюдали такое редкостное единодушие всех татарских общественных объединений этой республики по указанной фундаментальной проблеме. Можно ли татарстанской стороне закрыть глаза на позицию татар Башкортостана относительно статуса татарского языка? Нет, ибо этот вопрос относится к числу жизненно важных для нации. То есть можно делать вид, что его нет (такое мы уже наблюдали со стороны татарстанской политической элиты в 1990-х годах), но только за счет предательства общенациональных интересов.
    Однако в данном случае я хочу заострить внимание не на этом вопросе - проблема статуса татарского языка в соседней республике уже поставлена на политическом уровне, и ее придется рано или поздно решать. Речь я веду о другом.
    Все мы помним, как проводилась перепись 2002 г. в Башкортостане. Аналитики уже с начала года пишут о странном скачке в численности башкир по РФ. Хотя до сих пор официальные материалы этой переписи в этническом разрезе по субъектам Федерации не появились - поговаривают, что обнародование этих данных отложили в очередной раз чуть ли не до октября, - материалы переписи по Башкортостану оказались в нашем распоряжении. И что же по ним видно? А то, что и ожидалось, - численность башкир в республике достигла 1 млн. 207 тыс. чел. (29,5% от общего числа населения), а татар - снизилась до 940 тыс. чел. (около 23%). Я не хочу сейчас детально комментировать эти цифры, но тем не менее не могу не отметить: российскими демографами в 2000 г. был подготовлен демографический прогноз численности основных народов России на 1999 г., который оказался неточным только по двум народам - татарам и башкирам (см.: "Население России-1999". Седьмой ежегодный демографический доклад. - М., 2000). В каком плане? По татарам прогнозировалась численность в 5,82 млн. чел. (в 2002 г. оказалось 5558 тыс.), по башкирам - 1,47 млн. (оказалось 1674 тыс.). Если даже к татарам добавить выделившихся в 2002 г. кряшен, нагайбаков и сибирских татар (всего 45 тыс.), то общая численность татар все равно окажется ниже ожидавшейся на 200 тыс. с лишним. И, о, какое совпадение, численность башкир по стране оказалась выше прогноза именно на эту цифру! Причем этот "необъяснимый" демографически, но не политически скачок в численности башкир, как оказалось, произошел в Башкортостане. Ну, скажет нетерпеливый читатель, что же дальше?
    А вот что, дорогой мой читатель: не пора ли во время следующих встреч (кажется, очередная ожидается в Актаныше, в родных краях нашего президента) татарстанской стороне задать соседям очень простой вопрос. Формулирую его: куда делись из Башкортостана между переписями 1989 - 2002 годов около 200 тыс. татар? Вопрос резонный - у соседей никакого вымирания татарского населения или массового оттока вроде бы не наблюдалось, кроме того, по словам М. Рахимова, у них относительно народов все хорошо, а численность татар почему-то сократилась до уровня численности 1979 г. Надо бы высокой комиссии, созданной для укрепления дружбы между двумя республиками, получить ответ на этот элементарный вопрос.
    Действительно, что это за дружба, когда в одном из субъектов РФ по неизвестной причине в массовом порядке вымирает коренное население другого субъекта? Неужели названная комиссия не должна поинтересоваться этим экстраординарным событием?


Дамир ИСХАКОВ,
этнолог

"Звезда Поволжья" №27 (228) 8 июля 2004

Обсудить в форуме


Рафаэль Хакимов:
"Для России альтернативы федерализму нет"

    12 июня 1990 года принятие декларации о суверенитете России привело к распаду СССР и стало началом истории нового государства - Российской Федерации. Как и СССР, новая Россия построила отношения со своими субъектами на федеративной основе. Но отношения Союзных республик с Центром являлись псевдофедерализмом, многие десятилетия вплоть до распада Советского Союза доходы государства, например, собирались по принципу 95% - в Центр, 5% - в республики, а общие масштабы и структура основных расходов определялись почти исключительно решениями центральных властей. Сегодня в России идет процесс укрепления вертикали власти, что может привести к ее жесткой централизации. Но, по мнению аналитиков, такие меры по укреплению государственности только усиливают центробежные тенденции. О перспективах развития федерализма в России мы поговорили с советником президента Республики Татарстан, директором Института истории АН РТ Рафаэлем Сибгатовичем Хакимовым.
    Корр.: Рафаэль Сибгатович, мы видим, что наиболее развитые страны мира являются федеративными государствами - США, Канада, Германия и др. В чем преимущество федеративного устройства над унитарным?
    Р.Х.: Федеративное государство состоит из относительно самостоятельных частей-субъектов. Эта форма позволяет лучше учитывать особенности, прежде всего, национальные, этнические, религиозные, особенности экономические и географические. США, хотя там штаты строятся не по национальному признаку, тем не менее, учитывают все особенности своих территорий и очень дорожат этим. Федеративная форма, во-первых, дает возможность всем жителям субъектов самим определять и лучше удовлетворять свои культурные потребности. Это очень сильно стимулирует экономическое развитие. Когда власть ближе к людям, легче идет диалог, легче использовать тот потенциал, который есть под рукой. Поэтому все эти страны очень динамично развиваются. Сегодня целый ряд стран находится в стадии перехода из унитарной формы в федеративную. Такой процесс идет в Испании, он начался в Великобритании. Классическим унитарным государством оставалась Франция, она со времен монархии провозглашала достаточно жесткую централистскую структуру. Но с послевоенных лет там идет так называемый процесс деволюции, когда полномочия сверху отдают регионам. Сейчас по всей Европе субсидиарность (передача полномочий максимально вниз) - является обязательным для всех членов ЕС. Поэтому получается, даже формально унитарное государство, если оно хочет нормально развиваться, быть стабильным во всех отношениях, исходит в той или иной мере из принципов федерализма.
    Корр.: Российское государство исторически сложилось из территорий, заселенных народами различных этнических групп, с разным менталитетом и общественным строем. Но при этом в стране была централизованная царская власть, в свое время еще Петр I провозгласил себя императором российским. Значит, Россия веками развивалась как унитарное государство?
    Р.Х.: Россия формально была унитарной страной, но, тем не менее, этнические особенности в ней учитывались. Этнический фактор для России всегда был сильным, в отличие, скажем, от Соединенных Штатов. Хотя в США он тоже сейчас становится серьезным. В некоторых штатах- Калифорнии, Нью-Йорке, Вашингтоне - испанский язык, практически, становится вторым. Или китайский квартал в Сан-Франциско, где все говорят по-китайски, все надписи на китайском - это целый город в городе. Выходит, даже в Америке, провозгласившей деэтнизацию, от этого фактора никуда не деться. Народы никуда не исчезают.
    Россия сразу строилась как многонациональное государство. Причем, может это и не очень широко освещается, но в царской России у Финляндии, которая входила тогда в состав России, был свой парламент, свои законы, свой государственный язык, своя валюта. В Польше был свой язык, законы. В Хиве-Бухаре жили по шариату, и там сидел эмир. На Кавказе были свои особенности управления.
    Наиболее жесткой унитарная система управления была в Поволжье. Так сложилось исторически, потому что это был единственный край, который завоевывали в жестокой войне. У татар не осталось элиты, дворянство лишили прав, не было права на некоторые виды собственности, не разрешалось открывать светские университеты, существовали ограничения на занятия некоторыми профессиями и т.д. Кавказ тоже завоевали силой, но намного позже, используя при этом и другие методы: например, не уничтожали всю элиту, а часто ее использовали. Среднюю Азию вообще присоединили без войны. Там русское правительство себя вело довольно умно, опиралось на местных руководителей, не отстраняло их, а, наоборот, очень внимательно изучало местные обычаи, не вмешивалось в них.
    Поэтому, получается, что на разных территориях России была своеобразная, не унифицированная система управления. Пока этот учет шел, Россия более-менее развивалась. Но как только начиналась жесткая централизация власти, нежелание считаться с особенностями территорий, то в стране создавалась предреволюционная ситуация. Революция 1917 года дала возможность народам России заявить о своих правах. В результате естественным образом начала складываться федерация. Иногда говорят: "Надо быть благодарными большевикам и Ленину, они провозгласили принцип самоопределения народов". Они его не провозглашали, потому что вовсе не были убеждены в этом. Просто им пришлось привлечь народы на свою сторону, пообещав некоторую свободу. И как только у Сталина появились силовые ресурсы для того, чтобы изменить ситуацию, он тут же отобрал все права. Хотя конституция 36-го года закрепила федеративную систему, тем не менее, от федерации уже мало что осталось. Конечно, некоторым народам советская эпоха дала толчок для развития. Народы без письменности получили письменность. В азиатских республиках создали академии, киностудии, чего у них никогда не было. Но татары много потеряли. До революции у нас были сотни медресе, типографий, журналов, газет. С приходом советской власти все это было закрыто.
    Даже в советское время этнический аспект, хоть формально, все же присутствовал. Были национальные республики, языки. В годы перестройки этнический фактор стал одним из главных. Суверенитет первыми объявили союзные республики. Вслед за ними - автономные республики. И сегодня этнический фактор остается одним из главных.
    Корр.: Можно ли сегодня Российскую Федерацию назвать федеративным государством?
    Р.Х.: По конституции - да. В конституции записаны федеративные принципы. Но здесь нужно учитывать, насколько факт соответствует писаному закону. А реальное положение дел таково: сегодня распределение доходов между Центром и субъектами федерации в процентном соотношении составляет 70/30, что скорее является признаком унитарного устройства, чем федеративного. К тому же, следует учесть, что таможенные пошлины никак не учитываются в этом соотношении, они полностью уходят в Центр. А ведь вклад субъектов в экспорт весьма значителен, и налоговая система никак не учитывает этот факт и не стимулирует увеличение экспорта. В Швейцарии, которая является примером классического федерализма, 1/3 доходов идет в Центр, 1/3 остается субъектам и еще 1/3 - доля коммун - органов самоуправления. В других федерациях доля Центра и субъектов колеблется вокруг цифры 50/50.
    В своем желании укрепить вертикаль власти Центр начинает действовать по советскому образцу: никаких прав у субъектов, никаких прав на местах, все мы в Москве сами знаем, а вам только выполнять команду. Но мы видим, что, несмотря на усиление централизации власти, все проблемы России так и остаются нерешенными: экономика держится во многом за счет продажи сырья и высоких цен на нефть; конфликт в Чечне продолжается; нет сдвигов в борьбе с преступностью; появилось множество чиновников, которые тяжелым бременем легли на бюджет.
    Но сегодня мы сталкиваемся с ограничениями не только в финансовых вопросах, но и в таких, которые касаются самоопределения народов. Их право самостоятельно решать эти вопросы записано в Основном законе страны. Нам запретили латиницу, несмотря на то, что решение о переходе на нее было принято во Всемирном конгрессе татар всеобщим голосованием делегатов конгресса. Больше всего поражает, что те, кто запретил латиницу, сами не знают, почему они это сделали. Как-то в Москве русский журналист попытался вступить со мной в полемику на эту тему, я сказал: "Вы правильно поймите, не корректно обсуждать этот вопрос на русском. Давайте перейдем на татарский, я Вам все объясню". Те, кто запретили нам латиницу, не понимают, что это не этично - не знать и не интересоваться этим языком, но заявлять: "Ты неправильно делаешь".
    Все тюркские народы перешли на латиницу или находятся на стадии перехода. Человек, знающий один из тюркских языков, легко может общаться на других языках этой группы. Для этого нужна общая графика. Кроме того, на латиницу перешли и многие другие народы мира. Я убежден, что со временем это сделают и русские. Потому что мир движется к этому. Высокие технологии объединили мир посредством Интернета, тот, кто не войдет в это информационное пространство, рискует выпасть из истории.
    Сейчас мы ждем рассмотрения вопроса о латинице Конституционным судом РФ. Возможно, те, кто принимал этот федеральный закон, не ожидали, что мы посмеем подать в суд. Думаю, скорого решения ожидать не стоит, сейчас нашим оппонентам придется потрудиться, придумывая оправдания для своего решения. Но здесь для любого мало-мальски грамотного юриста понятно, что никаким способом нельзя оправдать запрет латиницы. Это нарушает не только Основной закон России, но и Европейскую конвенцию и другие международные документы, которые Россия ратифицировала. По всем международным нормам каждый народ вправе избирать алфавит самостоятельно. А республика имеет право сама решать эти вопросы. Это наши исключительные полномочия. Поэтому само принятие федерального закона является нарушением конституции.
    Корр.: Договор между Россией и Татарстаном, подписанный в 1994 году, за последние годы претерпел изменения. Не приведет ли это к его аннулированию, как это было с договорами некоторых других субъектов федерации?
    Р.Х.: Надо учитывать, что договор свою историческую роль во многом выполнил. Тогда нам надо было утвердить наш статус, шла приватизация, и во многом благодаря этому договору наша собственность не попала в руки олигархов. Сейчас в некоторых регионах стоят крупнейшие заводы, и губернатор даже не знает, кому они принадлежат, он не может повлиять ни на что.
    Какие-то изменения произошли и в Конституции РТ. Я считаю, что они оправданы, поскольку мы принимали конституцию раньше Российской. В то же время есть позиции, от которых мы не собираемся отказываться, несмотря на настояния Москвы. Первая из них касается вопроса статуса. Нас обвинили в незаконности употребления слова "суверенитет", хотя оно соответствует Конституции России. Эта формулировка принята у нас в результате референдума, и мы можем изменить его только референдумом. Но если вопрос о статусе вынести на референдум еще раз, то мы получим еще больше голосов. Здесь вопрос уже переходит из юридического в политический.
    Вторая позиция - по языкам. Мы считаем, что татарский язык - полноценный государственный язык на территории Татарстана, поэтому на него не могут быть никакие ограничения. Знание татарского языка должно быть квалификационным требованием кандидату в президенты республики.
    Корр.: Аналитики допускают возможность разных путей развития России: от возврата в унитарную систему до распада на самостоятельные государства. На Ваш взгляд, какой путь для России наиболее вероятен?
    Р.Х.: Я считаю, для России альтернативы федерализму нет. Нельзя сделать государство сильным, ослабляя регионы. Когда есть права на местах, это вовсе не разваливает страну, а только укрепляет ее. Когда ты видишь, что твое государство тебя не только защищает, но дает тебе права, финансирование и возможность развиваться, ты за это государство держишься.
    Будущее Татарстана мне не кажется каким-то пессимистическим. За 10-15 лет после завершения перестройки сделан гигантский скачок. Ну кто до этого знал Татарстан? Республика заставила заговорить о себе. Сейчас у нас есть национальные школы, телевидение, газеты и многое другое. У нас есть возможность этим заниматься. Как бы не говорили, что идет давление на прессу, пока мы говорим свободно. За это никто никого не сажает. Я хотел бы подчеркнуть одну вещь: в отличие от нас, выросших в советское время и привыкших подчиняться и бояться, наши дети знают только демократию и рынок. Это поколение не потерпит авторитарных режимов. Поэтому, вместе с тем, как поколение советских людей будет уходить, федерализм будет набирать силу. В этом я не сомневаюсь. А сейчас Россию невозможно повернуть с рынка к нерынку, как невозможно отказаться от демократии. А если Россия будет демократичной, то она неизбежно придет к федерализму.


Алия САБИРОВА

"Татарские новости" №7 (120) 2004

Обсудить в форуме



Зуля Камалова: "Хочу осознать свою связь со Вселенной"

    Лучшая певица Австралии 2001 года в стиле World Music Зульфия Камалова снова в России. На этот раз она приехала на родину из Европы - у Зули прошли двухнедельные насыщенные гастроли по европейским городам. Продолжением весеннего тура стали выступления в Санкт-Петербурге и Москве. Впервые поклонники этой замечательной певицы смогли познакомиться с ее группой "Mapmakers" - музыкантами, с которыми Зуля работает в Австралии.
    Зуля - настоящее открытие для татарской музыкальной культуры. Татарская песня в ее исполнении обрела новое звучание, обогатившись яркими красками искусств разных народов мира. Певица постоянно находится в движении, в буквальном и переносном смысле этого слова, радуя поклонников новыми находками и открытиями в мире этномузыки.

Читать дальше...


Послесловие к Форуму татарской молодежи

    В Казани отшумел Форум татарской молодежи.
    Когда я наблюдала церемонию его торжественного открытия в одном из лучших концертных залов столицы республики, мною овладели противоречивые чувства.
    Мы уже привыкаем к тому, что для всех начинаний, организованных под эгидой Всемирного конгресса татар, характерна безупречность официального уровня. С одной стороны, это должно только радовать. Но многие выступления на форуме были далеки от молодежного формата. Это был, скорее всего, своеобразный симбиоз научно-практической конференции и партийного съезда. Молодежь явно скучала, не осознавая важности происходящего.
    Во взглядах же делегатов со стажем сквозило недоумение. Беру на себя смелость считать себя одним из инициаторов и начинателей такого явления, как Дни татарской молодежи. Кажется, это было совсем недавно, помню как сейчас, мы - три казанских студента: Ирек Гарипов, тогда еще студент Казанского государственного ветеринарного института, Рим Гильфанов - интеллектуал с истфака КГУ и я - Резеда Сафиуллина, студентка журфака КГУ - стоим за колонной зала второго высотного корпуса университета, обмозговываем план новой идеи. Именно тогда на том месте родилась инициатива организовать и провести первые в истории Дни татарской молодежи...
    Много воды утекло с тех пор. Именно этих трех инициаторов татарского молодежного национального движения судьба впоследствии разбросала по разным уголкам мира. Я вышла замуж и уехала в арабскую страну, Риму удалось осуществить свою заветную мечту - работать в штаб-квартире татарского "Голоса свободы" -"Азатлык" в Европе, а Ирек умудрился уехать дальше всех - за океан, в Австралию. Из нас троих только я одна вернулась на родину. Рим стал известным журналистом радио "Азатлык", Ирек продолжает проживать со своей семьей на Зеленом континенте и теперь уже представляет там татарскую диаспору.
    За это время многое изменилось и в культурной, образовательной, научной, политической жизни нации. Но сделать предстоит еще больше, и будущее, в первую очередь, - в руках молодежи. Об этом говорили на форуме практически все. Но почему-то эти выступления звучали неубедительно, формально, не трогали сердца. Только писательнице Фаузие Байрамовой удалось немного расшевелить скучающих делегатов.
    Что же такое произошло с нами? На память приходит и классическая строчка Тукая, гадавшего, уснула или умерла татарская нация ("Татар улгэнме, эллэ йоклаган гынамы?"), и учение Гумилева об этногенезе с идеей о пассионарном спаде. И сверлит в уме навязчивая мерзкая мысль: а может, это действительно (тьфу-тьфу, Господи, упаси) результат специально продуманной и осуществляемой какой-то очень тонкой политики.
    Отшумел форум. Юные делегаты разъехались по регионам. Кто из них уехал с адекватным осознанием того, для чего они приезжали? Какой процент из них был действительно достоин столь помпезного приема? Хотелось бы верить, что они увезли в своих сердцах не только чувство удовлетворения от удачной поездки и ощущения своей видимой значимости. Что вопреки распространенному афоризму, дорога, вымощенная благими намерениями организаторов форума, ведет туда, куда следует. Что это был не пир во время чумы. Хотелось бы верить, что для большинства из участников и организаторов форума национальная идея - это не просто трамплин для осуществления карьеры и удовлетворения личных амбиций.
    Но не дает мне покоя мысль: осознают ли те, в чьих руках будущее нации, насколько хрупко и обманчиво нынешнее положение? А если не удержим, а если упустим? Что тогда смогу я сказать своим детям?..

Резеда САФИУЛЛИНА

"Восточный экспресс" №26 (180) 2 июля 2004

Обсудить в форуме


Мурманскому Татарскому культурному центру "Гульжихан" - 10 лет!

    Вот уже 10 лет в далеком северном городе Мурманске работает Татарский культурный центр, названный красивым женским именем "Гульжихан". Организатором, учредителем и бессменным руководителем Центра в течение всех этих лет является Гульжихан ханум Садыкова. Именно она собрала и объединила татар города, подарила им радость общения, чувство единения со своим народом, и до сих пор верно служит делу возрождения культурных традиций татар.
    Трудно представить, но еще чуть больше десяти лет назад татары Мурманска даже не знали о существовании друг друга, общались разве что со своими родственниками. Так могло продолжаться и дальше, если бы не появилась Гульжихан Садыкова, истинная патриотка и активистка национального движения. Летом 1992 года она отдыхала в Казани, где однажды на Площади Свободы увидела массовое гулянье. Проходило одно из мероприятий I Всемирного конгресса татар. Гульжихан ханум увидела, как татары из разных регионов России собрались вместе для отдыха, обсуждения проблем да и просто общения, и загорелась созданием Татарского центра в своем городе. Вернувшись в Мурманск, с помощью знакомых, появившихся в Исполкоме Всемирного конгресса, Гульжихан ханум организовала татарский концерт. Удивительно, но ей удалось собрать на него 960 зрителей. Учитывая то, что никаких общественных организаций, национальных мероприятий до этого в городе не было, число зрителей можно считать просто фантастическим. Люди с удивлением смотрели друг на друга: "Неужели в Мурманске так много татар?" А собрать их было ох, как не легко. Гульжихан ханум первое время даже ходила по вещевым рынкам и, услышав, что кого-то позвали: "Марат!", тут же бежала в ту сторону с вопросом: "А вы татарин?" Уже от появившихся таким образом знакомых татар узнавала о других, и так по цепочке.
    Теперь работа Мурманского Татарского центра налажена настолько хорошо, что ей может позавидовать любая национальная организация другого региона.
    За десять лет Центру удалось возродить многие культурные традиции нашего народа: к несчастью, люди уже начали забывать родной язык и обычаи. При Центре работает бесплатная татарская воскресная школа, в которой учатся наши соплеменники самых разных возрастов. По словам Гульжихан ханум, на занятия ходит даже капитан в отставке. Мечтает эта неутомимая женщина о создании в Мурманске хотя бы одного татарского класса, как в других регионах России. Но на сегодняшний день это пока сложно, ведь такая работа должна финансироваться из городского бюджета. Энтузиасты организации успевают заниматься и благотворительной деятельностью - раздают продуктовые наборы и одежду нуждающимся. Недавно Гульжихан ханум организовала при Центре службу знакомств, уже есть хорошие результаты - создалось 14 семей.
    В честь десятилетия Татарского культурного Центра в Мурманске состоялся праздничный вечер в областной филармонии. Поздравить соплеменников с юбилеем приехала представительная делегация из Казани - первый заместитель председателя Исполкома Всемирного конгресса татар Ильсур Хадиуллин, главный референт Исполкома ВКТ Ильдар Мингараев, редактор газеты "Ватаным Татарстан" Рашид Мингазов и другие официальные лица. Работа Гульжихан ханум не осталась не замеченной и местными властями - на вечере прозвучали слова поздравлений от имени губернатора Мурманской области Ю.Евдокимова.
    Поздравить друзей из татарского центра пришли и представители других национальных организаций. Теплые слова прозвучали на тюркских, русском, литовском, чувашском, армянском, еврейском и немецком языках. "Если бы сегодня на концерт не пришли представители других национально-культурных общин, то это был бы не праздник, а официальное поздравление делегации Татарстана, - сказал в своем выступлении Ильсур Хадиуллин. - Сегодня наш общий национальный праздник. Мы гордимся этим и считаем это уважением к нашей нации. Значит, в таком большом созвездии Мурманска, где звезды представлены многими нациями, татары занимают достойное место".

Регина САЛИХОВА

"Татарские новости" №7 (120) 2004

Обсудить в форуме


Анкара и Казань

    Генеральный консул Турции Исмаил Хаккы Муса провел пресс-конференцию, посвященную деятельности в Татарстане турецких фирм в свете тысячелетия Казани. Только недавно на конференцию Организации городов всемирного наследия в Казань прибыло около тридцати членов турецкой делегации в рамках проекта "Диалог-Евразия". Посетила Казань и известная турецкая актриса Айдаи Шенер, татарка по происхождению, а также известнейшая турецкая писательница Невваль Севинди.
    Конечно, нельзя сказать, что МИД России активно помогает развитию татарстано-турецких отношений, почему-то отношения наших народов вызывают отрыжку "холодной воины", складывается впечатление, что старые коммунистические мифы-жупелы типа "буржуазного пантюркизма" по-прежнему действенны у московских чиновников, несмотря на то что в московском Кремле царит уже двуглавый орел, а не красная звезда Троцкого. Москва до сих пор воспринимает Турцию не как союзника, наиболее заинтересованного в демократическом развитии России, а как потенциального врага, при этом пытающегося насадить своих агентов чуть ли не в сердце России. Это старый спор Стамбула и Москвы, который давно уже нужно забыть. История с закрытием башкиро-турецких лицеев в соседнем Башкортостане (когда закрытие светских европейских учреждении объяснили чуть ли не кознями турецких шпионов) вызывает ассоциации с "охотой на ведьм". Вместо того чтобы быть открытыми миру, возрождают "железный занавес".

Читать далее ...


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - откройте для себя татарский мир .
Барда районы. Пермь татарлары
Башкортстан татарлары

"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
2003-2004, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное