Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 68 (111) 4 сентября 2004г


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 68 (111)    4 сентября 2004г
 
Новые материалы на сайте Tatarica :

Мечеть "Нурулла" отстаивает свои законные права
1 сентября прихожане мечети "Нурулла", представители общественных организаций: ВТОЦ, Милли Меджлис татарского народа; Союз мусульманских женщин РТ; не равнодушная к духовным национальным и мусульманским ценностям общественность города провели пикет. Пикет был направлен против сноса здания по улице Кирова, 76, прилегающего к зданию мечети "Нурулла" и составляющего с ней единый духовно-просветительский комплекс.

Тюрко-татарская эмиграция в Северо-Восточной Азии начала 20 века
Лариса Усманова
Соискатель докторской степени Института Северо-восточной Азии университета Шимане (Япония)
Доклад на Международном конгрессе востоковедов (19.08.2004, Москва)

Памяти поэта-героя
Венера Вагизова
Активисты Татарско-башкирского культурного центра в Германии, члены общества российско-германской дружбы "Друзья России" и представитель посольства Российской федерации пришли утром 25 августа в Плётцензее, чтобы почтить память героических сынов татарского народа. В этот день исполнилось 60 лет со дня казни в 1944 году группы Курмаша-Джалиля.

Марат ГАРЕЕВ (Aram) - Веб дизайн. Руководство для начинающих
Руководство по веб дизайну для татнетчиков, написанное одним из создателей нашего сайта. Мы планируем и в дальнейшем пополнять рубрику "Курс молодого бойца" различными статьями, для помощи начинающим веб мастерам

Материалы номера ТР:

- Имамы против экскаватора. Конфликт у мечети на улице Кирова в самом разгаре
- Власти и 1600 мусульман Казани не сошлись во мнениях. Верующим вежливо отказали
- "Татарский пессимизм" - статья Дамира Исхакова

Этот и остальные номера "ТР" Вы можете прочитать в архиве рассылки.



Имамы против экскаватора
Конфликт у мечети на улице Кирова в самом разгаре


    В ночь со среды на четверг вокруг казанской мечети "Нурулла", что на улице Кирова, развернулись драматические события.
    Накануне утром корреспонденты "Восточного экспресса" стали свидетелями митинга верующих у здания, примыкающего к мечети. Собравшиеся протестовали против начавшегося разрушения дома №76, которое приход мечети более года назад получил в безвозмездное бессрочное пользование и планировал устроить там публичную мусульманскую библиотеку. Однако права на здание предъявляет одна крупная строительная фирма. Хотя еще продолжается судебная дискуссия (на начало октября назначено еще одно заседание Арбитражного суда РТ), в последнее время владельцы-строители вели разборку здания. Верующих к объекту не подпускали, наняв охрану с собаками.
    А около часа ночи в четверг перешли к радикальным действиям. Перегородив улицу Кирова двумя грузовиками, подогнали экскаватор, привели около двух десятков рабочих и начали ковшом экскаватора рушить фасад здания.
    На шум выбежал ночевавший в мечети имам Абдрашит. Он срочно вызвал на место происшествия Габдуллу хазрата и встал на пути экскаватора.
    - Лучше я умру, чем дам свершиться надругательству над мусульманской святыней! - заявил имам.
    Вскоре ему на помощь подоспел Габдулла хазрат. Вызвали милицию, и лишь только тогда разрушители покинули место происшествия. Правда, до этого они объяснили свои действия представителям закона благородным побуждением: мол, здание аварийное и в любой момент может рухнуть, вот и решили его убрать, обезопасить казанцев.
    Хотя чего добиваются претенденты на принадлежащее мечети здание - совершенно понятно, подчеркнул Габдулла хазрат. Суть вопроса сформулировал еще "отец народов" Сталин: нет человека - нет проблемы. Действительно, если ко времени судебного заседания исчезнет предмет спора, то и судиться уже нет смысла. Останется стройплощадка в центре города, на которой можно возвести что угодно.
    Вчера утром муфтий Татарстана направил письмо главе республики Минтимеру Шаймиеву, а общественность прихода мечети "Нурулла" официально обратилась к министру внутренних дел РТ Асгату Сафарову. На 10 сентября намечен митинг у Камаловского театра.
    Одно из самых печальных последствий ночного происшествия - разрушенная стена прилегала к молельному залу культового сооружения. И теперь обнажился фундамент исторической постройки - известной Сенной мечети, воспетой еще Тукаем. Есть реальная угроза потерять памятник.
    Если мечети "Нурулла" не помогут местные власти, верующие намерены обратиться с телеграммой к президенту Путину и даже в международные правозащитные организации.

Татьяна ЛЕСКОВА
"Восточный экспресс" №36/35 (190) 3 сентября 2004

Обсудить в форуме




Верующим вежливо отказали
Власти и 1600 мусульман Казани не сошлись во мнениях

    На днях администрация Казани дала официальный ответ группе казанских мусульман, которые в конце июня направили письмо мэру столицы. В городской администрации давно не видели такого коллективного обращения - под ним поставили свою подпись 1600 человек.
    Напомним, верующие требовали привести Казань к 1000-летнему юбилею столицы в приличествующий вид: убрать рекламные щиты с изображением обнаженных тел, приспособить общественные туалеты для ритуального омовения, удалить многочисленные игорные заведения хотя бы из центра города.
    Ответ администрации города не вызвал у авторов письма особого восторга.
    Руководитель аппарата администрации Рустам Нигматуллин сообщил мусульманам, что вопрос, касающийся правомерности размещения в Казани билбордов с "обнаженкой", находится в компетенции управления федеральной антимонопольной службы по РТ, а не казанских властей. А ситуация с общественными туалетами, судя по ответу из мэрии, настолько удручающая, что речь сейчас идет о физическом выживании нужников. В 2004 году средства на их содержание и ремонт не выделялись. Так что говорить о приспособлении их под нужды верующих не приходится. Не совпали мнения мусульман и казанских властей о национальном колорите Казани, в частности, улицы Баумана. Авторы обращения считают, что там отсутствуют признаки того, что Казань - столица всех татар. У мэрии мнение иное. В ее письме говорится, что этнокультурная составляющая улицы Баумана достигается с помощью "размещения торговых мест для продажи сувениров татарских и русских мастеров, трансляции по радио "Казанский посад" произведений мировой, русской и татарской эстрадной классики", выполнения вывесок магазинов на двух государственных языках РТ, а также размещения на территории префектуры "Казанский посад" музея Шарифа Камала и Дома дружбы народов.
    Верующие остались крайне недовольны реакцией мэрии на их претензии по поводу размещения в центре Казани казино, которые, по мнению мусульман, превращают город в региональный Лас-Вегас. В ответе приводился факт выделения одной из частных фирм участка в районе Ленинского садика "с целью организации досуга студенческой молодежи и размещения предприятий общественного питания". Таким образом мэрия дала понять, что не под одни лишь игорные заведения отдается земля в центре столицы. Однако на поверку выяснилось, что именно на этом участке как раз и располагается не студенческий общепит, а самое что ни на есть казино...
    Не удалось найти взаимопонимания и по проблеме размещения единственной в России общеобразовательной мусульманской школы "Усмания". Верующие уже долгое время добиваются нового помещения (сейчас она размещается в неприспособленном здании), но в мэрии утверждают, что выделить новое здание сейчас не представляется возможным.
    Духовное управление мусульман РТ, в отличие от авторов обращения, ответ администрации Казани восприняло достаточно спокойно:
    - Сегодня между ДУМ РТ и мэрией города осуществляется позитивный диалог. В силу своих возможностей городские чиновники идут нам навстречу, - говорит первый заместитель муфтия РТ Валиулла хазрат Якупов.
    Получив первый опыт общения с властью, пусть и отрицательный, казанская мусульманская община и далее намерена продолжать диалог с официальными органами.

Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №36/35 (190) 3 сентября 2004

Обсудить в форуме



Татарский пессимизм
статья Дамира Исхакова

    На первый взгляд с татарами все в порядке: открываются новые национальные школы, выходит масса книг по истории и культуре, да и многотомная история народа пишется, периодика и электронные СМИ на татарском языке функционируют, театры работают, концерты эстрады собирают массу людей, опять-таки имеются общественные объединения, поддерживающие постоянные контакты с диаспорально расселенными группами и т.д.
    Но не покидает смутное ощущение, что потеряно нечто важное, связанное с глубинным содержанием национального бытия и основным вектором развития татарского общества. Похоже, оно переживает глубокий кризис, не сводимый к социально-экономическим трудностям затянувшегося переходного периода. Однако никому из интеллектуалов не удалось сформулировать суть этой потери, этого особого состояния, которому даже не дано определения. А предпринятые ранее попытки ухватить отмеченное Нечто, скажем, через понятия "комплекс рабства", "комплекс жертвы" сегодня мало что дают для анализа состояния татарского общества. Быть может, все это имеет место быть, но эти аспекты, во-первых, больше обращены в прошлое, во-вторых, слишком психологизированы, в-третьих, что самое главное, из них мало что вытекает для конструирования будущего. А между тем апатия в обществе становится доминирующим началом, дающим возможность нашим недругам окончательно ликвидировать даже те небольшие ростки национального возрождения, которые были прямым результатом общественного подъема конца XX в.
    В такой ситуации интеллектуалам необходимо задаться непростым вопросом: что, собственно, происходит и где корни той остановки нашего общества, которая сейчас наблюдается? Естественно, ответ на поставленный вопрос требует комплексного анализа, учитывающего социальные, экономические, культурные и пр. факторы. К такому анализу мы еще не готовы, прежде всего потому, что применительно к нашему обществу они практически не исследованы. Тем не менее я хотел бы предложить методологический подход к такому анализу, построенный на социокультурном осмыслении особенностей татарского общества сегодняшнего дня. Вполне понятно, что йредлагае-мый подход не может привести к исчерпывающему результату, но прояснить некоторые новейшие реалии, без сомнения, помогает.

    1. Существует ли татарская нация?
    Что же заставляет подвергнуть сомнению устоявшийся вывод гуманитарной науки республики о реальности общности национального типа у татар? До перехода к ответу на поставленный вопрос (а он звучит и в других публикациях) одно теоретическое отступление. Полагаю, что татары в общность национального типа формировались в условиях так называемого "восточного национализма" (Э. Геллнер). Известно, что при этой модели на первое место выходит мощное культурное строительство, сопряженное в исламских обществах с пуританским движением за религиозное возрождение по созданию исламской "высокой" культуры. На первый взгляд кажется, что татары этот этап "пуританизма" прошли на рубеже XIX - XX вв. через джадидистское культурное строительство. Действительно, в этой области успехи были -такой проницательный исследователь, как А. Бенигсен, не зря, видимо, сделал в свое время заключение о том, что татарским интеллектуалам за короткий срок удалось превратить "квазисредневековое исламское общество в современное, динамичное и жизнеспособное сообщество". Однако тут есть один нюанс, на который следовало бы обратить внимание: татарское нациестроительство изначально было направлено на создание некоторой "исламской нации" (миллият-и исламия), а не нации (nation) в западном понимании. Если иметь в виду, что эта, так сказать, аутентичная модель была уничтожена коммунистами еще в начале 1918 г. и заменена вначале советизированным, т.е. атеистическим вариантом нациестроительства, а затем, в 1920-х - начале 1950-х годов, вообще была приостановлена, в дальнейшем - вплоть до 1980-х годов, опять вернувшись к советизированной модели, можно заключить, что многие десятилетия XX века татары развивались не по изначальному, а по навязанному и чуждому им внутренне проекту нациестроительства. Причем сегодня ситуация такова, что начавшаяся в конце XX в. реисламизация татарского общества - о чем говорят все социологические исследования - фактически происходит на базе не "высокого", а так называемого "народного" ислама - в том числе и потому, что исламское наследие татарских идеологов XIX - начала XX вв массам, да и большинству интеллектуалов попросту недоступно. А это означает, что мы сейчас лишены самой идейной базы создания современной нации, ибо, как предупреждает такой известный социальный антрополог, как Э. Геллнер, без "очищенного" или "высокого" ислама современное общество (он, называет его "анонимным мобильным обществом") попросту невозможно построить.

Читать полностью..


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA
Барда районы. Пермь татарлары
Башкортстан татарлары

"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Xacitarxan - Астраханские татары


Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
 
2003-2004, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Отписаться

В избранное