Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 7 января 2005г


Информационный Канал Subscribe.Ru

      2004-2005, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

    7 января 2005г
 

isänmesez Duslar! здравствуйте Друзья!
Большое спасибо за все новогодние поздравления пришедшие в мой адрес. Из Астрахани, Москвы, Самары, Кирова, Казани, Туркменистана, Казахстана, Узбекистана, Германии, Финляндии, Турции, Японии... может не всю географию писем и упомянул, простите если забыл. Вот приведу цитату из одного письма: "Спасибо за вашу рассылку, она единственное что не дает забыть мне к какой нации я принадлежу".
Zur rähmät Sezgä!
Ну вот 2005 год и начался. "Татарская рассылка" продолжает свою работу.
С уважением, Былтыр.
Итак, новые материалы...


Последние дни "Усмании"?
В Татарстане на грани закрытия 11 частных школ

    С 1 января 2005 года вступают в силу поправки Госдумы РФ к закону "Об образовании", которые отменяют государственные субсидии частным учебным заведениям.
    В большинстве случаев выплаты из минобраза составляют до половины всего бюджета таких школ. В Татарстане их оказалось одиннадцать. Об одной из них "Восточный экспресс" писал уже больше года назад. Тогда единственная в России мусульманская средняя школа "Усмания" выдала первые аттестаты зрелости своим выпускникам девятых классов. Школе, которая начиналась в трехкомнатной квартире и может закончиться в здании медресе "Нурислам", в январе следующего года, должно исполниться 10 лет.
    - Сегодня ежемесячный бюджет "Усмании" составляет 70 тысяч рублей. Из них сорок тысяч - это зарплаты учителям, которые выплачивало РУО, а тридцать - пожертвования родителей и других верующих. С принятием поправок мы потеряли весь гонорарный фонд, - рассказывает и.о. директора школы Зульфира ханум Мубаракшина. - В Минобразе РТ нам сказали, что с января 2005 по январь 2006 года госсубсидий для частных школ не предусмотрено. В следующем месяце учителя получат последнюю зарплату. А как мы будем дальше, не знаю. Неужели придется расформировать классы, пройдя такой путь?! Если мы закроемся, то для появления новой мусульманской школы в России понадобится как минимум еще десять лет.
    ДУМ РТ, который является официальным учредителем "Усмании" (перерегистрация школы прошла в 1999 году, когда любое мусульманское учебное заведение, не находящееся под юрисдикцией официального духовенства, могло попасть в разряд экстремистских), выплачивает ежемесячно лишь три тысячи рублей на обеды 30 ученикам из малообеспеченных семей. "Больше мы не осилим", - говорят муллы.
    Сегодня на 100 учеников "Усмании" (школа находится в пустующем здании медресе "Нурислам", в поселке Северном, за коммунальные услуги платит местная община) приходится 2,8 квадратных метра. Несмотря на поручение президента РТ, новое здание для школы городская администрация до сих пор не нашла. Коллектив, по словам Зульфиры Мубаракшиной, создавался годами и состоит из 17 учителей, преданных своему делу и религии. Сейчас об "Усмании" знают уже во всей России, своих детей сюда готовы привезти даже с Дальнего Востока, но, к сожалению, интерната в школе нет.
    С нового года, возможно, уже не будет и повода для жалоб. Жаль, что это произойдет в городе, который говорит о своей особой роли в истории ислама.
    Пожертвования для школы "Усмания" ждут по адресу:
Казань, пос. Северный,
ул. 2-я Армавирская, 38
ИНН 1661007222
р/с 40702810700010002925
в АКБ "Волжско-Камский"
г. Казани
к/с 30101810900000000798
БИК 049205798

Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №98/52 (252) 30 декабря 2004г


Все под Богом ходим…
Повесть о Зулейхе и Марфе

    Фильм "Зулейха" студии "Рамай" в понедельник впервые был показан на широком экране.
    Помнится, два года назад здесь же, в Камаловском театре, главный режиссер театра Фарит Бикчантаев представил картину "Куктау". Теперь свою работу показывает один из его ведущих актеров Рамиль Тухватуллин. Любопытная тенденция... С такими темпами говорить о национальном кинематографе просто смешно. Учтем, однако, что процесс его развития идет семимильными шагами. Тухватуллин сумел снять ленту о самом сложном в нашем менталитете - о вере, роли ислама в татарской истории. И сделал это невероятно деликатно.
    Действие начинается с сверхдлинного для зрителя диалога между профессором и миссионером о насильственной христианизации татар. Один предлагает их учить, другой - убеждать на словах. Слава Аллаху, на этом богословско-политические рассуждения заканчиваются, и начинается нормальное историческое кино. Картина напоминает одновременно "Андрея Рублева" Тарковского и "Муму" Грымова - вроде бы и есть национальный колорит, а посмотришь - обыкновенная татарская деревня. Да и без русских народных сказок не обошлось.
    Живет в деревне Каргали Зулейха с мужем Салимжаном и тремя детьми. В Каргали половина селян - крещеные татары. Истинные мусульмане не хотят с ними общаться - словно и нет новообращенных. Хотят жить спокойно и ходить в мечеть. А когда на нее местный поп собирается ставить крест, завязывается бой с казаками. "Я крещеный!" - кричит Салимжан, неистово крестясь, когда видит, что жену уводят. Страшная сцена. Ведь это он все устроил - тайно крестился, чтобы избежать налогов, и семью свою записал. По православным законам они с Зулейхой-Марфой жили без брака. Салимжана-Митрофана - на каторгу, а ее в монастырь - замаливать грехи. А потом и вовсе выдают за русского Петра.
    Петра играет сам Тухватуллин. Этот крестьянин также несчастлив, как его жена: "Два года живем - и ни бум-бум по-русски!" Один Захар-Ахмет является утешением - муж и жена любят сына, хоть и рожденного без обоюдной любви. Салимжан, бежавший с каторги, пытается спасти Зулейху, но умирает в драке, а Петр погибает, выпив яд, которым мать его ребенка хотела отравить себя. Когда Зулейха умирает, Захар решает похоронить ее на мусульманском кладбище - также поступили с ее дедом - Гимади-Василием...
    Минус фильма - игра актеров и съемка. Старики-актеры смотрят прямо в камеру, сколько их не учи. Есть огрехи в движениях камеры. Дети неестественно скачут по деревне, а в их речи проскальзывает городской акцент. Но роль Зулейхи (Ильсия Тухватуллина) сыграна с блеском. На глазах у зрителя героиня растет, превращаясь из обычной деревенской женушки в волевую женщину, не потерявшую веру в Бога, несмотря на все невзгоды. Увидев ее, трудно самому не вернуться к подзабытым молитвам.
    Многим фильм может показаться русофобским. Но, черт возьми, это же история! И снимают же сейчас мультфильмы о Тугарине-Змее. Важно другое - в картине нет плохой национальности и религии. Есть только насильственная смена веры. Как говорит одна из русских женщин: "В городе указы пишут, а в деревнях их расхлебывают". Русская говорит. Никому нет счастья от надругательства над верой отцов (поэтому наиболее резко в фильме показываются именно кряшены). Христиане следуют своим законам, татары - своим. А жестокий царь над всеми - один. Когда деревенский сумасшедший поджигает церковь, то святыню начинают спасать все - и кряшены, и мусульмане. А после этого дурачок ревет на плече у горюющего попа. В беде все равны.

Радиф КАШАПОВ
"Восточный экспресс" №98/52 (252) 30 декабря 2004г


Пришел, увидел, простил
Яблоневый сад Зульфата Хакима

    Редкий случай: в течение года одну и ту же пьесу ставят два татарстанских театра.
    Самое время говорить о секрете авторской популярности.
    В ноябре "Лицо" Зульфата Хакима появилось в Челнинском татарском драмтеатре под названием "Эхо моего возвращения". На прошлой неделе премьера прошла в малом зале Камаловского. Как говорит режиссер Миляуша Закирова, предыдущую постановку она не видела и пьесу выбрала самостоятельно. Пожалуй, так оно и правильнее, не возникает соблазна сделать все по-другому. Для Миляуши - это спектакль о предательстве.
    "Лицо" - уже вторая пьеса Хакима о судьбах, поломанных войной, показанная за сезон. Первой стала камаловская "Немая кукушка". В спектакле рассказывается о судьбе пятерых одноклассников (в Челнах они были русскими, здесь же стали татарами). Одного из них, Айдара, двое приятелей, Ильдар и Роберт, обманом отправляют в армию, а сами женятся - причем Ильдар празднует свадьбу с бывшей подружкой солдата Дильбар. Айдар теряет на чеченской войне человеческий вид: его лицо обгорело в БТРе. Чеченец, взявший его к себе из плена, отпускает солдата узнать судьбу матери на родину.
    Айдар - основная удача режиссера. В трактовке Закировой он предстает очеловеченной Истиной, которая вскрывает всю шаткость отношений в молодых семьях. Потерял лицо, но обрел знание о всепрощении. Айдар - он даже не герой, а некое новое условие в жизни двух пар. Игра актера спокойна, даже холодна - это замкнутый человек, который хочет спокойно дожить свою разрушенную жизнь. Только один раз он вскипает, когда говорит Роберту: "Тот, кто не служил в армии, не имеет родины". Любопытна сюжетная линия, которая умирает, не родившись...
    Сцена декорирована зеленым. Но умиротворяющая атмосфера разрушается прозрачными стенами домов, явственно подчеркивающими напряженность семейного благополучия. Только в яблоневом саду спокойно. Там и живет солдат. Парадокс - несчастными оказываются люди вокруг него. Роберт и Наиля, Ильдар и Дильбар (продолжающая любить Айдара) начинают ссориться, мужчины боятся, что их тайна откроется. Может, поэтому они так картинно заламывают руки, пьют коньяк и громко спорят? В малом зале столь бурные эмоции не совсем уместны. Однако при этом актерам удается сохранить динамичность сюжета, развязка наступает как раз тогда, когда у зрителей зарождаются первые симптомы усталости.
    Финал в постановке четок - Айдар просит у товарищей прощения, тем самым вызвав у них чувство раскаяния за содеянное. И уезжает в Чечню (в челнинской версии он замирал с Дильбар-Дилей в темноте на чердаке, таким образом сюжет как бы сводился к хеппи-энду). Его бывшая невеста остается наедине со своей трагедией - прощенная, любимая, но одинокая. Ее муж Ильдар должен теперь всю жизнь заслуживать ее внимание.
    "Но близкие люди всегда могут понять друг друга", - говорит Закирова, в то время как главреж Фарит Бикчантаев замечает, подняв один из элементов реквизита: "А яблоки надо подкрасить..."

Радиф КАШАПОВ
"Восточный экспресс" №98/52 (252) 30 декабря 2004г


Високосные итоги

    Во вторник движение "Татарстан-Новый Век" подводило в своем пресс-клубе политические итоги уходящего года.
    - На мой взгляд, усилия руководства России в нынешнем году могли бы быть использованы более рационально, - так оценил их депутат Госсовета республики Марат Галеев. - Посмотрите: ряд законов принимается с опережением, а другие - те, в которых страна нуждается, наоборот, тормозятся. Слишком много полномочий сосредоточено в федеральном центре. Только сейчас там начинают понимать, что полномочия, которые центр отнял у субъектов, он не в состоянии переварить. В стране нет ни одной отлаженной сферы, а реформы, по большому счету, начинают буксовать.
    Политик обрушил критику прежде всего на административную реформу. Действительно, как проводить масштабные преобразования, если бюрократизация страны только усиливается?
    - Задуманная административная реформа, так называемый переход на трехзвенное управление в системе исполнительной власти, приводит к отрицательному результату, - утверждал Марат Гадыевич. - Эта сложная система могла бы работать, но ее разрушили одним ударом, вынули главный стержень. Три звена -министерства, федеральные службы и департаменты - должны были быть независимы друг от друга. С тем, чтобы министерства не занимались коммерческой и исполнительной деятельностью, а разрабатывали только политику в своей сфере. Но министрам оставили право назначать руководителей служб и департаментов. Все, эта система по задуманной идеологии работать не сможет. И не работает. Результат таков - количество чиновников выросло, и регионы не знают, куда обращаться для решения конкретных вопросов. Коллеги Галеева - депутаты Госдумы РФ от Татарстана Михаил Рокицкий и Фарида Гайнуллина, также принимавшие участие в заседании пресс-клуба, оценили уходящий год оптимистичнее. По их мнению, он, несмотря на то что был високосным, принес населению и много хорошего. МРОТ повысили, единовременное пособие, выплачиваемое при рождении ребенка, увеличили, период по уходу за детьми и службу в армии в общий рабочий стаж включили. Но Марат Галеев, по собственному выражению, продолжал мазать черной краской.
    - Демографическое состояние населения катастрофично, - говорил он. - Нужно спасать народ! А в это время бюджет страны становится бюджетом воюющего государства. Идут серьезные траты на охрану границ. Я вот всегда вспоминаю один телевизионный сюжет. Показывают Беларусь. Сидит мужик на разбитой телеге, в телогрейке с заплатками, в шапке-ушанке, которой лет сорок. И у него спрашивают: вы за то, чтобы НАТО шло на восток или против? Он говорит: конечно, против. А почему? Они, говорит, придут, у нас все отнимут. А чего у него отнимать-то? Так вот, мы можем оказаться страной, которая укрепит границы, но народ при этом деградирует и будет нищим.
    - Я с вами не согласна насчет силовой составляющей бюджета, - возражала Фарида Гайнуллина. -Представьте сами. Мы - депутаты Госдумы, и перед нами - события в Беслане и, кроме того, данные о транзите наркотиков. Как же мы должны воспринимать предложения по силовому блоку?
    - Великодержавность России неадекватна возможностям страны и населения, - гнул свое Марат Галеев. - Что касается Беслана, то Россия сама это накликала. Если и дальше так накачивать ситуацию, то на следующий год вас можно убедить в том, что на силовой блок нужно еще больше денег. Это спираль, уходящая в бесконечность. Я бы все-таки подумал об очередности проведения реформ. Усилия надо делать в тех направлениях, которые сегодня наиболее актуальны, - закончил он.
    Журналисты, конечно, тут же атаковали депутатов: "Вот вы говорите, что население спасать надо, а сами монетизацию льгот придумали". Но Галеев в этом вопросе российские власти поддержал, заявив, что страна не должна жить иллюзиями. И поругал за популизм прежнюю Думу, которая принимала законы без соответствующего финансирования или же возлагала нереальные расходные обязательства на регионы.
    Фарида Гайнуллина реагировала очень эмоционально:
    - Из года в год законы по льготам не реализовывались! -почти кричала она. - Нужно ответить на вопрос: может так дальше продолжаться или нет? Дума решила: не может. Деньги должны доходить до людей.
    Немного отойдя от дискуссии, депутаты по просьбе журналистов сделали свои прогнозы на 2005 год. Звучат они, впрочем, коротко. Нас ждут реформы, реформы и еще раз реформы. Во всех областях. Причем Фарида Гайнуллина считает, что грядет и конституционная реформа.
    - Тешу себя надеждой, что улучшится положение в здравоохранении, несмотря на то что средств на него будет выделено меньше, чем в 2004 году, - сказал Михаил Рокицкий. - Но реформирование в определенных рамках проводится разумно.
    Что касается Татарстана... В нынешнем году республика проиграла два суда: были признаны недействующими нормы Конституции РТ о суверенитете, остался в силе запрет на латиницу. Зато, как отметил Марат Галеев, удалось отстоять Декларацию о суверенитете. И вовсю идет работа над новой редакцией договора между Россией и Татарстаном.
    - Мы хорошо продвинулись, - сообщил Галеев. - Правда, пока это только рабочие документы, на уровне согласованных черновиков. Путь предстоит длинный, говорить что-либо определенное пока трудно. Но желание прийти к конструктивному решению есть у обеих сторон, чего раньше не было.

Ирина БЕГИМБЕТОВА
"Восточный экспресс" №98/52 (252) 30 декабря 2004г


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Барда районы. Пермь татарлары
Башкортстан татарлары

"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Xacitarxan - Астраханские татары

Форум Татнета
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
2004-2005, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Отписаться

В избранное