Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 27 февраля 2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

      2004-2005, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

    27 февраля 2005г
 

isänmesez Duslar!

Конституция: перезагрузка
Президента Татарстана назначит Москва


    Вчера в парламенте республики разыгралась одна из самых заметных политических драм последних лет.
    Депутаты Госсовета обсуждали поправки к Конституции Татарстана, связанные с отменой прямых выборов глав регионов.
    То, что на эту тему говорить придется, стало ясно еще в октябре, когда парламентарии обсуждали объявленный Путиным сразу после Беслана новый порядок назначения глав. По этой причине вчерашнее заседание не раз производило эффект дежавю: и список выступающих был практически тот же, и говорили они уже однажды произнесенное. Да и над итогом гадать не приходилось. Понятно было, что парламент, как и в прошлый раз, изменения поддержит, несмотря на красивые фразы об угрозе демократии. Фракция "Единая Россия", собравшись в перерыве заседания, решила голосовать за пересмотр Конституции, а она, как известно, составляет парламентское большинство. В общем, никакой интриги.
    Собственно говоря, выбирать депутаты могли только из двух вариантов: либо переписать все самим, либо дождаться протеста прокурора и привести Конституцию в соответствие с федеральным законодательством по решению суда. Но некоторые парламентарии все же предпочли постучать "головой об стену".
    Сергей Осколок, демонстрируя трагизм ситуации, даже прочел стихи Некрасова о том, что идет словесная война, "а там, во глубине России, там вековая тишина". И напомнил, что Конституция России принималась народным волеизъявлением, а федеральный закон, установивший новый порядок назначения глав регионов, ее нарушает.
    - Не может метрополия, окруженная Садовым кольцом, считаться Россией! - убеждал он коллег. - Россия - это мы с вами. Если мы не выполняем Конституцию государства, то что остается простым смертным? Нам можно, а им нельзя?
    - Сейчас на уровне России готовится почва для перехода к парламентской республике, чтобы нынешняя элита сохранила власть, - говорил Александр Штанин. - Народ у нас оторван от государства...
    - Когда правда зависела от того, сколько человек ее проповедует? - вопрошал Индус Тагиров. - О ней может сказать и один. Хорошо, президент может утверждаться парламентом, но давайте начнем с верхов, с России. Или давайте избирать президента парламентом, но без рекомендации со стороны главы государства.
    Насима Столярова очень вовремя напомнила депутатам, что снявши голову по волосам не плачут. В октябре парламент голосовал за нововведение, так зачем сейчас спорить?
    - Один раз сделали уступку, второй, третий, а потом эта лавина нас похоронила, - констатировала она. - Перефразируя известные слова, скажу: бойтесь людей послушных, это с их молчаливого согласия творится зло в России.
    Особенность поправок к Конституции в том, что положения, связанные с выборами президента Татарстана, не будут исключены из Основного закона, а только приостановлены. Делается это потому, что республика не теряет надежды "распечатать" положения, если политическая ситуация изменится. Некоторые депутаты, понимая, что концептуально изменить уже ничего не удастся, требовали соблюсти хотя бы логику. Штанин и Салий утверждали, что приостановление - не законодательная норма. Мол, давайте будем честными перед собой, раз уж спасовали, то исключим положения вообще.
    Александр Салий предлагал и другой вариант:
    - Давайте вынесем все приостановленные нормы единым блоком в конец Конституции и укажем, до какого момента приостанавливаем. Например, до окончания срока Путина. Жизнь покажет, правы мы или нет. Земля у нас круглая, а жизнь долгая.
    Роберт Садыков настаивал на переименовании должности главы республики:
    - Принятая формулировка о наделении президента полномочиями - это нонсенс, абсурд. В какой еще стране такое есть? Предлагаю так: наделение полномочиями наместника президента России по Республике Татарстан.
    Но самым эмоциональным было выступление Туфана Миннуллина, назвавшего поправки в Конституцию РТ самоубийственными с точки зрения государственности Татарстана:
    - Отменяя выборы глав регионов, федеральный центр не доверяет избирателям. Видимо, боится, что они выберут глав регионов, которые развалят Россию. Я не против, пусть назначают глав в других регионах. Но ведь Татарстан - государство! Это признает и Конституция России. А как можно назначать президента государства? Если мы это допустим, то продемонстрируем, что мы ущербный, слабый народ.
    Туфан Миннуллин в ответ на аргумент "против лома нет приема" предложил все же пободаться с федеральным центром: никаких изменений в Конституцию добровольно не вносить, а дождаться, пока Москва подаст в суд.
    - Суда бояться нечего, мы не преступники! - завершил депутат.
    Когда оппозиция выдохлась, пришло время единороссов.
    - Путин хочет, чтобы не было случайных и криминальных губернаторов, - сказал Геннадий Мамонтов. - Не надо тут говорить, что вы за народ. Вам на такси шашечки нужны или ездить? Народ хочет порядка. Не будет в Татарстане случайных президентов - ни Жириновского, ни даже Алтынбаева.
    Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин и президент РТ Минтимер Шаймиев тоже сочли, что забота о народе - лишь прикрытие. Спикер намекнул, что "определенные политические силы" хотят подтолкнуть республику к судебному процессу. Им это, видимо, нужно для того, чтобы Татарстан поставили на место и навязали ему президента, который не будет "принципиальничать".
    Минтимер Шаймиев подчеркнул, что "если отдельные политические силы объединяются сегодня в рамках нашего парламента, это должно заставить нас задуматься".
    - Речь идет о президенте, который устраивал бы Татарстан, -сказал он. - Путь конфронтации - тупиковый для данной политической ситуации.
    Законопроект о внесении изменений был вчера принят в первом чтении с формулировкой о приостановке действия положений Конституции о выборах президента РТ. Несмотря на раздававшиеся предложения перейти сразу ко второму чтению, торопиться депутаты не стали. Федеральный закон отвел на приведение в соответствие три месяца. Срок истекает 31 марта.

Ирина БЕГИМБЕТОВА
"Восточный экспресс" №35 (287) 26 февраля 2005г


Песни настоящих татар
Коль дискотеки торжествуют, к чему народность?

    22 финалиста II Международного конкурса исполнителей татарской песни имени Ильгама Шакирова предстали перед зрителями в понедельник в БКЗ.
    Затянувшийся парад дипломантов и лауреатов завершился лирической лекцией юбиляра. 70-летнего Шакирова приветствовали стоя. А он, сначала смутившись, изложил свое видение такого ключевого понятия для татарской песни, как "мон". И, отринув слова "горечь", "мелизматика", "настроение", провел параллель с народностью - любовь к творчеству своего народа. Строго поглядел на конкурсантов и удалился в ложу жюри.
    Замечательно, подумал я. Значит, не существует четкой теории татарской песни. И решил критиковать напропалую.
    Однако, несмотря на то что все действо продолжалось три часа, не наблюдалось ни одного симптома усталости. В чем прелесть классики? В стремлении к идеалу. А качественное исполнение не может утомлять.
    Не обошлось все же и без комических ситуаций. Не все наши таланты оказались знакомы с микрофоном в полной мере. К примеру, Рамиль Галимов ("механизатор из Спасской области!") сразу же принял грозную стойку, отклонив голову назад, а руку выставив вперед. Так и прождал, пока не пришлось петь. Ильдус Шайдуллин усладил слух зрителей всевозможными придыханиями, а Финат Халиков пытался загипнотизировать микрофон взглядом. Они стараются, а ты смеешься...
    "Звезды" вели себя, разумеется, более раскованно. Правда, услышав за день до награждения на гала-концерте, ЧТО они исполняют, задумываешься о судьбах нынешних победителей. Показателен пример Асафа Валиева (лауреат 1989 года) с его дискохитом "Матур кызлар". Для его исполнения не требуется каких-то особых вокальных данных. Так стоит ли тогда подавать заявки? Разве что ради собственного промоушна. Илус Гильманшин и Ильдар Хакимов уже успели засветиться на эстрадном "Татар жыры", там же оказалась одна из нынешних лауреатов первых премий - Айгуль Сагинбаева. В данном контексте попытки противопоставить эти два конкурса выглядят забавно.
    Коллективами, занявшими первые места, оказались вокально-инструментальный ансамбль "Омет" и вокальный ансамбль "Голлэр". Во время выступления последних тишина в зале стояла идеальная. Семь девочек в красных бархатных платьях пели тихо, улыбались залу и концертмейстеру. Казалось, настала иная эпоха, лишенная суеты и потрясений...
    А вот лауреаты первой степени (Гран-при в этом году было решено не присуждать) все как один следовали принципу "здесь и сейчас". Айгуль Сагинбаева обладает мягким голосом, умеет увлечь за собой слушателя. Возможно, некоторым больше по душе певцы оперной закалки с искривленными от натуги лицами и безумными глазами, однако мне образ татарской девушки видится почему-то иначе. А вот еще одна обладательница первой премии, Алсу Зайнутдинова, оказалась самой стильной - выскочила на сцену в современном платье и накидке и внесла в народную "Аллуки" столько страсти, что нашим бабушкам стало бы просто неудобно. А ведь верно, народная песня - это не сто лет назад, она здесь и сейчас, и исполнять ее необходимо, не вживаясь в тени ушедших лет, а от себя, от сердца. Ильшат Валиев, третий победитель, подтверждает эту теорию - в окружении одетого с ног до головы в национальные костюмы ансамбля "Казан" он пел в серой тройке в полоску, но с такой молодецкой удалью, что хватило бы еще на пару фольклорных коллективов. Одним словом, настоящий татарин. А настоящий татарин не может не петь по-настоящему. Надеюсь, тайны национального искусства знает не только один Ильгам Шакиров.

Радиф КАШАПОВ
"Восточный экспресс" № 33/8(285) 24 февраля 2005


Восток и Запад сошлись
И родили татарскую эстраду


    Неспешность татарской музыки влияет и на ее инфраструктуру. Спустя месяц после фестиваля "Татар жыры" в Торгово-промышленной палате собрался "круглый стол", посвященный этому центральному событию национальной эстрады.
    Что становится ясно после споров и фуршетов?
    Татарская эстрада - это уникум. Кстати, украинские гости, посетившие фестиваль (и привезшие с собой Софию Ротару), отметили, что такого высокого развития не наблюдали в других регионах. Так вот, уникальность ее в том, что при качественном подходе к делу она сама очень медленно следует за современностью. И одна из причин - экономическая. Ведь и сам фестиваль - это промоакция, не приносящая прибыли. Поэтому же, кстати, до сих пор нет на телевидении достойной передачи о музыке - на "круглом столе" заверили, что такая появится осенью, да и то в демо-версии : посмотрят, как среагирует зритель, подразнят его и, может, развернутся в полную силу. В конце концов, снимаются недешевые клипы, а возможности посмотреть их у поклонников почти нет. Возможно и появление специального журнала. Писать будет о чем: споров и скандалов на нашей эстраде едва ли не больше, чем самого шоу.
    Поскольку количество татар, понимающих родной язык, отнюдь не велико, коммерческий потенциал артиста - это его определяющее качество. Путь в звезды короток - таланты всегда имеют шанс подписать договор с компанией. Скажем, из тех 12 певцов-новичков, что выступили с грандами сцены в первый день фестиваля, четверо уже заключили контракт - это Салават Минниханов, Айгуль туташ, дуэт Айрат + Ильнур, трио Руфина -Эльвира - Регина. Однако нехватка места на татарской эстраде отнюдь не будет способствовать их творчеству. Монополия - одно из ключевых понятий в шоу-бизнесе Татарстана. Композиторы, штампующие хит за хитом без претензии на интеллектуальность - кто сдвинет их с места? Даже "Барс-рекорд" не может в полную меру влиять на своих подопечных - признал генеральный директор компании Марат Гараев (который, как выяснилось, помимо татарской эстрады слушает Макаревича, Цоя и Антонова). И заметил, что если сейчас его фирма закроется, то конкурентам придется около трех лет активно работать, чтобы достигнуть того же уровня.
    Но при этом надо учесть, что не стоит им надеяться на творческую свободу - татарский народ, похоже, вообще не любит эксперименты. Поэтому установка делается не на стилевое однообразие, а на качество самих аранжировок. Пожалуй, поэтому настолько быстро выросла танцевальная сцена, о популярности которой говорит аншлаг во время фестиваля "Нон-стоп", где исполнялась исключительно дискотечная музыка. У многих журналистов, как выяснилось, есть претензии к текстам этих хитов. Как точно подметил Римзиль Валеев, в республике, в которой даже к гимну не придумали достойные стихи, иначе быть не может. С другой стороны, а если у молодого человека от чувств замкнуло воображение и он может выражаться только банально и избито, что с него возьмешь? В любом случае, наши тексты лучше многих русских аналогов. Между прочим, самая "прозападная" певица Малика в данный момент пишет в Москве две песни на русском языке. Уйдет ли сие талантливое создание в более прибыльный бизнес - пока что вопрос. Малику можно свободно выпускать и за рубеж, но уже с новым, иноязычным материалом.
    При этом резко падают ставки у татарской классики. Она не интересна молодым? А почему, собственно, должны ее покупать? Верно было сказано: под татарские песни тяжело танцевать по-современному! Поэтому Верка Сердючка и покрывает собой все возможное аудиопространство. Нет, как ни смешно это звучит, культурного воспитания молодежи. Поэтому и приходится брать все со стороны. Так стоит ли тогда импортный товар называть татарской песней?

Радиф КАШАПОВ
"Восточный экспресс" № 33/8(285) 24 февраля 2005



Не падать духом!

Ринат ЗАКИРОВ
,
председатель исполкома Всемирного конгресса татар.
(Из выступления на заседании исполкома ВКТ 9 декабря 2004 года)

   С момента нашего последнего собрания прошел еще один год. За это время и в Татарстане, и в России произошло много важных событий. Избраны Государственная Дума и Президент России, новый парламент Татарстана. Представители Всемирного конгресса татар вошли в состав местных парламентов регионов России.
    2004-й останется в истории годом значительных перемен. Заканчивается построение вертикали власти, начатое в России несколько лет назад, Да, этот процесс создает серьезную угрозу молодой, еще не вставшей на ноги демократии, правам человека, нации. Лишив народ права выбирать руководителей республик, областей и краев, Центр оставляет за собой право в любое время разогнать местные парламенты, Тем самым готовится почва для сплошной губернизации национальных республик в составе Российской Федерации. Все это приведет к отступлению от провозглашенного курса на демократизацию общества, от самих принципов федерализма и в конце концов позволит властям разного уровня вообще не считаться с национальным фактором. В результате может затормозиться процесс национального развития многих народов, пытающихся в последние годы, зачастую почти с чистого листа, возродить свою культуру, язык, традиции.
    Взять, к примеру, проблему латиницы. Сегодня по милости властей мы не можем относиться к этому вопросу как к чисто языковому, точнее, алфавитному. Именно российская Дума превратила этот лингво-алфавитный вопрос в настоящую и серьезную политическую проблему. В связи с этим национальные организации татар, в том числе Всемирный конгресс татар, вынуждены были выступить с соответствующими обращениями, опубликованными в средствах массовой информации, Запрет латинского алфавита - это только начало наступления на наш родной язык, Надо ожидать и другие действия в этом направлении.
    Проблема латиницы на сегодня обрела важное значение: ее решение тесно связано с будущим татарской нации. Нам нужно проводить соответствующую разъяснительную работу, особенно среди татарского населения, живущего за пределами нашей республики. Ведь даже среди татар российских регионов нет единого мнения по поводу перехода на латиницу.
    Между тем в обыденную жизнь эта самая латиница внедряется все больше и больше, Стоит только посмотреть на многочисленные вывески фирм, организаций и т, д. Молодежь повсеместно стремится освоить иностранные языки, использующие латиницу, На латинице основаны и информационные технологии, и Интернет... Словом, латинский алфавит, не дожидаясь разрешения сверху, активно внедряется в повседневную жизнь российского общества.
    Просвещение, культура, родной язык, обычаи и традиции - все эти вопросы постоянно в центре внимания исполкома ВКТ. И за прошедшие два с лишним года здесь сделано немало. Открытие в российских регионах национальных школ, классов, языковых курсов или хотя бы воскресных школ, создание каких-то культурных очагов национального воспитания соплеменников - это наша главная задача, главный путь, Именно объем и качество таких мероприятий позволяют дать оценку деятельности национальных организаций, в том числе исполкома ВКТ. С великим трудом, ценой двухлетних переговоров и уговоров удалось открыть татарскую школу в городе Димитровграде Ульяновской области. В Челябинске "лед тронулся" и мэрия города наконец-то дала добро на открытие татарской школы только после того, как во главе местной татарской общины встал новый человек.
    Несомненно, открытие национальных школ и классов - важное и нужное направление нашей деятельности, Однако было бы неправильно сводить к этому всю работу по сохранению нации, Важно изменить мышление отцов и матерей. Любой родитель, как бы "национально" настроен он ни был, прежде всего заботится о реальном будущем своего чада. Он опасается, что ребенок, окончивший татарскую школу, будет в невыгодном по сравнению со своими сверстниками положении, Отсутствует одно важное звено в системе татарского просвещения - высшее учебное заведение. До настоящего времени мы в основном занимались тем, что уговаривали, даже уламывали родителей, а также руководителей системы образования: открывайте национальную школу! Однако до тех пор, пока вопрос высшего образования на татарском языке висит в воздухе, большинство родителей будет предпочитать синицу в руке, то есть русскоязычное обучение для своих детей.
    Да, система татарского образования обросла труднопроходимой чащей сложных проблем. Во-первых, хотя татарский язык и объявлен в республике государственным наряду с русским, на деле это не соответствует реальному положению вещей. Равноправия языков нет, Схожая языковая ситуация наблюдалась и во многих странах СНГ, где придание статуса государственного и национальному, и русскому языкам для первого ситуацию улучшило ненамного. Именно поэтому позднее верховенство там вынуждены были отдать коренному, то есть национальному языку. Так произошло, например, в Казахстане, Украине, Радикальные шаги принесли свои плоды, и языки государствообразующих народов значительно расширили сферу своего применения, выросли и укрепились качественно.
    Вряд ли такая практика применима в Татарстане, одном из регионов РФ. Но в то же время постоянная опасливая оглядка на "старшего брата" (не рыкнет ли снова Москва?) отнюдь не способствует языковому равноправию в республике, и ситуация остается прежней. Об этом говорит тот важнейший факт, что в 16 (!) районных центрах Татарстана до сих пор нет татарских школ. Правда, есть татарские классы - видимо, для отвода глаз.
    Ситуация, что и говорить, плачевная, поэтому исполком ВКТ совместно с новым министром образования и науки РТ Раисом Шайхелисламовым намерен в ближайшем будущем исправить это положение, восстановить справедливость и языковой баланс.
    Как сохранить национальную нишу, среду, микролимат, как развивать нацию в условиях, когда большинство представителей народа живет в пестронаселенных городах? Наш известный ученый Искандер Гилязов давно и со всей серьезностью поднял этот вопрос. Известно, что у тюркских народов была городская структура и культура. Когда татары в результате завоевания оказались в государственно-правовом поле рождающейся Российской империи, они ее утратили, Центр национальной культуры смещается в сельскую местность. Но культурные возможности села ограничены, поэтому культура татар долго, на протяжении трех-четырех веков, не могла развиваться полнокровно, полномасштабно. И только на рубеже XIX-XX веков, когда татарский национальный капитал утвердился достаточно прочно и где-то даже успешно соперничал с русским, татарская культура, вместе с переселяющимися татарами, начала возвращаться в города.
    Советская эпоха сильно изменила городскую среду, В отношении "национального" установился бездуховный формализм, На такую "мелочь", как дела и чаяния национальностей, КПСС не особо обращала свое венценосное внимание. Строя для нуждающегося народа "жилплощадь", загоняя его в многоэтажные обезличенные коробки - своеобразный плавильный котел народов и народностей, партия стремилась поскорее сплотить "единый советский народ". Для "национального микроклимата" уже не было места. В таких интернациональных казармах даже потребности в создании чего-то своего, сугубо национального не возникало.
    К сожалению, атмосфера городской жизни до сих пор не способствует развитию татарской культуры, Взять хотя бы песенное искусство города - очень трудно обнаружить в этих мелодиях что-то национальное. А другие составные части национальной культуры - архитектура, топонимика, вывески, объявления, реклама, вообще внешний облик города? Всем нам - и чиновникам городской администрации, и специалистам, и ученым, и широкой общественности - предстоит серьезно задуматься над этим вопросом и незамедлительно взяться за его решение.
    В татарской культуре последних лет были и успехи, и потери, упущения, Ушел из жизни ряд больших писателей, режиссеров, деятелей искусства. Есть ли кому их заменить? Это очень серьезный вопрос.
    Правда, мы регулярно проводим разные культурные мероприятия, фестивали, конкурсы, юбилейные вечера, Наш народ славен умением не только трудиться не покладая рук, но и красиво праздновать, Наши сабантуи давно уже вышли на международную, всемирную арену культуры. Сабантуй на высоком организационном и эмоциональном уровне в нынешнем году был проведен в 53 регионах Российской Федерации и 30 городах 11 стран мира. Этот праздник торжественно шествует по Америке, Австралии, Азии, Европе.
    Одним из самых запоминающихся культурных событий прошедшего года стал фестиваль татарской песни имени великого сына татарского народа, знаменитого певца Рашита Вагапова, Это грандиозное мероприятие прошло в Казани и Нижнем Новгороде, Томске и Хельсинки, в Казахстане...
    Однако не может не удручать, что все меньшее и меньшее участие в таких праздниках принимают представители российских регионов.
    Подлинно эпохальным событием культурной жизни всей нации стал молодежный форум с участием более чем 600 делегатов и гостей из различных уголков страны и мира. Форум имел огромное значение, Юноши и девушки уезжали из Казани окрыленными, взволнованными, полными светлых надежд. Это отразилось и в многочисленных публикациях в прессе, а также в передачах радио и телевидения, Мы наконец создали Всемирную организацию татарской молодежи, Сделано очень большое, важное дело, Однако избранное бюро организации, к сожалению, все еще не отличается большой активностью, работает даже как-то по-стариковски инертно.
    В последние годы татарские организации российских регионов стали работать в более тесной связи с местными автономиями, Напомню, что вопрос создания национально-культурных автономий был поставлен на II съезде Всемирного конгресса татар. В 1998 году была создана Федеральная национально-культурная автономия татар. По нашим подсчетам, в Российской Федерации на сегодня зарегистрировано 22 региональных и 7 городских НКАТ.
    Преодолев немало трудностей, и наши соплеменники в Башкортостане недавно взялись за дело создания национально-культурной автономии татар республики. Несмотря на все препоны со стороны властных структур Башкортостана, первый ее съезд был организован усилиями таких деятелей, как Рамиль Бигнов, Проведен он был, правда, не в Уфе и вообще не в Башкортостане (где татарскому съезду "не нашлось здания"), а в Москве, Вокруг съезда, к сожалению, до сих пор бродит немало слухов, происходят какие-то скандалы, даже провокации. Властные структуры Уфы встречают в штыки любой вопрос, касающийся жизни наших соплеменников в этой, казалось бы, братской республике. Кроме того, в отношениях татарских организаций Башкортостана зачастую имеет место какой-то разлад, неслаженность. Они даже провоцируют друг друга, как будто не понимают, на чью мельницу льют воду таким поведением. Пора положить этому конец.
    НКАТ работают на основе федеральных законов, и на осуществление некоторых их программ выделяется определенная сумма из местных бюджетов. Поэтому мы приветствуем усилия татарских организаций по созданию национально-культурных автономий. К сожалению, это движение еще не набрало достаточной силы, Повторю: из 89 регионов РФ лишь в 22 организованы и начали работать автономии татар, Это очень мало. Сегодня, когда повсеместно строится система местного самоуправления и под нее выделяется до 30 процентов собранных в регионе финансовых средств, следует незамедлительно войти в эти структуры там, где компактно живут татары. Чтобы с помощью местного самоуправления более эффективно, своими силами решать проблемы соплеменников. В будущем исполком ВКТ по-прежнему намерен работать в тесной связке с Федеральной национально-культурной автономией татар.
    В своей деятельности - исполком ВКТ старается опираться на научный подход. Этого требует само время. Мы стремимся построить нашу деятельность, как говорится, не от балды, а на основе научного анализа, предложений ученых. Уже второй год при исполкоме ВКТ работает центр этномониторинга, то есть структура, изучающая национальные проблемы, Группа создавших его татарских ученых взялась за очень нужное дело. В частности, она намерена создать концепцию развития татарской нации. В связи с этим под эгидой исполкома ВКТ в Казани было проведено несколько научно-практических конференций, Мы с нетерпением ожидаем окончания этого большого и так нужного всем нам труда, потому что ясно понимаем, что если будет построена стройная концепция развития нации, то будет и надежда на то, что "татарская лодка" не окажется в беспокойном океане мира беспомощной посудиной без парусов, руля и компаса.
    Как известно, в Москве уже второй год собирается семинар "Татарский вопрос в России", в котором участвуют и ученые из Татарстана, представители Всемирного конгресса татар. Нужно отметить, что сегодня даже в области науки ощущается усиленная идеологическая борьба. Ряд российских политиков и ученых делает все, чтобы отвергнуть, свести на нет или хотя бы принизить роль татарского фактора в российской и мировой истории. Они претворяют в жизнь идею "единого российского народа", делая вид, что попросту не замечают нерусские народы и народности. Здесь мы всегда должны быть готовы дать достойный отпор.
    Мы не могли остаться в стороне от политической борьбы во время подготовки и проведения Всероссийской переписи населения. Теперь эта борьба перешла в научную плоскость, в сферу проблем этнологии, демографии, права.
    Нередко татары, столкнувшись с явной несправедливостью, национальным унижением и даже преследованием, теряются, не зная, что делать, или "возникают", но только у себя на кухне. К сожалению, ушлых, знающих, юридически подкованных людей, способных квалифицированно защитить свои права, среди наших соплеменников очень мало. А в сегодняшней России нельзя жить, не зная своих прав и способов их защиты, Недавно на конференции женщин я привел в пример мусульманок, которым удалось добиться права сниматься на паспорт в платке. Они тщательно разобрались в этом сложном, щекотливом вопросе и смогли убедить в своей правоте даже толстокожих московских чиновников. Вот так надо защищать свои права!
    В нашем центре этномониторинга собрались известные ученые, специалисты международного права, адвокаты, правозащитники, Ими проделано уже немало работы, но многое, очень многое еще предстоит сделать - по вопросам перехода на латиницу, сохранения государственности, защиты прав наших соплеменников в Башкортостане.
    Отрадно, что в последние два года упрочились наши связи с соплеменниками из зарубежных стран. Если в 2002 году исполком установил связи с 30 татарскими организациями, то в этом году их число достигло 105. Активно и по нарастающей идет международная электронная переписка. Например, мы почти ежедневно общаемся таким образом с татарами США, Канады, Германии, других стран.
    Сложнее ситуация со странами СНГ. Около миллиона наших соплеменников, живущих в этих странах, зачастую лишены возможности слышать татарскую речь и музыку, До некоторых стран не доходит татарская пресса, телевидение, радио. Словом, соплеменники в этих странах действительно остро нуждаются в приобщении к источникам национальной культуры, Чтобы помочь им, и исполком ВКТ, и руководители Татарстана предпринимают немалые усилия. В ушедшем году продолжалась работа по подписанию договоров об экономическом и культурном сотрудничестве между Республикой Татарстан и странами, где проживает значительное число татар.
    Сегодня мы как никогда должны заботиться о качестве татарского информационного поля. Хотим мы этого или нет, татарские газеты, журналы, радио, телевидение вынуждены конкурировать с иноязычными СМИ. Если наши информационные центры будут работать плохо, спустя рукава, не будут поставлять информацию в достаточном объеме и качестве, люди просто-напросто станут чураться их, и это может стать очень опасным для нации явлением, В такой незавидной ситуации трудно будет говорить о повышении национального самосознания, национальном воспитании, вообще о полнокровной национальной жизни, Мы не должны утешать себя тем, что на сегодняшний день насчитывается 74 средства массовой информации для татар, работающих в 26 регионах России и шести странах. Если в некоторых регионах и выходят, скажем, радиопередачи на татарском языке, то их продолжительность, как правило, не превышает 5-6 минут.
    Последние два года исполкомом ВКТ ведется работа в еще одном важном направлении, Мы уже установили десяткам татарских организаций в регионах РФ так называемые сателлит-тарелки, Они дают возможность окунуться в многогранный татарский информационный мир, Но совсем не обязательно ждать, пока эти чудо-тарелки привезут вам из Казани. Нужно самим, на местах, находить возможности их приобретения. И примеры такой инициативы уже есть. Словом, в техническом аспекте татарское телевидение поднялось в прямом смысле до космических высот. Остается только пожелать, чтобы его передачи были на таком же уровне в плане качества.
    Уже два года подряд организуется прием абитуриентов в казанские вузы из регионов России и стран СНГ Надо признать, что это очень хлопотное дело. Сотрудники исполкома ВКТ все лето отдают кропотливой работе с абитуриентами. Если в прошлом году в казанские вузы поступило 66 абитуриентов-татар из регионов РФ и стран СНГ то в этом году их число достигло уже 89. Смущает только то, что всего семеро из них приехали из стран СНГ Некоторые объясняют это языковой проблемой. Она в настоящее время решается: в Казани начали работать годичные курсы довузовской подготовки, на которых можно в той или иной мере освоить татарский и русский языки. Для таких ребят подготовлены и гостиницы. В следующем году в Казань собираются приехать аж 30 абитуриентов из Китая. Однако наши соплеменники из ближнего зарубежья, как правило, тянут с документами до последнего, часто не высылают их в установленный срок.
    В дополнение к нашему сегодняшнему мероприятию прошел и форум под названием "Деловые партнеры", главным организатором которого стало Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан, Исполком ВКТ участвует в подобных форумах с 1999 года. Радует то, что решения этих форумов не остаются только на бумаге. Именно после таких результативных встреч в российских регионах и странах СНГ открылся 41 торговый дом "Татарстан", большинство из которых работает весьма эффективно.
    Время летит быстро, так научимся же ценить его, чтобы принести как можно больше пользы своему народу, чтобы скорее и увереннее добиться новых успехов, преодолеть любые трудности, не опуская рук, не падая духом, Будем с надеждой смотреть в будущее!

Журнал "Татарстан" №1/2005



Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Барда районы. Пермь татарлары
Башкортстан татарлары

"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Xacitarxan - Астраханские татары

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
2004-2005, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Отписаться

В избранное