Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 14 июля 2005г


Информационный Канал Subscribe.Ru

      2003-2005, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

    14 июля 2005г
 

isänmesez Duslar!

Клиническая смерть вузов
Цена создания нового университета

    Вчера корреспондент "Восточного экспресса" ознакомился с судьбоносным для двух вузов Казани постановлением Кабмина РТ.
    Речь идет о Татарском государственном гуманитарном институте и Татарско-американском региональном институте. Отныне их не существует: правительство РТ поставило точку в нашумевшем объединении трех казанских вузов.
    Эта история началась в июне, когда Минобраз РТ заявил о слиянии КГПУ, ТГГИ и TAPИ. Причина - создание нового крупного Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Его фундаментом становился педуниверситет (как вуз федерального финансирования), а своего рода кирпичиками - ТГГИ и ТАРИ. По утверждению чиновников, последние только выигрывали. Но...
    Участники проекта, за исключением педуниверситета, не поддержали решение минобраза. О протестах со стороны преподавателей ТГГИ "Восточный экспресс" рассказал в субботу. Напомним, неделю назад педагоги по шести адресам (в том числе президенту РТ) разослали письма с просьбой сохранить самостоятельность родного вуза. Как подтвердилось вчера, старания оказались напрасными.
    В понедельник Кабмин РТ выпустил постановление о ликвидации ТГГИ и ТАРИ. Этот документ четко расписывает дальнейшую судьбу вузов.
    Итак, вскоре утвердится смета расходов на ликвидационные мероприятия. Минобраз РТ заключит договор с ТГГПУ, по которому студенты упраздненных институтов продолжат обучение в новом вузе. Учебу этих ребят до самого выпуска будет обеспечивать Министерство финансов республики. А вот набор первокурсников в ТГГИ и ТАРИ уже прекратился. Но если со студентами все ясно, то о сотрудниках в постановлении ни слова. Есть только подпункт, который гарантирует компенсации увольняемым работникам...
    Далее о материальном. Здание ОАО "Татэнерго", что на улице Пушкина, перейдет в государственную собственность. Оно вместе с новым учебным зданием напротив Камаловского театра будут переданы в безвозмездное пользование ТГГПУ на 25 лет.

    Гульгена САТТАРОВА
    "Восточный экспресс" №123/28 (375) 14 июля 2005


40 дней в мечети
Без телевизора, сплетен и ругани

    В лагере при казанской мечети "Сулейман" духовных сил и здоровья набираются 53 школьника из различных уголков России.
    На коврах молельного зала - скрученные матрасы, подушки.
    - Здесь спят 25 мальчиков, - объясняет имам мечети "Сулейман" Ильдар хазрат Баязитов. -Сейчас они на уроке арабского языка. Пойдемте, заглянем в класс.
    Уму непостижимо: на дворе палит солнце, а за партами грызут гранит исламской науки обычные мальчишки. Ну, наверное, упекли их сюда мамаши и папаши, думаю про себя. К удивлению, воспитанники стоят горой за свой лагерь:
    - Здесь все нравится: мы изучаем арабский язык, Коран, пять раз в день читаем намаз, -искренне говорит Сайфулла, приехавший из Буинска.
    - А телевизор смотрите?
    - Нет, что вы! - чуть ли не хором отвечают мальчишки.
    - Реклама и ужастики дома надоели, - говорит Анвар из Казани. - А знаете, какие интересные видеофильмы мы смотрим: о жизни пророков, о конце света.
    Идем к девочкам. Расположившись на коврах в спальне медресе, они изучают арабские буквы. Не по годам серьезная Арзу Мамедова убеждает нас, что в обычном лагере делать нечего: дети непослушные, хотят пить и дурачиться. Здесь все по-другому: учителя рассказывают, как правильно относиться к старшим, почему запрещены алкоголь и наркотики, Какой вред от сплетен и плохих слов. Из уст другой ученицы узнаю, что в лагере принято разыгрывать сценки. Мальчики и девочки показывают жизненные ситуации с точки зрения верующего человека и атеиста.
    - Дети не только познают основы ислама, они стараются жить в соответствии с ними. Берут пример со своих преподавателей - учащихся и выпускников Российского исламского университета, - объясняет Ильдар хазрат. - Благодаря образу жизни учителей меняется образ жизни мальчишек и девчонок. Ребятишки стараются помогать друг другу.
    В подтверждение своих слов имам рассказывает историю школьника Ришата. Учителя и родители махнули на него рукой, да и Ильдар хазрат не особо спешил брать его в лагерь. Кто знает, как его поведение повлияет на других? Но уже к середине сорокадневного срока мальчик стал меняться. Перестал задираться и рассказывать анекдоты, у него появилась дистанция в общении с преподавателями и воспитателями.
    Видимо, по этой причине мусульманский лагерь, организуемый в мечети "Сулейман" четвертый год подряд, называют чуть ли не исправительной колонией. Родители диву даются, что их дети возвращаются домой абсолютно другими. Они меньше балуются, дурачатся, зато уважительно относятся к старшим. Кроме того, девочки начинают шить и вышивать, а мальчики больше времени уделяют спортивным занятиям.
    Ну а раз о лагере идет такая добрая молва, нет отбоя от мусульман, желающих привести сюда любимых чад. Если в первый год своего существования лагерь принял 15 детей, то сейчас почти в четыре раза больше. Учатся и отдыхают не только дети из Казани и близлежащих городов - Буинска, Чистополя, приезжают в "Сулейман" из Волжска, Ульяновска, Саранска и даже Владивостока.
    - Где находите средства для лагеря? - интересуюсь у Ильдара хазрата.
    - Возможности Аллаха, в отличие от наших, безграничны! -отвечает он. - Вот недавно наставник футбольной команды "Рубин" Курбан Бердыев привез в лагерь бычка. А рыбный день мы устраиваем благодаря Тагиру Закирову, он заместитель директора овощебазы Московского района. А вообще нам помогают родители, прихожане.
    Когда мы вышли из мечети "Сулейман", искренне удивились. Несмотря на маленькие размеры, в мечети расположился самый большой мусульманский лагерь республики.

   Наталья Вяткина
    "Восточный экспресс" №123/28 (375) 14 июля 2005


Соединил Восток и Запад
Рашид Калимуллин в авторском концерте

   Нынешний год весьма богат знаменательными музыкальными событиями. Яркой кульминацией фестиваля "Новое передвижничество" стал авторский концерт заслуженного деятеля искусств России, народного артиста Татарстана, композитора Рашида Калимуллина.
    Концерт не просто удался, а стал настоящим праздником как для него самого, так и для слушателей. Однако сам виновник торжества не успел насладиться радостью общения со своими многочисленными поклонниками. Не прошло и 20 минут, как композитор вскочил на подножку поезда "Казань - Москва". Вот так - вся жизнь на ходу. И это неудивительно.
    Рашид Калимуллин не только активно пишущий и признанный композитор, но и организатор, председатель Союза композиторов Республики Татарстан, секретарь Союза композиторов России, член жюри нескольких международных конкурсов композиторов, создатель и руководитель Центра современной музыки Софии Губайдулинной, а также Международного фестиваля современной музыки "Европа - Азия", вошедшего в число престижных музыкальных фестивалей мира. Благодаря его инициативам музыкальная Казань вышла на международный уровень, а Союз композиторов Татарстана был принят в одну из авторитетных международных организаций - Ассоциацию современной музыки. Творчество Рашида Калимуллина широко известно и у нас в стране, и за рубежом. Его сочинения с успехом звучат в исполнении известных музыкантов и коллективов в разных странах Европы, авторские концерты прошли в Москве, а также в США и Японии. Удивительно, но в родной Казани это был его первый авторский концерт, который необходимо воспринимать и оценивать как важный творческий итог, событие знаменательное.
    То, что было представлено слушателям, в полной мере представило доминирующее в последние годы жанровое направление в творчестве композитора - его оркестровую музыку. Попытки обращения к жанрам оркестровой музыки у Рашида Калимуллина были и раньше, но качество исполнения произведений не удовлетворяло автора. Появление Государственного камерного оркестра La Primavera под управлением Рустема Абязова и оркестра Новой музыки под управлением Анны Гулишамбаровой стимулировало композитора на новые поиски.
    Открылась программа вечера премьерой Концерта №2 для кларнета с оркестром. (Кларнет - самый любимый инструмент композитора). В нем преобладает тревожная, напряженная музыкальная атмосфера. Драматические всплески, лишь на мгновения прерываются лирическими интонациями, близкими татарским народным мелодиям. Можно с уверенностью сказать, что этот Концерт Калимуллина станет репертуарным произведением. Вскоре состоится его американская премьера.
    В следующем сочинении -"3вуки леса" Калимуллин предстал как подлинный мастер звукописи, автор интересных тембровых и колористических находок. Но яркой кульминацией вечера стала камерная симфония "Мелодия Тукая". Она принадлежит к числу произведений, определяющих творческую индивидуальность его автора, о которой очень точно говорит коллега по композиторскому цеху - председатель Союза композиторов России, народный артист России Владислав Казенин: "Рашид Калимуллин сейчас один из самых интересных композиторов в России, умеющий связать национальную традицию и современную технику". Действительно, при всей современности звукового облика сочинения эмоциональным камертоном для композитора остается татарская народная песня. Интонации популярной народной мелодии "Туган тел", символизирующей образ поэта, становится лейтинтонацией симфонии. Это одно из самых сложных по языку, трагических сочинений Калимуллина стало настоящим откровением для слушателей.
    В финальной части программы концерта в исполнении оркестра La Primavera и камерного хора "Хыял" прозвучало "Сказание о Казани", написанное специально к 1000-летию города. Известно, что Казань благодаря своему уникальному местоположению является местом встречи двух культур - Европы и Азии, и она по своему духу очень близка композитору, чье творчество соединило западные и восточные традиции. Но, как и у любого национального художника, в музыке Калимуллина слышны и его корни, и ментальность культуры, к которой он принадлежит. Очень часто он обращается к глубоким пластам татарской национальной культуры. В концерте-поэме автор воссоздает разнообразные страницы национальной истории и образы современности. Источником вдохновения для композитора послужили стихи выдающегося татарского поэта XX века Хасана Туфана. Трудно выделить что-то из программы авторского концерта Калимуллина, ибо все произведения написаны на высокопрофессиональном уровне, но "Сказание о Казани" - это поистине выдающееся сочинение автора, сказавшего новое слово в татарской музыке.

   Лилия АПАКОВА
    "Восточный экспресс" №123/28 (375) 14 июля 2005


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
2003-2005, "Татарская рассылка"

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное