Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 22 июля 2005г


Информационный Канал Subscribe.Ru

      2003-2005, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

    22 июля 2005г
 

isänmesez Duslar!

Немецкая татарка Медина

   Сколько еще тайн и открытий хранят семейные архивы, какие судьбы, драмы и трагедии спрятаны среди этих пожелтевших листков, которые старательно прятались и оберегались от чужих глаз в годы Советской власти, старшее поколение предпочитало не рассказывать детям об истории своих семей. Архив моей семьи мне придется восстанавливать по крупицам: когда в 39-ом из мой дед, весь измученный, вернулся из сталинской тюрьмы, он всю ночь сжигал архивы, письма, книги из своей библиотеки, старшим детям настрого наказал никому не говорить, что они знают арабскую грамоту, и всю жизнь молчал.
    Но это мое повествование посвящено истории знатной татарской семьи и одной из ее представительниц, к счастью, не потерявшей своих корней. Итак - Медина мурза-ханум Мамлеева, дочь татарского князя и мурзы Измаила Мамлеева . я бесконечно благодарна судьбе за то, что она подарила мне возможность общения с этой замечательной женщиной.
    Медина ханум - личность на редкость незаурядная: кроме того, что она была прекрасным инженером и переводчиком, она обладает множеством других талантов. Она пишет книги, сказки, великолепно разбирается в минералогии, удивительно глубоки ее познания в истории и геральдике. Пережив много лет назад страшную болезнь, побывав за гранью бытия и вернувшись оттуда, Медина ханум открыла еще в себе дар парапсихолога.
    Но для начала - немного истории. Вот что написано в "Очерке истории татарского дворянства" (автор - Саид мурза князь Еникеев) о роде Мамлеевых:
    "Начало этого древнего татарского рода теряется где-то в седой степи Дешт-и-Кипчака, а на русской службе предки Мамлеевых упоминаются уже в первой четверти ХVII в.
    В боярских книгах... Мамлеевы именуются князьями. (...) Мусульманская ветвь этого рода, носившая титул мурз, продолжалась и в Уфимской губернии".
    Сама Медина ханум рассказывает: "Мы татары уфимские. Отец родился в Белебее, а его мама из рода князей и мурз Чанышевых. Брат Ханифы Чанишевой - моей бабушки - был царским генералом и проживал в Петербурге..."
    А вот что говорится о князьях Чанышевых в уже упоминавшемся "Очерке...": "Представляя в 1828 году в Герольдию Правительствующего Сената прошение об утверждении в княжеском достоинстве, князь Владимир Александрович (до крещения - Сулейман Ибрагимович) Чанышев утверждал, что род князей Чанышевых происходил от Чингисхана. Прямым их предком он назвал Алтун-хана и ханшу Гурьлявич... Далее князь сообщал, что потомком Алтун-хана был князь Чаныш, родоначальник этой фамилии, пращур князя Темгена Чанышева.
    С князя Темгена Чанышева начинается документально подтвержденная родословная князей Чанышевых".
    Вернемся к нашей героине. По ее словам, семья отца была многочисленной: пять братьев - Амир, Измаил (отец Медины ханум), Осман, Исхак и Али, и две сестры - Суфия и Камила. Судьба разметала Мамлеевых по всему миру. Одна из родственниц Медины ханум - Фатма Мамлеева - была женой последнего турецкого султана Абдул Хамида II, скончалась в 1918 году. Безутешный муж построил ей роскошный мавзолей, а также детскую больницу, которая носила ее имя.
    А как же сама Медина ханум? Говорят, никому не ведомы пути Создателя. Вот и наша героиня, родившаяся в 1922 году в Петрограде, не думала, не гадала, какие зигзаги судьбы уготованы ей на жизненном пути.
    После революции семье пришлось забыть, что она принадлежала к дворянскому сословию: мать Медины ханум, немка, происходила из знатной петербургской фамилии, ее отец был царским генералом, виднейшим специалистом по топографии. Но в 20-е годы за такое происхождение можно было поплатиться жизнью. И в конце 20-х годов мать Дины, как называли девочку дома, рассталась в силу обстоятельств с мужем и вышла замуж за самого что ни на есть пролетария крестьянского происхождения. Отец, Измаил, по работе вынужден был постоянно находиться в разъездах. На долгих страшных два года Дина попадает в детский дом. Пронзительно, ярко и выразительно описала Медина ханум то время и последовавшие затем годы, жизнь, в новой семье, взросление, редкие встречи с отцом, события в стране, начало войны в своей книге "Открываю мою душу". Несколько лет назад эта книга победным шествием прошла по книжным магазинам, став бестселлером, выдержала несколько изданий. На обложке внизу стоит пояснение на немецком языке "Мемуары татарской принцессы". Медина ханум улыбается и говорит : "Я не принцесса, я княжна, но таковы особенности немецкого перевода".
    В далеком 1943 году судьба распорядилась так, что мать Медины вместе с семьей вывезли из оккупированного Харькова, в котором семья проживала еще до войны, в Германию: мы уже упоминали о том, что мать Медины была немка, и их отправили как фольксдойче на историческую родину. Но сама Медина Измаиловна всегда считала себя татаркой. С юмором рассказывала она, как в 1944 году во время процедуры натурализации, отвечая на вопрос чиновников, она назвала себя татаркой, и все управление сбежалось смотреть на нее как на нечто экзотическое, ведь татары - это имя, обросшее невероятными домыслами и легендами. Впрочем, к "татарскому вопросу" мы еще вернемся.
    Уже будучи в Германии, Медина ханум подтвердила свой княжеский титул в Парижской Геральдической палате вместе с фамильным гербом (кстати, на гербе четко просматривается золотоордынская тамга с сидящим соколом), а затем и в Дворянском собрании татарских мурз, что находится в Уфе.
    Мы уже говорили о том, что книга воспоминаний была издана всего несколько лет назад. А теперь послушаем опять Медину ханум:
    "Мою книгу воспоминаний я написала в начале 60-х годов. Побудило меня к этому то, что дети мои не понимали того, что я им рассказывала из моей прошлой жизни. Над книгой я работала более трех лет, писала ночами и все эти ночи я плакала. Публиковать эту книгу я не собиралась. Но потом об этом узнал мой дядя в Сан-Франциско Ибрагим Мамлеев. У него была в Калифорнии своя радиопрограмма и связи в русскоязычной прессе. Позже младший брат моего отца Али Мамлеев направил меня к своему другу - татарину Давлетшину (Тамурбек Давлетшин - известный на Западе специалист по Советскому Союзу, автор татарско-немецкого словаря, прим. авт.) , который заведовал архивами по Советскому Союзу в Мюнхене. Я переслала Давлетшину рукопись, он прочел и очень настаивал на публикации... Из печати книга вышла много позже, когда я уже была известна как автор сказок о драгоценных камнях".
    Но, кроме сказок о драгоценных камнях и мемуаров, у Медины ханум есть еще интересные работы, связанные с парапсихологией, и татарские сказки. Возвращаясь к "татарской теме", нельзя было не поинтересоваться, почему же появились сказки именно о татарах, на что прозвучал ответ, что писать о татарах она стала по той причине, что знают о них в Европе мало. А так как книги в Германии издают и читают преимущественно женщины, то она стала писать сказки, которые дошли бы и до детей... А в 2004 году вышла небольшая сувенирная книжечка "Юмор и мудрость татар". По словам нашей героини, уже теперь, в конце жизни она поняла, что это ее долг - написать о татарах, познакомить западного читателя с татарами. Мотивы для татарских сказок обычно выбирались из старых татарских записей, перерабатывались для западного читателя и... "потекла моя татарская фантазия, и я сама написала 8 сказок в татарском духе. Эти сказки еще и запоздалый подарок моему усопшему отцу".
    Когда Медина ханум заговаривает об отце, глаза ее светлеют, голос становится мягким. Она вспоминает такой эпизод из жизни:
    "Один из папиных подчиненных по работе в Казахстане сообщил мне, что папа скончался. Уже много лет спустя я случайно нашла папу и была безумно рада. Он был вторично женат и проживал в Донецкой области. Мы с мужем стразу же стали оформлять для него приглашение к нам. Около пяти лет я ежегодно высылала отцу официальные приглашения, а советские органы его все не выпускали. И вдруг однажды - отцу был уже 81 год - приходит к нему милиционер и говорит: "Собирайся, твоя виза истекает". Отец пошел на базар, продал один из костюмов, который мы ему прислали, и купил билет, как я ему советовала, чтобы добраться кратчайшим путем через Киев - Вену - Мюнхен. Но его сняли с поезда и велели ехать в Москву на собеседование. В Москве товарищи ему объяснили, что не положено советскому инженеру ехать на Запад как простому туристу, а надо ехать в вагоне класса люкс. И, чтобы не оплошать перед Западом, он должен еще доказать, умеет ли он пользоваться вилкой и ножом. Конечно, он умел это, и даже лучше тех, кто проводил с ним "разъяснительную работу". А так как виза на это время уже была открыта, он потерял несколько дней. Билет у него, понятное дело, пропал. Пришлось опять идти на базар и продавать последний западный костюм, чтобы купить новый билет, в вагон первого класса, как требовали товарищи из соответствующего ведомства. Четыре дня он был в дороге, утром прибыл в наш город, но не мог ни позвонить, ни сесть в автобус, так как на границе у него забрали все деньги. Ему пришлось идти пешком несколько километров, чтобы дойти до нашего дома. Когда после работы мы с мужем подъехали к дому, я увидела папу!!! Радости моей не было конца, я бросилась ему на шею и никак не могла от него оторваться. А он шепнул мне украдкой: "Дина, в этом маленьком магазинчике рядом больше продуктов чем в Москве!"... Что нас глубоко поразило - это то, что в своем маленьком потрепанном чемоданчике папа привез десяток червивых яблок, несколько крутых яиц и черных коржиков, чтобы мы не голодали! Наслушавшись советской пропаганды, он не хотел быть нам обузой... провожая, мы упаковали ему столько вещей, что все это с трудом можно было поднять, и на обратном пути на границе уже ничего не забрали. А когда он вернулся, на вокзале он сказал встречавшей его жене: "Теперь я могу умереть спокойно. Дети мои обеспечены".
    Вот так лихо закручены бывают иногда жизненные сюжеты: потомок одного из старинных татарских княжеских родов Медина мурза-ханум Измаил кызы Мамлеева - ныне жительница Германии и одна из популярнейших немецких писательниц, парапсихолог. Можно было бы еще много и долго говорить о парапсихологии, но это - тема для отдельного разговора. Медине ханум в этом году будет уже 83 года, но она еще бодра и всех заражает своей светлой жизненной энергией. У нее прекрасная и дружная семья: две дочери, внуки и правнуки. Она и ее супруг и в Германии относятся к высшему свету. О них писали в газетах, сама Медина ханум много раз была героиней публикаций, посвященных ее книгам, ее приглашали выступить на радио и телевидении, часто приглашают выступить с чтением ее книг, приглашения поступают от Северного моря и до Альпийских гор.
    На прощание я крепко обняла Медину ханум и подумала: какая несправедливость! Литературное наследие татарской княжны, ставшее уже европейским достоянием, увы, неизвестно российскому и татарскому читателю Где вы, рамиевы нашего времени, кто открыл бы нам мир Медины мурзы-ханум Мамлеевой?

   Венера Вагизова, Берлин
   "Татарские новости" №6 (131) 2005


Мое открытие Казани

Россия за стеклом.
    "... В случае обнаружения неизвестных предметов просьба же обращаться в милицию..." - разбудившее меня объявление заставило с интересом выглянуть в окно вагона. Так и есть! Непривычно высокие цифры на ценниках в киоске напротив вагона и выведенные чьей-то рукой рядышком корявенькие буквы "ЛДПР" не оставляли сомнений - я в России. До цели моего путешествия - Казани, оставалось ехать ровно сутки, и я с интересом принялся изучать мелькающую за стеклом страну. Пестрые флаги, часто попадавшиеся рядом с российским триколором, знакомили меня с богатым составом субъектов Российской Федерации. Наконец-то я теперь знаю, как выглядят флаги Мордовии и Республики Марий-Эл. По мелькающим кое-где надписям на заборах за сутки я смог назубок выучить составы российского футбольного первенства, Государственной думы и номинантов премии "Муз ТВ". Благодаря же, суетящимся на перронах бабулькам- коммерсанткам", я ловко приноровился к местной ценовой политике и начал подбивать курс валют не хуже финансовых воротил. И самое главное, я наконец-то понял, "Доширак" это по- украински "Мивина". Хуже обстояло дело с акклиматизацией. Стоило только пересечь государственную границу, как не отапливаемый до этого, вагон начали отапливать так как будто мы пересекли полярный круг. Хотя чуть позже глядя в окно я действительно осознал, что живу на самом, что ни на есть юге - по крайней мере снега в конце апреля мне еще в жизни видеть ни приходилось! Но, как бы то ни было, спустя почти два дня пути, я немного утеплившись, был готов открыть для себя столицу Татарстана - 1000-летнюю Казань.

Почти по Броуну.
    Первое открытие сделал я в местном маршрутном такси. Проезд в маршрутке, изобилующего нефтью края, оказывается может стоит в два раза дороже , чем в Украине. И никаких льгот. Признаюсь честно, я уже тогда подумал о том, что мою Родину ждет непременное повышение тарифов на проезд. Кхе-кхе, действительность оказалась намного серьезней всех ожиданий. Еще одна перспектива вырисовалась, когда забитый под завязку автобусик приближался к постам ГАИ. Все стоящие пассажиры, завидя работников автоинспекции словно начинали танцевать вприсядку. В Украине вроде бы тоже начали борьбу с перевозкой стоящих пассажиров - то-то мы потанцуем. А еще удивительным образом в салоне микроавтобуса помещался кондуктор. Мое рацпредложение об увеличении проездных мест за счет кондуктора вызывало у казанцев огромное недоумение. " Как это платить за проезд водителю? А вдруг кто не заплатит..." - отвечали мне. На что я уже ярко и красочно описывал обычаи и нравы наших асов уличного автоспорта. Но даже описание их морально-волевых качеств заставляло казанцев задуматься всего на пару минут. Жирную точку в спорах ставило утверждение о том, что все-таки нельзя провоцировать аварийную ситуацию, отвлекая водителя. На это я ни чем ответить не мог, потому, что все дни, проведенные в Казани, меня не покидало чувство, что я чего-то не знаю о правилах дорожного движения. Чувство обострялось после очень долгих попыток перейти чересчур оживленные казанские улицы. Причем в положенных для этого местах и даже по соответствующему знаку светофора. В голове, почему-то постоянно крутился старый анекдот про лихих джигитов за рулем, уважающих таких же джигитов, и раздел "Броуновское движение" из учебника физики.

   
    Строительство тысячелетия.
    Прогуливаясь по Казани, я постоянно натыкался на какие-то руины. Количество их, за несколько месяцев до грандиозного празднования 1000-летия Казани, вызывало немало вопросов. А оказалось, что вот так энергично в столице Татарстана решается проблема ветхого жилья. Домишки эти, ныне превращенные в руины, даже все удобства имели, извините за подробности, во дворе. Зато теперь почти полсотни тысяч семей живут в новых удобных квартирах. И вот не знаю, как такая процедура выглядела бы в Украине, но глобальное переселение казанцев производилось сугубо за счет правительства Татарстана. Кстати, очень интересен в этой борьбе с ветхими зданиями один нюанс. Хозяйственные казанцы не просто сравнивают с землей такие здания, а разбирают по кирпичику. Зачем? А затем, что они потом продаются. Вот вам еще одна существенная часть поступлений средств на осуществление грандиозных планов властей Татарстана. Представьте, что сейчас в Казани ремонтно-строительные работы ведутся одновременно на шестистах объектах! Да еще прибавьте к этому списку и такое уникальное для всего постсоветского пространства явление, как строительство метрополитена. Мне лишь оставалось взгрустнуть, вспоминая некоторые родные долгострои, когда я узнал, что тоже метро, например, в Казани начали строить всего лишь восемь лет назад. Запуск же намечен на август этого года. И как же я начал завидовать жителям Татарстана, когда услыхал, что в республике завершена первая очередь строительства мостового перехода длиной в 14 километров. Мое родное Запорожье в это время просто согнулось под проблемой отсутствия мостов через Днепр.

Башни падают не только в Пизе.
    Строительные леса украшали и жемчужину мировой сокровищницы ЮНЕСКО - величественный Казанский Кремль. Но даже они не могли спрятать от глаз его неповторимое очарование. За кремлевскими зубчатыми стенами можно увидеть, как маковки старинных православных храмов, так и устремившиеся далеко ввысь мусульманские минареты. Последние - стройные белоснежные красавицы, принадлежат уже достроенной мечети Кул Шариф. Рядышком с ней невольно замираешь - настолько восхитительной кажется работа зодчих. Опять же повторюсь, но лично мне ничего подобного по красоте и размерам видеть не доводилось.
    На фоне, слепящих своей белизной, сооружений Кремля, выделяется темная, необычной архитектуры, башня. Это овитая загадками и легендами семиярусная башня Сююмбике. Как Эйфелева башня для Парижа или Останкинская для Москвы, эта башня, носящая имя бессмертной правительницы Казанского ханства, является совеобразной визитной карточкой Казани. Впрочем, даже всего Татарстана, всего татарского народа. Не зря, ведь именно башня Сююмбике украшает герб Всемирного конгресса татар. Кстати, казанская башня может посоперничать и с всемирноизвестной Пизанской. А дело в том, что башня Сююмбике тоже падает, и наклон ее составляет более одного метра.
    Приоткрою вам один секрет - особенно великолепен Казанский Кремль поздним вечером. Когда окутанный темнотой он вдруг вспыхивает огнями и, кажется будто посреди Казани вырастает сказочный городок. А уж тем более теряешь связь со временем и пространством, когда вдруг из темноты перед тобой вырастает ослепительная громадина Кул Шариф с огромным небесно-голубым куполом и изящными минаретами. Кажется, что откуда то из детства- из восточных сказок принес ее некий добрый джинн. Когда я, переборов огромное желание смотреть на эту красоту вечно, развернулся, то снова остолбенел - напротив Кремля, словно проделка уже какого-то египетского жреца, преспокойно возвышается ... пирамида Хеопса. И лишь придя в себя, я понял, что это всего лишь искусно копирующий одно из чудес света известный в Казани культурно-развлекательный комплекс. Похоже, древние зодчие Казани через века нашли достойных последователей своего дела.

   
    Хиджаб от кутюр.
    Бытует мнение, что мусульманка это всего лишь некое приложение к парандже, или, по крайней мере, женщина в невзрачной длинной одежде и в повязанном на арабский манер, платке, так называемом хиджабе. Спешу разочаровать всех тех, кто действительно нечто такое себе представлял. В Казани воочию можно убедиться, что даже одетая по мусульманским канонам женщина может выглядеть стильно. А такое для некоторых удивительное словосочетание "модная мусульманская одежда" здесь запросто можно увидеть на вывеске магазина. Причем выбор в таких магазинах огромен - кроме классических хиджабов и платков на любой вкус и цвет, здесь есть и роскошные костюмы для обряда бракосочетания - никах, не менее прекрасные наряды для выпускного бала, и даже костюмы для деловых женщин и будущих мам. И как вам такое " невзрачное приложение к парандже"? Для женщин раскрою небольшой секрет успеха в этом сезоне - сейчас в мусульманском мире в ходу одежда розового и фисташкового цвета. А вот черный цвет у женщин Татарстана явно не популярен.

Возрождение села по-татарски.
    Каюсь, когда в первые пару дней моего прибывания в Казани я слышал о татарских деревеньках, то в памяти постоянно всплывал образ незабвенных Нью-Васюков. Отчего-то такую ассоциацию вызывали живоописуемые чудеса правительства Татарстана - газификация абсолютно всех деревень и асфальтные дороги к каждой из них, работающие, а главное успешно, агрохозяйства и многочисленные перерабатывающие заводики, чудо школы и детские садики. Но стоило лишь посетить деревню Альдермеш Высокогорского района, как моих сомнений и след простыл. Одна лишь местная школа поразила меня не хуже казанского Кул Шарифа. Аккуратное современное трехэтажное здание школы оказалось по последнему слову дизайна и техники. Классы с компьютерами и DVD-проекторами, комфортный актовый зал с аудио и видеотехникой, шикарный музей, богатая библиотека, и удивительный спорткомплекс, похожий больше на элитарный спортивный клуб - впервые за последние десять лет я захотел вернуться в школу. Правда, чтобы вот в такую, а не в свою родную городскую, которую я посещал не так уж давно. Расположенный возле школы детсад, тоже не был похож на обычное сельское дошкольное учреждение. По крайней мере, компьютерный класс и бассейн я уже никак не ожидал в нем увидеть. А ведь увидел же!

Островок толерантности.
    Я уже упоминал о соседствующих в Казанском Кремле православных куполах и мусульманских минаретах. Знаете, именно в Казани такое вот соседство кажется совсем обычным делом. И если Россия часто со страниц газет и экранов телевизоров предстает объятая пламенем ксенофобии, то Татарстан оказался просто оазисом толерантности и терпимости. Витрины и вывески здесь двуязычны и вслед за программами " Хэерле Татарстан! И "Татарстан хэбэрлэре" на местном телеканале обязательно следуют "Доброе утро, Татарстан" и "Новости Татарстана". Причем отличаются друг от друга они только языком подачи материала. Здесь мирно соседствуют мечеть и церковь, колокольный звон и призыв к молитве - азан. Раскованная современная девица по улице Казани преспокойно может идти рядышком с мусульманкой в платке. Так же прекрасно в Казани уживаются Театр Качалова и Театр имени Камала. Спектакли последнего на татарском языке, пользуются огромной популярностью, причем даже среди русскоязычной публики - к ее услугам наушники с блестящим синхронным переводом. А еще абсолютно нет в Казани фашиствующих бритоголовых молодчиков. Единственным разжигающим межнациональную рознь лозунгом, который я увидел в Казани, стала малограмотная надпись на заборе стадиона. Да и та являлась делом рук заезжих московских болельщиков и уже была практически закрашена.

   
    Испокон веков Казань является удивительным местом встречи цивилизаций и религий, культур и традиций, уютным домом для представителей многих народов.Сейчас все они объединены Ассоциацией национально-культурных организаций Республики Татарстан. В самом центре Казани, под крышей уютного Дома дружбы народов, проходят национальные праздники и концерты, творческие вечера и выставки, конференции и семинары, работает библиотека с литературой и прессой на языках многих народов. Есть здесь и кабинет Национально-культурной автономии украинцев - одной из самых активных и уважаемых в Татарстане. В прочем это достойно отдельного рассказа, а я же приглашаю всех посетить Татарстан. Не пожалеете!

   Роман Акбаш

   В апреле по приглашению исполкома Всемирного Конгресса татар делегация представителей татарской диаспоры в Украине посетила столицу Республики Татарстан - город Казань. С древним городом знакомился и наш корреспондент.

Огромная признательность за содействие в подготовке материала Запорожскому центру татарской культуры "Алтый Ай", Всеукраинскому татарскому культурному центру "Туган Тел", исполкому Всемирного конгресса татар, посольству РФ в Украине и всем гостеприимным жителям Татарстана.


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
2003-2005, "Татарская рассылка"

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное