Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 21 января 2006г


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Татарская рассылка

    21 января 2006г

Байрам без баранов

10 января во всех мечетях республики отметили праздник Курбан байрам.

...Семь утра. На улицах безлюдно и темно. Но у мечети Кул Шариф уже собираются правоверные, в основном мужчины. Двое молодых парней быстро проходят к входным дверям, сжимая в руках тюбетейки. Турецкие строители отличаются повышенной эмоциональностью: встречаясь, обнимаются и целуются от души. Праздничный намаз назначен на восемь утра. Но уже за полчаса заняты все места в молельном зале. Наблюдая за происходящим с балкона, отмечаем, что верующие самых разных возрастов и профессий. Кто-то в деловом костюме, кто-то в тюбетейке, а один мусульманин в фирменной шапочке от "Билайна". В женской половине много бабушек в нарядных платьях. Все правоверные внимают словам имама мечети Кул Шариф Рамиля хазрата Юнусова:
- К нам пришли письма и телеграммы с поздравлениями, - сообщает он. - Президент республики Минтимер Шаймиев обратился ко всем мусульманам-соотечественникам: "Курбан байрам корнями скреплен с нашей 1000-летней культурой. Согласно исламским канонам каждый должен протягивать руку помощи, уважать другие религии". Письма и телеграммы с поздравлениями также прислали председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, мэр Казани Ильсур Метшин и другие.
Достаточно подробно Рамиль хазрат рассказывает о жертвоприношении. Невозможно сосчитать количество шерсти у барашка-жертвы - настолько грешны и мы. Но если жертвоприношение сделано от души, оно всегда приближает к Всевышнему. Однако у мечети Кул Шариф кровь жертвенного животного не проливалась: Кремль считается заповедной зоной. Зато у других мечетей Казани овечек и баранов было больше, чем в предыдущие годы. Если в прошлый Курбан байрам в загоне у мечети Сулейман своей участи ждали 65 жертвенных животных, то сейчас - сто.
Специально для праздника их вырастили в Балтасинском районе республики. Купивший здесь черного барана Фарид Хусаинов признался, что деньги выслал его зять из Америки. Год назад он сказал Аллаху: "Если у меня родится дочь, обязательно принесу в жертву барана".
Повар мечети Сулейман Амина Сайфуллова радуется, как ребенок: "Позавчера я неожиданно получила дивиденды. Раз Аллах дал денег - сразу же купила барана. Одну часть отдам мечети, вторую - бедным, а третью оставлю для своей семьи". Гендиректор объединения хлебной компании при Татфондбанке Ильдар Никифоров и директор хлебозавода №2 Шамиль Заитов купили сразу трех баранов: одного пожертвовали детскому дому Московского района, второго - мечети Сулейман, третьего взяли для родных и близких.

Наталья ВЯТКИНА, Гульгена САТТАРОВА
"Восточный экспресс" №1-2 (442) 12 января 2006г


Татарские пороки в легком исполнении

Последняя премьера Камаловского театра - комедия "Смелые девушки" - повествует о порочном хазрате и татарских публичных домах.
Вы в недоумении, читатель? Не ждите сенсаций! При всей неожиданности фабулы сама история незатейлива. Действие разворачивается во времена жуткого голода, когда люди бедствовали деревнями. Спасаясь от мора, три девушки-сиротки - Бибкайнур, Миляуша и Гайша - устраиваются в богатый казанский дом. Но узнав, что хозяйка собирается продать их в публичный дом, сбегают. Начинается круговорот комичных ситуаций: в мире мужского господства беглянки вынуждены скрывать свое истинное лицо. Но даже пережив разоблачение, героини находят счастье и любовь.
Веселые девушки, удалые юноши, богачи-злодеи, хеппи-энд - на первый взгляд, комедия легка и банальна! Но при всем уважении к режиссеру спектакля Ильдару Хайруллину мне лично за пьесу Тази Гиззата, по которой поставлены "Смелые девушки", обидно.
Причина в том, что интереснейшее и глубокое драматургическое произведение подкорректировано под чистую комедию. Из спектакля исчезли острые моменты. Яркий пример -спор между хозяйкой девушек Хажией и сутенершей Тутакай. Да, он короткий. Да, не самый важный в пьесе. Но этот диалог перечеркивает все наше представление о добродетельной жизни татар! Порочный хазрат и публичные дома - такие чуждые народу явления! - цветочки по сравнению с любовными похождениями татарских жен.
- Не трогай меня, грязь пристанет! - восклицает одна героиня.
- Знай себя! За спиной Хажи абзыя десяток любовников держала! Пока Хажи абзый совершал хадж, семь абортов сделала. Даже твой полоумный сынок родился от игры, - отвечает другая.
Между тем любовная прихоть - не единственная проблема, затронутая драматургом Гиззатом. Он поднимает сложнейшие вопросы нравственности, корысти, властолюбия, жажды денег. "Смелые девушки" заставляют нас задуматься о том, почему эти пороки правят миром, и о том, что любовь и доброта все же спасают его. Произведение татарского классика очень глубокое, с ноткой горького смеха. Это трагикомедия, которая ломает стереотипы: зритель понимает, что пороки грязным пятном ложатся на все народы.
Но где это все в спектакле? На Камаловской сцене сохранена канва основных событий, но жизненный нерв пьесы потерян. Об этом говорят даже герои "Смелых девушек". Известным артистам удалось создать яркие образы. Но в рамках легкой комедии они четко поделены на добрых и злых. Реплики, жесты, танцы-пляски смешат зрителя. Он получает огромную порцию шуток и розыгрышей, не более.
Кроме того, в спектакле камаловцев акцент смещен на тему любовной похоти мужчин. От хазрата до бедняка - все мечтают переспать с молоденькими красавицами. На этой банальной идее построен весь спектакль: сначала мужчины охотятся на девушек, потом получают за свои грехи символическое наказание.
Признаться честно, я хотела покинуть театр уже в антракте. Удержало только редакционное задание. В итоге убедилась: пьеса "Смелые девушки" превратилась в незатейливую историю с предсказуемым концом. Жаль. Сегодня, когда мы так много говорим о падении нравов и захлестнувшей всех и вся бездуховности, идеи Гиззата могли бы зазвучать как нельзя более актуально.

Гульгена САТТАРОВА
"Восточный экспресс" №1-2 (442) 12 января 2006г


Писем.Net
Почтальон Печкин против Деда Мороза

Казанцев, решивших накануне праздников поздравить родных и близких, живущих в других регионах, ждало разочарование.
На почте их предупредили, что письма дойдут до адресата лишь через 1 - 2 месяца, а почтовые (денежные) переводы по России и вовсе не принимаются. В некоторых отделениях в продаже не было конвертов и марок. Посетителям, среди которых была и наша читательница - пенсионерка Эва Сергеевна, предложили отправлять деньги при помощи электронной почты или телеграфа, а вместо письма - дать телеграмму.
Как нам пояснили в одном из почтовых отделений города, казанцы стали заложниками конфликта, который в ноябре прошлого года произошел между российскими и татарстанскими почтовиками. Напомним, поводом для ссоры стало акционирование "Татарстан почтасы", а фактически - отказ делиться доходами с регионами-донорами. В ответ на этот шаг "Почта России" взвинтила цены на марки до уровня рыночных. И вот новый демарш. Почтовики говорят, письма уходят из Татарстана на следующий же день после отправления, но вот дальнейшая их судьба целиком зависит от российских печкиных, которые, увы, не спешат разносить письма с татарстанскими штемпелями. Учитывая, что многие люди пользуются услугами почты перед Новым годом, несложно предположить, что "Татарстан почтасы" понесла серьезные убытки.

Наталья ГОЛОБУРДОВА
"Восточный экспресс" №1-2 (442) 12 января 2006г


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Сайт знакомств "Юлдаш"
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Ателье татарской и мусульманской одежды "LuiZa"

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

2003-2006, "Татарская рассылка"
 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.tatarlar
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное