Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 14 июня 2006г


 

Татарская рассылка

    14 июня 2006г

Лидер Татнета

1 апреля стартовал 4-й ежегодный конкурс татарских интернет-проектов "Звезды Татнета" ("Татнет йолдызлары") (http://tatnet.tatar.info). Осенью будут подведены итоги, и мы узнаем, чем "дышит" татарский Интернет. Год от года это мероприятие привлекает к себе все больше и больше внимания, растет его престиж, расширяется география, увеличивается число номинаций. Неизменным остается лишь одно - во главе всего этого стоит Айнур Сибгатуллин, московский татарин, благодаря неуемной энергии которого конкурс живет и развивается, наполняется живым содержанием.
Имя Айнура Сибгатуллина хорошо известно многим пользователям Татнета. Он является организатором таких известных татарских сайтов, как "Татарское историческое общество" (http://www.tatar.info), "Татарские рода" (http://www.tatar.rodstvo.ru/) и ряда других, ведет общественную работу в качестве председателя Союза татарских юристов "Яклау" ("Защита"), активно публикуется. Журнал "Идель" решил подробнее познакомить своих читателей с этим интересным человеком.

- Айнур, прежде чем говорить о Татарском Интернете, хотелось бы, чтобы ты рассказал немного о себе: откуда твои корни, кто твои родители и, вообще, чем ты занимаешься в реальной жизни?
- Я родился в Москве в 1971 году. Отец мой был инженером, мать работает учителем в школе. С отцовской стороны мои предки из деревни Карга (Нижегородская обл.), села Кармаскалы (Башкортостан), села Азеево (Рязанская обл.), а также из Касимова и Казани. Я коренной москвич в пятом поколении. Мой прапрадед - миллионер и меценат купец Салих Ерзин, на чьи пожертвования была построена Московская Соборная мечеть, другой мой прапрадед Ахмет Кастров, тоже миллионер, из древнего касимовского рода мурз, прапрабабушка Гайша Юнусова, дочь известного казанского купца-мецената Исхака Юнусова. С материнской стороны мои предки из деревни Большие Яки, которая находится в Зеленодольском районе Татарстана.
- Ну, а сам Айнур Сибгатуллин?
- Я окончил Московскую Государственную Юридическую Академию. Сейчас работаю юристом в холдинговой компании. До этого также работал юристом в сфере корпоративного права в ведущих российских металлургических компаниях и банках.
Кстати, моя жена Альбина из Казани. Я познакомился с ней в клубе татарской молодежи "Шарык", во время одного из своих приездов в Казань. В то время она работала в журнале "Казан утлары", а сейчас мы воспитываем с ней нашего сына Амира, которому скоро исполнится полтора года.
- Интересно, каковы были твои первые впечатления от посещения Казани и изменились ли они со временем?
- В детстве, особенно летом, я часто приезжал в Казань к родственникам, но об этом у меня остались самые смутные воспоминания. Когда я вновь побывал в Казани в 2000 году, то многое мне у вас понравилось. Может потому, что я перемещался по городу по традиционным туристским маршрутам и недостатки так резко не бросались в глаза. Я сразу полюбил этот город. Позже я стал замечать разбитые дороги, надписи на заборах с предложением провести "Досуг", ну и еще многое другое. Тем не менее, в ходе юбилейных торжеств я ощутил гордость за этот город, который для меня теперь не чужой. Когда я ходил по казанским улицам, то невольно вспоминал, что именно в этом городе жил мой предок - купец Исхак Юнусов, здесь закончил химико-технологический институт мой дед Абдулла Сибгатуллин, который в 1930-е годы был депутатом Казанского горсовета, а в годы войны его семья жила в эвакуации в Казани. Здесь мой отец повстречал мою маму, которая училась в Казани, а потом я встретил здесь свою будущую жену. И когда я со своим маленьким сыном иду к мечети Кул-Шариф, памятникам Гумилеву и Кул-Гали я всегда думаю о том какую большую роль сыграла Казань в судьбе нашего рода.
- Больше всего тебя знают как человека, получившего известность благодаря своим проектам в Татнете. Скажи, а что лично ты понимаешь под словом "Татнет"?
- Рене Декарт, французский философ, как-то заметил: "Договоритесь о терминах, и половина человеческих споров исчезнет". В отношении Татнета нет единой точки зрения, и каждый понимает его в меру своей, нет, не испорченности, а этничности. Одни считают, что Татнет это сайты о татарах, другие яростно доказывают, что это исключительно татароязычные сайты, третьи включают в это понятие все сайты, имеющие отношение к Республике Татарстан. На мой взгляд, Татнет можно свести к такой формуле: Интернет + (Татары + Татарский язык + Татарстан) = Татнет. Но у этой позиции имеется немалое число оппонентов.
- Хотелось бы узнать, как ты вообще попал в Татнет и с чего начал в нем свой путь?
- Это произошло совершенно случайно шесть лет назад. До этого я был далек от всего татарского. Да, я отдыхал каждое лето в татарской деревне, но до 29 лет все это меня мало интересовало. Так вот, тем летом я совершенно случайно попал на один сайт, на форуме которого меня заинтересовал раздел "Татары". Словом, я начал общаться с другими татарами, ну и потихоньку втянулся, стал активным участником сначала виртуальной, а потом уже и реальной татарской общины.
- Что тебе дало общение в Татнете?
- До своего знакомства с Татнетом я общался в сети с разными людьми без какого-либо национального подтекста. Например, играя в шахматы он-лайн я вел переписку с людьми со всего мира на английском, общался в Рунете с коллегами-юристами. Но только после освоения Татнета я нашел много новых друзей, смог реализовать себя, узнал много нового о своем народе, предках, стал изучать традиции, культуру и язык.
- За прошедшие годы ты не разочаровался в Татнете?
- Скорее нет, чем да (улыбаясь). Я верю, что Татнет ждет светлое будущее. Хотя постоянно приходится сталкиваться с различными неоднозначными ситуациями, особенно на татарских форумах, где кипят нешуточные страсти. Многие люди, сами по себе интересные и остроумные собеседники, не выдерживая того уровня общения, что бывает в сети, уходят из Татнета разочарованными и обиженными.
- Кто он - типичный активист Татнета?
- Это как правило молодой человек, которому от 20 до 35 лет. Он знает историю и культуру своего народа. На более или менее среднем уровне владеет татарским языком или стремится изучить его. Живет в России - в Москве или Казани - именно оттуда приходит наибольшее число сообщений.
- Айнур, 1 апреля в сети стартовал конкурс интернет-проектов "Звезды Татнета", где ты являешься Председателем оргкомитета. Расскажи, пожалуйста, что нового появилось в нем?
- Наш конкурс проходит уже 4-й год подряд. Основным новшеством в этом году является увеличение числа номинаций с 7 до 12, из которых 4 - на татарском языке. Конкурс проходит при содействии Агентства "Татмедиа". В состав жюри, как и прежде, включены наиболее известные деятели Рунета и Татнета, а также Азнета (Азербайджанского Интернета), Казнета (Казахского Интернета) и Узнета (Узбекского Интернета). Я очень рад тем, что на наше приглашение принять участие в работе жюри откликнулись такие известные персоны, как, например, Александр Ляхов, главный редактор сайта "Lyakhov.KZ - Большая энциклопедия Казнета", соорганизатор Казахстанской интернет-премии, Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса "ИА РосБизнесКонсалтинг", член Президиума Экспертного совета "Премии Рунета", Евгений Скляревский, журналист, автор сайта "Домен-Уз", член оргкомитета национального интернет фестиваля Узбекистана, Руслан Новрузов, главный редактор сайта Internetnews.az, основатель Азербайджанской национальной интернет-премии "NETTY". Жюри конкурса в этом году возглавил главный редактор газеты "Молодежь Татарстана" Ринат Билалов.
- Помимо виртуального общения в Татнете, существует еще и общение реальное. Ты живешь в Москве. Скажи, как и чем живет у вас татарская молодежь? Какие у нее есть проблемы?
- Вопрос неоднозначный. С одной стороны, я могу сказать, что в Москве существуют и функционируют татарские общественные объединения, проводятся татарские дискотеки, концерты. С другой стороны, все вышеназванное можно отнести скорее к сфере потребления и развлечений, чем чего-то такого, где молодежь не только пляшет и поет, но и хоть что-то делает. А, по-моему, именно в этом моменте и проявляется истинное отношение к своему народу - если ты можешь только плясать на татарской дискотеке или флудить на форуме, то при таком потребительском отношении мы далеко не уйдем. Для меня важно не количество татар, посетивших Сабантуй, а то, сколько из них готово помочь хоть чем-то московской общине. Например, сколько людей вышло бы на субботник в Дом Асадуллаева или сколько людей могло бы внести пожертвования на его развитие или допустим на реконструкцию Московской соборной мечети.
Наша вечная беда в деятельности татарских общественных организаций в том, что мы любим либо демонстрировать друг другу радужные телезарисовки возрождения национального возрождения, либо воздевать очи долу, посыпая голову пеплом, подсчитывая сколько лет осталось до "инкыйраза" по Гаязу Исхаки, но при этом каких-то способов решения проблем мы не предлагаем. Поймите правильно - оба этих подхода уже порядком достали многих татарских активистов
- Предпринимались ли в Москве попытки объединить татарскую молодежь и выработать какую-то единую линию в проведении мероприятий и прочей деятельности?
- В 2003 году в Москве был создан координационный совет по делам татарской молодежи, куда были включены все ключевые молодежные организации. Поначалу мы были полны самых радостных ожиданий. Но затем все как-то свернулось и исчезло в никуда - много времени было потрачено впустую на обсуждение положения о совете, затем у некоторых начали играть амбиции, короче говоря, в итоге этот совет показал свою полную недееспособность и то, что он не способен решать имеющиеся проблемы татарской молодежи. Сейчас он фактически существует лишь на бумаге. По-моему, единственно практическая польза от него была в том, что в ходе его работы была создана бесплатная юридическая консультация Союза татарских юристов "Яклау". Мы организовались, и теперь каждый из нас по очереди выходит по субботам и бесплатно консультирует своих соотечественников
- А куда стоило бы направить свои силы татарской молодежи Москвы и не только ее? Какие направления деятельности ты бы обозначил как наиболее важные?
- Нужно направлять свои силы туда, где нет показухи и надувания щек, туда, где есть реальная работа, а не ее имитация. Не на помпезное учреждение очередной квазиорганизации, создающейся словно для того, чтобы отбить всякое желание татарской молодежи заниматься общественной деятельностью, а на такую, где дела не будут расходиться со словами. Возможно, организация "Узебез" сможет стать такой в недалеком будущем. Во всяком случае, мне хочется в это верить.
- В Москве проживает немало преуспевающих татар. В чем, по-твоему, заключается формула их успеха?
- Успех человека любой национальности зависит от массы факторов - от простого везения до уровня знаний, позволяющих быть компетентным. Какую-то универсальную формулу вряд ли можно вывести, тем более для татар. Но, наверное, первое, что приходит в голову, это то, что татары всегда славились своей ответственностью и трудолюбием. Конечно, и среди наших соплеменников изредка, но встречаются разгильдяи (кстати, татарское слово), но в целом могу сказать однозначно точно одно - большинство знакомых мне людей позитивно оценивает трудовые качества татар, работающих в различных сферах бизнеса и не только. У татар в Москве имидж в плане работы очень неплохой. Даже несмотря на то, что у людей есть какие-то застарелые клише из истории, все равно все отдают должное трудолюбию татар. Ну а трудолюбие это, по-моему, есть первая ступень на пути к успеху.
- На третьем конгрессе татар Путин задал риторический вопрос: "Легко ли русскому в Казани?" Давай немного переформулируем его вопрос: "Легко ли татарину в Москве?"
-
Я думаю, что в Москве мало кому легко - здесь нужно всегда быть в движении, саморазвиваться - очень сильна конкуренция в борьбе за место под солнцем. А татарину в Москве живется легче выходцев с Кавказа, но тяжелее, чем русскому в плане сохранения своей самобытности.
- Не испытывал ли ты в Москве когда-нибудь дискриминации по национальному признаку?
- Нет, дискриминации не было. Во всяком случае в открытую и в лицо не замечал. Но было и есть другое - в обществе существуют негативные этнические стереотипы в отношении татар, культивируемые школьными учебниками и СМИ. Это объективно существует и иногда всплывает.
- Как ты относишься к Всемирному форуму татарской молодежи, учрежденному два года тому назад? Есть ли у него будущее?
- К сожалению, этот форум не оправдал возлагавшихся на него первоначально надежд. Конечно, хорошо, что в Казань собрали татарскую молодежь, она приобщилась в какой-то части к культуре и традициям, завязалось много полезных знакомств. Однако, ее КПД мог быть на порядки выше, если бы форум превратился в организацию вроде татарского комсомола. Было назначено бюро, на которое возложили много заданий, но когда спустя год мы встречались в НКЦ "Казань", выяснилось, что многое из задуманного не было сделано. Прозвучало много критических замечаний - все они были в какой-то степени справедливы. В то же время в своем выступлении там я сказал, что возлагать вину за бездействие только на членов исполнительного бюро неправильно - для того, чтобы они могли полноценно и в полную силу заниматься такой сложной работой, как работа со всей татарской молодежью в мире - им нужно было предоставить все необходимые ресурсы - финансирование, создать такой же аппарат, как был в свое время у ВЛКСМ, а не делать из них козлов отпущения и вешать всех собак. Ведь такая работа не менее трудоемкая, чем работа менеджеров в топовых компаниях.
Я бы позволил себе такую аналогию - когда какое-либо акционерное общество банкротится, то туда назначают антикризисного управляющего, команду, которая сможет вытянуть разорившийся завод, возродить цеха и т.п. Также и у нас в ситуации с возрождением национального самосознания - мы находимся на стадии банкротства и из этой стадии есть несколько выходов - ликвидация или финансовое оздоровление. Нам нужен грамотный менеджмент, т.е. руководители региональных НКА и других татарских общественных организаций, которые могли бы используя современные достижения и разработки менеджмента и фандрайзинга изменить ситуацию в корне. Если мы будем придерживаться тех же методов, что были лет 20 тому назад, то мы ничего не добьемся.
- Айнур, ты упомянул о фандрайзинге. Что это такое?
- В переводе с английского это означает деятельность по поиску и привлечению ресурсов для реализации социальных некоммерческих проектов. Применительно к нашим татарским делам это работа по сбору денег и иных материальных благ на какие-то проекты в сфере культуры и языка. Эти деньги могут быть получены из бюджета или от частых лиц - главное уметь грамотно преподнести информацию потенциальному спонсору о том, ради чего просят, затронуть душевные струны человека и дать ему понять, что его деньги не исчезнут бесследно и за каждую потраченную копейку он получит полный отчет и сердечную признательность. Мне кажется, что в каждой татарской общественной организации должны быть люди, владеющие основами фандрайзинга, которые смогут добыть средства для того, чтобы татарские общины не дышали на ладан в плане финансов и могли достойно смотреться на фоне других национальных общин.
Ну, например, как можно практически бесплатно обеспечивать деятельность татарских общественных организаций? В Москве при любом большом гипермаркете всегда остаются нереализованными товары с незначительными дефектами - это могут быть и компьютеры, и мебель, и бытовая техника. И все это необходимо куда-то девать. И вот некоторые общины, увы, не татарские, узнав об этом, наладили связи и забирают такие товары для своих - в детские сады, школы, кружки и так далее. Почему бы и татарам не поступать аналогично?
- Банальный вопрос, который задают во многих интервью, но все же повторимся. Если бы ты стал президентом Татарстана, то какому вопросу уделил наибольшее внимание, что изменил бы в республике?
- В первую очередь я бы постарался переориентировать экономику Татарстана на сферу высоких технологий, развитие авиа и машиностроения с тем, чтобы постепенно создать почву для того, чтобы в бюджете республики нефть не играла большую роль. Параллельно я бы продвигал программу переселения в Татарстан этнических татар со всего мира, в первую очередь квалифицированных специалистов. Также уделял бы внимание проблемам экологии и поощрял бы повышение рождаемости.
- Айнур, спасибо за беседу.
- Спасибо и вам. И да пребудет с вами Сила!

Беседовал Азат АХУНОВ

журнал "Идель" N5, 2006 г


Захир Насыйбуллин: "Наши подвиги еще никто не повторил"

Это было 16 лет назад. Четверо челнинских ребят, наслушавшись "Битлз", "Роллинг стоунз" и "Дип перпл", решили создать свою группу. Смешали народные напевы со звуком электрогитар - получился татарский фолк-рок. Коллектив назвали как героев народной легенды - "Сак-Сок". За пять лет своего существования группа успела оставить яркий след в национальной музыкальной культуре.

Великолепная четверка

Причина распада "Сак-Сок" проста: группа играла некоммерческую музыку, а финансовую поддержку ребятам оказывал Фонд культуры "КамАЗа". В середине 90-х завод сам был на грани банкротства, и такие проекты, как "Сак-Сок", пришлось закрыть. Но за пять лет группе удалось два раза побывать на фестивале "Голос Азии" в Казахстане, она представляла Татарстан на крупных всероссийских и международных музыкальных конкурсах. Выступали на одной сцене со "Спейс", "Бони М". Единственный альбом "Сак-Сок" вышел в Германии, тогда в России не оказалось студий хорошего уровня. "Нам иногда высказывают, что наша музыка появилась раньше времени, народ не был готов воспринимать татарский рок, - говорит лидер группы Захир Насыйбуллин. - Но я считаю, что мы вышли своевременно, мы были молодые, и молодежь нас воспринимала как надо".
После распада группы Захир продолжал свои эксперименты с татарской народной музыкой, убежденный, что в качественной аранжировке она может звучать не хуже зарубежного рока. Не перешел на попсу, хотя так он мог бы обеспечить себе безбедное существование. Двое ребят из группы оставили музыку, ушли в коммерцию и религию. Очень редко, но Захиру все же удается иногда реанимировать "Сак-Сок". Два концерта прошли в 2003 году, возможно, ребята соберутся вновь на юбилее своего лидера - Захиру Насыйбуллину в этом году исполнилось 50 лет.

Ливерпуль

- Сейчас у меня настоящий творческий подъем! Начал сочинять свои песни, выпустил сольный альбом, сотрудничаю с народным артистом России Ренатом Ибрагимовым, - рассказывает Захир Насыйбуллин. -Все стало меняться два года назад, кажется, это был самый удачный год в моей жизни. Я съездил в Англию, пел с самим Тони Шериданом, побывал на концерте Пола Маккартни - обо всем этом битломан может только мечтать!
Ежегодно в конце августа в Ливерпуле проходит фестиваль "Битлз". За 25 лет существования фестиваля Захир и его специально созданная для этого группа "Яр-Бенд" оказались единственными участниками из России. В течение недели группа дала 6 концертов из песен "Битлз". Ребята готовились к фестивалю целый год, выучили тексты на английском. А до этого группе посчастливилось спеть песни легендарной четверки вместе с их учителем Тони Шериданом, это были концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Рассказывая об этих событиях, Захир и сейчас не может скрыть своего волнения: "20 июня, в день своего рождения, Пол пел на Сенатской площади. Стоило ему запеть, вечно пасмурное небо Петербурга открылось, засияло солнце! Мы все подпевали Полу, и мне хотелось плакать от счастья, я снова почувствовал себя мальчишкой..."

"Моей первой гитарой была скрипка"

Захир Насыйбуллин родился в Ташкенте. Отец, едва окончив институт, погиб в автокатастрофе. Ребенка взяли на воспитание родители отца, и с первого года жизни мальчик рос в Набережных Челнах. Отец мальчика был музыкальным человеком, хорошо играл на скрипке, поэтому бабушка с дедушкой тоже купили Захиру этот инструмент. Но мальчик к этому времени уже "болел" рок-музыкой, и для первых уроков игры на гитаре использовал скрипку. У музыканта уже 5 гитар отличного качества, a ту скрипку он хранит как память.

Рок-н-ролл жив

Сейчас Захир осваивает новое направление в своем творчестве. Хочет вернуть исконно народный жанр - мунаджаты, беиты, но уже в новом, современном звучании. "Главное, чтобы тексты были глубокие и философские, а аранжировки интересные, - говорит Захир. - Слушатели на такую музыку найдутся. Сейчас я использую в оформлении своих песен шотландские, ирландские мотивы, элементы кельтской музыки. Получается здорово". Захир интересуется новыми направлениями в современной татарской музыке, поддерживает связь с австралийской певицей Зулей Камаловой, Джамилей из Финляндии. "Неправда, что рок - чужая культура для татар. В свое время мы это доказали, "Сак-сок" стал легендарной группой. Просто нужны определенные условия - деньги, чтобы делать качественную музыку, аудитория, готовая воспринимать все новое и интересное. Уверен, что у нас все это будет. Я верю в татарский рок".

Алия САБИРОВА
"Молодежь Татарстана" №30, 26 мая 2006г


Жить, а не воевать
Как вернуть уважение к личности?

Государство или личность - что важнее? Повлечет ли разрушение семьи развал всего общества? На эти и другие вопросы "Молодежь Татарстана" побеседовала с одним из "отцов" татарстанской конституции и суверенитета, академиком АН РТ, профессором и заведующим кафедрой КГУ Индусом ТАГИРОВЫМ. Вчера ему исполнилось 70 лет, с чем мы его от всей души поздравляем.

- Индус Ризакович, какие, на ваш взгляд, проблемы являются самыми актуальными для татарстанского общества на ближайшие 10 лет?
- Меня прежде всего волнуют не какие-то политические партии, движения, а судьба народа, его живучесть, насколько силен его дух. Сейчас наибольшие опасения вызывает физическое состояние наших людей. Стало очень много наркоманов, детей не рожают, больше половины забеременевших делают аборты. Если так и далее пойдет, то мы точно не выживем.
Конечно, меня также волнует морально-психическое состояние общества, которое является причиной и его физического состояния. Люди сейчас дезориентированы, не видят ничего хорошего в будущем, никаких светлых перспектив. И самое главное - у них нет уверенности в себе, нет веры в завтра.
И дело тут не только в материальном благополучии, хотя оно тоже играет роль. Раньше в одном маленьком доме в селе жили семьи по 7-8 человек, и ничего, никто не жаловался на несчастное детство. Глава семьи был настоящим хозяином: планировал урожай и свои силы, будущее детей. Семья вообще является основной ячейкой общества, государство без нормальной семьи долго не протянет. В семье воспитывается личность, ее составляющие, получается самое первое и самое важное воспитание и образование. Нация самосохраняется именно через семьи, а не политические партии. Язык тоже дается через семью. Татары должны говорить в семье по-татарски, если они себя уважают. Я, например, до третьего класса не знал русского языка. И ничего, потом как-то даже незаметно для себя выучил.

- Что же является приоритетным: государство или человек?
- Безусловно, человек. Хотя я много работал в государственной власти и являюсь депутатом, все равно я уверен: государство должно быть для человека, а не наоборот. Все в конце концов упирается в тебя, меня, в него или в нее. Семья состоит из людей, из семей состоит общество, которое формирует государство. И это - суть человеческой жизнедеятельности. Поэтому надо растить личности, обращать внимание именно на интересы и потребности людей, и уже потом думать о больших масштабах в виде государства.
Сейчас в России опять возрождаются имперские амбиции. В начале 90-х российское руководство, после года переговоров с нашей делегацией, признало, что Россия должна быть ассиметричной федерацией с элементами конфедерации. Конечно, многие говорили, что Татарстан хочет разрушить федерацию. Но на самом деле мы хотели разрушить имперские представления о России.

Судя по последнему посланию президента РФ Федеральному собранию, мы еще далеки от идеального пути. Владимир Владимирович говорил правильно про демографию, но вывел ее совсем не в ту степь - мол, нам нужны люди для охраны границ... То есть пушечное мясо, получается, надо рожать? Сначала нужно, чтобы в этих границах кто-то жил, и жил более-менее нормально! И только потом можно и о целостности страны беспокоиться, и о войсках, и так далее. Люди рождаются, чтобы жить, а не воевать. Кто, например, желает отправить своих детей на войну? Никто!
А все эти разговоры о величии страны, мне кажется, очень преждевременны. Когда нормального гражданского общества нет, люди, в основном, несчастны, как можно произносить пафосные слова о величии государства? В Швейцарии, например, очень ли страдают люди от того, что их государство невелико? Зато оно одно из самых экономически процветающих в мире.

- Где мы можем найти ресурсы для развития и процветания общества?
- Общество, конечно, должно улучшать себя само. Никакими приказами и постановлениями его не разовьешь. Но государство не может и не должно остаться в стороне - ему следует создавать условия для развития. Политические условия - в плане свободы выражать свои взгляды, участвовать в альтернативных выборах. Правовые - чтобы люди могли знать четкие рамки дозволенного и запрещенного законом, без всяких противоречий в нормативных актах. Й, конечно, экономические условия - возможность работать и зарабатывать своим трудом, поощрять малый бизнес и предпринимательство.
В общем деле развития народа должны участвовать все - чиновники, ученые, журналисты и так далее. Но сначала эти люди, готовые служить народу, должны появиться. И тут мы опять возвращаемся к семье, к вере в Бога, к уверенности в завтрашнем дне. Если общество сможет преодолеть свои стереотипы, сложившиеся за последние 15 лет, и взрастить уважение к отдельному человеку, вне его принадлежности к какой-либо профессии и размеру его заработка, то мы сможем пойти вперед. Скажем, у кого-то есть великолепные способности по столярному делу, но общество заставляет его пойти в вуз учиться на никому не нужную специальность. А ведь ручной труд - это очень уважаемое занятие, эти мастера даже зачастую намного мудрее всяких там главных специалистов и начальников отделов. И, главное, днем с огнем не сыщешь хороших столяров, сантехников и людей многих других профессий! Окружение, предрассудки побуждают людей совершать неадекватный выбор. Государство тоже в этом виновато. Необходимо заниматься профессиональной ориентацией, начиная с самого детства. Разработать механизм развития тех или иных способностей, внести какие-то коррективы в учебные программы. Если федеральные органы этим не займутся, нужно внедрять с республиканского уровня.

- Что еще нужно делать Татарстану?
- Во-первых, крепко держаться за то, что уже было получено ценой долгих и упорных переговоров и согласований. Жалко, когда видишь, что плоды твоей работы так просто исчезают. Например, налоговая система: видимо, это была какая-то большая политика, что Татарстан согласился отдавать 75% своих налогов в центр. В России всего чуть больше десяти регионов - доноров, так что, их надо обдирать? Пора бы уже жестко поговорить с остальными субъектами - пусть постепенно выходят на самоокупаемость, а не ждут траншей из Москвы, которые берутся не из воздуха, а из таких же субъектов.
Вообще я верю, что у Татарстана - большое будущее. Ведь тут очень мощный народный потенциал, которого хватит надолго. Надо только им правильно пользоваться на благо самого народа, направлять на эффективные дела.

Уважаемые друзья!
Мы предусмотрели возможность для комментирования бесед в рамках проекта "Татарстан - 2016". На веб-страничке 2016.tatpolit.ru вы можете высказать свое мнение по поводу этого или других интервью. Лучшие комментарии публикуются в газете. Читайте "Молодежь Татарстана", думайте о будущем, пишите.

Ильшат САЕТОВ
"Молодежь Татарстана" №30, 26 мая 2006г


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Сайт знакомств "Юлдаш"
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Ателье татарской и мусульманской одежды "LuiZa"

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

2003-2006, "Татарская рассылка"
 

В избранное