Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 14 июля 2006г


 

Татарская рассылка

    9 июля 2006г

Будущее национальной музыки возможно найти в истоках

Недавно появился на свет первый CD альбом группы "Исмаил" "Кара хэм ак" ("Черное и белое"). Сборник в основном состоит из национально-патриотических песен. Стиль группы ее лидер Альберт Исмаилов определяет как этно-рок. Об альбоме и своем творчестве Альберт рассказал корреспонденту "Молодежи Татарстана".
- Альберт, с чего начиналась твоя музыкальная карьера?
- Вырос я в городе Туймазы в Башкортостане, после восьмого класса учился в СПТУ, стал токарем. Уже тогда начал играть на гитаре, основал свою группу "Автобус". Одновременно был участником еще трех городских коллективов: "Эффект бактерии", "Слайд", "Антиобщественное мнение".
- Четыре рок группы - довольно много для маленького провинциального города...
- Тогда это был настоящий бум. У нас в городе даже женская рок-группа была, называлась "Миледи". Это было очень интересное время, молодежь буквально с ума сходила по питерскому року, мы ездили в Уфу на концерты "Аквариума", "Алисы", "Кино". Потом почти все мои музыканты ушли в религию, я тоже принял ислам. Тогда я отошел от музыки.
- Потому что ислам ее запрещает?
- Вначале я так думал. Потом досконально изучил Коран, хадисы и не нашел в них прямого запрета.
- Почему решил петь на татарском?
- Переехал в Казань, начал посещать молодежный клуб "Шарык". Уже тогда задавался вопросом, почему же у нас в татарской эстраде нет городских жанров? С одногруппниками записали несколько песен, правда, они на национальную тему, которую тоже нельзя назвать городской. Но среди тех, что вошли в альбом, есть песни на чисто городские темы: про асфальт, автомобили, самолеты...
- А сейчас жанр, в котором работаешь, называешь "этно-роком"?
- Это условное определение. Мы находимся в стадии эксперимента, возможно, это какое-то новое направление. По музыкальному строению это не совсем "рок". Только в некоторых моих песнях наблюдается блюз-гармония. Но чисто "этно" их назвать тоже нельзя. В моем понимании рок - это прежде всего образ мышления, жизни. Поэтому то, что мы делаем, я больше склонен называть интеллектуальной музыкой. Наши тексты заставляют слушателя задумываться.
- Ты изучал истоки татарской музыки совместно с известным фольклористом Геннадием Макаровым...
- Да, на основе этих исследований родились две песни: "Золотая Орда" и "Черное и белое". Они в необычном, ломаном ритме, сейчас такой ритм у татар не используется. Я считаю, что первоначальные истоки татарской национальной музыки уже утеряны. Их надо искать в IX-X веках, возможно, в доисламском периоде. Геннадий Макаров также выявил такие малоизвестные размеры, как рамаль, раджаз, которые к нам проникли через арабско-персидскую поэзию. Эти ритмы сохранились в религиозных песнях в фольклоре сибирских, астраханских татар. Мне очень нравятся мелодии народов Восточной Сибири, особенно тувинцев, мне кажется, примерно такой была татарская музыка много веков назад.
- Ваша группа выступает где-нибудь?
- У нас нет ни репетиционной базы, ни клуба, где можно было бы организовывать постоянные концерты. Пока занимаемся дома, совершенствуем мастерство. Сейчас готовим второй альбом совместно с ребятами-татарами из Китая. У них есть очень интересные обработки татарских песен, в которых чувствуется влияние уйгурской традиции. Мне кажется, получится очень экзотичный, по-восточному колоритный материал.

Алия САБИРОВА
"Молодежь Татарстана" №32, 9 июня 2006


Из гетто на ТВ
Татарская эстрада ищет себе альтернативу

Только за последние два года появились более десятка коллективов и исполнителей, работающих в новых для татарской эстрады жанрах: рок, хэви-металл, рэп, хип-хоп, клубный транс, соул и др. Консервативная общественность уже успела причислить их к "разрушителям национальных традиций", считая, что эти жанры чужды для нашей культуры. О причинах возникновения и перспективах татарской альтернативной музыки рассуждает Hyp Алиев - один из первых татарских диджеев, исполнительный продюсер отдела спецпроектов ГТРК "Татарстан".
- Мне кажется, сейчас у нас идет процесс самоопределения. Был период, когда в качественном плане лет шесть наша современная музыка никуда не двигалась. Рекорд-компании, продюсерские центры и СМИ не относились серьезно к молодому поколению и подрастающим молодым музыкантам и аранжировщикам, саунд-продюсерам, которые могли бы чуть раньше принести определенный рост. Вся эстрада держалась на исполнителях старой закалки.
Но период навязывания средненькой попсы в слушателях породил определенную усталость от однообразной музыки. Появились молодые ребята, воспитанные не только татарской, но мировой музыкальной культурой. У них выработались жанровые предпочтения, которые потом вылились в музыкальные произведения. С точки зрения общемировой культуры эти жанры, безусловно, не новы. Но для нашей эстрады они являются новинкой. Правильно ли эту музыку называть альтернативой? Понятия альтернатива и альтернативность зародились очень давно, сначала после второй мировой войны были битники, потом пошли хиппи. В мировом понимании все, что не хэви-металл и не джаз, принято считать альтернативой: панк, хиппи, индастриал, постпанк. Что касается татарской эстрады, как таковой альтернативной рок-музыки у нас пока нет. Все, что до этого было не свойственно нашей музыкальной культуре, мы называем альтернативой. Что интересно, лет 35-40 назад, когда некоторые татарские исполнители стали петь в новых жанрах: танго, джаз, вальс, марш, это тоже воспринималось с настороженностью. Сейчас эти стили и жанры абсолютно нормально интегрировались в нашу культуру. Мне кажется, пройдет пара-тройка лет, и то, что мы сейчас называем альтернативой, станет нормальным явлением.
Любая альтернативная музыка не навязывалась сверху, она надавливает снизу. Например, рэп культура зародилась в негритянских гетто, сначала на закрытых вечеринках. Потом на этих ребят обратили внимание радио-диджеи, продюсеры, и самые яркие представители этой субкультуры начали выступать на телеканалах. Появление альтернативной музыки само собой приводит к появлению СМИ, освещающих эти направления, рекорд компаний, которые работают только с этой музыкой. Что касается наших "альтернативщиков", то, прежде чем прорываться на радио, им надо организовать свой фестиваль. Именно всеобщий сейшн, показ мастерства способствовали бы еще более бурному развитию этих направлений. Было бы неплохо, если бы появилась пара-тройка релизов на CD-дисках, чтобы потенциальные слушатели смогли ознакомиться с этим материалом.
Не приведет ли это к потере национальных традиций? Это уже совсем другой вопрос, не связанный с развитием альтернативной музыки. Не надо воспринимать татарскую нацию как закрытый этнос. Мадонна - по национальности итальянка, но почему-то итальянцы не требуют от нее исполнения итальянских песен. Нам хорошо знакома ирландская народная музыка, но Ирландия также дала миру бессчетное количество хороших современных музыкантов и групп. Понятия этнической и современной музыки - вещи разные. Они ни в коем случае не мешают друг другу, но и могут удачно сочетаться. Те ребята, кто играет альтернативную татарскую музыку, не отрицают традиционную, наоборот, как правило, они с ней хорошо знакомы, они знают и любят родной язык. Просто им хочется играть то, что им нравится. А сохранением национальных традиций должны заниматься в музыкальных школах, училищах, вузах, для этого у нас есть филармония, Государственный ансамбль песни и танца РТ. У нас каждый год выпускается большое количество музыкантов и вокалистов, исполняющих народную музыку. Кроме того, любовь к родным напевам ребенку должны прививать родители. Именно в семье, вместе с языком, сохранятся и музыкальные традиции.

Алия САБИРОВА
"Молодежь Татарстана" №32, 9 июня 2006


Обратная сторона жизни
Хип-хоп стирает национальные границы

Татарский хип-хоп, равно как и татарский рок, для подавляющего большинства это пока что нонсенс. Только продвинутая в этом плане (в основном благодаря Интернету) татарская молодежь воспринимает эти явления как должное и может оценивать объективно, с точки зрения мировой музыкальной индустрии. Ребят из группы IttifaQ ("Иттифакъ") можно назвать основоположниками этого жанра на татарской эстраде, и те, кто знаком с творчеством группы, называют ее уникальным явлением.
Дело в том, что все участники группы выросли в городской среде, и нельзя сказать, что воспитывались в каких-то особых национальных традициях. Тогда как большинство казанской татарской молодежи или не знает языка, или же использует его только в узком семейном кругу, ребята из "Иттифак" решили изучать родной язык в вузе и сочинять на нем стихи. Год назад первая композиция группы появилась в Интернете. Сейчас ребята готовят первый альбом, куда войдут 13 треков, часть из них уже стала популярной среди любителей этого жанра. Недавно группа выступала в московском клубе "Paddock", они часто выступают на татарских дискотеках, их музыка звучит в казанском клубе "Эрмитаж". Корреспондент "Молодежи Татарстана" встретилась с участниками группы Ильясом Гафуровым и Назимом Исмагиловым.
- Ребята, я понимаю, что хип-хоп культура вам близка, вы находите в ней свою энергетику. Но почему вы решили это делать на татарском? Ведь вы одинаково хорошо могли бы писать и на русском, и тогда, возможно, ваша аудитория была бы шире?
Ильяс: Для нас важно было петь на родном языке, это как хобби. Это искусство ради искусства, а не ради денег.
Назим: А для чего существует рэп на русском, французском или немецком? Хип-хоп культура уже давно стала мировой, охватившей все континенты и слои общества. Таких, как мы, кто любит рэп и жить не может без Эминема и "50сент", очень много среди городской и деревенской татарской молодежи. Мы создаем татароязычную молодежную культуру и стараемся делать это качественно.
Ильяс: Хип-хоп становится поп-культурой, сейчас в каждом американском городе по 10 -15 своих известных рэперов. Там человек за один день может стать звездой и разбогатеть не хуже наших олигархов, потому что это поставлено на коммерческие рельсы. У нас в России пока еще такого нет, мы отстаем лет на 10.
- А что может стать причиной такого успеха?
Ильяс: Удачно подобранная музыка, какая-нибудь новинка, чего нет у других. Сейчас очень модно делать клубные треки. У нас тоже есть желание попробовать, но в Казани нет хороших бит-мейке-ров.
- Кроме текстов, есть какие-то особенности татарского рэпа?
Ильяс: Мы часто используем сэмплы татарских музыкальных произведений. У меня большой архив различной инструментальной музыки, и татарской в том числе. Мы используем классику, очень любим музыку известного гитариста Анвера Измайлова.
- Кто из вас пишет тексты?
Назим: Ильяс, а также Ильгам Шарипов. Все участники так или иначе подключены к процессу их создания. Вокал исполняет Альбина Сулейманова, кстати, она единственная из нас имеет музыкальное образование.
- Многие отмечают, что национально-патриотический дух ваших песен - уникальный случай, потому что сейчас татарская молодежь в основном равнодушна к национальным проблемам.
Ильяс: Откуда происходит любовь своей к нации, мне трудно объяснить. Мы просто хотим донести чувства, которые сами испытываем.
- В словах ваших песен иногда проскальзывает ненормативная лексика, это что, требование жанра?
Ильяс: У нас нет ненормативной лексики, хотя жанр предусматривает его использование. Мы поем о вещах, которые обычно боятся выносить на эстраду, потому что это может помешать коммерческому успеху. В наших песнях обратная сторона жизни, то, что остается за сценой: безденежье, социальное неравенство, продажность всего и вся, одиночество.
- Но любовная лирика у вас тоже есть?
Назим: Она совсем не такая, к чему привыкли в татарской эстраде. Вообще, мы считаем, что те, кто поет чужие песни о любви, на самом деле не испытывают эти чувства, они передают то, что испытал другой. А мы поем о том, что сами пережили, в этом, наверное, отличие.
- К вам не поступают предложения от продюсеров?
Назим: Мы записали пару песен в "Барс-медиа", с начинающим рэпером Шакуром. Но продюсировать и раскручивать нашу музыку в эфире пока никто не берется, все же это непривычно для населения. Наверное, всему свое время, и если мы делаем интересную музыку, она все равно найдет своего слушателя.

Алия Сабирова
"Молодежь Татарстана" №35, 30 июня 2006


Татарский язык и опасные отходы
Какая взаимосвязь?

Прочел одно объявление в газете:

Фонд сохранения и развития татарского языка и культуры "Жиен" г.Казань, ул.Пушкина д.44 ИНН 1655007383 планирует осуществлять деятельность в области обращения с опасными отходами (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение). Общественные организации и частные лица, заинтересованные в проведении экологической экспертизы, могут ознакомиться с материалами в установленном законом порядке.

Не понятно. Совсем не понятно. Помнится этот фонд в начале 90-х выпустил несколько неплохих книг, с тех пор о нем давно уже ничего не было слышно. И вот такая реинкарнация! Они все-таки назвались бы по другому, а то как то не то.. не звучит.

Былтыр


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Сайт знакомств "Юлдаш"
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Ателье татарской и мусульманской одежды "LuiZa"

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

2003-2006, "Татарская рассылка"
 

В избранное