Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка


Информационный Канал Subscribe.Ru


  © 2003, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 005   29 августа 2003г
 

 

KADERLE DUSLAR! Дорогие друзья!

С 23 августа на службе Subscribe.Ru начала действовать "Татарская рассылка".

Будем признательны если Вы отправите своим друзьям и знакомым, интересующимся татарской общественной жизнью ссылку на домашнюю страницу рассылки.

http://subscribe.ru/catalog/culture.world.tatarlar

Новости из Татарстана, из татарских общин РФ, ближнего и дальнего зарубежья. Культурная жизнь, политическое обозрение, выдержки из татарских СМИ, новости татарского интернета, статьи известных татарских писателей, политиков, общественных деятелей, журналистов. Исторические очерки. Приглашаем подписаться всех интересующихся татарской общественной и культурной жизнью, историей.

Былтыр,
ведущий "Татарской рассылки"


30 августа - День Республики Татарстан. Поздравляю Вас всех!
Kaderle duslar! Barigiznida bu zur beyrem belen kotlym! Yeshen Tatarstan, Yeshesen Ana telebez! Yeshesen Milletebez!



Новости: 30 августа в Берлине открываются Дни татарской культуры. О этом событии Вы можете прочитать на http://www.geocities.com/kharissov/tatarmk.html ( на татарском языке)

30 августа - День Республики Татарстан.

Минтимер Шаймиев: Мы нашли золотую середину

Накануне 13-летней годовщины принятия Декларации о суверенитете президент Татарстана дал интервью главному редактору газеты "Восточный экспресс".
Почти три года назад газета начала осуществлять проект под названием "Татарский век". Известные татарские деятели культуры, политики, экономики, науки и т.д. давали оценку сегодняшнему дню и размышляли о судьбах нации в XX веке. И из номера в номер газета печатала эти интервью. В итоге получился срез времени, спектр самых разных мнений, квинтэссенция национального опыта. Объединяет всё эти интервью одно - отсутствие желания "прикрасить и припудрить". Каждый из участников проекта пристрастен, эмоционален и субъективен, как всегда, субъективны очевидцы. Но, вместе взятые, эти интервью дают реальный образ времени - с его героями и (так уж получилось) антигероями. Безусловно, картина была бы не полной без размышлений президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Большое интервью с ним, взятое в рамках проекта "Татарский мир", нам показалось логичным опубликовать сегодня - в канун очередной годовщины суверенитета РТ. Суверенитета, одним из отцов которого Шаймиев, бесспорно, является. Однако речь шла не только о политике...

- Минтимер Шарипович, начнем с традиционного для нашего проекта вопроса: каким, по-вашему, выдался для татарской нации XX век?
- Невозможно объективно судить о прошедшем столетии, не учитывая весь исторический путь нашего народа. Как известно, во времена булгарского государства, Золотой Орды наши предки имели полноценную государственность. Казанское ханство было временем заката государственности, тем не менее Москва многому училась у Казани. А после завоевания Казани Иваном Грозным в середине XVI века начинаются времена выживания нации. Самые тяжелые времена, когда люди вынуждены были покидать насиженные места - а это были лучшие места на этой территории. Татарам было запрещено селиться вдоль больших рек - а ведь именно там были лучшие условия для земледелия и скотоводства. Плюс миссионерство пошло... Так что, когда мы говорим о XX веке, его нужно сравнивать с той эпохой выживания.
В то же время я бы не сказал, что царская империя была тюрьмой для народов. Эта идеологическая оценка - постреволюционная. Почти все цари вынуждены были учитывать интересы нации, людей, населяющих отдельные территории. Известно, что и Петр 1, и Екатерина обращали внимание на то, что в их империи живет самобытный татарский народ со своей культурой. И они пришли к мнению, что нельзя игнорировать его притязания, включая право на вероисповедание. Поэтому утверждать, что была постоянная насильственная христианизация в течение нескольких столетий, не правильно...
А в начале XX века многое пришло в движение и стало меняться. В преддверии любых революций начинается ослабление устоев государственности, что и происходило в России в начале XX века. Революция 1905 года вынуждает центральное правительство больше считаться с национальными факторами. А Октябрьская революция впервые в истории наделила государственными полномочиями целые территории, в том числе одним из первых - Татарстан. Дискутировался вопрос о создании Татаро-Башкирской республики. Султан-Галиев и другие активисты очень серьезно работали в этом направлении, с их мнением считались лидеры большевиков. Очень активно и с пониманием шло постепенное формирование СССР. Тогда впервые образовалась Туркменская республика, другие... В этот период и татары впервые после середины XVI века получили определенную самостоятельность как автономная республика. По сути, это было первое татарское государство за многие столетия - со своей конституцией, со своими правами. В Конституции СССР было написано, что автономная республика - это государство. Кстати, представители Татарской и Башкирской республик были представлены в президиуме Верховного Совета СССР наряду с союзными республиками. Не раз обсуждался вопрос о предоставлении Татарстану и Башкортостану статуса союзной республики, потому что по экономической мощи, численности населения, размерам территории они не уступали, а порой и превосходили ряд союзных республик. Но была найдена всем известная формула Сталина - "эти республики не граничат с другими странами". .. Возможности, которые были созданы в рамках автономной республики, заметно могли бы оживить национальное развитие.
В то же время, по мере развития социализма, когда революционная ситуация отошла в прошлое и народ успокоился, центральная власть стала постепенно сужать рамки решения национальных вопросов. По сути, нечто похожее происходит и сейчас...
В начале перестройки обо всем можно было говорить. Даже просили, чтобы мы об этом говорили. А у нас так обострено было чувство необходимости восстановления своей государственности, что это было реализовано через принятие Декларации о государственном суверенитете. Ситуация действительно была революционная. Мы, как могли, так и понимали происходящее... Проснулись историческая память, национальное самосознание, активную позицию заняла интеллигенция...
Наша задача была, в частности - моя, как руководителя республики, найти золотую середину и не дать раскачивать ситуацию крайним силам, ведь 43 процента жителей республики - русские. Не учитывать этот фактор было бы катастрофой.
- Вы считаете - удалось тогда найти эту золотую середину?
- Мне кажется, да. В целом мы удержали ситуацию, проходя через этот шторм, успокоили его и получили для республики спокойствие. С другой стороны, все возможное было сделано. В то время мы заявили о своих правах, приняли Декларацию о суверенитете, Конституцию. И, по сути дела, заполучили очень много прав. Я должен сказать, что за короткий
период времени, а для историй 15 лет - это очень короткий период, нам удалось сполна использовать заявленные полномочия. По утверждению национальных движений, оставался только один нереализованный шаг до полной государственности - независимость от России, Но я с самого начала заявил, что о полной независимости мы не можем говорить. В наших условиях - это нереально.
- И вы до сих пор в этом убеждены?
- Конечно. И тогда был убежден, и до сих пор убежден. Я не зря часто повторяю, что я политик по необходимости. По сути дела, я был человек хозяйственный во все времена. А зная хозяйство республики, пройдя все этапы пути вплоть до поста председателя Совета Министров, я знал, насколько интегрирована экономика страны. Ведь во время революции об экономике мало кто думает. Политические стихии преобладают во всех революциях - стремление к свободе, к самостоятельности. Это естественно. Но в то же время на другой день после великих событий надо обустраиваться - одеваться, обуваться, дальше надо жить. И не понимать этого я не мог. Если бы мы по-другому вели себя, могли бы оказаться в полной изоляции. Так что путь полной независимости и конфронтации - это был путь в никуда.
Кстати, когда спрашивают о вариантах развития республики, всегда имеют в виду один - самый драматический. Но, казалось бы, был еще один вариант, который избрали многие другие национальные республики и регионы. Этот путь они прошли как можно более спокойно, просто дублируя происходящие в центре процессы... Не случайно же три года назад почти все Договоры с Центром сдали добровольно, из сорока с лишним регионов Договоры сохранили только шесть. Для многих регионов Договоры были просто модой: мол, раз Татарстан имеет Договор, почему мы не имеем? Убежден -для Татарстана спокойное течение тогдашних процессов было невозможно по причине взрывного пробуждения национального самосознания. Главное, что мы обязаны были, думаю, что с этим и справились, не допустить катастрофических последствий половодья девяностых...
- Есть два классических понимания роли личности в истории. Маркс говорил, что историю делают массы. Другая точка зрения - историю делают личности. Интересно, что было бы, если бы другой человек оказался во главе республики в тот момент?
- Мне трудно сказать. Но я часто об этом думаю... Что было бы, если бы на моем месте оказался кто-то с более крепким характером, может быть, с большим интеллектуальным багажом? Нельзя же думать, что нет более умных и более подготовленных людей. Они, безусловно, есть. Но могли ли они сделать больше? Я сомневаюсь...


Я - "меченый"

- Последние 15 лет были столь стремительны, что люди не успевают их осмыслить. Место понимания часто занимают мифы. О татарах мифов вообще не счесть. Какой из них вам кажется самым лестным? И какой - наиболее вредным или неприятным?

- Прежде всего, у нас у самих есть миф о себе. Кратко это сформулировано в пословице: "татар барда - хэтэр бар" ("Где татарин -там непредсказуемость"). В этой. самооценке народа - понимание и положительных, и отрицательных черт нации. К отрицательным чертам относится, например, зависть. Это чувство может нас разделить, поссорить, и это, может быть, главное препятствие на пути к объединению...
Но хорошо, что мы в состоянии критически посмотреть на самих себя. Это говорит о силе народа.
-То есть зависть, часто отравляющая отношения татар, - это все-таки не миф, а реальность?
- К сожалению, да. С моей точки зрения. В то же время у этой пословицы есть и положительный смысл. Она говорит и о целеустремленности, напористости, которых не отнять у нашего народа. Я бы сюда еще добавил трудолюбие и чистоплотность. Это отличительные черты татар. Сейчас, конечно, культура быта у всех высокая. Но и раньше, живя в нищете, татары всегда блюли чистоту... Есть строки у Абая, они мне запомнились. Абай в свое время критиковал казахов и в пример приводил татар. Когда поэт, уважаемый человек, критикует свой же народ, это звучит убедительно. Абай, кстати, преподавал в медресе в Семипалатинске, где училось много татар....
- То есть это такой штамп получается: еврей - умный, чечен -гордый, татарин - трудолюбивый?
- Трудолюбивый и заботливый. Это говорят абсолютно все. И стремящийся к знаниям. Это было и остается. Особенно это заметно в странах СНГ, потому что наша интеллигенция внесла огромный вклад в развитие народов Средней Азии.
Что же касается отрицательного мифа, то это, пожалуй, хрестоматийная история о татаро-монгольском иге. К сожалению, это искаженная история. Не многие знают об истинной роли Чингисхана...
Впрочем, наша истинная история тоже не простая. С моей точки зрения, мы - народ, "сваренный в котле" из разных компонентов - булгарского, кипчакского и т.д. Сильно на нас сказалось татаро-монгольское нашествие и многолетнее присутствие Орды в Поволжье. Благо то, что сейчас и русские, и многие другие ученые постепенно более объективно восстанавливают ход истории.
- Кстати, если говорить о мифах, то уже возникли устойчивые мифы, связанные с вашим именем. В том числе в буквальном смысле этого слова.
- Конечно, "я - железный" - это неадекватный перевод моего имени, трансформация его первоначального смысла. Дело тут в том, что в русском языке нет некоторых татарских букв. В данном случае "мин" - это не местоимение "я", а прилагательное "меченый", то есть отмеченный родинкой. Ну а Тимер - это действительно "железный".
- Человек, у которого родинка, у татар всегда считался счастливым, "минле". То есть Минтимер - это и счастливый, и одновременно железный. А вы себя каким больше ощущаете - счастливым или железным?
- "Меченым". Каждый счастлив по-своему. Но и мама, и папа рассказывали, что девочки в нашей семье в основном выживали, а мальчики - нет. И нам с братом Хантимером дали такие "железные" имена, чтобы мы выжили. И действительно так случилось. Но сказать, что имя отражает мои человеческие качества, я не могу...


Урок Сахарова

- А что повлияло лично на вас: как из убежденного коммуниста вы стали демократом? Какие тут были железные аргументы?
- Большую роль, как ни странно, в этом сыграл Сахаров. Признаюсь, я не понимал его первые шаги. Не понимал, о каких правах человека еще может идти речь... Тогда тайком слушали "Голос Америки", там все время говорили о нарушениях прав человека в СССР. Вот мы и думали: какие же еще бывают права, если у нас и пенсия есть, и бесплатное образование, здравоохранение, и т.д. А Сахаров по-другому видел мир, он часто выезжал за границу и знал, за что боролся. Это стало понятно только потом. Стыдно стало перед этим великим человеком - это мои личные переживания. Когда шел тот съезд, где его освистали, уже и перестройка начиналась, но еще Советский Союз существовал. Я был народным депутатом СССР, слушал его выступление и начал понимать его позицию. На меня это потрясающе повлияло...
Когда он умер, многие из парт-функционеров не поехали на похороны... Был еще такой очень неуютный день. Я отбросил все и поехал проститься с Сахаровым. В то время кто он был? Не воспринимали его. Но я не мог не идти на похороны, хотя мне намекали, что этого лучше не делать. Я пошел и тогда стал понимать по-настоящему, что такое свобода. За что он жизнь положил... Почему он, трижды лауреат Ленинской премии, герой, всем обеспеченный человек, бывший, так сказать, на коне, от всего отказался....
- Минтимер Шарипович, о вас много разного говорят - таков удел людей у власти. Но вот имиджа националиста у вас нет, хотя сделано вами для татар немало. Зная о том, как легко у нас клеют разные ярлыки, не могу не спросить - как вам удалось этого избежать?
- Я всегда открыто благодарю русских за терпимость, за понимание того, что мы больше потеряли в своей культуре по ряду причин, и поэтому нам больше надо возрождать. Что говорить, если в советские времена в Казани осталась лишь одна татарская школа? Татарский язык был фактически потерян. И если мы его возрождаем, не надо нас обвинять.
Когда началось национальное возрождение татар, русские сильно задумались. Я видел их тревогу и сказал: не будет никакого раздора, будем всегда поддерживать и русских, и другие народы, проживающие в республике. Я видел, что люди хотят поверить, но полной уверенности у них тогда не было. Такая была ситуация. Когда прошел первый срок президентства, меня спросили о самом большом достижении за этот период. Я ответил, что главное - это то, что мне поверили люди, и я оправдал надежды в этой части сполна, что не принял только лишь одну сторону. Татары, конечно, хотели большего... Почему меня не назовешь националистом? Я знаю, что татары потеряли больше. Я сам татарин, да еще какой... Судя по тому, как и где я учился и где родился, какую школу закончил, нужно еще поискать татарина большего, чем я. Но в то же время я всегда понимал: Татарстан - это родина не только татар, но и русских, и представителей других национальностей. Когда люди поняли, что Шаймиев надежен в этом отношении, произошел перелом. Это большое было завоевание. Представьте себе, если бы к тому общественному сознанию, которое существовало в отношении татар, мы бы добавили еще негатива, какое было бы к нашей нации сегодня и на будущее отношение? Ведь татары не только в Татарстане. Они по всей России и в странах СНГ. Мы бы их подставили. За эти годы впервые в истории нам удалось создать более положительный имидж татар. Более позитивный.
Нет мелочей в нашей работе. Когда мы провели первый Всемирный конгресс татар, если вы помните, одновременно пригласили Алексея II. Патриарх побывал на земле Татарстана. Это было сделано для того, чтобы восстановить баланс, чтобы люди не думали, что мы однобоко занимаемся только возрождением духовности татарской нации.
Или такой пример. Когда пошел разговор о возрождении национальной школы, раздавались требования создать чисто татарские школы и чисто русские. Я тогда сказал: "А как вы это собираетесь делать? На микрорайон одна школа, как будете - возить детей или собираетесь сходу построить еще одну? Да, классы нужны, но делайте их в этой же школе, и пусть в них учатся по желанию. В садиках то же самое".
Когда установили Рождество и Курбан-байрам выходными днями, меня убеждали, что Ураза-байрам тоже нужно сделать выходным днем. Но я ответил, что так не бывает - у всех есть свои особенности, и нельзя сделать все религиозные или национальные праздники выходными.
А сколько хотело "раскачать" ситуацию движение "Равноправие и Законность". Мол, среди руководящих кадров преобладают татары и т.д. Это действительно отчасти имеет место. Но если татары в большинстве живут в сельской местности, а там каждый район имеет своего главу и свою команду... Я всегда привожу в пример Спасский район. Большинство там русских, но они проголосовали за нынешнего главу Камиля Нугаева. А нам ведь хотелось, чтобы там был русский. Мы старались это сделать, в свое время главой взяли русского человека и поставили. Но его не избрали свои, местные.
Да, с согласия соответствующих советов мы расставляем глав администраций. Но они избираются депутатами - получают мандат доверия на своей территории. А в дальнейшем будет местное самоуправление, пусть народ сам решает. Могут одни русские оказаться во власти, а могут и одни татары. Кстати, мы всегда говорили, что придет время, мы перейдем к местному самоуправлению - прямым выборам. И вот страна пришла сейчас к этому выводу. Тот закон о местном самоуправлении отменили, посчитав непригодным. Он был преждевременным. У нас так в обществе получилось, что политические реформы пошли вперед. Какое самоуправление, если нет бюджетного обеспечения. Пришлось писать новый закон.


Готов быть судимым

-Кстати, сейчас Козак и другие об этом говорят - о необходимости финансовой базы для власти на местах...

- Конечно, но другого пути нет. Ошибемся и в этот раз - мы вынуждены будем писать третий закон через несколько лет. Впрочем, не закон плохой. Если денег в стране не хватает, так и надо было сказать. А когда его поспешили ввести в стране несколько лет назад, то только дискредитировали этот институт.
- Кстати, когда мы в Татарстане перейдем на местное самоуправление?
- Сейчас закон ожидает третье чтение в Госдуме. Если этой осенью его примут, тогда нас, скорее осенью 2004 года, будут ждать выборы.
- То есть реально начнем выбирать мэров городов и глав районов?
- Да, реально. У нас ведь это и в Конституции республики заложено. И выборы в будущий Госсовет будут проходить по партийным спискам, как положено.
- А если говорить о самоуправлении в широком смысле этого слова - как вы считаете, может ли Татарстан создать свою экономическую модель?
- Я думаю, что практически невозможно. Мы делаем все возможное. Мы смягчили "шоковую" терапию. Приватизацию проводили по своим правилам, что дало возможность извлечь максимальную пользу для республики. Состояние наших деревень и поселков не идет ни в какое сравнение с другими регионами. Сплошная газификация, дороги, мосты... Мы приняли свою Программу информатизации и связи. Это не пустые слова, это прорыв в будущее... Но, к сожалению, у нас сейчас ведь даже хорошие законы отменяют.
Нам запретили, например, по нашей схеме заниматься ликвидацией ветхого жилья. Но я готов быть судимым за то, что мы строим жилье для людей, которые никогда не смогли бы его иметь...
Разве нет нашей вины в том, что они оказались в таких условиях? Что говорить, когда на главной улице Казани были уличные туалеты? Запах невозможно было переносить. Он присутствовал во всех квартирах. Это был кошмар.
- Отмена "местных" законов вне зависимости от их качества - это ведь реальная потеря для страны, для федерализма?
- Вы знаете - мы пытались отстаивать свои права. Я часто выступал на Совете Федерации. Там даже сложилось мнение, что если мы выступаем, то легче проходит вопрос для наших политических противников. Мы как бы сами себе вредили. Но позже, когда регионы стали терять свои полномочия, они поняли, что мы думаем не только о себе. Сейчас к нашей позиции очень уважительно относятся. Даже среди областей есть сторонники, но больше тихие, выступают пока только в кулуарах. Однако все поняли, что государство должно быть федеративным и у него не должно быть в такой степени централизации. Поэтому я уверен, что после избрания Путина на второй срок будет происходить постепенная децентрализация, больше прав будет у регионов.
- А есть прогноз, что на втором сроке он окончательно "зачистит" всех и вся...
- Тогда он должен отказаться от демократизации страны. А он от этого не откажется. В противном случае с ним не будут сотрудничать другие страны и свой народ, в основной массе, не поддержит.
- Да, но первый срок прошел под флагом централизации.
- Я уже неоднократно говорил: чтобы провести реформы, Путин хочет иметь в России хотя бы такую вертикаль власти, какая есть в Татарстане. Тогда это было необходимо. К счастью, абсолютное большинство моих прогнозов пока сбывается. И я никогда не говорю что-то просто потому, что мне так захотелось. Если нет убежденности в своих словах, лучше молчать. За язык никто не тянет. А если даже тянут, самая большая сила в том, чтобы порой не сказать того, что ты хочешь сказать. Или найти другую формулировку... Знаю не понаслышке, что это далеко не всем под силу.


Сохраниться ли "мон"

- А вы готовы сегодня сказать о том, какую роль играет Казань для татар, живущих за пределами республики? Как вы относитесь к тезису: Казань - столица всех татар?
- Сказать, что такое признание не может иметь место, нельзя. Но это решать каждому для себя. Это имеет право на жизнь. Вот, например, Сабантуй. В этом году мы приняли участие во всех регионах России, где он проводился. Знаете, какие благодарственные письма я получаю до сих пор из мест компактного проживания татар?!
Надо отметить и роль Всемирного конгресса татар и его постоянно действующего исполкома. Мы стали центром притяжения всех татар. Этого никто не может отрицать. Правда, всем хочется всего быстрее достичь. Мы у себя в республике этого хотим, а диаспоры тем более. Но, увы... Во-первых, нет настоящей национальной политики в РФ, к сожалению. Все расходы республика берет на себя. Хорошо, что мы в Конституции ответственность за судьбы соотечественников закрепили. Но мы же не всесильны. О развитии национальных общин должен заботиться и Центр.
Однако в любом случае много значит и то, что сейчас во всем мире есть возможность принимать спутниковый канал "ТНВ". Это огромный шаг. И вообще, сегодня татарам со всех концов страны и мира есть куда обращаться со всеми своими заботами, прежде всего духовными.
Одновременно к Казани не должно быть потребительского отношения. Есть одно очень интересное высказывание со стороны предпринимателей из других регионов: "Почему мы все время просим у Татарстана? А мы-то сами что?".
- Раньше только просили...
- Кстати, когда мы стали работать с регионами, стали вскрываться разные интересные вещи. Я сам недавно только узнал, что есть одна деревня в Пензенской области - самая большая среди татарских деревень в мире. Там в собственности у людей находится 2 тысячи КамАЗов! У них есть свое ремесло - они оказывают транспортные услуги и процветают. А еще в Мордовии...
- Там одно мишарское село живет и богатеет, выращивая и продавая всюду семечки. Мы ездили туда и написали про них.
- Точно. Это же здорово!
- А что вы думаете о прогнозе Гаяза Исхаки. Помните, он предсказывал, что через 200 лет наступит гибель нации?
- В условиях демократического развития, я думаю, этого не должно произойти.
- В последние годы мы столкнулись с явлениями, которые усиливают тревогу за будущее национального развития. Например, глобализация стирает границы -не только финансовые, но и культурные...
- Сегодня человеку из-за неустроенности в жизни очень часто не до духовных ценностей. А по мере улучшения уровня жизни эти ценности, включая национальную принадлежность, будут приобретать особый смысл. Исходя из этого, я думаю, что глобализация на вероисповедание не может повлиять. На ощущение своей национальной принадлежности тоже не может.
- Вы считаете, что навязывание культурных ценностей не идет?
- А кто сказал, что в этой конкуренции мы не должны побеждать? Один только пример: не было татарской эстрады - сейчас она появилась. Да, она очень молодая. Но... Именно ваша газета, по-моему, открыла казанцам татарскую певицу из Австралии Зулю Камалову, которая популярна как в самой Австралии, так и в Германии. Разве, не имея традиций, мы могли на это претендовать? Нет, не могли. Вы думаете, наш народ в состоянии потерять "мон", эту мелодию души? Я думаю, что нет.
- Говорят, что кроме Ильгама Шакирова, сейчас "мон," ни у кого нет.
- Это немного не так. Конечно, Ильгам Шакиров - это явление. Но и сегодня очень много талантливой молодежи. Есть девушка по имени Айгуль. Я фамилию не знаю. Салават ее где-то нашел, сейчас она у него учится. Она совсем еще молодая... Можно назвать еще ряд имен. Это все современная эстрада. Они впишутся и уже вписываются в современный мир и будут конкурентоспособными, как национальные исполнители. В этом плане у меня нет сомнений. Просто на все нужно время.


У нас не монархия

- Мы всегда просим наших собеседников назвать неизвестного героя нации - человека, которого, может быть, никто не знает, но благодаря его усилиям и усилиям таких же, как он, людей и жив народ. Может быть, вы встречались с такими людьми?
- Я думаю, их немало. И если их называть, то надо называть пару десятков имен. А выделить одного-двух сложно.
- Это может быть мать, воспитавшая десятерых детей. Это тоже ведь героиня. Впрочем, любой из нас, наверное, прежде всего, назовет героиней свою мать...
- Конечно. У моей мамы было 10 детей. Трудясь день и ночь, для каждого она находила ласковое слово, успевала и постирать, и накормить. Как она старалась наполнить наши желудки чем только было возможно! Как она шла на определенные ухищрения даже перед отцом... Отец был всю жизнь председателем колхоза и всегда был на работе. Где-то заштопать надо, где-то еще что-то, а денег нет. Мама украдкой там что-то продаст из продуктов. А папа запрещал, потому что все деньги нужны были на налоги, на заем. Когда я говорю, что газ - это земной рай для человека, это не преувеличение. В моем детстве не только газа - дров не было. У нас даже санитарные рубки не разрешали. И мы топили кизяком...
Вскипятить горячую воду -это стоило огромных трудов. А еще работа в колхозе, дом, дети, скотина... Все нужно успеть. Чем мама не герой?! Конечно, таких людей много. Но я не назвал бы их национальными героями. Это люди, совершающие подвиг по жизни вне зависимости от своей национальности. Или взять отца. До сих пор о нем говорят, как об очень справедливом человеке. А ведь нашу семью в свое время раскулачили и не сослали только потому, что затем признали середняками. И после раскулачивания моего отца избрали председателем колхоза - из уважения к нему, к роду! Он, кстати, потом всю жизнь проработал на этом посту...
А вообще, к счастью, много таких, кто свое дело делает, как нужно. Есть они и среди простых людей, и среди руководителей. К сожалению, мы не всегда их видим, не ими интересуются CMИ...
- Согласен, но мы живем в новом типе общества. Не зря в американских СМИ говорят, что хорошая новость - это плохая новость. Так, к сожалению, сейчас и у нас. Конкуренция...
- Мы не первые проходим путь к так называемому капитализму. Путь уже проторен. Учитывая это, нам надо суметь сохранить определенные человеческие качества и ценности. Мы бы тогда выгодно отличались в мировом сообществе. У нас еще не все потеряно.
- Конечно, основные ценности формирует семья. Кстати, а какие принципы вы закладывали, воспитывая детей?
- Мы ничего не закладывали. Я считаю - в воспитании детей очень важен дух семьи. Дети, как губка, все впитывают. Они общаются с родственниками. Кто-то запоминается своим поведением, своими суждениями. Это и играет решающую роль. А слова "воспитание" в прямом смысле слова я не понимаю. Может быть, это мой недостаток. Я вырос в многодетной семье. Никто нас не учил, как должно быть. Сами всему учились друг у друга. И я вижу, как это передается детям и внукам. Конечно, ни один родитель не скажет плохого о своих детях. Но кто знает моих сыновей, подтвердит, что порядочность - их стержень. Поэтому их любят друзья и уважают знакомые.
- А были ли свои секреты воспитания?
- Я к себе очень требователен, и к ним тоже. Они знают об этом. Когда появились первые кассетные магнитофоны, я министром работал. Они пришли ко мне и просят купить. Я сказал, что нет таких денег (действительно, с нуля всю жизнь жил) и предложил: "Заработаете половину стоимости, половину я добавлю". Я бы им мог и купить, но они не знали бы цену вещам. А так они летом в деревне свою половину заработали... Я не баловал сыновей - это однозначно. Может быть, к девочкам было бы иное отношение. А тут спартанское воспитание.
- Не жалеете, что они не наследовали ваше дело, не пошли в политику?
- Нет. У нас же не монархия.
- Ну, Буш тоже не монарх, а его сын сейчас президент США. Похожий сценарий, судя по всему, ждет Азербайджан...
- Нет, можно быть спокойным: в политику они не пойдут. Они об этом и не помышляют. Конечно, среди наших родственников много способных ребят, которые выдвинулись и на заметные роли. Но, что бы ни говорили, у меня отношение ко всем родственникам очень строгое, во все времена. Они об этом знают...

Беседовал Рашид ГАЛЯМОВ

"Восточный экспресс "


Приглашаем Вас посетить следующие сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :

Барда районы. Пермь татарлары
- первый сайт Бардымского района и татар Пермской области

Башкортстан татарлары

- сайт татар Башкортостана

Если Вы пожелаете установить на Вашем сайте форму подписки на "Татарскую рассылку" напишите мне письмо, и я вышлю Вам код вставки. После установите формы адрес Вашего сайта будет включаться в рассылку. Кроме этого Вы сможете регулярно рассылать новости о обновлении Вашего сайта, также другие материалы, не нарушающие закон, и не противоречащие тематике рассылки.

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

Буду признателен за помощь в обеспечении "ТР" новыми материалами.

 
 
e-mail ведущего "Татарской рассылки"
© 2003, "Татарская рассылка"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное