Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 37 (80) 28 марта 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 37 (080)    28 марта 2004г
 

Содержание номера:
- 24.04.2004г.- юбилейная конференция НДП Ватан.
- За что дают Тукаевскую премию?
- О будущей идеологии ислама.
- Секты атакуют? - Религиозная ситуация в Татарстане: от спиритов до йогов.
- Во власти Хаббарда. Челны ищут спасение в мелитации и сайентологии
- Крещение мертвых казанцев собираются осуществить мормоны

Этот и остальные номера "ТР" Вы можете прочитать в архиве рассылки.


ОБЪЯВЛЕНИЕ
24.04.2004г.- юбилейная конференция НДП Ватан.

   

10 лет со дня регистрации в Минюсте РФ,
Актовый зал Дома Асадуллаева, Москва, Малый Татарский пер. д. 8. (м. Павелецкая).

Начало в 12-00, регистрация с 11-00 часов, вход свободный. Приходите, принимайте участие в работе партконференции, ставьте, поднимайте интересующие вас вопросы.
Приглашаем, будьте по активнее, трибуна Ватана для вас доступна. От каждого из нас зависит будущее татарского народа. В борьбе обретем мы право свое!

ЦКС НДП Ватан , т. 388-42-29, e-mail: ndpvatan@yandex.ru.


СТАТУС ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА.

Хотели бы поднять вопрос о статусе татарского языка в РФ. Мы считаем, что татарский язык должен быть в РФ вторым государственным языком, как, например в Швейцарии. В Швейцарии 4 (четыре) государственных языков:

1. Немецкий язык, на нем говорит 73,5 процента швейцарцев.
2. Французский, на нем говорит 20 процентов швейцарцев.
3. Итальянский, на нем говорит 4,5 процентов швейцарцев.
4. Ретороманский язык, на нем говорит 1 процент швейцарцев.

Четыре государственного языка, и у них нет никаких проблем, ни межнациональных, ни терроризмом, ни проблем со школами и детскими садами и т.д. А у нас почему-то нельзя, зато все заняты пустыми разговорами о некоей целостности России? А Швейцария что, хочет развалить свою конфедерацию? Разумеется, нет, у них такая система живет уже 8-ой век и ничего, никто из них не разбегается. Значит вопрос вовсе не в многонациональности страны, а в понимание эту самую многонациональность. Просто и ясно, каждый там живет и развивает свою культуру, у них такое право и возможности для реализации есть, а вот у нас в РФ нет. Вот весь вопрос.

Татар в РФ 5 процентов, так что, по швейцарским меркам, мы имеем полное право, потребовать от властей придания нашему языку статус второго государственного. В Башкорстане отказываются придать татарскому языку статус государственного, пусть РФ поднимет статус нашего языка, от этого никому плохо не станет, а наш язык получит стимул для развития. Россия Великая Евразийская, славяно-тюркская страна, Сам Бог велел ей будь двуязычным!

Этот вопрос мы хотим поднять на самую высокую планку, на которую только можно, с этой целью собираемся выходит на улицы и площади Москвы и других городов РФ.

Мы просим нашу молодежь поддержать в этом вопросе наши усилия и поддержать наши акции. В ближайшие дни собираемся, подать заявку на пикет по этому вопросу, просим выйти с нами на обще татарский пикет в Москве и других городах РФ.

И вообще, на нашу молодежь есть обида. Поговорить, слава Аллаху потихонечку вроде бы научились, приятно слышать осмысленную речь из их уст, неплохие формулировки, особенно на Интернете, но одних разговоров же недостаточно, нужны и дела. А дел то, как раз и не видно. Пора-пора выходить на широкую публику, хватит праздновать труса.

Я бы хотел получить отклик на это свое обращение. Очень надеюсь, на то, что никто не обиделся на меня за мои резкие слова в адрес нашей молодежи. Ведь молодежь это наше будущее, если она трусовата, то какое будущее нас ожидает? Во все не праздный вопрос. Я этими словами обращаюсь всей татарской молодежи, не только к москвичам, а адрес вам известен, ждем вас.

С надеждой на понимание, М.Миначев, председатель НДП Ватан .

Этот год юбилейный год для нас, исполняется 10 лет, как была зарегистрирована партия Ватан в Минюсте РФ. Нужно эту дату отметит, провести партийный форум, а на все нужны деньги. Может, найдется кто, который поможет с этим вопросом, надо бы оплатить проезд нашим иногородним членам партии, организовать обед и т.д.

Обсудить в форуме


За что дают Тукаевскую премию?

    Вряд ли великий татарский поэт мог представить, что почти через век после смерти премия, носящая его имя, будет ежегодно поднимать целую бурю активности среди татарстанских деятелей культуры и литературы. За право быть ею удостоенным.
    Предлауреатский марафон - в самом разгаре. Чуть больше двух недель осталось до того момента, когда мы узнаем имена нынешних лауреатов Государственной премии имени Габдуллы Тукая. Есть время оглянуться назад...
    Тукаевская премия считается государственной наградой Татарстана. Вручать ее начали с 1958 года. Установлена она для лиц и авторских коллективов, имеющих выдающиеся достижения в области литературы и искусства. В выборе лауреатов до 1991 года последнее слово было за Советом министров РТ, с 91-го окончательный вердикт выносит президент Татарстана.
    Процедура обычно проходит следующим образом. Кандидатов выдвигают до 15 марта. Затем начинается краткосрочный, но мощный по затраченным силам марафон, очень похожий на предвыборную кампанию. Решившие попытать счастья художники организуют выставки, писатели выступают по радио и телевидению, встречаются с потенциальными читателями, композиторы, музыканты и певцы дают циклы концертов. В качестве "тяжелой артиллерии" подключают журналистов. Кстати, в середине 90-х годов на этой почве даже имел место небольшой скандал. В тот год кандидатов в лауреаты было человек восемь. Два известных поэта развили такую бурную деятельность (от красочных буклетов до шумных творческих вечеров), что президент Татарстана решил: премию никому из них не давать. И наградили ею замечательного писателя с трагической судьбой Фаниса Яруллина.
    Трудно сказать, каким образом предлауреатская кампания влияет на решение комитета по Государственной премии РТ имени Тукая. Есть мнение, например, что в комитете слишком сильно лобби писателей, а кандидатуры музыкантов рассматриваются в последнюю очередь. Лауреаты определяются тайным голосованием, которое проводится 24 апреля (если, конечно, это не выходной). На следующий день результаты голосования обычно ложатся на стол президента - его слово последнее. Народ узнает имена избранников 26-го или 27-го - на празднике поэзии, который традиционно проводится в честь дня рождения великого Тукая. Лауреат получает специальный нагрудный знак, диплом и денежное вознаграждение.
    Многих интересует размер этого вознаграждения. В разные годы сумма была разная. Например, в 1958 году Назиб Жиганов за оперу "Джалиль" и Файзи Ахмед за роман "Тукай" получили по 10 тысяч рублей. Это была вторая премия. Третья премия - семь тысяч рублей -досталась камаловцам - режиссеру Шариаздану Сарымсакову, художнику Анасу Тумашеву, актерам Халилу Абжалилову, Фатыху Кулбарисову и Асие Хайруллиной - за спектакль "Без ветрил". Семь тысяч рублей получили и художники - Лутфулла Фаттахов и Харис Якупов - за иллюстрации сборника "Татарские народные сказки", а также режиссер Нияз Даутов - за постановки опер "Алтынчеч" и "Евгений Онегин". Фактически ни один из кандидатов не остался тогда без премии.
    В последние годы размер денежного вознаграждения составлял 50 минимальных оплат труда, а с 2001 года - 100. Сегодня это - 35 тысяч рублей.
    Всего за сорок с лишним лет звания лауреата Тукаевской премии удостоены 129 человек и Государственный ансамбль песни и танца РТ. Самым первым лауреатом решили сделать знаковую в татарской культуре фигуру: им стал не вернувшийся с войны композитор Фарид Яруллин, автор балета "Шурале". Этим решением правительство как бы сразу установило для будущих кандидатов премии высокую планку и обозначило ее престиж.
    О многом говорят имена и других лауреатов. Выдающиеся поэты Хасан Туфан и Сибгат Хаким, писатели, ставшие классиками, - Амирхан Еники, Аяз Гилязов, любимые народом певцы и музыканты - Фарида Кудашева, Ильхам Шакиров, Альфия Авзалова, балетные - Ревдар Садыков, Ирина Хакимова - и драматические артисты - Шаукат Биктимиров, Равиль Шарафеев, Нажиба Ихсанова, художник, которого справедливо считают лицом татарской нации, - Баки Урманче, теле- и кинорежиссеры - Виктор Беспалов и Гали Хусаинов... Лишь один раз Тукаевскую премию получили архитекторы - коллектив, работавший над проектом Выставочного зала Союза художников РТ. Выдвигавшийся два раза на соискание доктор архитектуры Нияз Халитов так и не получил ее: в первый раз решением президента был награжден Фанис Яруллин, а во второй раз просто не повезло - изменили Положение, решив не рассматривать кандидатуры архитекторов и ученых. Для них учредили другую премию, тоже государственную.
    За что же конкретно дают Тукаевскую премию? Насколько высоки критерии, по которым оценивается то или иное произведение, их масштаб и значение в контексте Татарстана? А в контексте России? Европы? Вопрос повисает в воздухе. Да не обидятся на меня наши творцы, но творчество мало кого из них знают в мире. Творчество - вещь субъективная, а значит, и оценка его не может быть стопроцентно объективной. Одно без сомнения: Тукаевскую премию присуждают за достижения, сделанные в последние три года. Если же эти произведения еще и посвящены великим представителям татарского народа (например, Тукаю, Джалилю, Сайдашеву) или имеют в своей основе народные источники (Наки Исанбет наградили за бесценный трехтомник: "Татарские народные пословицы", "Детский фольклор татарского народа", "Загадки"), то шансы получить ее удваиваются. В конце 50-х были другие ориентиры - например, артист Качаловского театра Николай Провоторов удостоен Тукаевской премии за роль вождя пролетариата в спектакле "Третья патетическая"...
    В последнее десятилетие становится нормой, что творцы делают несколько "заходов" на Тукаевскую премию. Перефразировав известную поговорку, по этому поводу можно сказать так: заслуженного три года ждут. Только с третьего раза получил награду старейший композитор Татарстана, которого многие нынешние композиторы называют своим учителем, Анатолий Луппов. Под занавес своей жизни удостоился ее народный писатель Гумер Баширов, а в 1999 году радовался ей поэт Зульфат (Маликов), которого многие считают гениальным. В прошлом году лауреатами Тукаевской премии стали руководитель и дирижер Государственного оркестра народных инструментов РТ Анатолий Шутиков и татарский поэт Роберт Ахметжанов.
    В творческих кулуарах Татарстана раздаются голоса: мол, этот конкурс все больше и больше похож на междусобойчик. А не пора ли в биографии главной культурной премии Татарстана в области литературы и искусства сделать... перерыв? Как это произошло в 1961 году. "Тайм-аут" тогда растянулся на четыре года! Согласитесь, этого срока достаточно, чтобы престиж премии значительно поднялся...

Резеда ДАУТОВА

"Восточный эскпресс" №15 (74) 12 апреля, 2002г

Обсудить в форуме


О будущей идеологии ислама

    Заведующий сектором Ближнего Востока Института Азии и Африки при МГУ, специалист по Пакистану и политолог Вячеслав БЕЛОКРИНИЦКИЙ отвечает на следующие вопросы:

    - Сегодня в Татарстане особенно популярна тема джадидизма - татарского реформизма. Наряду с этим среди местных ученых бытует точка зрения, что джадидизм - исключительно татарское открытие...
    - Есть точка зрения, что реформизм был инспирирован Западом и преследовал цель проведения политики колониализма...
    - Что же тогда должно объединить мусульманский мир? Реформизм, панисламизм, национализм, ваххабизм...
    - Ислам и национализм - это совместимые понятия?
    - Во многих мусульманских странах общество восприняло войну в Ираке, как крестовый поход...
    - Один из языков Пакистана - урду - происходит от тюркского слова "орда". А какие еще следы, напоминающие о тюрках, сохранились в том регионе?

Читать ответы


Секты атакуют?
Религиозная ситуация в Татарстане: от спиритов до йогов

    Несмотря на разнообразную государственную поддержку "официальных" религий, в последние годы увеличивается интерес людей к различным сектам и нетрадиционным культам.
    Динамика численности организаций нетрадиционных религиозных направлений за последние пять лет показывает, что если по количеству последователей новые культы пока уступают традиционным религиям, то по своей активности они являются лидирующей группой. Если по всей России количество духовных искателей уже перевалило за 5 миллионов, то в Татарстане, по мнению социологов, их насчитывается около 10 тысяч.

Читать дальше


Во власти Хаббарда.
Челны ищут спасение в мелитации и сайентологии

    Когда вы ведете своего ребенка, скажем, на какие-нибудь новомодные курсы танцев или лечитесь от ревматизма в не менее продвинутой частной клинике, вы можете даже не подозревать, что уже находитесь в руках какой-нибудь тоталитарной секты.
    Мало кому известно, что в Набережных Челнах вот уже несколько лет под разными вывесками работает хорошо организованная сайентологическая группировка. Челнинские сайентологи еще в середине 90-х завязали теснейшие контакты с некоторыми высокопоставленными местными чиновниками и крупными предпринимателями. Через сайентологические курсы, на которых руководителей обучали хаббардовским методам управления, прошло немало людей - никто не знает точное их число. Неизвестно также, сколько этих людей на самом деле верит в то, что они станут "клирами" и "тетанами", которым подвластно все, вплоть до времени и пространства.

Читать дальше


Крещение мертвых казанцев
собираются осуществить мормоны.

    Название статьи, более подходящее для фильма ужасов, к сожалению, соответствует действительности. Благодаря соглашению между главным архивным управлением при Кабмине РТ и Генеалогическим обществом американского штата Юта, мормоны в Татарстане, как и во всей России, заняты скупкой архивных данных всех умерших с целью посмертного крещения.
    Невероятная фантазия Гоголя реализовалась в архивном соглашении, благодаря которому одиозная американская секта вовсю занимается скупкой "мертвых душ". Чтобы понять причины этого, необходимо более подробно рассмотреть историю и деятельность этой секты.

Читать дальше...


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - откройте для себя татарский мир .
Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары
- сайт татар Башкортостана
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете дружбы народов
http://mubrik.tk - много татарских песен в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
2003-2004, "Татарская рассылка"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное