Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 52 (95) 4 июля 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 52 (095)    4 июля 2004г
 

Исэнмесез дуслар!

Материалы номера :
- Как прошел Сабантуй в Берлине
- Госсовет в поисках двуязычия в татарстанских вузах.
- Сувениров к юбилею не будет. Нет денег на их производство.
- "Нет казанскому Лас-Вегасу" - сказали 1600 казанцев.
- Казанские ханы возвращаются. Археологи ищут в Кремле мужа Сююмбике.
- Заткнуть за пояс. Как борются татары?.


БЕРЛИНСКИЙ САБАНТУЙ-2004 – ПРАЗДНИК ДЛЯ ВСЕХ

    Тринадцатого июня 2004 года в крупнейшем берлинском парковом центре досуга и отдыха «Вульхайде» высадился не совсем обычный десант. Вернее, совсем необычный. В сопровождении немцев, русских, турок, при поддержке узбеков, казахов и азербайджанцев здесь десантировались татары и башкиры со всей Германии, чтобы с музыкой, смехом, танцами, шутками, весельем провести Сабантуй и хоть на несколько часов воссоздать здесь уголок родины.
    Лужайка в парке походила на майдан, такой, какой обычно бывает возле любого аула. Переборы баяна, татарская речь, перемежавшаяся с русской и немецкой, детские голоса, разноцветные шары... А над всем этим – символ Сабантуя – шест с привязанными полотенцами и платками, а также флаги Татарстана и Башкортостана.
    Несмотря на то, что небесная канцелярия поначалу испытывала собравшихся, окропляя их головы моросящим дождем, это не убавило ни пылу, ни веселья, и в конце концов раскаты смеха разогнали тучи над лужайкой, солнышко обласкало всех, наградив теплом и светом за такую стойкость и верность многовековой традиции, перед которой даже политические и погодные катаклизмы – мелочь.
    И неудивительно! – к берлинским татарам и башкирам в гости приехали соотечественники из Аугсбурга и Франкфурта, Галле и Веймара, Москвы и Казани. Приветственные послания пришли от председателя Исполкома ВКТ Рината Закирова, из администрации Президента РТ от Минтимера Шаймиева, с радио «Азатлык» и от наших соотечественников из Голландии, Нюрнберга, Мюнхена, Кёльна, Дюссельдорфа, Дармштадта... Не обошли вниманием это событие и средства массовой информации: среди зрителей и участников были замечены корреспонденты «Парламентской газеты», газет «Берлинер Моргенпост», «Республика Татарстан», радио «Берлин-Бранденбург». Подготовила же Сабантуй инициативная группа берлинских татар и башкир под руководством Венеры Вагизовой – пресс-секретаря Татарско-башкирского культурного центра (ТБКЦ), созданного в Берлине в 1999 году. Кстати, Сабантуй в немецкой столице становится традиционным праздником, ведь уже в 2002 и 2003 годах года Центр проводил их в Берлине с большим успехом. Однако размах нынешнего байрама превзошел все ожидания.
    После того, как над майданом разнесся позывной Сабантуя, Фарида Рахимьянова и Ляйля Герасимова – одни из самых юных активисток Татарско-башкирского культурного центра (обеим по восемь лет) – дали старт празднику. Неожиданным – и оттого еще более приятным – сюрпризом стал для многих визит на праздник заместителя главы администрации Казани Ленара Валеева, приветствовавшего всех от имени Республики Татарстан. Ленар Сайделович с удовольствием принял участие в празднике, познакомился со многими соотечественниками, даже нашел среди них земляков, увидел, чем и как живут и дышат татары и башкиры в Германии, своим энтузиазмом поддерживая и сохраняя народный дух и традиции, не давая им угаснуть, утонуть, раствориться в сегодняшнем море глобализации, когда корейцы, турки, индусы начинают называть себя немцами – мы остаемся татарами и башкирами.
    Представители Посольства Российской Федерации Михаил Грабарь и Дмитрий Баландин, руководитель центра досуга и отдыха «Вульхайде» Ханс-Георг Вернер также с удовольствием приняли участие в состязаниях. Недостатка в волонтерах не было: бегали ли с коромыслами, тянули ли канат, боролись ли, разбивали ли горшки, устраивали ли скачки (настоящих-то лошадей не было, но наши не растерялись: роль скакунов досталась папам, а наездниками были дети; так что импровизированные скачки получились не менее азартными, зрелищными и забавными). Ведущая состязаний Венера Вагизова едва успевала раздавать призы победителям, а на импровизированную арену рвались все новые и новые бойцы.
    Два молодых человека отличались удивительной активностью, принимая участие практически во всех состязаниях. При более близком знакомстве выяснилось, что Ник – из Америки, а Кристиан – из Италии. Приехав на выходные из Баварии, где они учатся в университете, и впервые попав на Сабантуй, они так увлеклись, что решили побольше узнать про эту чудесную традицию неведомого им народа.
    Понятное дело, что одним из пунктов притяжения стал стол с лакомствами. Невероятным спросом пользовались чак-чак, кош теле, разнообразные пирожки. Рядом попыхивал самовар, а улыбчивые девушки в калфаках и платках едва успевали угощать желающих. И тут гостей ожидал еще один сюрприз, подготовленный организаторами Сабантуя: ни за какие известные в мире деньги вы не смогли бы себе купить ни порцию чак-чака, ни пирожка. На берлинском Сабантуе 2004 имела хождение единственная валюта, действительная только 13 июня 2004 года и только в пределах праздника – Сабантуй-акча. Поэтому рядом был организован обменный пункт, в котором можно было приобрести эту валюту, в том числе и в качестве сувенира.
   В перерывах между состязаниями народ веселился от души: плясали, играли, пели татарские народные песни «Кубэлегем», «Ай, былбылым», а песню «Нигэ яна йорэгем» спели одновременно на двух языках: татарском и башкирском. Развлекательно-познавательную акцию провел с гостями Ильдар Харисов – музыковед и фольклорист, один из основателей Татарско-башкирского культурного центра, проявивший себя на Сабантуе и как чародей музыкальных и театрально-игровых программ. Приехавшие из Веймара Джамиля и Виктор Гергенредер тронули всех исполнением песни Джаудата Файзи «Урман кызы». А как было не заглядеться на очаровательную Чарос, заворожившую зрителей плавными движениями татарских и узбекских танцев!
   Покорил участников Сабантуя и Бари Дианов, приехавший из Франкфурта-на-Майне и взявший на себя проведение борьбы курэш и скачек. Его неповторимый сергачский говор приятно ласкал слух, а остроумные комментарии к состязаниям, которые Бари эфенди делал на трех языках, свидетельствовали о том, что опыт организации Сабантуев во Франкфурте-на-Майне в 2002 и 2003 гг. (они проходили параллельно к берлинским и также собирали много гостей) сделал из него настоящего мастера по ведению Сабантуя.
    Так как на праздник приехали татары – уроженцы разных уголков бывшего Союза, по их речи можно было угадать, откуда они были родом – казанский говор, муслюмовский, уже упоминавшийся сергачский, сибирский, пермский, башкирский, ташкентский, а к этим говорам примешивалась башкирская, узбекская, турецкая, русская, немецкая речь...
    Народ все прибывал, после полудня майдан был запружен до отказа. Татарские, узбекские, казахские тюбетейки, калфаки, платки, красочные костюмы – глаз едва поспевал замечать все это праздничное разноцветье. Кульминацией развлекательной программы стал шуточный танец «Ухажеры»: два не совсем молодых джигита – по сценарию: два бабая – наперебой ухаживали за прелестной эби, которая кокетливо прикрывала лицо платочком. Тут блеснули своим юмором и находчивостью наши «старейшины»: Бария ханум, Музаффер эфенди и Арслан эфенди. Не раз во время танца с деревьев вспорхнули птицы, потревоженные взрывами хохота. Эстафету организации веселых состязаний под конец Сабантуя перенял у Венеры Вагизовой и Бари Дианова берлинец Рафик Абдразаков – замечательный музыкант и непременный участник всех культурных мероприятий ТБКЦ. Какими бы необычными ни казались задания, подготовленные Рафиком эфенди для гостей Сабантуя, выполнять их рвался и стар и млад. Низкий поклон и «рахмат» всем, кто внес свою лепту в проведение праздника!
    У нынешнего Сабантуя в Берлине была одна особенность: здесь он впервые проводился не толко для татар и башкир, но был открыт для всех желающих. Устроители праздника – Венера Вагизова, Альфира и Франк Шульце, Ильмира Мифтахова, Арслан Герасимов, Ильдар Харисов, председатель ТБКЦ Раис Халилов – волновались: удастся ли Сабантуй, понравится ли он местному населению? Теперь можно сказать: удался на славу. Директор Центра досуга и отдыха господин Вернер на прощание сказал руководителям ТБКЦ, что он будет очень рад, если и в будущем году Сабантуй пройдет в парке «Вульхайде».
    А Татарско-башкирский культурный центр надеется, что в будущем году у казанских руководителей хватит времени, чтобы подготовить и прислать в Берлин творческую группу, так как Сабантуй-2005 будет проходить под девизом «Казани – 1000 лет».

Венера Герасимофф
Берлин

Обсудить в форуме


А дитя без глазу
Госсовет в поисках двуязычия в татарстанских вузах

    Нянек у образования на татарском языке если не семь, то, как минимум, четыре - отдел по развитию языков народов РТ Кабмина, Министерство образования РТ, совет ректоров вузов РТ, совет директоров заведений среднего специального образования РТ.
    Во вторник парламентский комитет по культуре, науке, образованию и национальным вопросам пригласил к себе на заседание все эти структуры, чтобы обсудить положение подопечного, то есть татарского языка в вузах и ссузах. Принимающая сторона взяла на себя одновременно и роль третейского судьи. Председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев подверг критике практически всех:
    - Если Минобразования РТ сумело наладить систему национального образования в средней школе, то в ссузах и вузах, которые находятся в его ведении, ситуация оставляет желать лучшего. В заведениях начального профессионального образования министерства на татарском языке обучаются лишь 5 процентов учащихся. Уровень преподавателей татарского языка и литературы в средних специальных учебных заведениях также низок: только 32 процента из них имеют специальное высшее образование.
    Совет ректоров РТ не разработал нормативную базу и механизмы реализации национально-регионального компонента. В итоге часы татарского языка вузы отдают на другие предметы. А если бы в высшей школе было налажено преподавание языка на должном уровне, армию обучающихся на двух языках пополнили бы 150,4 тысячи студентов.
    Часто средства, выделяемые по программе развития языков, идут не по назначению, в лучшем случае - на повышение зарплат преподавателей. Во многих приемных комиссиях вузов не созданы условия для сдачи экзаменов на национальном языке.
    В Татарстане за двуязычие уже достаточно долго бьются силами специальных отделов министерств и ведомств. Но практика показывает, что этого явно недостаточно - силы слишком разрозненны. По этой причине новая Программа развития языков народов РТ, принятая в третьем чтении в конце января этого года, предусматривает создание координирующего органа по внедрению двуязычия.
    Успехи национальной высшей школы сегодня, на первый взгляд, достаточно скромны. На татарском языке в вузах обучаются 8,5 тысячи студентов, из них около тысячи - в инженерно-технических институтах и университетах. Но все относительно, особенно на фоне заявлений чиновников Минобразования России, которые, обсуждая в Страсбурге Европейскую хартию языков меньшинств, заявляют, что сегодня языки титульных народов национальных республик не достигли достаточного уровня развития для использования в высшей школе.
    Как ни прискорбно, проблема чаще всего кроется даже не в отсутствии каких-то специальных структур, нормативных документов и даже не в отношении федеральных чиновников. Проблема - в головах. И ее очень емко охарактеризовал на заседании комитета аксакал татарской литературы Туфан Миннуллин:
    - В беседах с писателями мне часто приходится слышать, что наша борьба за татарский язык все больше походит на битву Дон Кихота с ветряными мельницами. Татары стесняются говорить на родном языке. Язык Тукая перестает быть языком общения. У нас принято сделать реверанс в сторону татарского языка, а затем продолжать выступление на русском. Мы вечно боимся, что кто-то нас не поймет, кто-то про нас не так подумает...

Арслан МИНВАЛЕЕВ

"Восточный экспресс" №25 (179) 25 июня 2004

Обсудить в форуме

Читайте на эту тему:
Выступление Фарида Мухаметшина на заседании комиссии по культуре и образованию Госсовета РТ
Речь Разиля Валеева, председателя комиссии по культуре и образованию Госсовета РТ


Сувениров к юбилею не будет
Нет денег на их производство

    Чуть больше года остается до празднования 1000-летия Казани. Среди предъюбилейных вопросов есть один, не менее важный, чем ударные стройки столицы, - что будет дарить Казань своим гостям.
    Прояснить ситуацию "Восточный экспресс" попросил генерального директора Центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ Нури МУСТАФАЕВА.
    - Сувениров к юбилею Казани, скорее всего, не будет, - "обрадовал" меня Нури Амдиевич. - Из бюджета на этот год финансирование программы по развитию народных художественных промыслов и ремесел в Татарстане вычеркнуто.
    Напомним, что речь идет о республиканской программе, принятой еще в 2002 году постановлением Кабмина РТ. Сначала программу курировал департамент по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. Затем это направление выделилось в Центр развития народных художественных промыслов и ремесел РТ. В течение двух с половиной лет были созданы художественно-экспертный совет (в него вошли ученые, искусствоведы, музейные работники), Палата художественных промыслов и ремесел РТ, объединяющая сейчас более 270 мастеров. В прошлом году был издан альбом "Традиционный орнамент татар" с десятью тысячами (!) образцов орнамента. Проводились республиканские конкурсы на лучшие образцы подарков и сувениров к 1000-летию Казани. Несколько раз наши мастера-прикладники участвовали в крупных престижных европейских выставках, завоевывали там дипломы и медали. А недавно во втором чтении в Госсовете республики был принят закон "О народных художественных промыслах и ремеслах". И вдруг - такое заявление: Казань останется без подарков к юбилею. Что случилось?
    По мнению Нури Мустафаева, происходит непонимание многими чиновниками важности поддержки и развития художественных промыслов и ремесел на государственном уровне.
    - Промышленные технологии, научно-технические новации унифицировали производимые людьми вещи, обезличили их. Конвейер в любой стране мира способен штамповать одинаковые изделия, которые по истечении срока будут пущены в переработку. Другое дело - изделия мастеров художественных промыслов, - считает Мустафаев. - Это ручная работа, выполненная обязательно с соблюдением многовековых традиций народа. Другими словами, в этих вещах отражается душа нации, ее национальное самосознание. И коль скоро Татарстан объявил себя национальным государством, а не одной из губерний, то прежде всего он должен обращать внимание на то, что отличает его от других государств. Это не "КАМАзы", не шины для автомобилей, не полиэтилен. Это - собственная культура, хранитель духовного потенциала нации. И как часть - традиционные художественные промыслы и ремесла.
    При этом поддержка культуры должна происходить не со стороны отдельных энтузиастов, а стать, прежде всего, государственным делом. Вот для этого мы и готовили закон "О народных художественных промыслах и ремеслах", выстраивали структуру, которая способна поддержать его выполнение. И когда уже проведена огромная работа, собраны мастера по многим направлениям, когда на международном уровне признали, что в России есть не только матрешки, палех и хохлома, но и татарские народные промыслы, мы наталкиваемся на непонимание в собственном правительстве. И лишь несколько депутатов, среди которых Разиль Валеев, Туфан Миннуллин, Индус Тагиров, хорошо понимая важность закона, всеми силами поддерживают его и саму идею возрождения промыслов. Кабмин же говорит, что денег нет. Значит, срывается не только наше участие в европейских выставках в этом году, но и финансирование, размещение заказов на подарки и сувениры к юбилею Казани. Но ведь в нашем случае речь идет не только о юбилейных торжествах, а в целом о сохранении культурного наследия нации. Закон должен, помимо определенных льгот, дать мастерам народно-художественных промыслов уверенность в завтрашнем дне. В том, что традиционные рукотворные произведения будут производиться в Татарстане и через 10, и через 100 лет.
    Нам тоже хочется на это надеяться, но, увы, не дано заглянуть в столь отдаленное будущее. А вот свидетелями одного события, связанного с народными промыслами, мы сможем стать уже через год. Мэром Казани Исхаковым Центру развития народно-художественных промыслов выделено здание за универмагом "Детский мир" на улице Островского. Правда, оно в таком состоянии, что придется все ломать и строить заново. Но зато к юбилею Казань все же получит в подарок здание, где на первом этаже расположится художественный салон-магазин, а выше - мастерские художников-прикладников.

Татьяна ЛЕСКОВА

"Восточный экспресс" №25 (179) 25 июня 2004

Обсудить в форуме


Нет казанскому Лас-Вегасу
Сказали 1600 казанцев

    Необычное письмо ляжет на днях на стол казанскому градоначальнику: 1600 человек решили помочь администрации города провести празднование тысячелетия столицы Татарстана на должном уровне.
    Предыстория письма уходит к предвыборным встречам мэра и его заместителей с казанцами. Мэрия отрапортовала о 405 февральских встречах с жителями города Казани и 4689 отзывах и предложений с их стороны. Вслед за этим тысячи писем за подписью Камиля Исхакова со словами: "Мы искренне верим, что сотрудничество и сплоченная работа администрации и казанцев позволят добиться позитивных результатов на благо и процветание родного города" и "Объектом внимания и конкретных действий становились интересные и рациональные предложения горожан" -разошлись по почтовым ящикам.
    Свою посильную помощь родной администрации захотела оказать и Альмира Адиатуллина. Альмира ханум, редактор газеты "Муслима" и председатель Союза мусульманских женщин РТ, к подготовке письма Исхакову привлекла своих единомышленников, в том числе мусульманок, отстаивавших право фотографироваться на паспорт в хиджабах. В результате походов по знакомым, друзьям медресе, мечетям инициативная группа под обращением из семи пунктов собрала подписи 1600 своих единомышленников.
    Озабоченность 1600 казанцев вызывает то, что столица РТ "заставлена рекламными щитами с изображением обнаженного женского тела". Бороться с "пропагандой безнравственного" они предлагают с помощью специального органа, "который бы отсеивал откровенно безнравственную рекламу в городе".
    В следующем пункте авторы письма опасаются, что Казань постепенно превращается в Лас-Вегас, что не к лицу культурной столице Поволжья. "Мы ходатайствуем о том, чтобы убрать игорные заведения хотя бы из исторического центра" - говорится в письме.
    Далее в письме мусульманская община пытается решить ряд проблем казанских единоверцев. Просит оборудовать общественные туалеты раковинами для совершения ритуального омовения, открыть в вузах и на предприятиях города молельные комнаты, предоставить здание для мусульманской школы, найти дополнительные участки земли под строительство мечети в Советском районе.
    Послание к градоначальнику заканчиваются словами: "Дай Бог, Казань станет городом, где крепнет межконфессиональное согласие, повышается духовно-культурный уровень его жителей".

Арслан МИНВАЛЕЕВ

"Восточный экспресс" №25 (179) 25 июня 2004

Обсудить в форуме


Казанские ханы возвращаются
Археологи ищут в Кремле мужа Сююмбике

    На днях в Казанском кремле состоится сенсационное событие: археологи приступят к разборке мавзолеев с захоронениями казанских ханов. Здесь, вероятно, лежат тела трех потомков Чингисхана.
    Археологическая экспедиция кремля свое открытие комментировать отказалась. Как стало известно "Восточному экспрессу", раскопками у подножия башни Сююмбике руководит главный казанский археолог Фаяз Хузин. Лишь через 27 лет, накануне празднования тысячелетия столицы Татарстана, казанская археологическая экспедиция смогла вернуться к раскопкам у подножия башни Сююмбике. В 1977 году, когда Казань готовилась отметить свой тогда еще 800-летний юбилей, археолог Альфред Халиков обнаружил на месте, куда татарские старики и бабушки ходили молиться (последнюю старушку с молитвенным ковриком здесь видели четыре года назад), остатки мавзолея с захоронениями.
    - Это казанские ханы! - было твердое убеждение патриарха татарской археологии Халикова, когда из двойных деревянных гробов, обитых кожей и серебряными пластинами, извлекли скелеты некогда великих правителей. В 1997 году после генетического и антропологического анализа публике были представлены реконструкции облика двух ханов, предположительно Махмуд-хана и Мухаммад-Эмин-хана .
    Сейчас предстоит извлечь тела трех казанских правителей. Это могут быть Ибрахим-хан, Халиль-хан, Сафа-Гирей-хан (муж последней царицы Казанского ханства Сююмбике), которые, судя по историческим источникам, захоронены в Казани.
    Несмотря на то что мавзолей ханов был разобран в конце XVII -начале XVIII веков, могильники не были потревожены. Видимо, тогда в российской политической элите еще сохранялся трепет перед потомками золотоордынских правителей.
    Вот уже в течение двух недель на раскоп ходит имам мечети Кул Шариф Зуфар хазрат:
    - Я читаю над ханами суру "Йасин" из Корана. Она большая, поэтому каждый день читать ее не удается. Ислам не поощряет, когда беспокоят души умерших. Если бы было точно известно, кто здесь лежит, то и вскрывать не было бы необходимости. Место ханов не в музее, остатки Махмуда и Мухаммад-Эмина, к сожалению, до сих пор лежат в хранилище Института истории АН РТ. Руководство заповедника "Казанский кремль" обещало перезахоронить ханов в том же мавзолее у Сююмбике, который будет реконструирован.
    К открытию некрополя казанских ханов ученые готовились достаточно долго - 10 лет. Создавались проект работ, чертежи будущего мавзолея - места успокоения праха казанских чингизидов.
    До последнего времени для татар существовали две главные святыни - развалины Булгара и башня Сююмбике в Казани. Не случайно именно они стали местами народного паломничества.
    На первый взгляд, эти шествия напоминают былые языческие традиции с культом народных святых. Но открытие казанскими археологами у подножия башни Сююмбике могил ханов показывает, что истоки этой традиции глубже. Булгар и Сююмбике - это символы национальной государственности, и старики, выбирая их местом молитвы, оказывали им наивысший почет. Поэтому сегодня восстановление мавзолея казанских царей - шаг не менее важный в возрождении национальный государственности, чем декларация о суверенитете 1990 года.

Арслан МИНВАЛЕЕВ

"Восточный экспресс" №26 (180) 2 июля 2004

Обсудить в форуме


Заткнуть за пояс

    Чтобы называться настоящим батыром, татарский мужчина должен крепко держаться в седле и уметь уложить соперника на лопатки в течение шести минут. Национальной татарской борьбе куреш несколько тысяч лет.

    Сколько люди себя помнят, они боролись. Боролись за плодородный кусок земли у реки, за лучшего коня, за лучшую женщину. Надо ли говорить, что успех ждал самых крепких и выносливых. На заре цивилизации горячие схватки проводились голыми руками. Позже этот наивный и честный способ выяснения отношений вытеснило сначала холодное, а потом и огнестрельное оружие, которое уравняло в правах толстого и тонкого, мощного и хилого. Теперь рукопашные схватки - это либо спорт, либо потеха.
    Вот уже несколько сотен лет главная задача национальной татарской борьбы - доставить удовольствие зрителям. Кстати, именно слову "куреш", что в переводе с тюркского и есть "борьба", русский язык обязан словам кураж и покуражиться. Куражиться у нас, правоверных мусульман, принято строго по праздникам. Потому уже несколько тысяч лет борьбу на кушаках можно было увидеть в дни национальных татарских праздников, главный из которых - Сабантуй. В летние месяцы на главной праздничной площади города или поселка каждый мужчина может доказать свою сноровку: достать с длинного шеста петуха, разбить с завязанными глазами пустой горшок или выловить зубами монетку из глубокой миски, наполненной кислым молоком. Но главное испытание для батыра - конечно же, борьба, которая решает, кто из парней сильнее, ловчее, хитрее. На лужайке, в узком кругу галдящих зрителей голые по пояс бойцы кружат в причудливом танце. Мускулистые спины лоснятся от пота. С пыхтением тягают друг друга кушаками, пытаясь уложить на спину. Главный приз - живой баран, которого гордый победитель уносит на своих плечах.

Читать дальше...


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - откройте для себя татарский мир .
Барда районы. Пермь татарлары
Башкортстан татарлары

"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
2003-2004, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное