Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 57 (100) 21 июля 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 57 (100)    21 июля 2004г
 
Исэнмесез дуслар!

Вот и 100-й выпуск рассылки . Прошел почти год (если точнее - 11 месяцев) с выхода первого номера. В тот момент я и не предполагал, что когда-то будет 100-й выпуск. На Татарскую рассылку сейчас подписано 495 человек . Совсем скоро надеюсь будет 500. Одним словом - праздник за праздником :). Ждите новых выпусков :) Рэхмэт Сезгэ! Спасибо Вам!



    В этом номере я предлагаю Вашему вниманию статью Айнура Сибгатуллина "На полпути к идентичности".



На полпути к идентичности



   Уже далеко не первый год многие известные татарские ученые, писатели, журналисты и общественные деятели с тревогой говорят и пишут о том, что татарская нация исчезает, "обрусевает", ассимилируется и постепенно растворяется среди других более многочисленных наций. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что нынешняя татарская молодежь - будущее нации - "русифицирована", в большинстве своем не знает родного языка и, что самое страшное, вовсе не стремится его изучать. Демографы отмечают также, что количество смешанных браков, являющихся самым разрушительным фактором для татар как единой этнической общности, в целом по Российской Федерации не снижается и, похоже, что остановить этот естественный и исторически закономерный процесс вряд ли удастся. Меры же, предпринимаемые для исправления сложившейся ситуации в местах компактного проживания татар - организация школ с татарским этнокомпонентом, проведение "татарских концертов", посещаемых в основном татарами среднего и пожилого возраста, выпуск газет, сабантуи и др. общественные мероприятия либо малоэффективны либо явно недостаточны.
   Между тем, большинство татар всё никак не хочет взглянуть в глаза суровой и жестокой правде и избавиться, пока не поздно от постсуверенитетной эйфории и розовых очков "глобального национального возрождения" - нам больше нравится видеть радужные картинки бодрых телезарисовок о жизни всевозможных заморских татар и лицезреть выступления народных танцевальных коллективов на сабантуях, чем признать тот факт, что татарская культура и язык уже вплотную приблизились к черте забвения и в недалеком будущем могут стать экспонатами в музее.
   Известный казанский этнолог Д. Исхаков уже подсчитал, что при нынешних темпах ассимиляции татары исчезнут через 50 лет. Похоже, что пророческий роман Г. Исхаки "Гибель через двести лет", написанный в начале XX века может сбыться намного раньше...И невольно приходится соглашаться с извечным оппонентом Д.Исхакова этнологом В.А. Тишковым, который утверждает в своей новой книге "Реквием по этносу" что "в стране есть масса людей с записью...татарин или осетин, которая еще ни о чем не говорит".
   Разумеется, не везде все так плохо - где-то, в особенности в самом Татарстане, татары еще успешно сопротивляются ассимиляции и более-менее сохраняют язык, культуру и традиции, однако, в целом по Российской Федерации и странам СНГ, где проживает 3/4 татар, картина среди татарской "нетатароязычной" молодежи удручающая, а ведь именно она сменит со временем нынешних хранителей татарской культуры и языка.
   Скорее всего, ядро татарской нации, сконцентрированное в поволжско-уральском регионе, сохранится, однако, число ее представителей в ближайшие несколько десятков лет снизится и татары вряд ли сохранят второе место по численности в Российской Федерации. Причин этому много - это и низкая рождаемость, и ползучая ассимиляция и смешанные русско-татарские браки и многое другое.
   Из этой ситуации есть два выхода - неустанно продолжать проводить политику мирного противостояния культурно-языковой ассимиляции либо смириться с существующим положением вещей и быть полностью поглощенным другими количественно превосходящими этносами - русским, украинским, казахским, узбекским и другими. Есть еще, правда, третий (табуированный в нашей прессе в последнее время путь) - получение Татарстаном государственной независимости, однако, как показывает опыт Казахстана, несмотря на то, что процессы ассимиляции в этом случае затормозятся, стопроцентная диссимиляция обрусевших татар, в особенности проживающих за пределами РТ, вопрос еще очень далекой и туманной перспективы.
   Очевидно, что этнические татары не должны выбрасывать белый флаг и бежать переписываться в другие, более "престижные" этносы, ведь смогли же в свое время евреи возродить свой язык - иврит практически с нуля. Тем более, что проблема незнания родного языка в ближайшие 20-30 лет видимо будет полностью решена при помощи высоких технологий, как показано это в фильме "Матрица" - к голове человека присоединят пару проводов от компьютера, по которым в его мозг будет загружена обучающая программа и через пару минут он будет знать татарский, или даже китайский в совершенстве!
   Однако, существует одна проблема, которую вряд ли получится решить в ближайшие годы в преддверии Всероссийской переписи 2012 г, - это проблема этнической идентичности (самоидентификации) потомков от смешанных русско-татарских браков, которые часто не могут однозначно ответить на вопрос о своей этнической принадлежности. Попробуем и мы разобраться в этой непростой и деликатной проблеме, стараясь не задеть ничьи чувства, ибо тема эта практически всегда воспринимается крайне болезненно, особенно теми людьми, которые состоят, состояли или собираются вступить в смешанные браки, а также потомками подобных браков и их родственниками.
   Почему на эту проблему необходимо обратить внимание? Дело в том, что люди русско-татарского смешанного происхождения зачастую выглядят как в глазах других так и своих собственных этакими этническими пасынками, - они чужие среди татар, и не всегда до конца свои среди русских, поскольку из всего "татарства" у них в основном остались лишь фамилии и отчества, которые они, как правило, стремятся поменять. Некоторые из них, правда, записываются татарами, однако, по статистике это скорее исключение из общего правила. У большинства же потомков смешанных русско-татарских браков очень слабая тяга ко всему татарскому, и их вряд ли удастся диссимилировать, с тем чтобы вернуть обратно в лоно татарской нации. Даже если они и будут считать себя татарами, их "татарство" в большинстве случаев не подразумевает владение татарским языком, традициями и культурой - они живут и думают как окружающее их этническое русскоязычное большинство - точнее было бы назвать их людьми татарского происхождения. Так делается это в Канаде, где в ходе переписи 2,5 млн. людей указали на свое немецкое происхождение, не будучи при этом этническим немцами в прямом смысле этого слова - немецким языком они не владеют и какой-либо самобытности, отличающей их от англоканадцев нет.
   Ряд ученых определяет лиц смешанного происхождения как этномаргиналов, т.е. одну из разновидностей маргиналов, под которыми как известно понимаются личности, социальные слои или группы, находящиеся на "окраинах", на "обочинах" или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций.
   В словаре "Национальные отношения", под общ. ред. проф. В.Л. Калашикова, написано, что "этномаргинальная личность-это личность, занимающая промежуточное, переходное положение между двумя нациями или народностями. Это пограничная ситуация, при которой формирование индивида происходит под пересекающимся воздействием различных культур. Этномаргинальная личность страдает раздвоенностью, внутренней противоречивостью, порой трагическим разладом с собой в силу невозможности сочетаний якобы несовместимых особенностей культур. Такая внутренняя дисгармония личности объясняется почти что неопреодолимостью этнических и культурных различий. Человек, находящийся на рубеже двух или более культур, тяготеет сразу к нескольким национальным или расовым группам, не будучи в состоянии полностью реализовать мировосприятие ни одной из них. Отсюда у человека появляется ощущение двойственности своего положения, внутреннее беспокойство, чувство оторванности, отчужденности от людей. Дискриминация, предрассудки делают переход таких людей из одной национальной группы в другую трудным процессом. Вместе с тем длительное пребывание этномаргинальной личности в однонациональной социокультурной среде облегчает решение этой проблемы".
   Большая часть потомков смешанных русско-татарских браков растворяется в русской нации и постепенно забывает о своих татарских корнях. Другая же часть длительное время испытывает чувства дискомфорта как среди русских, так среди татар, поскольку ни те, ни другие их до конца своими не признают - одни называют их "наполовину татарами", другие "наполовину русскими", а третьи и вовсе полупрезрительно "полукровками". Единственно возможным способом этнического позиционирования для таких людей остается полное отключение от какого-либо участия в культурно-общественной жизни татар и любых намеков на национальный вопрос.
   Не являясь сам потомком смешанного русско-татарского брака (так уже получилось, что мои родители татары) и будучи горячим сторонником мононационального-монорелигиозного брака среди татар, выступающим за уменьшение числа смешанных браков, вместе с тем не могу не посочувствовать людям смешанного происхождения, многие из которых так и не могут до конца жизни определиться кем же они являются на самом деле - русские, татары или просто россияне? Ведь они всегда на перепутье, всегда между двух культур, а иногда и религий.
   Думается, что из этой ситуации есть один выход, позволяющий с одной стороны удержать таких людей в границах татарского этноса, а с другой стороны решить сложнейшую проблему их самоидентефикации. Идеи, о которых пойдет речь ниже, не являются хитроумным способом размывания татар, а лишь призваны обозначить новую локальную этногруппу в татарском этносе, с тем чтобы удержать их в татарской этносфере.
   Как известно, этногенез любого народа, будь то татарский, русский или китайский как правило идет по пути включения в состав этнического ядра более мелких этнических групп с последующей их ассимиляцией, как добровольной, так и насильственной. В качестве примера насильственной ассимиляции можно привести дорогую сердцу наших "булгаристов" Болгарию, где в 1973-1974 гг. помаков(исламизированных болгар) вынуждали менять мусульманские фамилии на болгарские, закрывали турецкие школы и мечети, а в 1984-1985 гг. всех турок заставили принять славянско-болгарские имена и фамилии.
   В данном случае, ассимиляция татар в России идет бескровным путем и в основном путем смешанных браков - этот процесс всегда вызывал бурю эмоций и возмущения среди татарских националистов, однако, процесс этот происходил, происходит и будет происходить на протяжении многих тысячелетий среди всех народов нашей планеты, покуда жива человеческая цивилизация - и мы можем сколько угодно времени возмущаться этим, однако, повернуть его вспять или запретить невозможно. Мы можем только замедлить его течение, однако, в отношении людей смешанного происхождения диссимиляция практически исключена.
   Должны ли мы в таком случае исключать всех "нечистокровных" из рядов татарского этноса? Думается, что таким людям имеет смысл предложить новый этноним (от греческого ethnos -- племя, народ и onyma - имя, название, название одного из видов этнических общностей: нации, народа, и т.п.), отражающий их смешанное происхождение и вместе с тем, закрепляющий их татарское происхождение и даже включение в состав татарского этноса, несмотря на их практически полную ассимилированность русской культурой и языком.
   Сразу хочу оговорить, что в отличие от булгаристов, предлагающих переименовать всю татарскую нацию и, собственно, Республику Татарстан соответственно в булгар и Поволжскую Булгарию, автор не ставит перед собой задачи изменить уже исторически сложившийся в течении последнего столетия этноним "татары" - речь здесь идет лишь о том, чтобы предложить людям множественной (параллельной) этнической идентичности такой вариант само идентификации, который с одной стороны позволял бы им чувствовать себя комфортно, а с другой, сохранял бы их в границах татарского этноса, либо, как минимум, формировал бы отдельную этническую общность, с зафиксированным татарским происхождением.
   Необходимо рассмотреть и предложить несколько вариантов решения этой задачи, а уж дело самих потомков смешанных русско-татарских браков отвергнуть или принять их. Здесь я бы хотел отметить, что нечто подобное уже имеет место в США в отношении чернокожих американцев, давным-давно забывших когда-то родные им африканские языки и культуры, и где уже многие годы применяется этноним "афроамериканцы", подчеркивающий их этническое происхождение и вместе с тем принадлежность к американской нации. В последнее время в США также практикуются этнонимы "арабо-американцы" и "испано-американцы" по отношению к выходцам из арабских стран и стран Латинской Америки, а также потомкам от их смешанных браков с другими американцами.
   В нашем случае необходимо придумать и внедрить в широкие массы этноним, в котором бы присутствовали компоненты с одной стороны "татарин" или "тюрк", а с другой "русский" или "россиянин". Возможными вариантами могли бы стать "русские татары", "русские тюрки", "тюркорусы", "тюрко-росы", "тюрко-россияне", "русотюрки", "татаророссияпе", "русотатары" и "татаророссы"(д,ъа последних варианта мне кажутся наиболее подходящими и далее по тексту для удобства изложения я буду условно называть потомков смешанных русско-татарских браков как "русотатары").
   Новый этноним должен быть благозвучным, акцентировать татарское происхождение и наиболее точно отражать этническое самосознание большинства потомков смешанных русско-татарских браков с одновременной фиксацией русско-татарских корней.
   Здесь я предвижу возражения, что подобная самоидентификация может наоборот ускорить ассимиляцию татар. Наверняка, некоторые, прочтя все вышесказанное, будут шокированы таким "пораженчеством" и усматривать здесь "чудовищную провокацию" и новую попытку "разделить" татар, о чем уже было много политических спекуляций в ходе прошедшей Всероссийской переписи 2002 г. Ведь многим идеологам татарского национализма до сих пор хочется верить в то, что потомков смешанных русско-татарских браков нужно пытаться диссимилировать до победного конца и всячески стремиться вернуть в нацию и записывать в татары в ходе очередной переписи. Но ведь статистика беспощадно говорит о том русотатары в большинстве своем идентифицируют себя только как русские!
   Безусловно, очевидно, что далеко не все потомки смешанных русско-татарских браков поголовно примут новый этноним - однако мы можем переломить ситуацию, после проработки вопроса татарским учеными и идеологами и окончательной выработки татарской национальной концепции, в рамках которой и будет рассмотрен вопрос самоидентификации русотатар. Этот новый этноним или даже можно сказать этнобренд при соответствующей информационной поддержке через СМИ и PR-акциях позволит нам удержать русотатар в татаросфере, при том, что собственно татары как нация будут продолжать развиваться как нация, но при этом она не будет уменьшаться численно, так как русотатары войдут в ее состав как новая локальная этногруппа.
   Русотатары по сути давно уже существуют на протяжении как минимум четырех столетий, но только они сами зачастую вынуждены идентифицировать себя русскими или же они автоматически по языковому признаку считаются в общественном мнении русскими.
   Между тем у русотатар давным-давно уже сформирована собственная субкультура. Профессор В.Дергачев пихнет: "Маргинальная культура - самое величайшее завоевание и стратегический ресурс России, ее главный энергоноситель. Исключительное место в русской культуре занимают маргиналы славянско-татарского происхождения. Вот только несколько русских фамилий тюркского происхождения: Аксаков, Арсеньев, Ахматов, Бердяев, Булгаков, Бунин, Гоголь, Годунов, Державин, Карамзин, Рахманинов, Танеев, Татищев, Тимирязев, Третьяков, Тургенев, Тютчев, Чаадаев и многие другие".
   Представляется, что эти знаменитые деятели культуры с татарскими корнями могут по праву быть отнесены также и к выдающимся деятелям русотатарской культуры. Из современных наиболее известных к таковым можно отнести Ю. Шевчука, С. Шакурова, Б. Ахмадуллину, и многих, многих других известных актеров, спортсменов, писателей и поэтов. Все они фактически родились и выросли в русском культурном окружении, считаются и сами считают себя русскими, хотя и помнят о своих татарских корнях, которыми гордятся, являясь по сути русотатарами.
   Сегодня мы можем лишь догадываться о том, как пойдет дальше этногенез нынешних русотатар, но однозначно можно утверждать, что при отсутствии специального этнонима, отражающего их татарское происхождение, при том, что татарские общественные организации и идеологи татарского национализма пустят вопрос на самотек, подавляющее большинство потомков смешанных русско-татарских браков вольется в русскую нацию. Оформившись же как отдельная этническая общность, с фиксацией ее в перечне национальностей к предстоящей Всероссийской переписи 2012 г., русотатары могут быть включены в состав татарского этноса как отдельная локальная этногруппа, наряду с казанскими, нижегородскими, сибирскими и астраханскими татарами.
   Главное в данном вопросе - не бросать русотатар на произвол судьбы, бороться за то, чтобы они сохраняли пусть даже и смешанное, но все-таки, национальное самосознание как особой этнической общности, входящей в состав татарской нации. Процесс формирования новой локальной этногруппы - русотатар как неотъемлемой части татарской нации необходимо начинать как можно быстрее, ибо промедление в этом вопросе усиливает общую тенденцию к ассимиляции и как следствие ведет к постепенному снижению общего количества этнических татар.
   Нужно также признать, что в России помимо русотатар де-факто существуют русобуряты, русобашкиры и другие новые этнические общности смешанного происхождения, пока еще не заявившие свои культурные и политические притязания, но которые также должны иметь возможность право выбора своего особого пути. Думается, что их появление на политической сцене всего лишь вопрос времени - и мы же должны быть к этому морально готовы и поддерживать их также, как и появление русотатар.
   Явление русотатар не должно нас пугать- мы просто должны признать их право так называться и поддерживать их в этом, чтобы они остались с нами и чувствовали себя комфортно среди других татар. Только в этом случае мы можем надеяться, что некоторая часть из них со временем "вернется в татары", овладев языком, сохранив культуру и традиции.

    Айнур Сибгатуллин
25.06.2004 г. г. Москва

Обсудить в форуме

Эту и другие статьи Айнура Сибгатуллина вы можете прочесть на http://zhurnal.lib.ru/s/sibgatullin_a_a/


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - откройте для себя татарский мир .
Барда районы. Пермь татарлары
Башкортстан татарлары

"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)

    Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru
   
 
2003-2004, "Татарская рассылка"

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное