Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 15 апреля 2006г


 

Татарская рассылка

    15 апреля 2006г

isänmesez Duslar!

Недавно число подписчиков "Татарской рассылки" превысило 800 человек. Это радует :)) однако, я думаю еще очень и очень далеко до возможного "потолка".
Кстати, хочу попросить тех читателей, кто размещает материалы из рассылки на сайтах или форумах, также ставить гиперссылку на "ТР" http://subscribe.ru/catalog/culture.world.tatarlar или на сайт http://tatarica.yuldash.com/
Думаю это обязательно увеличит число подписчиков.

С уважением, Былтыр


Большие амбиции для небольшого народа
- рецепт успеха в XXI веке

В последние годы политический вектор развития Татарстана в силу известных причин претерпел значительные изменения. Что придет на смену идеям, от которых пришлось отказаться? С чем идти в будущее? Ильдус АМИРХАНОВ, бывший главный специалист управления загс кабмина РТ, ныне председатель Милли меджлиса татарского народа, разработчик концепций татарского национального образования, университета, семейного кодекса полагает, что ответы на вызовы будущего можно найти в прошлом.

Путь к кризису

- Ильдус Усманович, почему, как и сто лет назад, перед нами снова возникает проблема выбора дальнейшего пути?
- В XIX - начале XX века мы многого добились. У татарского общества была своя система, хотя и без государственности. Общественная жизнь в четырех тысячах махалля (национально-религиозная община, объединенная по территориальному признаку. - И.С.) была объединена вокруг духовного правления. Однако в это время татары очень неохотно шли на контакт с русской культурой, негативно относились к светскому, европейскому образованию. Национально-культурную подпитку давали контакты с Бухарой, Саудовской Аравией, Ираном, Турцией. Но оказалось, что татары не вполне могут конкурировать с развивающимися европейскими и русской нациями. Поэтому постепенно татарские просветители начали ратовать за преподавание точных предметов в медресе, реформу системы образования, тем самым приближаясь к западной культуре.
Но в 1917 пришли большевики, и вся эта структура была полностью разрушена. Исчезла духовная компонента, национальную еще пытались сохранить, но коммунистическая идеология отвергала национальность как таковую. К временам перестройки мы пришли уже без национальной школы. Взялись за восстановление справедливости, но путь, который мы избрали в этот период, привел к мировоззренческому кризису. Мы говорили о своем государстве, но при этом забывали, что общество должно саморегулироваться. До революции у нас не было ни флага, ни суверенитета, но мы имели фактически собственные экстерриториальные автономию и самоуправление.

- А что мешало заняться их созданием в 90-е годы, не дожидаясь указки сверху?
- Вероятно, еще слишком сильна была вера в государство как гарант всего и вся. Когда в 1993 году я возглавил ВТОЦ, мне пришлось столкнуться со взглядами мулюковского крыла этой организации. Они говорили, что прежде всего необходимо создание татарского государства. Да, внешне все было красиво: действительно, государство - это социальная структура, существующая для решения проблем национального развития. Но де-факто эти люди ратовали за государство номенклатурного типа, которое не решало проблем национального развития.

- Как можно было их решить?
- В первую очередь, с помощью радикальной реформы системы образования. Это помогло бы в корне изменить сознание новых поколений. В постперестроечный период мы, в частности, ассоциация "Магариф", пытались восстановить национальную школу на общественной основе - так, как это было до революции. Некоторые, правда, считали, что в тот момент было невозможно оторвать школу от государственной системы образования. Думали: будет суверенитет, и автоматически все, включая образование, будет развиваться. Но этого не случилось. Постепенно образование стало полностью контролироваться бюрократическими структурами, и мы получили татароязычную, но не татарскую школу.
Это проблема не только татар. В советский период не стало и русской национальной школы. Причем оказалось, что русские еще менее готовы к восстановлению образовательной системы, чем татары. Возможно, одна из причин в том, что приходские школы до революции были на уровень ниже татарских. Потому что у нас ничего не было, кроме школ при мечетях, и все силы были брошены на них. Тогда как у русских существовала альтернатива в виде светского образования. После перестройки некоторые русские также пытались воссоздать национальную школу. Мы даже работали какое-то время вместе, и надо сказать, что с ними мне во многом было интереснее сотрудничать, чем с татарами. Я уверен: если мы будем сотрудничать в таких вопросах, то обязательно найдем общий язык. Ведь у нас практически одни и те же пророки и базовые заповеди. Но, к сожалению, сейчас общество стало антирелигиозным, и вся система построена на поклонении золотому тельцу.

- А как вы оцениваете сегодняшнюю татарскую молодежь?
- В основном негативно. Я пытался сделать ставку на них, но скоро увидел, что в большинстве это зомбированные люди. Вокруг будут убивать, они пальцем не пошевелят. У них нет ощущения реальности, необходимости служения. Они считают, если будут читать пять раз намаз, то автоматически попадут в рай. Вера для них не столько образ жизни и способ мышления, сколько хобби. Но если человек не ставит себе высокие цели, закрывается как черепаха в своем панцире, не желая видеть окружающий мир, то он не может приносить пользу ни своему народу, ни государству.
В чем причина? Это также обусловлено тем, что нет никаких адекватных структур, которые бы могли эту молодежь привлечь и чему-то научить. Даже в мечетях теперь нередко проповедуют ислам ваххабитского толка, да еще и при молчаливом согласии исламских управленческих структур!

Кого и куда поведут татары?

- Каким должно быть наше будущее? Если десять лет назад мы стремились к государственности, то к чему мы должны стремиться сейчас?
- Первые шаги нужно начинать с восстановления общин-махалля. Необходимо параллельно создавать общинные структуры, образовательные, правовые, экономические, информационные системы. Мы должны создавать свои школы, больницы, магазины.
Конституция РФ позволяет создавать местные органы самоуправления с учетом исторических и культурных условий. С этого можно начинать. Например, в деревне может быть две общины - никто не может это запретить. При этом мы не затронем государственную структуру, границы.
Сейчас становится очень опасной западная индивидуализация, которая убивает семьи. Отдельный атомарный человек не представляет собой единицу национального общества. Семья, община, союз общин, государство - иерархия должна строиться именно в этой последовательности.
Есть главные ценности. Первая - это закон Всевышнего. Затем социальная справедливость, свобода - нужны отношения свободных людей, а не господ и рабов. Смысл экономики не в том, чтобы кто-то был богатым, а в том, чтобы люди не были рабами. Если я нищий, то я вынужден стать рабом. А раб выпадает из всех законов, и не только светских. Раб не может быть верующим, поскольку нет у него свободы совести. Освобождение рабов в исламе является одним из главных его достижений. Запад пришел к этому на двенадцать столетий позже. Но сегодня у нас подавляющее большинство людей - господа или рабы, поэтому так много неверующих.
Я с оптимизмом смотрю в будущее. Если мы бросим на это все силы, то лет через десять народ реально подойдет к управлению своей жизнью. Надо помнить, что все это невозможно без веры, потому что новое общество должно быть основано на высоких моральных качествах. Аморальный человек попытается в любой структуре хитрить и поступать нечестно. Поэтому надо одновременно строить общину и воспитывать нравственность.

- Что, на ваш взгляд, будет через десятилетие с татарами в других регионах, за пределами Татарстана?
- Если нынешние тенденции продолжатся, то ассимиляционные процессы там пойдут еще быстрее, чем у нас. Татары будут исчезать, если не найдут какую-то нишу в российском обществе. Все будет зависеть от того, насколько успешно им в других регионах удастся доказать свою ценность и значимость. Нужно, чтобы окружающие понимали татар, воспринимали их с уважением. Но татары должны сами себя уважать, относиться с почтением к своей религии, культуре, иначе никто их самих ценить не будет.
Сегодня мы наблюдаем некоторый позитив: якорь самоидентификации смещается от голословного "татарства" без сути, к исламскому, настоящему проявлению нашей нации. Но в крайности тоже впадать нельзя, полная денационализация религии приведет к ее упадку.
Нам же в Татарстане надо создавать центр кристаллизации национального сознания. Если мы сумеем это сделать, то и в других местах будут на нас равняться. И кто знает, возможно, мы, как самые "продвинутые" и обладающие технологиями, вообще поведем за собой все остальные мусульманские нации?

- Не слишком ли большие амбиции для столь небольшого народа?
- Мне кажется, что маленьких народов не существует. Если даже такой небольшой народ будет руководствоваться истиной, то он сможет очень быстро развиваться. Мухаммед проповедовал 23 года, и вначале у него было чуть более десятка учеников. Но в конце его пребывания на этом свете мусульман было больше в сотни тысяч раз.

Ильшат САЕТОВ
"Молодежь Татарстана" №24, 14 апреля 2006


Паломников пересадят на самолеты

Духовному управлению мусульман Татарстана придется отказаться от автобусных туров по святым местам ислама Мекки и Медины. Пересадить паломников на самолеты рекомендовали члены Совета по хаджу при правительстве РФ.
Последний хадж запомнится татарстанским пилигримам надолго: вспышка птичьего гриппа в Турции стала очередным испытанием для паломников. Организаторам тура пришлось менять обратный маршрут, который пролегал через страны Ближнего Востока, буквально на ходу. В итоге доставили в Россию на самолетах. Тогда операция по спасению верующих вылилась для бюджета государства в круглую сумму. Эта чрезвычайная ситуация и заставила Совет по хаджу задуматься над дальнейшей судьбой туров по святым местам. По мнению заместителя муфтия по хаджу Духовного управления мусульман республики Аяс-хазрата Мингалеева, отказаться от автобусов Татарстан вынужден и по другим причинам. В частности, организаторам турам очень сложно проследить за тем, что происходит по пути в Саудовскую Аравию. Нередки случаи, когда на отдельных участках маршрута, который пролегает через Иорданию, Сирию, Турцию, Иран, Азербайджан и Дагестан, паломников из Татарстана в буквальном смысле обдирают до нитки. В этом году "дорожные" поборы достигли колоссальной суммы - пяти тысяч долларов. Причем платить приходится не только официальным сборщикам налогов, но и самым настоящим бандитам.
Сейчас Духовное управление мусульман Татарстана разрабатывает новые маршруты для верующих. Предполагается, что автобусные туры заменят на комбинированные. То есть часть пути, как и прежде, придется преодолеть на автобусах, оставшуюся половину "нагонять" самолетом. Разница между комбинированным и авиа-тура-ми составит десять тысяч рублей. Если в этом году за автобусный тур паломники платили около 40 тысяч рублей, а за авиа - порядка 60 тысяч, то стоимость комбинированного тура едва ли превысит 45-50 тысяч рублей. По мнению Аяс-хазрата, такая цена вряд ли испугает истинно верующих, ведь откладывать деньги на хадж многие начинают еще за несколько лет до "святого путешествия".

Евгения КАРАНИНСКАЯ
"Молодежь Татарстана" №24, 14 апреля 2006


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Сайт знакомств "Юлдаш"
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Ателье татарской и мусульманской одежды "LuiZa"

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

2003-2006, "Татарская рассылка"
 

В избранное